Космически-природный ландшафт и культурный ландшафт
Человеческая культура как биологическая в своей основе является частью общей экосистемы планеты, обусловлено уникальным и достаточно случайным положением Земли в Солнечной системе. Появление, развитие и существование человеческой культуры определяется космической средой, физико-химическими свойствами планеты и допустимыми рамками экологического равновесия. Любое мало-мальски незначительное отклонение тех или иных параметров космической среды, физико-химических свойств планеты, нарушение экологического равновесия приведет популяцию современных людей, их ноосферу к гибели или вырождению данной ветви эволюции, что случалось неоднократно с популяциями других живых существ.
Как прекрасно написала американский географ начала XX века Э.Ч. Семпл: «Человек – продукт земной поверхности. Это означает не только, что он – дитя Земли, прах ее праха; но и то, что Земля приходится ему матерью, вскормившей его и обременившей его заботами, руководящей его мыслями, сталкивающей его с трудностями, которые укрепляют его ум и способности, ставящая перед необходимостью развивать судоходство и орошать поля, одновременно подсказывая ему, как это сделать» (Semple E.C. The Influences of Geographic Environment. N.Y. 1911. P.1).
Взаимосвязь человека и космическо-природного Ландшафта всегда осознавалась. Банально указывать на то, изменение температуры в ничтожных для космоса пределах мгновенно приведет к гибели весь органический мир. Банально также указывать на постоянную опасность столкновения Земли с крупным метеоритом или кометой, что приводит автоматически к такому же результату.
В магии известно учение о влиянии звезд на человеческую судьбу: под каким знаком зодиака родился человек – такова его судьба. Более серьезно ставил этот вопрос наш мыслитель Чижевский, который рассматривал влияние ритмов солнечной активности на человеческую культуру. Но более всего в данном историческом промежутке существования культуры важна связь человека с жизнью планеты и с её биосферой.
Прежде всего, для формирования культурного Ландшафта важен климат. Идея о влиянии климата и географического положения не нова. Такого рода мысли встречаются у Аристотеля, Гиппократа, Страбона. Наиболее конкретно впервые эта идея подчеркивается у Ж. Бодена (1530-1596), - географическая среда, по его мнению, определяет психический склад народов. Но он не был крайним сторонником такого влияния, считая, что государственное управление и культура способны смягчить влияние этого фактора. Классическим представителем точки зрения о влиянии климата на тип культуры является Ш. Монтескье. Он писал, что температура сильно влияет на человека: «…холодный воздух производит сжатие окончаний внешних волокон нашего тела, отчего напряжение их увеличивается и усиливается приток крови от конечностей к сердцу» (33, С.350). На основании этого он выводит своеобразие всех народов мира. Интересно, что эту идею применил далее наш мыслитель, близкий к кругам «нигилистов» из «Русского слова», Афанасий Щапов (1831-1876), который развивал культурологическую концепцию развития России, исходя из того, что холодный климат России снижает «возбудимость нервов» и способность к мышлению.
Но обусловленность температурным режимом еще не один из факторов влияния географической среды на культуру, - всегда, в совокупности с климатом, принималась в расчет конфигурация и тип самого географического ландшафта. Здесь, в частности, интересны идеи анархиста Л.И. Мечникова, который был связан с анархистом Э. Реклю (1830-1905), развивавшим идеи философии «географизма» К. Риттера (1779-1859), от которого можно, совместно А. Гумбольдтом, вести новоевропейскую традицию «философии Ландшафта». Л. И. Мечников считал, что развитие культуры идет в зависимости от связей культур с реками, морями и океанами. В частности, египетская и месопотамская цивилизации – это «речные» цивилизации, древние и средневековые цивилизации – это «средиземноморские» цивилизации, а современная – это «океаническая» цивилизация.
Но всегда следует учитывать, что этот фактор имеет действие лишь в совокупности всех остальных. В зависимости от интенсивности других факторов он дает совершенно противоположные результаты. В частности, А. Дж. Тойнби (1889-1975) правильно свидетельствовал, что египетская цивилизация возникла не благодаря благотворному климату поймы Нила. Пойма Нила, наоборот, представляла из себя болотистый «ад», кишащий насекомыми, хищниками, который избегали обживать африканские племена. И только ввиду ухудшения климатических условий и соответственного уменьшения объема продовольственной базы африканские племена были вытеснены к пойме Нила. Расцвет же египетской цивилизации обеспечил человеческий труд и социальная организация, благодаря которым были произведены ирригация и осушение болотистых пространств нильской поймы.
