Дополнительные материалы
А.А.Ладанюк.Е.А.Кошмина
«ЮВЕЛИРКА» ИЗ КОЖИ
Сегодня на исходе нашего техническо го века, принесшего человечеству откры тие синтетических материалов, наиболее ценными все же остаются материалы и формы природные. Не иссякает интерес и к коже. В ручной обработке есть своя уди вительная прелесть. Мастер забывает о достижениях цивилизации и становится вровень со многими поколениями твор цов, сохранивших свое искусство в тече ние столетий. Методы обработки кожи почти не изменились. Но изменился чело век и его мировосприятие. Появились но вые техники, новые стили. Ведь каждый настоящий художник всегда ищет и со здает новое, в любом материале воплощает свое понимание мира. Но только в совершенстве овладев техникой, можно создать истинное произведение искусства.
Не бойтесь нетрадиционных решений, смелее сочетайте природные и искусст венные материалы. Не забывайте о том, что любой природный материал, в том числе и кожа, — это только форма. Но ва жен и творческий подход. Не торопитесь сразу воплощать свои идеи. Проживите их, ощутите внутреннюю гармонию именно этих форм и красок. Вначале вам наверняка не избежать желания нату рально передать окружающий мир, каж дую веточку, цветок. Но со временем вы научитесь создавать и абстрактные фор мы, варьировать смелые сочетания.
Обработка кожи — сложный трудоем кий процесс, поэтому необходимо про чувствовать присущие ей особенности: пластичность, нежность, удивительную красоту. Из кожи можно создать любое украшение — неповторимую оригиналь ную вещь, нужно лишь приложить к это му желание, терпение и любовь. Мы на деемся, что наша статья поможет вам рас крыть и полюбить этот удивительный ма териал.
Все народы, населяющие нашу Землю, так или иначе занимались кожевенным производством. Ведь зачастую кожа была единственным доступным материалом. Из нее шили одежду и обувь, предметы быта и украшения, создавали музыкальные ин струменты и даже жилища. В разных уголках нашей планеты находят кожаные изделия, принадлежащие к различным эпохам.
Каждая культура накладывает неиз гладимый отпечаток на любое произведе ние искусства, любое ремесло, в том чис ле и кожевенное.
Так южные народы любят яркие соч ные краски, звонкие сочетания. Кожевенные изделия африканских племен напо минают росписи первобытных пещер, т.к. в этих краях жаркий климат, из кожи здесь изготавливают в основном предме ты быта.
Большое развитие кожевенное произ водство получило в странах с суровым хо лодным климатом. Завораживают красо той изделия якутских и чукотских масте ров. Из кожи кроили они одежду, обувь, даже мячи. Многовековые традиции со храняются и поныне. Эти народы любят геометрические узоры, украшенные вы шивкой. Каждая деталь тщательно продумана и имеет определенный символиче ский смысл. Сочетания цветов обычно контрастны. Якутские мастера украшают свои изделия металлическими пластина ми, бисером.
Неповторимы изделия венгерских мас теров. В этой стране кожевенное произ водство издавна ценилось и пользовалось популярностью. Узоры просты и изыскан ны, в каждой вещи найдена та неулови мая грань, которая вводит незатейливый узор в ранг высокого искусства. Запо минаются характерные формы и отдел ка: мешочки, различные варианты кисто чек.
Археологи Белоруссии до сих пор на ходят изделия, относящиеся к глубокой древности. Обувь необычно расшита яр кими шелковыми и шерстяными нитками. Пестрые декоративные цветы образуют радостный орнамент. Белорусские коже венники любили использовать тисненые растительные узоры.
Украинские изделия выделяются оби лием металлических бляшек и заклепок, собранных в сложнейшие орнаменты. Распространены пояса с элементами ук рашений под конскую сбрую, широко применяются металлические пряжки, це почки.
Казахи, кроме традиционных для всех народов кожевенных изделий, изготавли вали из кожи еще и сосуды, которые хоро шо сохраняли воду, футляры, охотничьи пояса.
