Искусство Древней Руси

Каждый город имеет свое неповторимое лицо, открывающееся не сразу, постепенно завораживающее путешественника, желающего понять его внутренний, сокровенный дух.

Приезжая во Владимир, восхищаешься древними соборами, дошедшими до нас с ХII века и представляющими сейчас как бы визитную карточку города.

Говоря о Ростове, все время вспоминаешь огромный кремль, гордо возвышающийся своими башнями над маленьким городком, знаменитые ростовские колокольные звоны и уникальную финифть, прославившуюся во всем мире.

Путешественник, побывавший в Торжке, обязательно расскажет об уникальном дорожном музее А.С.Пушкина, много раз проезжавшего через Торжок.

Желая познакомить приезжающих с Ярославлем, экскурсоводы покажут церкви XVII века, в изобилии сохранившиеся в городе и составляющие, пожалуй, его главную ценность.

Отличаясь друг от друга деталями, церкви, построенные в XVII веке, имеют ряд общих черт, резко выделяющих их из всей массы культовых зданий и позволяющих точно определить век постройки.

Зачастую церкви XVII века – это пятиглавые храмы, построенные из красного и белого кирпича, богато украшенные характерными резными наличниками, кокошниками, похожими на народные головные уборы, изразцами, придающими зданию дополнительную пышность. XVII век, будучи переходным временем от старой, патриархальной Руси к новой России, стал веком небывалого расцвета архитектуры и изобразительного искусства, веком поиска нового стиля, соответствующего духу эпохи.

Задание 1. Составьте план к тексту (время на подготовку – 1 мин., для ответа – 1 мин.)

Задание 2.Переведите выделенный абзац (время на подготовку – 3 мин., для ответа – 1 мин.)

ПИСЬМО (14 мин.)

Задание. Напишите эссе (время для письма – 13 мин., для проверки – 1 мин.)

на тему: «Есть ли разница между понятиями интеллигент, интеллектуал и высокообразованный человек?»

Билет № 9

АУДИРОВАНИЕ (7 мин)

Послушайте текст № 9 «Рукопись теории относительности» (время на прослушивание – 2 мин.)

Задание 1. Заполните тест(время для заполнение – 1 мин., для ответа – 1 мин.).

Предложение верно неверно
1 В 1905 году была написана статья «К электродинамике движущихся тел».
2 Эйнштейн всегда был в стороне от политики, но он ненавидел фашизм.
3 Когда антифашисты попросили рукопись статьи у Эйнштейна, ученый сразу же отдал экземпляр статьи.
4 Статья состояла из 5 страниц текста.

Задание 2. Перескажите основное содержание текста(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 1 мин).

ГОВОРЕНИЕ (10 мин)

Задание 1. Примите участие в дискуссии(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 2 мин.)

на тему: «Успеха дождется лишь тот, кто не сидит без дела, когда ждет успеха» (Т. Эдисон)

Задание 2. Составьте монолог (время на подготовку – 5 мин., для ответа – 1 мин.)

на тему:«Менталитет народа»

ЧТЕНИЕ (9 мин.)

Прочитайте текст(время на чтение текста «про себя»- 1 мин., вслух – 2 мин.)

«Девочка с персиками»

Еще в юности художник довольно просто и ясно сформулировал одну из главных творческих задач: «Я буду писать только отрадное».

В 1887 г. В Абрамцеве он создал свой шедевр «Девочка с персиками». Это был портрет дочери Мамонтова – известного русского промышленника и мецената – Веры. Еще в годы учебы у Репина Серов попадает в семейство Мамонтовых и воспитывается вместе с их детьми. Вернувшись из Италии, опять встречается с дочерьми Мамонтова. А Верушка стала совсем большая, 12 лет. Замысел картины возник неожиданно. Увидев девочку в розовом, в розовой кофточке с наивным темно-синим бантом, сидевшую в столовой спиной к свету, и саму, словно излучающую свет, он вдруг почувствовал, что, наконец, нашел то, что раньше лишь ощущалось, нашел мотив, созвучный его новому пониманию красоты.

Писал эту картину Серов больше месяца. Перед обитателями «мамонтовского гнезда» сидела девочка, та или не та, какой они видели ее каждый день. Конечно, это она, Веруша. Ее темные, чуть раскосые глаза, густая, не поддающаяся прическе шапка волос, смугловатое лицо с характерным овалом, «буквой О», как говорил художник.

