М.В. Ломоносов Екатерина II Канцлер Голицын
Портрет напольного гетмана. Петр I на смертном ложе.
Андрей Матвеевич Матвеев (Картины художника)
Портрет Петра I Портрет И.А.Голицына Автопортрет с женой
Новым явлением в искусстве стала гравюра. Наиболее известным мастером был А.Ф. Зубов.
Летний сад Васильевский остров
В начале XVIII в. в России работали иностранные живописцы, в частности, И.-Г. Таннауэр и Л. Каравакк.
Портрет сына Петра I Петр I в Полтавской битве Елизавета Петровна Анна Иоановна
Во второй половине XVIII в. развиваются и другие жанры живописи. Складывается система жанров (портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, историческая живопись). Наиболее значимыми авторами исторического жанра былиА.П. Лосенкои Г.И. Угрюмов.
Владимир перед Рогнедой Федор Волков Чудесный улов
Взятие Казани Иваном IV Избрание Михаила Романова Торжественный въезд Александра Невского
В развитии портрета проявились две тенденции: повышение художественного уровня и реалистичности изображения и расцвет парадного портрета. В творчестве А.П. Антропова были особенно сильны традиционные черты парсуны. Он стал одним из создателей жанра камерного портрета:
Петр I Петр III Статс-дама А.М.Измайлова
Портреты Ф.С. Рокотоваотличаются интимностью, тонкостью и психологизмом
Портрет Струйской Портрет Петра III Портрет Екатерины II
. Д.Г. Левицкий много работал в жанре парадного портрета:
Екатерина II Портрет Е.И.Нелидовой Портрет Н.С.Борщевой
Творчество В.Л. Боровиковского (рубеж XVIII - XIX вв.) связано с идеями сентиментализма. Он впервые ввел пейзажный фон в портретах.
Портрет Лопухиной Павел I Портрет Нарышкиной
В конце XVIII в. появляются полотна со сценами из крестьянской жизни (М. Шибанов, И.П. Аргунов,И.А. Ерменев),
Портрет неизвестной Портрет калмычки
возник интерес к ландшафтному пейзажу С.Ф. Щедрин.
Вид на С-Петербург Набережная в Неаполе
зародился городской архитектурный пейзаж Ф.Я. Алексеев
Красная площадь Санкт Петербург
Ф.И. Шубин создал скульптурные портреты :, полководца П.А. Румянцева Задунайского:
М.В. Ломоносов Екатерина II Канцлер Голицын
Граф Орлов полководец П.А. Румянцев- Задунайски
Появляются памятники в честь выдающихся деятелей – Петру I ("Медный всадник" Э. Фальконе, 1782)
В строительстве Петербурга нашли наиболее полное воплощение принципы архитектуры Нового времени: предварительный план застройки города, выработка особого типа регулярной планировки городских ансамблей, системы улиц, кварталов, площадей. Для строительства были приглашены иностранные архитекторы: Ж. Леблон, Д. Трезини, Б. Растрелли.
ЛЕБЛОН ЖАН-БАТИСТ
В 1716 году был приглашен Петром I в Санкт-Петербург, где, будучи «генерал-архитектором», руководил строительством города. Также известен выполненный Леблоном в том же году «образцовый» чертёж дома для «именитых» (долгое время ошибочно приписываемый Доменико Трезини). Это был двухэтажный дом с фасадом на семь осей (то есть 6 окон и дверь в центре) и высокой крышей. К этому проекту Пётр дал комментарий: «…И понеже по Леблоновым чертежам во всех палатных строениях, а особливо в Петербургских домах окны зело велики, а шпанцы меж ними зело малы, чего для ему объявите, чтобы в жилых полатах конечно окны меньше делал, а в салах как хочет, понеже у нас не французский климат»
В 1717 году Леблон разработал Генеральный план Санкт-Петербурга с центром на Васильевском острове. Принимал участие в строительстве Петергофа, где занимался планировкой верхнего парка, проектированием и строительством Большого Петергофского дворца и отделкой Монплезира. Спроектировал «водный сад» в Стрельне. Занимался оформлением интерьеров Летнего дворца Петра I.