Les Litanies De Sainte Olga
Представим инопланетянина, попавшего на концерт симфонического оркестра. Допустим, он не чувствует музыку: звук он слышит, а музыку не слышит. Он может изучить то, во что музыку упаковали, в данном случае звуковую волну. Инопланетянин может высчитать смену настроений человека во время прослушивания звуковой волны, но музыка ему будет недоступна. Никакая четкость не поможет инопланетянину, потому что химические процессы в голове людей, параметры звуковой волны и пр. - это вторичные признаки.
4. "Незвук"* (автор слова Нелли Сергеевна Цымбаленко) - это музыка, где отсутствует колебание воздуха как таковое. Никакого звукового воспроизведения, даже чтение вслух этих песен, уменьшит эффект от прослушивания. Тексты написаны так, что у человека автоматически начинает звучать в голове некая мелодия. Основная идея альбома - избавиться от необходимости навязывать слушателю какие бы то ни было звуковые конструкции.
Незвук
***
Ой ты, серый,
Ой, зубатый,
Не тронь,
Не приходи,
Тебе тут не рады
Хороводы-воды-водим,
Приедешь - тебя утопим,
Вода в реке холодная,
Холодная,
Холодная,
Холодная.
Ой, не понравится тебе,
Ой, не приходи,
Уходи.
***
Укусил!!!!!!
Укусил!!!!!!!!!!!!!!!
У,
Укусил-укусил.
Весенняя
Весна, весна,
Подай тепла!
Много нам не нужно,
Птицы - раз.
Подснежники - два.
Ну а три - это быстрые ручьи!
Весна, весна!
Солнышко ясное,
Подай света!
Зима заморочила,
Занавесила,
И не весело.
Засверкай,
Развей,
Темноту распугай,
Солнышко ясное!
Ветер теплый,
Ветер-бродяжник,
Тучи прогони!
Белым облаком,
Синим обликом,
Небо оберни,
Ветер теплый!
Речка быстрая,
Отряхнись ото льда!
Поднимись, вода!
Лед трещит -
Весну встречает.
Закружит водоворот
Лед.
Речка быстрая!
Здравствуй, Весна!
Трам-пам-пам, поет луна.
Вторит ей бурдюк вина,
Подпевает им коза.
И на перстне бирюза.
Трам!
***
Та, та.
Та.
Та, та, та,
Танцы бесов.
Музыка гномов,
Пение сильфов
В мягком, лунном свете,
Грустные ундины
Море волнуют,
Бесы повторяют
Движения эти.
В огромном костре
Танцуют саламандры,
Кружатся сильфы над ними,
Ветры!
Ветки, горите!
Травы, горите!
Светлый костер,
Теплый, светлый,
Светлый!
Лето, приходи!
Прилетай,
Потанцуй,
Поиграй,
На свирели, на дуде,
На священной бороде.
Божья борода выше облака,
Льда вершин,
Глубже дна пруда,
Та, та.
Та.
т
0.Вся музыка Les Litanies De Sainte Olga объединена песней Caduceus- это подложка, фон, посредник между слушателем и основным материалом. Любой альбом совместим с посредником. Нужны две стереосистемы. Одна - для воспроизведения альбома, на другой следует включить подложку. Обычное прослушивание превратится в ритуал. Эффект от музыки усилится.
Подмена ("Caduceus-Незвук") - это посредник между Caduceus (посредником) и альбомом "Незвук".
Поскольку звуковой фон в прослушивании альбома "Незвук" недопустим, создана молчаливая тень подложки. Это просто образ, Библия, но название священной книги заклеено бумажкой с надписью " Подмена". Посредник - это расстояние между субъектом и объектом. Дорога. Вести она может куда угодно, это зависит только от путешественника.
***
Ток-шоу. Спорят священник, сатанист и профессор математики (материалист). Внизу экрана показан рейтинг популярности. Профессор и священник идут вровень - сатанист значительно отстает. В студию входит человек. Он принес с собой Библию, где вместо названия бумажка с надписью "Подмена".
- Смысл изменять не нужно, только имя, - говорит он.
Рейтинг сатаниста начинает расти.
***
Идет суд над ведьмой. Входит св. Олаф. Немая сцена. Олаф подходит к судье. Указывает на Библию в его руке.