Киргизы производили красивые сум ки, чехлы, футляры, сосуды, украшенные тиснением, оплеткой, металлическими накладками. Яркие сочетания коричне вых и оранжевых оттенков придают каж дому изделию удивительную празднич ность.
Издавна развивалось кожевенное ре месло и на Руси. Русичи ходили в кожа ной обуви, изготавливали из кожи сбрую, ремни, колчаны, щиты и многое другое.
В Прибалтике наряду с удивительны ми кожаными украшениями до сих пор сохраняются и развиваются традицион ные тиснения и гравировки переплетов.
Общие сведения о коже
На качество кожи влияют многие фак торы: возраст и пол животных, условия их содержания, выделка шкур. В зависимости от возраста животных различают несколько видов кож: выпарка — кожица неродившегося животного; опоек — кожа новорожденного; выросток — кожа трех месячного животного на растительном вскармливания, неблюй — кожа шести месячного животного; полу кожник — ко жа однолетнего животного, шкура полно го развеса — кожа крупного рогатого ско та.
Различают кожу и по качеству выдел ки. Сафьян и марокен вырабатываются из слабо прожированной и окрашенной в яркий цвет козлины. Бывают они разных цветов: красного, желтого, зеленого и черного. Шагрень — мягкая шероховатая козлина или овчина. Пергамент (телячью кожу) в былые времена в сыром виде на тягивали на раму и использовали для письма. Пергамент на картонной основе используется и по сей день для перепле тов. Юфть — премированная кожа, дуб ленная корой ивы, бывает красного, чер ного и бежевого оттенков. Изготавливает ся из кожи лошадей, оленей, свиней. Очень толстая юфть (до 3 мм) выдерживает высокое тиснение, гравировку.
Существуют несколько видов кож, различаемых по виду сырья: лайка — тонкая эластичная кожица из выпарки или опойка; шивро и козлина вырабаты ваются из козлиных шкур; шеврит полу чают из овчины. По сравнению с шивро, шеврит менее эластичен.
Велюр — кожица хромового дубления, отшлифованная со стороны низдры (т.е. верхней стороны кожи). Замша — кожи ца жирового дубления натурального цве та: от светло-золотистого до коричневого. Вырабатывается из шкур лося, дикой ко зы или оленя. Лицевая сторона имеет большие поры, легкая, мягкая, сильно растягивается. Спилок — отделенный на двоильной машине от натуральной замши слой. По спилку делается мерия — естест венный рисунок кожи животного.
Для каждого изделия тщательно отби райте материал. Начните с выбора кожи. Для бижутерии хороша мягкая эластич ная кожа, способная передать самый тон кий орнамент. Перчатки обычно шьют из лайки. Этот материал точно повторя ет изгибы и движения пальцев. Сумки рекомендуется шить из плотной жест кой кожи. Если вы используете мягкую кожу для кошельков и косметичек, обяза тельно проложите ее плотным материа лом.
Рис. 1
Инструменты
Почти в каждом доме имеется набор инструментов, предназначенных для об работки металла и дерева: отвертки, гвоз ди и другие металлические приспособле ния. Вам пригодятся металлические тру бочки, детали из конструкторов. Даже при небольших усилиях из них можно сделать вполне пригодные инструменты. Большинство необходимых инструментов можно сделать самим. Если вы решили серьезно заняться кожей, приобретите не сколько ножей. Кривой нож (рис. 1,а) подходит для разнообразных линий, ок руглые линии прорезайте поворотным но жом (рис. 1,6). Прямым ножом прорезай те прямые линии, ремни, шнурки (рис. 1,в). Сапожный безрукоятный нож с од носторонней заточкой (рис. 1,г) удобен для шерфования (утончения) и обработки толстой кожи. Для шерфования пригоден и нож в форме полумесяца (рис. 1,д).
Для тонкой кожи приготовьте порт новские ножницы и ножницы «зигзаг».
Для точки ножей и других инструментов вам понадобятся бруски и шкурки.
Косточка (рис. 1,к) предназначена для разглаживания мягкой оплетки и подчер кивания рельефов. Сделайте ее из дере вянного брусочка или веточки. Крестовое шило (рис. 1 ,ж) используется для шитья и продевания ремешков. Круглое — для тонких мелких работ и наметки. Прямые линии проводите по металлической ли нейке. Предметы из маникюрного набора, скальпели и пинцеты помогут декоратив но обработать изделие.