Веруша кажется старше своих 12 лет. Прервав обычную беготню, она задумалась о чем-то значительном, сосредоточилась, стала взрослее. Пушистые персики, розовая блуза, игрушечный гренадер – все это осталось в прошлом. Открытая в гостиную дверь, выходящее в сад окно раздвигает пределы комнаты, напоминает о большом «настоящем» мире, в который – еще минута, и уйдет эта милая повзрослевшая девочка.

Задание 1. Составьте план к тексту (время на подготовку – 1 мин., для ответа – 1 мин.)

Задание 2.Переведите выделенный абзац (время на подготовку – 3 мин., для ответа – 1 мин.)

ПИСЬМО (14 мин.)

Задание. Напишите эссе (время для письма – 13 мин., для проверки – 1 мин.)

на тему: «Жизнь в большом городе – благо или несчастье?»

Билет № 10

АУДИРОВАНИЕ (7 мин)

Послушайте текст №10 «Король русской адвокатуры» (время на прослушивание – 2 мин.)

Задание 1. Заполните тест(время для заполнение – 1 мин., для ответа – 1 мин.).

Предложение верно неверно
1 Речь Спасовича отличалась «искусством мало говорить, но заставляла много думать».
2 Существуют три «главных мотива человеческих деяний – страсть, расчет и совесть.
3 Спасович не придавал значения проблемам психологии человеческих отношений.
4 В. Спасович был из тех адвокатов, которые становятся известными только тогда, когда попадают в громкое дело.

Задание 2. Перескажите основное содержание текста(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 1 мин).

ГОВОРЕНИЕ (10 мин)

Задание 1. Примите участие в дискуссии(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 2 мин.)

на тему: «Личностью может быть только человек, имеющий глубокое всестороннее образование»

Задание 2. Составьте монолог (время на подготовку – 5 мин., для ответа – 1 мин.)

на тему:«Мир живописи»

ЧТЕНИЕ (9 мин.)

Прочитайте текст(время на чтение текста «про себя»- 1 мин., вслух – 2 мин.)

На вернисаже

— Боже, какая неземная красота! Этот человек умеет чувствовать радость жизни и может передать свои чувства на полотне!

— Точно. В его произведениях столько света, тепла, солнца. В каждой картине – яркие солнечные краски. Он любит этот мир.

— Да. Обрати внимание на эту картину! Ты только посмотри, как художник передает движение воздуха! Я буквально чувствую, что мы поднимаемся в горы, а вокруг – нестерпимая жара.

— Да, воздух как живой. Но мне больше нравится изображение ручья вот на той картине. Посмотри, вода тоже как живая, а трава и цветы – их так и хочется взять в руки и насладиться запахом свежести. И еще – небо. Такого голубого неба я давно не видел. Какие сочные, яркие краски! Жаль, что я сам не могу так писать. Могу только восторгаться творениями других.

— Как хорошо, что ты уговорил меня пойти сегодня сюда. И как жаль, что скоро этих картин здесь уже не будет. Кстати, вот и сам художник идет. Давай подойдем к нему и выразим свой восторг. Он будет рад. Пойдем, поблагодарим художника за доставленное удовольствие и пожелаем дальнейших успехов в творчестве

Задание 1. Составьте план к тексту (время на подготовку – 1 мин., для ответа – 1 мин.)

Задание 2.Переведите выделенный абзац (время на подготовку – 3 мин., для ответа – 1 мин.)

ПИСЬМО (14 мин.)

Задание. Напишите эссе (время для письма – 13 мин., для проверки – 1 мин.)

на тему: «Идеальный город будущего»

Билет № 11

АУДИРОВАНИЕ (7 мин)

Послушайте текст № 11 «Как выбрать профессию по душе?» (время на прослушивание – 2 мин.)

Задание 1. Заполните тест(время для заполнение – 1 мин., для ответа – 1 мин.).

Предложение верно неверно
1 Педантизм, официальность, скрупулёзность, своего рода мелочность могут помешать в работе бухгалтеру.
2 Ротозей за рулём – качество почти незаметное у водителей троллейбусов.
3 Будущему педагогу необходимо проверить себя в работе с детьми.
4 Как человек выполняет свою работу зависит от того, кем он стал.

Задание 2. Перескажите основное содержание текста(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 1 мин).

ГОВОРЕНИЕ (10 мин)

Задание 1. Примите участие в дискуссии(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 2 мин.)

на тему: Всякий труд, выполняемый честно, полезен, а, следовательно, достоин уважения. (Стендаль)

Задание 2. Составьте монолог (время на подготовку – 5 мин., для ответа – 1 мин.)

на тему:«Мое хобби»

ЧТЕНИЕ (9 мин.)

