Архаическая скульптура
Искусство Древней Греции
Гомеровский период (XI-VIII века).
Эпоха архаики (VII-VI века до н.э.)
Гомеровский период (XI-VIII вв. до н. э.) -это "темные века" в истории цивилизации, около 400 лет, которые закончились возникновением греческих полисов периода архаики. Об этом периоде известно, что произошел полный упадок культуры и искусств, была утрачена даже письменность. Остатки микенской цивилизации были окончательно уничтожены.
После гибели крито-микенской культуры новая культура начинает постепенно формироваться на юге и в центральных районах Балканского полуострова.
Главная её черта на начальной стадии:
- патриархальность, неразвитость быта, раздробленность мелких хозяйств, примитивность культуры.
- От этого времени почти не осталось памятников зодчества, так как материалом служили в основном дерево и необожженный, высушенный на солнце кирпич-сырец. Представление об архитектуре этого времени дают остатки фундаментов, рисунки на вазах, терракотовые погребальные урны, уподобленные домам и храмам, и некоторые строки гомеровских поэм.
Культура гомеровского периода:
1. Греческий народ создал красочные повествования о жизни богов и героев, вид устного народного творчества — мифы.
2. В греческой вазописи IX—VIII веков до н. э. складывается геометрический стиль.
3. В первые века I тысячелетия до н. э. ведущее место в развитии искусства принадлежало художественному ремеслу — керамике
Геометрический стиль греческой вазописи
название - от геометрических орнаментов, которые украшали изделия керамики.
Большим разнообразием отличались формы сосудов. В Средней и Южной Греции, на Крите и Кипре гончары изготовляли амфоры, куда наливали вино и оливковое масло, кратеры, в которых вино разбавляли водой, чаши и небольшие туалетные коробочки — пиксиды, крышки которых украшали фигурки коней или птиц.
- Энохоя, ойнохоя - сосуд для разливания вина, небольшой кувшин с плоским дном, округлым туловом, узким горлом и одной высокой ручкой; край Э. имеет три смежных канала для слива (спереди и по бокам), благодаря чему удобно было разливать жидкость в несколько сосудов, не поворачивая энохойи. Парадные энохойи покрывались художественной росписью.
- Гидрия- кувшин для воды, иногда использовался как урна для хранения пепла усопших и для жеребьёвки при голосовании. Отличались стройной вытянутой формой и длинным горлышком. У гидрии три ручки:две маленькие горизонтальные по бокам сосуда для того, чтобы поднимать его, и одна вертикальная посередине для удобства разливания воды. Гидрии носили на голове или на плече.
- Лекиф - ваза, предназначенная для хранения оливкового масла, также использовалась как погребальный дар в V в. до н. э. Характерные черты лекифа: узкое горлышко и небольшая ножка.
Лекифы часто украшались росписями разными красками по белому фону. Лекиф соотносился с неженатым мужчиной.Лекифы также изображались рельефами или скульптурно в местах погребения в качестве художественных элементов надгробий.
- Лутрофор - от других видов керамических сосудов отличается длинным горлышком и ручками особой формы. Использовался для хранения воды в брачных и погребальных церемониях и тем самым по культовому назначению аналогичен лекифу. Лутрофоры в свадебных и погребальных обрядах символизировали незамужнюю женщину. Их часто обнаруживают в захоронениях незамужних женщин.Лутрофор также изображался на самих надгробиях.
Греческая архаика (VI-VII века до н.э.)
Архитектура, ордерная система, элементы, типы храмов
Архаическая скульптура
--- Как объяснить наготу? ---
Курос (κυρος), куросы (правильнее - курои, множественное число от греч. курос - юноша — тип статуи юноши-атлета, обычно обнажённого (ок. 650 г до н.э. — 500 г. до н.э.).
Кого изображали? Различные версии:
- образ Аполлона,
- воплощение юношеской красоты,мужества и силы,
- портретные изображения знаменитых атлетов,
- символы мужественности как таковой.
Иногда это надгробные памятники вполне определенных людей, с собственными именами. Соответственно их называют иногда по имени -"Клеобис", "Аристодик" или "Кроисос" иногда по месту обнаружения - "Курос из Суниона", "Курос из Воломандра" , "Курос из Тенеа" , "Курос из Пьомбино", а иногда по месту хранения - "Мюнхенский курос", "Курос Гетти" , "Афинский курос", "Курос из Лувра" и т.д.
Ставились в святилищах и на гробницах; они имели преимущественно мемориальное значение, но могли быть и культовыми образами. Отличаются:
- строгой фронтальностью, условностью трактовки форм человеческого тела; лица их оживлены т. н. архаической улыбкой.
- Руки тесно прижаты к телу — к бедрам, пальцы согнуты. Куросы демонстрируют практически идеальную симметрию во всех анатомических частях тела, сведенных к простым геометрическим формам.
- Кора— это изображение женщины (всегда молодой), в статичной позе, одетой в традиционную греческую одежду, с архаической улыбкой на устах.
Изображались:
- стоящими во весь рост,
- одна нога слегка выдвинута вперед , одна рука придерживает одежды таким образом, чтобы не наступить на них в движении.
- свободная рука часто держала приношение тому богу или богине, которому они были посвящены.
- Одеяния кор: хитон, так и более плотный пеплос. Иногда пеплос надевался поверх хитона. Скульпторы большое внимание уделяли орнаментальному оформлению и складкам тканей, показывая, как они драпируются на полностью скрытом человеческим теле.