Но, как бы то не было, человеческая культура является частью общей системы жизни планеты. Её появление, существование и развитие определяется общими законами природы и детерминированы определенным физико-химическим диапазоном, окружающей ландшафтной средой, – т.е. экологией. Нарушение экологического равновесия между культурным Ландшафтом и ландшафтом природы может привести к гибели популяции человека, к вырождению этой популяции как боковой патологической ветви в эволюции природы. Необходимость равновесия между культурой и природой понималось еще в древнейший период человеческой культуры. Большинство кардинальных изменений в истории человечества обусловлено экологическими кризисами, нарушениями этого равновесия. Именно этот аспект сейчас подчеркивается сторонниками концепции социоестественной истории.
Это явно понималось первобытными людьми, ибо первобытности пищевая территория какого-либо рода или племени была достаточно ограничена, прежде всего, тем, что охотники и собиратели должны были успеть вернуться в дневное время суток к своей стоянке, т.е. радиусом не более 10-20 км. При стационарной стоянке рода или племени эта пищевая территория довольно быстро истощалась и загрязнялась, возникали серьезные экологические проблемы уже тогда. Этими проблемами, в частности обусловлен переход к системе производящей экономики – это был вынужденный ход человечества, ибо хищническое истребление природных ресурсов методами потребляющей экономики – охоты и собирательства, привело к катастрофе. Это убедительно доказывает, в частности, М.И. Будыко («Эволюция биосферы».1984). Такой же фактор скрытно присутствовал во всех катаклизмах последующих эпох, во всех последующих изменениях в человеческой культуре.
Все это становится наиболее явственным в начале III тысячелетия, где экологические проблемы становятся центральными. Все это подчеркивается современными исследованиями в области экологии. Формирование идей экологии идет с начала XIX века, - еще известный исследователь, брат В. Гумбольдта, Александр Гумбольдт выдвигал идеи о необходимости исследования взаимоотношения между человеком и природой (см. Гумбольдт А. Картины природы. М., 1959). Формируется понятие «биосферы», которое ввел в обиход австрийский геолог Э. Зюсс (1875), но наиболее существенен вклад В.И. Вернадского. В 1926 году вышла его фундаментальная работа «Биосфера». Начинает формироваться экологическое мировоззрение. В русле экологических идей интересна концепция так называемой социоестественной истории, которая базируется во многом на идеях Вернадского. Их основной тезис состоит в том, что истории культуры как таковой не существует, а существует социоестественная история, где действуют два «игрока» – «человек хозяйственный» и природный «ландшафт». Идеи обусловленности человеческой культуры конкретизировал на примере античной истории В.Д. Блаватский, который в своей книге «Природа и античное общество» (1976) правильно подчеркивал, что невозможно понять историю греческой культуры без фактора обусловленности географической средой. Эту же идею развивает Э.С. Кульпин, который в своей работе «Человек и природа в Китае» (1990) развил идентичные мысли. К примеру, упадок цивилизации Шумера во многом обусловлен тем, что из-за чрезмерного использования воды для полива началось засоление почв и эрозия. Много посвящает проблемам экологии Н. Моисеев. Он пишет о необходимости руководствоваться «экологическим императивом», под ним он подразумевает совокупность ограничений на активность современной цивилизации, несоблюдение которого, по Н. Моисееву – одному из создателю модели «ядерной зимы», приведет в ближайшее столетие к экологической катастрофе. Он правильно считает, что XX век был «веком предупреждения», а XXI век может стать веком общечеловеческой катастрофы. В связи с этим он утверждает принципы нового рационализма. Для него: «Рациональная организация общества – необходимое условие дальнейшего существования самого вида humo sapiens, ибо это общество, способное обеспечить условия экологического императива!» (32, с.296). Мерой этого рационализма является степень согласованности «стратегии Общества» и «стратегии Природы».
Это находит отражение и у современных философов-культурологов, в частности, П. Козловски пишет: «Экологический вопрос свидетельствует сегодня об окончании неограниченного господства человека над природой и о неисполнимости надежд Нового Времени на полное и всестороннее покорение природы человеком. В этом смысле экологическое движение является, по своей сути, постмодерным» (19, с.23).
В результате всего изложенного видно, что Ландшафт Культуры взаимопереплетен с Ландшафтом Природы, сильно от него зависит: Культура и Природа равноправные игроки на территории земного Ландшафта, и нет разделения на «Храмы и Мастерские», а есть два «Храма» – «Храм» Культуры и «Храм» Природы.
Работы Сукачева В.Н. (см. Структура и формы материи. М.,1967)
Как подчеркивал ученый-эколог Ф. Сен-Марк: «Было бы странным заблуждением полагать, что можно сохранить природу, оставляя в неприкосновенности ту экономическую систему, которая её разрушает» (Сен-Марк Ф. Социализация природы. М., 1977. С.54)
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
ГОЛАЯ ОБЕЗЬЯНА
Биологическую обусловленность культуры можно вообще отнести к внутренним факторам культурной деятельности, ибо биология человека – это постоянная детерминанта человеческой жизни, которая определяет образ и конфигурацию культуры. Человек – это «голая обезьяна». В начале культурной эволюции биологический фактор является определяющим, но в процессе истории он все более отходит на периферию. Эволюция человеческой культуры – это все меньшее влияние биологического фактора и все большее влияние других факторов, которые формируют культуру (в большинстве случаев не в лучшую сторону).
