Почему же мы так жаждем внимания множества людей? Чтобы создать личность. И чем большую личность вы громоздите вокруг себя, тем меньше возможность узнать свою индивидуальность
Бхагаван Шри Раджниш (Ошо)
Дар Атиши
Для путешествующих внутрь
Медитируйте над этими сутрами - они предназначены только медитирующим.
Атиша - не философ; он сиддха Будда. То, о чем он говорит - не какие-нибудь умственные спекуляции, но ясные четкие инструкции, дающиеся только тем, кто готов к странствию в Неизвестное.
Первая сутра.Постигните сущность двух свидетелей.
Вторая сутра.Всегда опирайтесь только на радостное настроение ума.
Третья сутра.Даже если что-то уводит вас в сторону, если вы сможете сделать это, то получится воспитание ума.
Четвертая сутра.Всегда соблюдайте три основные сути:
- следите за регулярностью медитации;
- не тратьте свое время на несущественное, не растрачивайте его попусту;
- не пытайтесь давать объяснения своим ошибкам и заблуждениям.
Пятая сутра.Измените свои наклонности и затем удерживайте достигнутое.
Шестая сутра.Не обсуждайте недостатки.
Седьмая сутра.Не думайте о том, что касается других.
Восьмая сутра.Сначала подвигните себя против вашего главного недостатка.
Девятая сутра.Оставьте всякую надежду на результат.
Первая сутра. Постигните сущность двух свидетелей.
Это - одна из самых главных сутр, одна из основ внутренней алхимии. Пусть войдет она вам в сердце. Тогда вы сможете заново родиться, получить новое видение, новый мир.
Здесь есть два значения, оба нужно постичь.
Первое. Существуют два свидетеля, и один из них - люди, которые вас окружают. Вы постоянно сознаете, что за вами наблюдают, за вами следят. Это приводит к смущению, к стесненности в вас. Отсюда страх. Например, его ощущают те, кто на сцене - ораторы, актеры, поэты, и не только начинающие, но и жизнь потратившие на выступления. Уже при приближении к сцене в них возникает трепет - добьются ли они успеха?
Столько глаз смотрит на вас. Вы превратились в объект. Вы больше не субъект, вы стали предметом, вещью. И вы боитесь потому, что они могут не оценить вас, могут не насытить ваше Эго. Вы можете им не понравиться, они могут вас отвергнуть... Вы в их руках. Вы - раб.
Теперь вы обязаны действовать таким образом, чтобы они вас оценили. Вы должны поддержать их Эго, надеясь, что они поддержат ваше.
Когда вы с друзьями, вы не так сильно боитесь. Вы их знаете; вы можете положиться на них. Но когда вы лицом к лицу с незнакомой толпой, вы испытываете страх. Все ваше существо начинает трепетать; ваше Эго под угрозой, вы можете потерпеть неудачу. Ваш успех не гарантирован...
Это первый вид свидетеля: когда другие люди наблюдают, следят за вами, а вы - просто попрошайка. Миллионы людей живут в таком состоянии. Они живут ради других, поэтому они только производят впечатление живущих; они не живут реально. Они постоянно приспосабливаются к другим, потому что они счастливы, только если другие счастливы, общаясь с ними. Они постоянно идут на компромисс; они продают свои души для того, чтобы стать известными, знаменитыми.
Заметили ли вы одну характерную вещь? Как только писатель, художник или ученый получает нобелевскую премию, уровень его творчества снижается! Ни один нобелевский лауреат не смог выдать ничего столь же ценного, как то, что он создавал раньше, до премирования. Что же происходит? А то, что если ваше Эго достигло цели, вам некуда идти дальше. И больше нет нужды приспосабливаться к людям.
Как только книга становится знаменитой, автор умирает. Так случилось, например, с книгой "Пророк" Халила Джибрана. То же произошло с "Титанджали" Рабиндраната. И это не исключение, это почти правило. Как только вы становитесь известным автором, вы перестаете идти на компромисс. Для чего? Вы уже знамениты. А когда вы не идете на компромисс, люди перестают замечать вас, они вас игнорируют. А ведь все ваше творчество было основано на желании вашего Эго. Теперь, когда это желание осуществилось, творчество угасает.
Такова ситуация, в которой живут 99% людей: вы знаете только один тип свидетеля - кого-то другого вне вас. И этот другой вызывает беспокойство. Хорошо сказал Ж.П. Сартр: "АД - ЭТО ДРУГИЕ". Этот другой не позволяет нам расслабиться. Почему вы чувствуете себя таким расслабленным в своей ванной комнате? Потому, что там нет ДРУГОГО. Но если вдруг почувствуете, что кто-то смотрит на вас в замочную скважину - вся релаксация исчезает. Вы опять напряжены: за вами наблюдают.
Веками, вызывая страх в людях, священники говорили, что Бог постоянно смотрит на них, день за днем наблюдает за ними. Вы можете спать - Он никогда не спит. Он все время сидит возле вашей постели и наблюдает. Он все время смотрит только на вас. Он смотрит ваши сны. Он читает ваши мысли. Так что вы будете наказаны не только за свои поступки, но и за свои сны, свои мысли, свои желания и свои чувства.