Рис. 2
Недостаточно иметь только металли ческий молоток. Во многих операциях не заменим деревянный. Именно деревян ным молотком обколачивают места скле ек, плетеных вставок, выполняют штам повку. Он не повредит кожу (рис. 2,а). Существуют некоторые инструменты, специально, предназначенные для обра ботки кожи. Это пробойники и фестоны (рис. 2,6). Для оплетки изделий незаме нимы пробойники диаметром 2, 3 и 4 мм. Пробойниками диаметром 1 и 2 мм, а так же фигурными пробойниками часто укра шают бижутерию. Пробойники 10 — 15 мм и большего диаметра удобны для круглых деталей и жареных «пуговиц». Пробойниками 20 — 30 ммразмечают круги, кото рые потом вырезают ножницами. Из гвоздей с большими шляпками можно выпилить штампы (рис. 2,в). Для раз метки на юфти и нежной коже лучше пользоваться роликом (рис. 2,г). Он почти не оставляет следов. Круги рас черчивайте циркулем-измерителем. Им же удобно размечать расстояние между отверстиями при перфорации (пробива нии отверстий). С инструментами для декоративной отделки (тиснение, грави ровка) мы познакомим вас позднее (рис. 2,д).
Пробойные клещи (рис. 2,е) состоят из пробойников от 1 до 6 мм. Клещи ускоря ют работу и удобны для обработки выгну тых деталей. Разрезы для плетеных узо ров сделайте при помощи остро наточен ных отверток. Влажную кожу натягивай те маленькими гвоздиками. Это сделает поверхность ровнее. Все операции лучше производить на оргстекле или плотном картоне (если вы не имеете специального стола). Отверстия пробивайте только на резиновой шайбе или толстой мягкой ко же. Иначе пробойники быстро затупятся. Шерфование производите на мраморной плитке.
Правка инструментов
Инструменты с плоскими сторонами правят на кожаном ремне, смоченном маслом. Остальные инструменты подта чивайте на оселке (мелкозернистом бру ске). Нож со скошенным острием, стаме ску, резак держите на оселке под углом заточки и выполняйте мягкие вращатель ные движения. Поворотный нож правят с обеих сторон. После правки проведите инструментом по кожаному ремню, но только в одном направлении. Это сделает лезвие ножа более гладким. Следите, что бы инструменты не ржавели и всегда на ходились в наточенном состоянии. Иногда протирайте их смоченной в масле тряп кой. После этого тщательно его сотрите, чтобы на коже не появились жирные пят на (рис. 3).
Рис. 3
Дополнительные материалы
Для склеивания кожи используются специальные клеи. Канцелярский, БФ, клеи для ткани и бумаги непригодны. Лучший клей — «Момент». Он очень пла стичен, не трескается при изгибах, пре красен для склеивания поясов, крышек сумок и других подвергающихся дефор мации деталей. «Момент» быстро сохнет, поэтому используйте его для декорирова ния кожи, закрепления складок и других подобных операций. Чтобы сильно не за грязнять кожу, старайтесь сразу же уда лять излишки клея. Клей «Уникум» очень хорошо склеивает детали, влагоустойчив, но имеет неприятный запах и долго сох нет. «Феникс» также влагоустойчив, за стывает несколько быстрее и довольно легко удаляется. «DUOSAN» и «Мастер» хорошо скрепляют детали, но нешщстич-ны, при изгибах быстро растрескиваются. Если вам необходимо ровно сшить кожа ные детали друг с другом, до шитья смажьте сшиваемые части резиновым клеем, т.к. он легко удаляется. Мокрую кожу заворачивайте в складки, используя ПВА. Но не забывайте, что этот клей со временем теряет свои свойства.
Обыкновенные кремы для обуви (типа «Сочи») и вазелин хорошо отполируют кожу и придадут изделию законченность, скроют потертости. Касторовое или ма шинное масло размягчит кожу и сделает ее более пластичной. Для окраски кожи подготовьте анилиновые и растительные красители, заготовьте кору некоторых де ревьев, отбеливатели, зубной порошок.
