Тема: Западноевропейская культура XVII в
Культура XVII в. представляет собой культуру Нового времени и предвосхищает эпоху Просвещения.
Особенности:
- В большинстве европейских стран в это время складывается абсолютизм;
- Происходит формирование национальных культур;
- С середины XVII в. Франция становится признанной столицей мировой культуры (вплоть до середины XX в.);
Наука:
- Высокого развития достигают многие отрасли научных знаний:
Физика и математика: Паскаль, Ньютон;
Астрономия: Г. Галилей;
Философия: Декарт, Спиноза, Ф. Бэкон.
- Были сделаны важнейшие технические изобретения: ртутный термометр, телескоп, микроскоп.
В искусстве появляются новые стили:
1) Барокко («причудливый»)
Признаки: контрастность, изящность, повышенная эмоциональность.
Родина: Италия
Представитель: Рубенс.
Классицизм
Признаки: стройность, упорядоченность, гармония.
Родина: Франция.
Представитель: Пуссен.
3) Реализм
Признаки: реалистичное изображение действительности.
Родина: Италия, Голландия.
Представитель: Рембрандт
На XVII в. пришлось творчество великих представителей литературы и искусства:
- Шекспир
- Сервантес
- Лопе де Вега
- Эль Греко
- Веласкес
- Джон Локк
- Даниель Дефо
- Джонатан Свифт
Тема: Культура России XVIII века.
Образование:
- были открыты учебные заведения новых типов: цифирные школы, военные учебные заведения, ремесленные училища, Институт благородных девиц;
- в 1724 г. Петр I издал указ об открытии Академии наук;
- в 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова был открыт Московский университет.
Наука:
- Феофан Прокопович – выработал русский вариант теории просвещенного абсолютизма;
- Посошков И.Т. – ученый-экономист (самоучка) написал «Книгу о скудости и богатстве»;
- Татищев В.Н. – первый русский ученый-историк;
- Радищев А.Н. – философ, писатель, автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву»;
- Ломоносов М.В.
Литература:
Тема: КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ
Византия как самостоятельное государство просуществовала с 395 г. по 1453 г. Она представляла собой Восточную часть распавшейся Римской империи и включала: Малую Азию, Балканский полуостров, часть Месопотамии и Армении, Сирию, Палестину, о-ва Крит и Кипр и др.
В Византии завершилось становление христианства. Здесь оно приобрело свою законченную классическую ортодоксальную форму – православие [от греч. orthodoxos – «правоверный, проникнутый твердостью во взглядах»]. Большая заслуга в этом принадлежала:
· Иоанну Дамаскину – выдающийся богослов, систематизировал «учение отцов церкви».
· Иоанну Златоусту– епископ Константинополя, прославился как страстный борец за достижение аскетического идеала.
В VIII-IX вв. в Византии возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было восстановлено.
В X- XII вв. устанавливаются тесные связи с Киевской Русью → возрастает роль христианства и церкви.
Своеобразие художественной культуры Византии:
сочетание внешне несоединимых начал:
· с одной стороны, ей присущи чрезмерная роскошь и пышность.
· с другой стороны, - возвышенная торжественность и глубокая духовность.
Архитектура византийских храмов:
· Типы храмов: базилика, крестово-купольный.
· Признанным шедевром является храм св. Софии в Константинополе. Собор увенчан колоссальным как бы парящим в воздухе куполом (диаметр – 31,4 м). К куполу с двух сторон примыкают постоянно повышающиеся полукупола. Стены храма облицованы разноцветным мрамором и мозаиками. В этом храме, как ни в одном другом, показано величие мира в соотношении с человеческой жизнью.
Изобразительное искусство:
· в жанре мозаики Византия не имела себе равных;
· высокого уровня достигла иконопись (икона Григория Чудотворца (XII в.) + икона Владимирской Богоматери (XII в.), которая впоследствии стала главной иконой русской православной церкви).
· Известный византиец Феофан Грек создавал свои произведения в XIV в. на Руси.
В 1453 г. Византия пала под натиском турок. Свой главный вклад в мировую культуру культура Византии внесла, прежде всего, через утверждение и развитие православного христианства.
Тема: КУЛЬТУРА ЯПОНИИ
До наших дней дошли скудные сведения о Древней Японии. Причины:
Япония заявила о себе на мировой арене лишь в III в. н.э., когда многие страны уже находились на стадии перехода от древнего общества к средневековому;
японские письменные источники появились лишь в VIII в. (это хроники «Кодзики» [т.е. «Записи о делах древности»] и «Нихонги» [т.е. «Анналы Японии»]);
из-за частых землетрясений многое не сохранилось.
Древнейший период японской истории называется «культура Дзёмон».
Первое упоминание о японском государстве относится к 607 г. Японцы называли его страной «Солнечного Восхода» (т.е. «Ниппон»).
В древних японских мифах и легендах рассказывалось о сотворении мира и первых богах, среди которых выделялось верховное божество – Небесная богиня Аматэрасу.
В последствии культ Солнца в лице богини Аматэрасу и культ предков легли в основу японской национальной религии синтоизм («путь богов»), сформировавшегося в IV в.
Со II в до н.э. по IX в. н.э. Япония развивалась под сильным влиянием со стороны Китая, что сказалось как в духовной, так и в материальной культуре.
Из Китая были заимствованы:
многие ремесла;
иероглифическая письменность;
научные знания;
буддизм (со временем стал общегосударственной религией и способствовал формированию нового типа личности, лишенной родовой привязанности);
вместе с буддизмом был заимствован и спектр буддийской культуры (в особенности, искусство).
Японское искусство
Японское искусство развивалось под влиянием конфуцианства и буддизма.
Архитектура: древние столицы Японии Нара и Киото были построены в китайском стиле.
Буддийская скульптура потеснила местную иконографическую традицию.
Литература: в VIII в. в Японии появился знаменитый литературный памятник «Маньёсю» («Мириады лепестков») – первая антология народной поэзии. Содержала около 4,5 тысяч стихотворений.
Хитомаро Какиномото – мастер «длинных песен» (элегий, од, плачей).
Акахито Ямабо – мастер «коротких песен» в форме пятистиший («танка»).
С конца IX в. официальные связи с Китаем прерываются, и японская культура становится самобытной.