Полный привод, например, Subaru Impreza, Nissan GT-R, Audi Quattro
Причина изб. поворачиваемости | Вероятность возникновения |
Слишком быстрый вход в поворот | Средняя |
Раннее или агрессивное ускорение | Средняя / Высокая |
Сброс газа | Средняя |
Торможение | Средняя |
Полноприводные машины склонны к избыточной поворачиваемости так же, как и заднеприводные, в зависимости от настроек. Однако, из-за распределения тяги по всем колесам, риск возникновения избыточной поворачиваемости снижается. Попробуйте обращаться с полным приводом, как с задним — он не даст уйти в столь же глубокий занос. На достаточно мощной полноприводной машине возможной войти в занос четырьмя колесами (четырехколесный дифт). Это довольно зрелищный способ убраться!
Простые советы по снижению склонности машины к избыточной поворачиваемости
Если у вашей гоночный машины есть проблемы с избыточной поворачиваемостью, вы можете некоторые сравнительно легкие модификации, которые помогут сделать управление более нейтральным. Они включают:
o Снижение давления в задних шиных
o Смягчение задних пружин или стабилизатора поперечной устойчивости
o Использование более мягких задних шин
o Увеличение уровня прижимной силы сзади (для машин с возможностью аэродинамической настройки)
Подробная диагностика и коррекция избытоычной поворачиваемости
На схеме ниже изображен алгоритм диагностики и коррекции эффекта избыточной поворачиваемости
Алгоритм диагностики и коррекции эффекта избыточной поворачиваемости
Предупреждение: всегда придерживайтесь рекомендуемых производителем пределов при подборе давления в шинах. И никогда не вносите серьезных изменений предназначенных для гоночных машин в обычные дорожные автомобили.
Когда вы достигаете предела сцепления в повороте, возможны два дальнейших сценария, известные как недостаточная или избыточная поворачиваемость.
Недостаточная поворачиваемость возникает при прохождении поворота, в тот момент, когда передние колеса теряют сцепление с дорогой, что приводит к преждевременному распрямлению траектории — более широкому, раннему выходу из поворота или даже вылету с трассы. Снос передней оси — главный элемент недостаточной поворачиваемости. Машина фактически поворачивает на меньший угол, чем вывернуты в этот момент передние колеса (рис. 1). С точки зрения наблюдателя, это выглядит так, будто бы водитель повернул руль на меньший угол, чем следовало (недостаточно повернул). Если у вашей машины недостаточная поворачиваемость, вы теряете скорость и оптимальную траекторию, это точно не поможет пройти поворот быстро.
Обзор
Рис. 1: недостаточная поворачиваемость
A. Машина прицелена на апекс
B. Водитель попадает в апекс, но обнаруживает, что машина стремится выйти слишком широко, а не по намеченной траектории (пунктирная линия)
C. Несмотря на увеличение угла поворота колес, машина пошла по траектории, не достаточно изогнутой для прохождения поворота
D. Машину вынесло с трассы из-за недостаточной поворачиваемости
Рис 2: приближение точки С
Недостаточная поворачиваемость чаще всего возникает по следующим причинам (по мере нарастания сложности их корректировки):
o Ускорение при прохождении поворота
o Торможение в повороте
o Слишком быстрый вход в поворот
o Плохие условия сцепления с трассой в повороте, такие как лед или масло
Потеряв сцепление по одной из этих причин, машина попадает в состояние недостаточной поворачиваемости, которое является довольно стабильным, поэтому многие производители учитывают эту особенность при проектировании автомобилей.