- Это твоя Библия? - спрашивает Олаф.
- Да.
Олаф берет перо судьи и пишет на Библии - Подмена. Уходит, забрав с собой бедную женщину, которой грозил костер.
***
Антикварная лавка. Хозяин смотрит на оценщика.
- Вы уверены?
- Да, это копия.
Хозяин вздыхает, заклеивает название "Библия" бумажкой, с надписью "Подмена".
1.Дебютный альбом называется так же, как и сам проект"Les Litanies De Sainte Olga". Важна последовательность песен. Это моя ода Серебряному Веку, его беспросветной усталости и холодной красоте.
2. "Темная сторона города" – музыка для одного наушника. Звук в наушнике переплетается со звуками окружающего пространства и граница между записью, слушателем и миром стирается. Соавторами альбома можно назвать и слушателя, и местность, где тот находится. Есть одно "но": обязательно нужно посмотреть инсталляцию "Нож".
3. "Dark Energy"- название прибора. Экспериментируя со звуком, я обратил внимания на эстетическую сторону воя, который абсолютно случайно издал инструмент. Собственно говоря, так и получился этот альбом. Я включал синтезатор, что-то накручивал вслепую и уходил пить чай. Человеку не сыграть так нагло и одновременно невнятно. Это можно назвать фантасмагорическим танцем, механическим кривлянием, дурным сном Герберта Уэллса – я назвал это Темной Энергией в честь маэстро. Забавно, что записан альбом в Веймаре, городе, где несколько лет жил и работал Иоганн Себастьян Бах.
5. "Москва".Музыка о потерянном городе. Забытые на лавочке перчатки, выкинутый трамвайный билет, нечистоты, мусор. Или наоборот, ценные клады. Или мертвые птицы на чердаках. Старинные фотографии. Блеск латунной дверной ручки, отшлифованной сотней прикосновений. Мы ходим по гигантскому кладбищу, по нашему прошлому. Всё сгнившее, всё, что не наяву - это очень похоже на диалог. Но я не знаю с кем.
6. "Часы для Луиджи", реди-мейд.
В марте 1913 Луиджи Руссоло публикует манифест музыкального футуризма “Искусство шумов”, в котором прозвучала необычная для футуризма идея.
"Многие думают, что шум приносит только неприятные ощущения, но, чтобы убедиться в удивительном разнообразии шумов, достаточно подумать о раскате грома, свисте ветра, реве водопада, шелесте листьев, торжественном, чистом дыхании ночного города". Шумы-то были всегда. Никакой это не "новый мир". Ничего не надо менять. Человечество всю свою историю наслаждалось шумами. Шум в некоторых местах, например, в Европе начала 20 века, не признавали музыкой. Называли по-другому.
Луиджи говорил в своем манифесте и про уничтожение роялей, и про невероятное будущее. Но это меркнет перед открытием, что мы оказывается слушаем шум. Все мы. Все люди. Всегда слушали.
Мой реди-мейд - это часы начала 20 века, часы которые могли принадлежать Луиджи Руссоло. Они не ходят. Время не пощадило их голоса, или Руссоло забыл их завести. Теперь они играют Кейджа.
В том же 1913 Марсель Дюшан делает свой первый реди-мейд. Велосипедное колесо.
Руссоло использует шумы в своих произведениях, изобретает музыкальные инструменты, но открытие того, что шумами наслаждались всегда, остается лишь на бумаге.
Почему же Руссоло не делает следующий шаг? Взять любой предмет, дверной колокольчик, подкову - все, что издает ту самую шумовую музыку, и предъявить как доказательство ее существования! Луиджи Руссоло словно игнорирует собственную идею.
А она относится и к старому миру. Старый мир - объект для ресентимента модернистов. Итальянский модернизм если и не породил фашизм, то вызвал его, как Аладдин джина. Модернистские практики повлияли не только на эстетику фашистов, но и на основу - этику и методы воплощения идей. Заведи Руссоло часы, изменилось бы что-нибудь тогда? Скорее всего, нет. Я знаю только, что у него был выбор.
7.
27 февраля 2015 был застрелен Борис Ефимович Немцов.
Булыжник
Новый альбом Les Litanies De Sainte Olga.
Посвящается тем, кто сегодня правит в России.