Тема: Западноевропейская культура XVII в

Культура XVII в. представляет собой культуру Нового времени и предвосхищает эпоху Просвещения.

Особенности:

- В большинстве европейских стран в это время складывается абсолютизм;

- Происходит формирование национальных культур;

- С середины XVII в. Франция становится признанной столицей мировой культуры (вплоть до середины XX в.);

Наука:

- Высокого развития достигают многие отрасли научных знаний:

Физика и математика: Паскаль, Ньютон;

Астрономия: Г. Галилей;

Философия: Декарт, Спиноза, Ф. Бэкон.

- Были сделаны важнейшие технические изобретения: ртутный термометр, телескоп, микроскоп.

В искусстве появляются новые стили:

1) Барокко («причудливый»)

Признаки: контрастность, изящность, повышенная эмоциональность.

Родина: Италия

Представитель: Рубенс.

Классицизм

Признаки: стройность, упорядоченность, гармония.

Родина: Франция.

Представитель: Пуссен.

3) Реализм

Признаки: реалистичное изображение действительности.

Родина: Италия, Голландия.

Представитель: Рембрандт

На XVII в. пришлось творчество великих представителей литературы и искусства:

- Шекспир

- Сервантес

- Лопе де Вега

- Эль Греко

- Веласкес

- Джон Локк

- Даниель Дефо

- Джонатан Свифт

Тема: Культура России XVIII века.

Образование:

- были открыты учебные заведения новых типов: цифирные школы, военные учебные заведения, ремесленные училища, Институт благородных девиц;

- в 1724 г. Петр I издал указ об открытии Академии наук;

- в 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова был открыт Московский университет.

Наука:

- Феофан Прокопович – выработал русский вариант теории просвещенного абсолютизма;

- Посошков И.Т. – ученый-экономист (самоучка) написал «Книгу о скудости и богатстве»;

- Татищев В.Н. – первый русский ученый-историк;

- Радищев А.Н. – философ, писатель, автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву»;

- Ломоносов М.В.

Литература:

Тема: КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ

Византия как самостоятельное государство просуществовала с 395 г. по 1453 г. Она представляла собой Восточную часть распавшейся Римской империи и включала: Малую Азию, Балканский полуостров, часть Месопотамии и Армении, Сирию, Палестину, о-ва Крит и Кипр и др.

В Византии завершилось становление христианства. Здесь оно приобрело свою законченную классическую ортодоксальную форму – православие [от греч. orthodoxos – «правоверный, проникнутый твердостью во взглядах»]. Большая заслуга в этом принадлежала:

· Иоанну Дамаскину – выдающийся богослов, систематизировал «учение отцов церкви».

· Иоанну Златоусту– епископ Константинополя, прославился как страстный борец за достижение аскетического идеала.

В VIII-IX вв. в Византии возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было восстановлено.

В X- XII вв. устанавливаются тесные связи с Киевской Русью → возрастает роль христианства и церкви.

Своеобразие художественной культуры Византии:

сочетание внешне несоединимых начал:

· с одной стороны, ей присущи чрезмерная роскошь и пышность.

· с другой стороны, - возвышенная торжественность и глубокая духовность.

Архитектура византийских храмов:

· Типы храмов: базилика, крестово-купольный.

· Признанным шедевром является храм св. Софии в Константинополе. Собор увенчан колоссальным как бы парящим в воздухе куполом (диаметр – 31,4 м). К куполу с двух сторон примыкают постоянно повышающиеся полукупола. Стены храма облицованы разноцветным мрамором и мозаиками. В этом храме, как ни в одном другом, показано величие мира в соотношении с человеческой жизнью.

Изобразительное искусство:

· в жанре мозаики Византия не имела себе равных;

· высокого уровня достигла иконопись (икона Григория Чудотворца (XII в.) + икона Владимирской Богоматери (XII в.), которая впоследствии стала главной иконой русской православной церкви).

· Известный византиец Феофан Грек создавал свои произведения в XIV в. на Руси.

В 1453 г. Византия пала под натиском турок. Свой главный вклад в мировую культуру культура Византии внесла, прежде всего, через утверждение и развитие православного христианства.

Тема: КУЛЬТУРА ЯПОНИИ

До наших дней дошли скудные сведения о Древней Японии. Причины:

­ Япония заявила о себе на мировой арене лишь в III в. н.э., когда многие страны уже находились на стадии перехода от древнего общества к средневековому;

­ японские письменные источники появились лишь в VIII в. (это хроники «Кодзики» [т.е. «Записи о делах древности»] и «Нихонги» [т.е. «Анналы Японии»]);

­ из-за частых землетрясений многое не сохранилось.

Древнейший период японской истории называется «культура Дзёмон».

Первое упоминание о японском государстве относится к 607 г. Японцы называли его страной «Солнечного Восхода» (т.е. «Ниппон»).

В древних японских мифах и легендах рассказывалось о сотворении мира и первых богах, среди которых выделялось верховное божество – Небесная богиня Аматэрасу.

В последствии культ Солнца в лице богини Аматэрасу и культ предков легли в основу японской национальной религии синтоизм («путь богов»), сформировавшегося в IV в.

Со II в до н.э. по IX в. н.э. Япония развивалась под сильным влиянием со стороны Китая, что сказалось как в духовной, так и в материальной культуре.

Из Китая были заимствованы:

­ многие ремесла;

­ иероглифическая письменность;

­ научные знания;

­ буддизм (со временем стал общегосударственной религией и способствовал формированию нового типа личности, лишенной родовой привязанности);

­ вместе с буддизмом был заимствован и спектр буддийской культуры (в особенности, искусство).

Японское искусство

Японское искусство развивалось под влиянием конфуцианства и буддизма.

Архитектура: древние столицы Японии Нара и Киото были построены в китайском стиле.

Буддийская скульптура потеснила местную иконографическую традицию.

Литература: в VIII в. в Японии появился знаменитый литературный памятник «Маньёсю» («Мириады лепестков») – первая антология народной поэзии. Содержала около 4,5 тысяч стихотворений.

Хитомаро Какиномото – мастер «длинных песен» (элегий, од, плачей).

Акахито Ямабо – мастер «коротких песен» в форме пятистиший («танка»).

С конца IX в. официальные связи с Китаем прерываются, и японская культура становится самобытной.

Наши рекомендации