Священники вызывали большой страх в людях. Только подумайте - Бог непрерывно наблюдает! Ни единого мгновения нам не дано побыть наедине с собой! Это была великая стратегия - превратить людей в вещи.
Так почему же мы так жаждем внимания других? Потому, что такие, как мы есть, мы пусты. Нас просто нет. Мы не имеем в себе центра бытия. Мы только шум, толпа, дом, полный слуг, которые ссорятся, потому что хозяин отсутствует или крепко спит.
Мы страстно жаждем внимания других, потому что так мы можем создать, по крайней мере, псевдоцентр. Если настоящий центр потерян, хочется положиться на псевдо. Он даст нам видимость единения, он сделает из нас личность. У нас нет индивидуальности: она является квинтэссенцией бытия, находящегося в реальном центре, которое действительно знает себя. Но если у вас отсутствует индивидуальность, вы можете, по крайней мере, стать личностью, можете обрести характер. Личность занимается попрошайничеством. Индивидуальность - это ваше сокровенное внутреннее развитие, это рост. Ее ни у кого не надо выпрашивать, и никто не сможет вам ее дать. Индивидуальность - это ваше открытие. Но характер может быть только выпрошен, его можно скопировать с кого-то другого. Фактически, только другие могут дать его вам.
Когда вы один в лесу, у вас нет никакой личности, никакого индивидуализма, вспомните! Тогда у вас есть индивидуальность, но нет никакого индивидуализма! Если вы один в Гималаях - кто вы? Святой или грешник? Нет никого, кто бы вас осудил или оценил. Никого, кто бы сделал вас знаменитым в хорошем или плохом смысле. Никого, кроме вас. В своем полном одиночестве - кто вы? Грешник или святой? Знаменитая личность или просто никто? Нет! Вы ни то, ни другое. Вы не знаменитая личность, и не никто, потому что и в том и в другом случае должен быть ДРУГОЙ. Глаз другого нужен, чтобы отразить вашу личность. Вы - ни то, ни другое. Вы ЕСТЬ, но есть в своей реальности. Вы есть такой, какой вы есть в своей совершенной наготе, подлинности.
Это одна из причин, почему многие думали, что разумнее уйти от общества. В действительности это не было бегством от общества, это не было направлено против общества. Это было усилие освободиться от своей личности.
Будда покинул свой дворец; его нельзя назвать трусом, беглецом. Почему он покинул свой дворец? Рабиндранат написал красивую поэму об этом:
Будда покинул свой дворец! Двенадцать лет он бродил по лесам, практикуя, медитируя. И наступил день великой радости, когда он стал просветленным. Первое, что он вспомнил, - он должен вернуться во дворец и сообщить радостную весть женщине, которую он раньше любил, ребенку, которого он оставил, старому отцу, который еще надеялся, что его сын вернется. Это так человечно, так трогает!
Спустя двенадцать лет он вернулся. Его отец был сердит, как все отцы. Он не мог увидеть, кем стал его сын, что с ним произошло, не мог увидеть его индивидуальность, которая была так выразительна, так ясна! Весь мир начинал осознавать это, но его отец бы слеп. Он все еще думал о нем с точки зрения его личности, которой уже не было, от которой он отказался в тот день, когда покинул свой дворец. Действительно, он должен был покинуть дворец, чтобы отказаться от личности. Он хотел познать себя таким, каков он есть, а не таким, каким его представляли себе другие. Но отец посмотрел на него глазами двенадцатилетней давности. Он снова говорил Будде: "Я твой отец и люблю тебя. Ты глубоко меня обидел. Я - старик. И для меня были мучением эти двенадцать лет. Ты - мой единственный сын. Я старался дожить до твоего возвращения, чтобы ты смог принять царство. Теперь же возьми на себя заботу о царстве. Дай мне отдых. Мне пора отдохнуть. Хотя ты и совершил большой грех против меня, - ты отнесся ко мне почти убийственно, - но я прощаю тебя, и мои двери все еще открыты для тебя".
Будда засмеялся. Он сказал: "Сударь, постарайтесь хоть чуточку осознать, с кем вы разговариваете. Человека, покинувшего этого дворец, больше нет. Его уже давно нет в живых. Я - некто другой. Взгляните на меня!"
Его отец еще больше рассердился. Он сказал: "Ты хочешь обмануть меня? Я не знаю тебя! Я знаю тебя лучше, чем ты сам себя знаешь! Я - твой отец! Я дал тебе рождение, в твоей крови течет моя кровь! И это я тебя не знаю?"
Будда сказал: "Все же, я прошу вас, сударь... Вы, конечно, дали мне рождение. Я появился через вас, это правда, но вы явились только средством, а тот факт, что кто-то приехал верхом на лошади, еще не говорит о том, что лошадь знает седока. Я прошел через дверь вашего тела, но это еще не значит, что вы знаете меня. Действительно, двенадцать лет тому назад даже я сам не знал, кто я такой. Сейчас я знаю. Загляните в мои глаза. Пожалуйста, забудьте о прошлом, будьте здесь, сейчас!"