Пояса и сумки можно отделать с по мощью кнопок, замочков, блочков и т.д. Наверняка у вас сохранились старые ве щи, вышедшие из употребления. Вам пригодится их фурнитура. Для брасле тов и обручей приготовьте пластмассовые и металлические основы, для их проклад ки подойдут тонкий поролон или синте пон.
К сожалению, в последнее время боль шинство магазинов, специализирующих ся на продаже сырья и промышленных от ходов, закрываются. Поэтому подобрать нужные материалы становится все труд нее. Не выбрасывайте старые вещи, кожа ные сапоги, перчатки. Даже самые потре панные и невзрачные на первый взгляд предметы пригодятся в работе. Стоит только захотеть.
Приемы обработки кожи
Реставрация
Кожа — очень прочный материал, но при длительном использовании и плохом уходе изнашивается. Прежде всего это от носится к обуви. Мы дадим вам несколько советов о том, как правильно ухаживать за кожей.
Чистка кожи производится после уда ления с нее пыли и грязи. Жирные пятна удаляют тальком или раствором щавеле вой кислоты. Постоянно смазывайте кожу кремом. Царапины аккуратно подкрасьте анилиновым или нитрокрасителем. Су шите кожу только при постоянной темпе ратуре. Сначала тщательно промойте ко жу в мыльной воде, прополоскайте с ук сусом и сушите врастяжку, прибив гвоз диками к доске и протерев раствором ли монной кислоты (20 г на 1 л воды). Про-жируйте кремом. Деформированные из делия можно прогладить не сильно разо гретым утюгом. Между утюгом и кожей проложите бумагу или тряпку. Обработка кипяченым молоком придаст изделиям некоторый блеск. Протирайте вещи вазе лином или яичным белком. Лайку чисти те смесью 1 части скипидара и 2 частей бензина. Замшу чистят раствором 1 чай ной ложки питьевой соды на стакан моло ка. Замша станет глаже, если вы подер жите ее некоторое время над паром и про чистите резиновой щеточкой. Если старая кожа сильно потерлась на краях, обрабо тайте ее тесьмой или кантом. Отбеливать кожу нужно при температуре 40 — 50°С. Четверть пакетика отбеливателя «Лилия» разведите в 1 л воды, увлажненную кожу опустите в раствор и оставляйте в нем до полного остывания. Любую тонкую кожу можно сделать мягкой, если долго мять руками. При этом старайтесь ее не растя гивать. Не выкидывайте старые кожаные вещи. Голенища сапог обычно сохраняют ся лучше всего. Вырежьте ножом лучшие куски. Они пригодятся для украшений и вставок.
Окрашивание
Если вы хотите заново покрасить ко жу, сначала снимите старую краску аце тоном или растворителем. Нитрокрасите-ли невозможно удалить полностью. В на ше время кожу окрашивают с помощью искусственных препаратов, но существу ют многовековые традиции окраски кожи. В средние века кожевенники при дубле нии использовали дубовую кору, желуди, кору каштанов, ивы, сосны, ели. Не выде ланную кожу окрашивали растительными отварами. Для получения желтого цвета готовили отвары из ромашки или незре лых плодов черного тмина. Красный ок рас достигали, используя соки диких яб лок, гранатов или вермут. Коричневые оттенки получали, варьируя концентра цию отвара желудей. Для получения на сыщенного коричневого цвета в отвар из желудей иногда добавляли незрелые грецкие орехи. В зеленый цвет кожу ок рашивали медным порошком. В каждом доме есть свои рецепты окраски яиц к Пасхе. Попробуйте поэкспериментиро вать и с кожей. Искусственные красители найти и приготовить проще. Но не забы вайте, что кожа — натуральный матери ал, и естественная окраска смотрится всегда выигрышнее. Не торопитесь сразу окрашивать большие куски, сначала по пробуйте на маленьких кусочках. Мы предлагаем вам несколько вариантов ок раски анилиновыми красителями.