В любом случае, сильна ли биологическая составляющая в человеке или нет, - можно согласиться, в частности, с мнением американского антрополога Л. Тайчера, который утверждал, что игнорирование биологической природы человека часто приводит при попытках социального регулирования к кризисам и срывами программ этого социального регулирования. Представляет интерес также его точка зрения о пагубности выхода хозяйственной деятельности за рамки биологических норм, что приводит к губительным последствиям не столько природного окружения человека, сколько для самого человека. Интересно и мнение английского антрополога Десмонда Морриса, автора знаменитой книги «The Human Zoo» (1969), где он подчеркивал, что, хотя человек и живет в цивилизованном индустриальном обществе, он мало чем отличается от «дикаря-охотника», который бродит по «джунглям» городских кварталов и улиц, движимый теми же желаниями, страстями и страхами, - как и его далекий предок-дикарь, который бродил по джунглям тропического леса.
Правильно подчеркивал М. Рьюз: «Мы умные животные, но все-таки животные. Этот факт мы обязаны принимать во внимание даже тогда – и в особенности тогда - когда размышляем о самом человеческом из всех человеческих атрибутов, каким является наше моральное чувство» (Рьюз М. Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление?»\\ Вопросы философии. 1989. №8. С.35)
В любом случае, всякая культура должна обладать способностью удовлетворить основные потребности человека как биологического вида. Это, прежде всего, потребность в питании и воспроизводстве потомства. Если культура не способна удовлетворить эти базовые потребности человека, то устойчивое существование того или иного типа культуры невозможно.
Все формы человеческой культуры являются развитием тех форм отражения реальности, организации и деятельности, которые уже существуют в природе. Культурные методы являются копиями с уже выработанных природой способов организации жизнедеятельности живого. Использование этих способов организации, оперирование ими, приспособление их для своих целей – в этом и состоит процесс культурной деятельности. Самые последние достижения человека в передовых областях современного знания – кибернетике и генетике, давным-давно созданы природой. Взять хотя бы мозг – творение природы, который является совершенной биохимической кибернетической системой, - те кибернетические системы, которые создал человек, пока не могут с этой системой соревноваться ни по количеству, ни по плотности воспринимаемой информации.
Без обращения к фактам биологии понимание человеческой культуры невозможно. В этом состоит одна из главных аксиом, необходимых для адекватного понимания человеческой культуры. Потому так критикуемый биологический редукционизм, идущий от Г. Спенсера и Ч. Дарвина, в отношении применения биологических аналогий при истолковании человека и человеческой культуры вполне обоснован.
Низовые формы культуры вообще поддаются адекватному истолкованию их как биологических форм, излишний антропоморфизм тут не нужен, и можно применить «канон» известного американского зоопсихолога Ллойда Моргана (1852-1936), который гласит, что, то или иное действие нельзя истолковывать как результат действия какой-либо высшей формы психической деятельности, если есть возможность объяснить эти действия на основе более низших форм проявления психической способности. Это своеобразная «бритва Оккама» для культурологических исследований. Нет, к примеру, особой необходимости в сфере сексуальной деятельности человека прибегать к сложным культурологическим интерпретациям: самка человека возбуждается и входит в состояние эструса (течки) от самца при виде его красоты (свидетельства здоровья и силы), его материальных атрибутов (наличия средств и жилища) так, как и самка любого животного. Хотя все эти биологические по сути явления оформляются в культурные формы, но суть остается та же. Но бывает, что культура влияет и в этой сфере, что вызывает, к примеру, досадный сбой в биопрограмме человеческой самки в отношении стратегии поиска партнера в случае отбора самца по «уму»: если самка нормального животного выбирает себе самца по «уму», который самками понимается в соответствии с их биологической предзаданностью - как потенциальная возможность обеспечить потомство средствами пропитания, - то у самки человека эта биопрограмма, действуя по этой же логике, часто дает серии ошибок в выборе, ибо ум человека культуры не свидетельствует еще о возможности успеха его в деле обеспечения материального благополучия. Это явление наблюдается довольно часто, тем не менее самки человека все равно, следуя своей животной биопрограмме, «испорченной» культурой, постоянно совершают эти ошибки по протяжении всей истории культуры.