Но это отцу было не под силу. Его старые глаза наполнились слезами гнева и радости. Он не мог увидеть то, что случилось с Буддой. Что за вздор несет его сын? Что он умер и возродился, что он - совсем другой человек, что он больше не личность, что он индивидуальность?..
В словарях слова "индивидуальность" и "личность" - синонимы. В сущность же они противоположны. Individuus (лат.) - нераздвоенный, нерасщепленный, равномерный; persona (лат.) - маска, личина; житейская роль, положение. Личность (персона) - фальшь, претензия, фасад; индивидуальность - наша истина.
Почему же мы так жаждем внимания множества людей? Чтобы создать личность. И чем большую личность вы громоздите вокруг себя, тем меньше возможность узнать свою индивидуальность.
…Когда Будда вошел к своей жене, она была еще больше сердита. Она думала только об одном вопросе, который был для нее очень значительным. Она сказала: "У меня только один вопрос к тебе. Я ждала все эти годы, поэтому ответь мне. Вопрос простой, будь откровенен", - она все еще думала, что Будда может быть неискренним. - "Скажи честно одну вещь, будь правдивым: нельзя ли было достичь здесь, во дворце, всего, чего ты достиг в лесу? Разве Бог находится в лесу, а здесь, "на базаре", его нет?"
Ее вопрос очень важен. Будда сказал: "Да, истины здесь столько же, сколько и там. Но узнать об этом здесь было бы очень трудно для меня, потому что здесь я затерялся в личности принца, в личности отца, в личности сына. Слишком много было этой личности. В действительности, я никогда не покидал свой дворец. Я только покинул свою личность, чтобы некому было напомнить мне, кто я такой. Я могу самому себе задавать вопрос: "Кто я?" Я хотел встретить себя. Ответы других не интересовали меня".
Но всех интересуют ответы других. Как вы любите, когда вам говорят: "Как вы красивы!"
Сарвеш разговаривал с Муктой: "Я чувствую себя немного потерянным". Он - один из лучших чревовещателей в мире. Всю жизнь на сцене, прожектора, тысячи людей внимательно следят за тем, что он делает, прекрасный прием у публики. У него есть талант, гений. Его жизнь окружена вниманием многих.
Сейчас, естественно, в этой коммуне, никто не подходит к нему и не говорит: "Сарвеш, вы - великий. Сарвеш, вы - это, вы - то". Он должен чувствовать себя немного потерянным. Это проблема для людей, находящихся в поле зрения общества; им очень трудно оставить свою личность.
Но он старается, я уверен, он добьется успеха. Он жаждал внимания других, но рано или поздно устаешь от этого, потому что это искусственная пища. Может быть, она вкусна, но не питает, не дает жизненную энергию.
Личность - это показуха. Она может обмануть других, но не может обмануть вас, по крайней мере, надолго. Поэтому и приехал сюда Сарвеш, усталый, измученный всем этим вниманием. Но старые привычки сохраняются ненадолго; рано или поздно он будет наслаждаться своей индивидуальностью. Познав эту радость, познав свою индивидуальность, вы будете свободны от зависимости от других. Требуя их внимания, вы обязаны платить. Это рабство. Чем больше вы просите людей обратить на вас внимание, тем больше вы превращаетесь в вещь, предмет потребления, который можно продавать и покупать. Это именно то, что происходит со всеми знаменитыми личностями - политиками, артистами...
Это одна разновидность наблюдения: вы хотите быть наблюдаемым объектом. Это придает вам респектабельность, и чтобы иметь ее, вам необходимо будет создать характер с его моралью. Но и то, и другое - всего лишь лицемерие, это нужно для того, чтобы привлечь внимание к своей персоне.
Если вы хотите респектабельности, вы должны будете стать конформистом. Вы должны будете подчиниться обществу и его требованиям. Вы должны будете жить согласно ложным ценностям этого общества, ведь общество состоит из людей, которые находятся в глубокой спячке; их ценности не могут быть настоящими.
Но - есть одна возможность: вы можете стать святым. Тысячи ваших святых живут таким образом. Они всё принесли в жертву на алтарь респектабельности, почитаемости. Они мучили себя, они были самоубийцами. Но одного они достигли: они стали святыми, и люди поклоняются им.
Если вы хотите такого поклонения, такой почитаемости, такой святости, то все больше будете становиться фальшивыми, все больше и больше станете псевдо, станете пластиковыми, искусственными. Вы никогда не будете настоящей розой. А это самое ужасное бедствие, которое может случиться в жизни человека - стать искусственной розой.
Второй вид наблюдения - совершенно другой, диаметрально противоположный. Здесь вы не жаждете внимания других; наоборот, вы начинаете обращать внимание на себя. Вы становитесь свидетелем своему собственному бытию. Вы начинаете наблюдать свои мысли, желания, мечты, жадность, ревность. Вы создаете внутри себя некоторое новое сознание. Вы становитесь центром, безмолвным центром, который начинает наблюдать все происходящее.