Прочитайте текст(время на чтение текста «про себя»- 1 мин., вслух – 2 мин.)

Д.С. Лихачев о ценности культуры

(отрывок из статьи «Искусство памяти и память искусства»)

Ценность культуры прежде всего определяется тем, как она создавалась, какая в ней «заложена память». Если культура создавалась путем накопления многовекового опыта, она не может быть низкой. Если она создавалась путем отрицания всего предшествующего, то это вообще не культура.

Массовое распространение получили сегодня телевидение, кино, радио, развлекательная современная музыка, различные шоу и т.д. – всего не перечислить. И в каждой из этих форм заложены великие возможности. <...>

Слушая «серьезную» музыку, хорошо знать историю музыки. Слушая джаз, хорошо знать историю джаза. Смотря новый кинофильм, полезно быть осведомленным в истории не только кино, но театра и литературы. Все это обогащает наше восприятие в десятки раз. Искусство существует для тех, кто знает искусство. Культура существует для тех, кто обладает собственным культурным «тезаурусом» – запасом знаний по истории культуры.

Итак, массовость искусства, степень его распространенности не противопоказана его ценности.

Самое массовое из искусств – фольклор словесный, музыкальный, материальный (изделия народного ремесла) – почти лишено того , что мы могли бы назвать безвкусицей, подделкой под искусство.

Почему? Я думаю, именно потому, что народное искусство (фольклор) создается всеми, для всех и в рамках многовековых традиций. <...> Произведения народного искусства могли быть беднее или богаче, сложнее или проще, но они никогда (повторяю – никогда) не несли на себе печати фальши.

(Д.С. Лихачев)

Задание 1. Составьте план к тексту (время на подготовку – 1 мин., для ответа – 1 мин.)

Задание 2.Переведите выделенный абзац (время на подготовку – 3 мин., для ответа – 1 мин.)

ПИСЬМО (14 мин.)

Задание. Напишите эссе (время для письма – 13 мин., для проверки – 1 мин.)

на тему: «Интуиция ученого и научные открытия»

Билет № 12

АУДИРОВАНИЕ (7 мин)

Послушайте текст №12 «О Льве Толстом»(время на прослушивание – 2 мин.)

Задание 1. Заполните тест(время для заполнение – 1 мин., для ответа – 1 мин.).

Предложение верно неверно
1 Толстой всё делал серьёзно, с напряжением своих душевных сил.
2 Лев Николаевич слушал очень невнимательно и никогда не запоминал услышанного.
3 Толстой всегда говорил громко, почти кричал.
4 Писатель сильно страдал, слыша, как портили язык.

Задание 2. Перескажите основное содержание текста(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 1 мин).

ГОВОРЕНИЕ (10 мин)

Задание 1. Примите участие в дискуссии(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 2 мин.)

на тему: Какие города вам нравятся – современные мегаполисы или тихие, провинциальные городки?

Задание 2. Составьте монолог (время на подготовку – 5 мин., для ответа – 1 мин.)

на тему:«Мой кумир»

ЧТЕНИЕ (9 мин.)

Прочитайте текст(время на чтение текста «про себя»- 1 мин., вслух – 2 мин.)

«Умом Россию не понять...»

Россия — загадочная страна. Её таинственность меня увлекает настолько, насколько и раздражает иногда. Россия и русский народ похожи на симпатичную и немного капризную девушку, которая с первого взгляда выглядит простой и открытой, а на самом деле загадочна. Душа России добрая и весёлая. Её красивая природа влюбляет меня в себя, как стройная берёзка, которая стоит одиноко в широком поле. Земля богатая, безграничная, как терпеливая мать: бескорыстно даёт, но иной раз и сурово наказывает.

Как у любой страны, у России есть и недостатки. Один из них – непредсказуемость. Я не могу строить планы на будущее! На это моё негодование русские спокойно отвечают: «Что будет завтра, никто не знает. Прагматичность напрягает». Мне кажется, что именно, эта позиция и приводит Россию к её главному пороку — лени. Из-за лени многие дела откладываются на завтра: И можно услышать даже такое: «Зимой будет много времени для работы, а лето скоро пройдёт. У нас жизнь тяжелая, но пока забудем об этом и посмеёмся над нею. Пусть денег нет. Главное – не имей сто рублей, а имей сто друзей!»

Российская нелогичность очень даже устраивает меня, потому что, наверное, я неординарный человек. А если и вы откроете душу, расслабитесь и посмотрите на Россию другими глазами, то ваша жизнь в России будет интереснее.

Задание 1. Составьте план к тексту (время на подготовку – 1 мин., для ответа – 1 мин.)

