Тема№13 Искусство Древнего Рима
Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной римской державы – от Британских островов до Египта. Римское искусство создавали не только римляне или италики, но и древние египтяне, греки, сирийцы, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии и другие народы. В художественном мастерстве господствовала древнегреческая школа, зато на искусство в каждой провинции Римского государства влияли местные традиции.
Римляне впервые стали строить «типовые»города, прообразом которых явились римские военные лагеря.
История Рима делится на два этапа: эпоха республики, время изгнания из Рима этрусских завоевателей, и императорский, начавшийся с правления императора Октавиана Августа. Первая эпоха сравнительно бедна произведениями искусства, в основном это достижения этрусков, которые, кстати, и создали знаменитую Капитолийскую волчицу – символ легендарной прародительницы римлян. Большой вклад внесли древние греки, подчинив себе на время все римское искусство.
Главной святыней Рима являлся храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолийском холме (не сохранился). Достопримечательность Рима – рыночная площадь – форум. Здесь происходили все главные городские события. На площади высились храмы, стояли колонны, к которым прикреплялись ростры – носы побежденных вражеских кораблей. Самым знаменитым считается форум Траяна, наиболее красивый и внушительный. Он был вымощен полудрагоценными камнями, образующими красивые узоры, на нем стояли статуи побежденных противников, был выстроен храм в честь божества, были 2 библиотеки – греческая и латинская. Между ними стояла колонна Траяна, единственная, сохранившаяся до наших дней. Она обвита лентой рельефов с изображением эпизодов личной жизни и военных побед императора, прах которого также захоронен внутри колонны.
Республиканская архитектура представлена рядом замечательных памятников. Среди них ордерные храмы, круглые и прямоугольные в плане. Вход к храму был по этрусскому обычаю только с одной, торцевой, стороны. Круглый храм Сивиллы, или Весты, окружен коринфскими колоннами. Фриз украшен рельефами с изображением традиционного римского мотива – бычьих черепов, с которых свисают тяжелые гирлянды. Это был символ жертвоприношения и памяти. Ордер отличался жесткостью рисунка и суховатостью, колонны утратила греческую пластичность.
Великолепны римские мосты II – I вв. до н.э. Так, мост Мульвия помимо его практических достоинств (он простоял более 2 тыс.лет) отличается красотой, он как бы опирается на воду полукружиями арок, на которых сверху лежит карниз.
Частично внешний облик Древнего Рима можно увидеть по раскопкам Помпей, который был вместе с 2 другими городами погребен под слоем пепла от извержения вулкана. Город имел регулярную планировку. Внутри дома были расписаны. Прекрасно сохранились некоторые фрески, изображавшие повседневную жизнь простого римлянина. Стены домов были расчерчены геометрическим орнаментом, который напоминал обкладку полудрагоценными камнями. Позднее на стенах стали изображать городской пейзаж.
Появился новый тип зданий – амфитеатры. Там давали разные представления: бои гладиаторов, поединки с дикими животными, травля рабов и первых христиан. Спектакли практически не ставили, т.к. они не пользовались успехом. В 70-е- 80-е гг н.э. был сооружен грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название «Колизей» (от лат. Colosseus – громадный). Это самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около 50 тыс. зрителей. Колизей представлял собой огромную чашу с 4 ярусами ступенчатых рядов сидений внутри. Снаружи – кольцевая стена в форме эллипса, с 3 ярусами аркад: дорическая, ионическая и коринфская. 4-й ярус был глухим. В солнечные дни над Колизеем натягивали огромный навес.
Второй шедевр зодчества - Триумфальная арка Тита. Она увековечила поход Тита на Иерусалим и разграбление там храма Соломона.
Триумфальные арки заимствованы у этрусков. Их сооружали в честь побед или как знак основания новых городов. По сторонам проема арки Тита – 2 коринфские колонны. Украшает арку высокая надстройка со статуей императора на колеснице. Там же захоронен прах Тита, по обычаю для высоких лиц.
Пантеон – храм всех богов – единственный памятник, не разрушенный и не перестроенный. Снаружи он представляет собой огромный цилиндр, к которому пристроен глубокий портик. На вершине купола находится так называемый «глаз Пантеона» - круглое отверстие, через которое проходил свет.
В Риме был выстроен мавзолей, частично перестроенный в Средневековье и названный Замком Святого Ангела. К мавзолею вел специально сооруженный мост.
Особой грандиозностью выделяются Термы (бани Каракаллы). Термы для римлян были чем- то вроде клуба, где помимо ритуальных омовений появился целый комплекс развлечений и занятий. Термы Каракаллы занимали колоссальную площадь с газонами, представляли собой сложные архитектурные сооружения, перекрытые сводами. Богатый декор покрывал стены и своды терм.
От Древней Греции взял начало и получил особое распространение и развитие тип храма «базилика» - прямоугольное здание, разделенное несколькими продольными рядами на несколько проходов – нефов. Средний неф был обычно шире и выше боковых, чаще всего он завершался выступом – апсидой. Впоследствии форма базилики использовалась как образец для строительства христианских храмов.
В эпоху Августа был популярен третий помпейский стиль, или «канделябровый». Это стремление к плоским архитектурным орнаментам, легкие ажурные архитектурные сооружения, напоминающие высокие металлические канделябры (подсвечники), между ними помещались заключенные в рамы картинки с сюжетами пастушеской жизни, например «Пастух с козами».Излюбленной темой становится изображение сада, наподобие райского.
Самой популярной и самой загадочной вещью в римском искусстве являются, безусловно, маски. Они были знаком перехода от бессмертного к смертному, мифического к обыденному.
Одним из замечательных достижений римского искусства стал портрет. В отличие от поэтизированных и идеализированных портретных образов древних греков и этрусков, римский портрет был очень реалистичен. Он пошел от обычая снимать восковые маски с умерших предков. Маски хранились в каждом доме на самом почетном месте.
Римские портреты предают все мельчайшие особенности человеческого лица. Ведущим героем портрета был пожилой волевой патриций. Римский портрет очень конструктивный, строгий и логичный: портрет Ю.Цезаря, статуя римлянина, портрет императора Адриана,знаменитыйпортрет ростовщика Цецилия Юкунда, конная статуя Марка Аврелияи др. Правление императора Нерона, одного из самых безумных и жестоких правителей в римской империи, стало периодом расцвета портретного искусства. Очень много портретов самого правителя, от одаренного ребенка до презираемого монстра.
В середине I в. в изобразительном искусстве стал формироваться жанр натюрморта. В нем появилось «высокое» и «низкое» направления – изображали и мясные лавки с тушами убитых животных, и символические произведения с тайным смыслом. Так, например, дерево, извечный символ мира и жизни, на одной из фресок Помпей изображено без корней и т.д., что объясняет внутреннее состояние города.