Наша европейская культура до недавнего времени шла по пути картезианства. Декарт утверждал, что животные – это механизмы, и человек кардинально отличен от животного. Картезианство такой своей позицией сыграло отрицательную роль в новоевропейской культуре. Странно, эта точка зрения была принята, хотя в то время была прекрасно известна иная точка зрения, изложенная в хорошо известной и читаемой во все времена книге Аристотеля «История животных», в которой особой принципиальной разницы между человеком и животным Аристотель не видит, отмечая аналогию человека с обезьяной задолго до Дарвина. Точка зрения Аристотеля, была развита и выражена более принципиально дарвинизмом. Дарвин всегда подчеркивал, что различие умственных способностей человека и животного не качественное, а чисто количественное: «Как бы ни было велико умственное различие между человеком и высшими животными, оно только количественное, а не качественное» (Дарвин Ч. Сочинения. Том 5 М, 1953 с.239).
Ему вторит один из основоположников психологии, незаслуженно неоцененный философ Вильгельм Вундт: «.. познание животных отличается от познания человека только степенью своего развития. Между человеком и животным нет разницы более глубокой, нежели такая существует и между различными животными. Все одушевленные организмы образуют непрерывную цепь однородных существ, везде представляющую связь и нигде не имеющую промежутка» (Вундт В. Душа человека и животных. СПб., 1865. с.561)
Это касается и так называемых «моральных качеств», более того, «моральные качества» животных оказались значительно выше. И тем более человек подвергается влиянию цивилизации, тем далее он отодвигается от «благородного дикаря» Ж.-Ж.Руссо. Животное, по крайней мере, не убивает себе подобных, и самый страшный хищник не убивает своих жертв больше, чем требуется необходимостью пропитания. Как писал киник Менипп из Гадар (сер. III в. до н.э.): «Львы не оскверняют себя убийством львов, волки не отравляют волков, кони не вступают в заговор против коней, а слоны не захватывают крепостей, чтобы их разрушать. Звери, живя вместе с нами, становятся ручными, а люди, общаясь друг с другом, становятся дикими. Братья из мести убивают братьев, отцы подсыпают яд своим детям, законные сыновья отрубают головы своим родителям, а жены предают мужей» (3, с.269-270). А еще жестче писал русский ученый М.А. Энгельгард: «.. что такое свирепость тигра по сравнению с человеческой, по разнообразию, утонченности, вычурности и интенсивности?» (47, с.11). Этот русский «Жан-Жак» утверждал, что «.. история человечества, история цивилизации с древнейших времен до XVIII столетия, есть история постепенного ожесточения нравов, развитие свирепости и мучительства, ухудшение человеческих отношений и расцвета взаимной грызни и злобы..» (там же. с.10). Он с печалью констатировал: «Сколько раз люди пытались быть добрыми, и сколько раз эти попытки оканчивались сугубым зверством» (там же. с.14). Энгельгард утверждал, в духе Руссо, - чем более прогрессирует человечество умственно, тем более оно нравственно деградирует. «Цивилизованный человек – прирожденный преступник» (там же. с.63) - в этом его глубочайшее убеждение, к сожалению, имеющее достаточное основание на истину.
Сопоставление человека и животного доходит иногда до точки зрения о неполноценности человека вообще как биологического существа. Этой точки зрения придерживался, как известно, представитель немецкой философской антропологии А. Гелен. Он, в частности, сравнивая общественную организацию муравьев, которая базируется на инстинктивных формах ментальности, отмечает, что форма организации людей, основанная на эйдетических формах, обладает меньшей степенью стабильности и устойчивости. О несовершенстве человека писал известный английский писатель и философ Артур Кестлер, который считал возможным мнение, что человек – «…жертва мелкой погрешности, скорее всего, просчета в организации нервной системы, который прививает человеку склонность к маниакальным идеям и толкает на самоуничтожение.. В человеке созидательная способность и патология – две стороны одной медали» (Кестлер А. Человек – ошибка эволюции? \\Диалоги. М.,1979 с.142-143).
Следует еще заметить, что животные не проигрывают не только в умственном и моральной отношении человеку, - у животных присутствуют также зачатки эстетических способностей. Прекрасно известно, что некоторые птицы украшают свои гнезда. К примеру, австралийские и новозеландские самцы птиц - шалашников, как свидетельствует, в частности, Е. Панов, строят специальные «беседки», куда они приглашают самок для брачных игр. Эта «беседка» совершенно не отвечает практическим целям - шалашник размером со скворца сооружает «беседку» до метра в периметре, пол её украшает цветами, перьями и т.д. Также и музыкальные способности у животных крайне развиты, особенно у птиц. Венгерский орнитолог и музыковед Петер Секи, основатель орнитомузыкалогии, проигрывая песни птиц с замедленной скоростью нашел поразительное сходство их с народными песнями и со звучанием музыкальных инструментов. Вполне вероятно, что именно песни птиц и послужили базой для возникновения форм музыкального искусства у человека.