Задание 2.Переведите выделенный абзац (время на подготовку – 3 мин., для ответа – 1 мин.)

ПИСЬМО (14 мин.)

Задание. Напишите эссе (время для письма – 13 мин., для проверки – 1 мин.)

на тему: «Как влияет характер на выбор профессии?»

Билет № 13

АУДИРОВАНИЕ (7 мин)

Послушайте текст № 13 «Счастливая семья» (время на прослушивание – 2 мин.)

Задание 1. Заполните тест(время для заполнение – 1 мин., для ответа – 1 мин.).

Предложение верно неверно
1 Асе Уманской ставили в вину очень слабую общественную работу.
2 Ася преподавала в вечерней физико-математической школе.
3 В последнее время она сильно изменилась: ни с кем не разговаривала, не общалась.
4 Однокурсники удивлялись: Аська Уманская не знает элементарных вещей!

Задание 2. Перескажите основное содержание текста(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 1 мин).

ГОВОРЕНИЕ (10 мин)

Задание 1. Примите участие в дискуссии(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 2 мин.)

на тему: Лучший город Земли – Алматы.

Задание 2. Составьте монолог (время на подготовку – 5 мин., для ответа – 1 мин.)

на тему:«Мой любимый художник»

ЧТЕНИЕ (9 мин.)

Прочитайте текст(время на чтение текста «про себя»- 1 мин., вслух – 2 мин.)

Два города – два мира

Писатели, деятели искусства России всегда делились на «москвичей» и «петербуржцев». Так, А.С.Пушкин, родившийся в Москве, был «петербуржцем», широко известны его строки о Петербурге:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид...

Другой гениальный поэт XIX века, М.Ю.Лермонтов, был “москвичом”:

Москва, Москва!... люблю тебя как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

Петербург вошел в произведения Н.В.Гоголя и Ф.М. Достоевского как город, порождающий противоречивое отношение к себе, их традицию продолжил выдающийся писатель-символист начала XX века, коренной москвич А.Белый, написавший мистический роман «Петербург». «Петербургские сумерки снежные» окрашивают поэзию А.А.Блока, петербуржца по рождению и по духу.

А.А.Ахматова - настоящая петербургская поэтесса, хотя родилась близ Одессы:

Но ни на что не променяем

Гранитный город славы и беды,

Широких рек сияющие льды,

Бессолнечные, мрачные сады ...

Марина Цветаева, ее младшая современница, наоборот, была пылкой москвичкой:

Москва! Какой огромный

Странноприимный дом!

Всяк на Руси - бездомный,

Мы все к тебе придем.

Именно Цветаева смогла передать в этих строках одну из сторон народного восприятия Москвы. Самый любимый в России национальный поэт С.Есенин, родившийся под Рязанью, называл себя «московским озорным гулякой», в его стихах живет московский дух. Конечно, московским романом является знаменитый роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Задание 1. Составьте план к тексту (время на подготовку – 1 мин., для ответа – 1 мин.)

Задание 2.Переведите выделенный абзац (время на подготовку – 3 мин., для ответа – 1 мин.)

ПИСЬМО (14 мин.)

Задание. Напишите эссе (время для письма – 13 мин., для проверки – 1 мин.)

на тему: «Перспективные области знания»

Билет № 14

АУДИРОВАНИЕ (7 мин)

Послушайте текст №14 «Буккроссинг – новое увлечение молодежи» (время на прослушивание – 2 мин.)

Задание 1. Заполните тест(время для заполнение – 1 мин., для ответа – 1 мин.).

Предложение верно неверно
1 В далеком прошлом книги были рукописными и каждый человек мог себе позволить приобрести книгу.
2 Несколько лет назад родилась идея буккроссинга – нового модного течения для любителей книг.
3 Освободить книги от бесполезного простаивания на полках и превратить весь мир в «огромную библиотеку» – примерно так можно сформулировать идею проекта.
4 В буккроссинге книга передается из рук в руки только самым близким и хорошо знакомым людям.

Задание 2. Перескажите основное содержание текста(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 1 мин).

ГОВОРЕНИЕ (10 мин)

Задание 1. Примите участие в дискуссии(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 2 мин.)

на тему: Может ли увлечение перерасти в профессию?

Задание 2. Составьте монолог (время на подготовку – 5 мин., для ответа – 1 мин.)

на тему:«Мои театральные предпочтения»

ЧТЕНИЕ (9 мин.)

Прочитайте текст(время на чтение текста «про себя»- 1 мин., вслух – 2 мин.)

Наши рекомендации