Материалы для итогового сочинения по направлению «Любовь»
Октябрь 5th, 2015 teacher
Направление«Любовь» для декабрьского сочинения – очень плодотворная тема, так как материала для него предостаточно. Практически все писатели так или иначе касались этой темы в своем творчестве, однако здесь надо быть очень внимательными: проблема любви у каждого писателя раскрывается в разных аспектах и по-разному.
Сразу скажу: речь идет не только о любви между мужчиной и женщиной, можно говорить и о любви ко всем людям (Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании») и о любви к Родине (поэзия Сергея Есенина), просто ракурс будет другой.
Сегодня поговорим о любви в творчестве Александра Блока.
Прежде чем приступим к этой теме, несколько слов скажу об особенностях сочинения по лирике.
Особенности сочинения по лирике
· Лирика–род литературы, основной чертой которого является выражение эмоций и чувств автора по отношению к предмету изображения, поэтому в сочинении по лирике ВАЖНО показать это самое отношение.
· Лирика отличается от других родов литературы ограниченным, так сказать, кругом тем и проблем. Например, лирика о любви, пейзажная лирика, философская лирика, тема поэта и поэзии. В принципе, выбирая тему по поэзии, можно себе представить уже заранее, что надо будет раскрыть.
· Для сочинения по поэзии достаточно нескольких (не менее 2 и не более 5) стихотворений, в которых тема реализуется в разных аспектах или с разных сторон, но стихотворения должны быть яркими, основными для этой темы. Ну, например, для темы любви у А.С. Пушкина это «Я помню чудное мгновение…», «На холмах Грузии…», «Мадонна», «Признание».
И ещё. Тема любви в творчестве Блока связана с философией В. Соловьева. Вкратце: основная его идея – наличие в мире Софии – Души мира. Представляет собой она вечную женственность, которую человек постигает через любовь. Эта мысль проходит через творчество Блока, реализуясь или в понятии Вечная Женственность, или в понятии идеала, как бы далеко он не находился. Даже в последнем своем произведении, поэме «Двенадцать», Блок создает образ Христа, недостижимого идеала.
Материалы к сочинению
Вступление
А. Блок – лучший русский поэт ХХ века. Его творчество глубоко и многогранно, но особое место в нем всегда занимала тема любви, а ранние «Стихи о Прекрасной Даме» были самыми дорогими, по признанию самого поэта. Совсем молодой поэт в этих стихах раскрывает душу навстречу любви, как он ее понимает. Что оставил поэт нам, читателям, что до сих пор привлекает молодых в строках, ставших одними из лучших в мировой поэзии?
Основная часть
Для основной части надо выбрать несколько самых ярких стихотворений. Мы возьмем «Вхожу я в темные храмы…», «Предчувствую Тебя…», «Незнакомку». Во всех стихах о любви есть образы лирического героя, героини, окружающего мира. На них и сосредоточьтесь. Еще одно: тема любви в творчестве А. Блока развивается, поэтому надо двигаться от более раннего стихотворения к более позднему, так, как я их расположила выше.
1. «Вхожу я в темные храмы…». Герой стихотворения – смиренный монах, ожидающий свою возлюбленную. Она должна появиться в полутемном храме, точнее, храмах, вот-вот. Герой словно замирает от предчувствия снисхождения Божественности, познания высших смыслов в жизни и приобщения к великой тайне любви. Героиня – это Богиня, Царица его души, Прекрасная Дама, воплотившая в своем облике черты Души Мира. Окружающий героя полумрак способствует ожиданию, «улыбкам, сказкам и снам», посещающим героя. Он в небесных чертогах, и это его мир, а земного в этом храме нет.
2. «Предчувствую Тебя…». В этом стихотворении интонация героя немного иная, и в этом нет ничего особенного: герой взрослеет, его взгляды меняются. По-прежнему он монах, рыцарь Прекрасной Дамы, его любовь неизменна, и это ожидание и предчувствие прихода Величавой Вечной Жены. Он готов пасть ниц перед ней и ждать бесконечное количество времени момента, когда она придет. Но уже тревожные ноты: «Весь горизонт в огне…», «Но страшно мне: изменишь облик ты» закрадываются в общее настроение поклонения героя своей возлюбленной. Нельзя совсем уйти от мира, окружающего героя, ведь возлюбленная тоже живет в мире, где нет гармонии, и может оказаться совсем не такой.
3. «Незнакомка» — вершина блоковской любовной лирики. Уже зрелый и разочаровавшийся герой ждет по-прежнему своей Прекрасной Дамы. Первая часть стихотворения – образ реального мира, окружающего героя. Здесь душно и смрадно, луна – бессмысленно кривящийся диск, а записанные остряки гуляют с дамами среди канав. В ресторане шумно, за столиками пьяницы с глазами кроликов. Но вдруг появляется она, Незнакомка. В шляпе с траурными перьями, узкие руки украшены кольцами – она другая и не принадлежит этому пошлому миру. Поэт будто идет за ней на «берег очарованный» в «очарованную даль», будто закован «странной близостью» — это она, его Прекрасная Дама с очами «синими, бездонными», которые «цветут на дальнем берегу» … Но герой вдруг понимает, что это – это фантазия, видение и горько заключает: «Ты право, пьяное чудовище, я знаю, истина в вине!» Последнее стихотворение трагично, потому что поэт понимает, что его идеала в этом мире нет. Но он есть в его душе, и лирический герой по-прежнему – рыцарь любви и своей Незнакомки.
Заключение
Итак, любовь в понимании Блока – чувство, глубокое, требующее отказа от собственных мелочных земных интересов. Это способ прикоснуться к божественной Душе Мира, которая все равно есть, надо только разглядеть ее в героине, даже если она живет в мире, совсем недостойном поклонения. Любовь, по Блоку, вечные поиски и обретение идеала, помогающего жить среди прозы и несовершенства мира.