Один пакетик красителя разведите в 0,3 л кипятка и процедите. В раствор тем пературой 45 — 50°С, опустите намочен ную и разглаженную кожу. Избегайте за ломов. Оставьте кожу в растворе до осты вания. Краситель лучше закрепить фик сатором, (т.е. закрепителем). Его можно приобрести в магазинах химических ре активов или заменить лаком для волос или уксусом. Если вы опустите в горячий краситель сухую, сильно смятую кожу, то получите модную ныне «варенку».
2 вариант — окрашивание в растворе денатурата. На 1 л воды и 200 мл денату рата разведите соответственно: 40 г жел того, темно-красного или коричневого красителей: 20 г синего, красного или ли лового. Порошок высыпьте в таз. Добавь те денатурат и помешайте на огне. Посте пенно вливайте воду. Доведите до кипе ния, после охлаждения отфильтруйте. Ес ли приготовленный раствор обладает ме таллическим блеском, значит, краска из лишне густа. Разбавьте ее теплой водой и приступайте к окраске.
«Мрамирование» достигается опрыски ванием сухой скомканной кожи через пульверизатор. Затем кожу обязательно обработайте закрепителем (фиксатором).
Можно использовать трафареты и рас творы типографских красок. Не всегда стремитесь равномерно покрыть кожу. «Неправильная» окраска может создать новый узор.
Перфорация и оплетка
Перфорация (пробивание отверстий) выполняется пробойниками. Углы изде лия нужно слегка закруглить ножом или ножницами, т.к. острый угол невозможно оплести. Разметьте места будущих отвер стий по линейке или циркулем-измерите лем. Для точной разметки длинных изде лий, например поясов, лучший инстру мент — долото.
Рис. 4 Рис. 5
Если вы скрепляете две детали оплет кой, то помимо скругления углов утон чите край ножом. Особенно это реко мендуется при оплетке бижутерии. Склейте по краю обе стороны изделия из нанкой внутрь и начинайте оплетку. Концы спрячьте между деталями, смазав клеем.
РИС. 6
Рис. 7
Ремешок для оплетки вырежьте из мягкой кожи. Для этого по краю имеюще гося куска или по спирали, привязав руч ку к спице, вырезать ленту (рис. 4). Оп леточная лента часто рвется, поэтому важно незаметно и прочно срастить кон цы. Оба ремешка расположите на ровной гладкой доске и сшерфуйте концы, т.е. утончите кожу на 13 — 15 мм один с лице вой стороны (низдры), другой — с изна ночной (бахтармы) (рис. 5). Нанесите клей и крепко сожмите. Для того чтобы лента стала менее ломкой, протрите ее воском. Для оплетки подбирайте прочную кожу, ведь ее основная функция — креп ко соединять детали. Умело подобранная оплетка может одновременно и необычно украсить ваше изделие. Обязательно про думайте цветовое сочетание оплетки и основного материала, ее ширину и расстоя ние между отверстиями и краем. Наибо лее простая оплетка — в край (рис. 6). Она просто исполняется и крепко соеди няет детали. Крупная оплетка из толстой кожи может украсить любую сумку или пояс. Длина оплеточной ленты должна быть в 3 раза больше оплетаемого края. На рис. 7 представлены оплетки с различ ной шириной ремешка. Элегантную вене цианскую оплетку выполните из очень мягкой и тонкой кожи. Размер отверстий подберите в 2 — 3 раза меньше ширины ленты. Благодаря этому оплетка уложит ся в мягкие красивые складки. В угловые отверстия вводите ремешок 2 — 3 раза. Перекрещивающаяся оплетка не только украсит изделие, но и придаст соедине нию прочность. Эффектно смотрится оп летка, выполненная в 2 этапа (см. рис.7). Немного сложнее выполняется оплетка из 2 ремешков (рис. 8). Для узловых оплеток длина ремешка должна превышать длину изделия в 5 — 6 раз (рис, 9, 10).
Можно оплести край «елочкой» (рис.11). Из 2 ремешков можно сделать сложную оплетку (рис. 12). Старайтесь не путать ремешки. Это совсем несложно сделать, если для оплетки вырезать ре мешки разных цветов.