Несколько слов о цвете
История флористики
Возникновение флористики
Вряд ли найдется человек, который ни разу не дарил цветы сам или не получал их в подарок. Безусловно, красивый букет может без слов выразить многое: раскаяние и сожаление, уважение и признательность, искреннюю глубокую симпатию и даже любовь.
Цветы могут стать разорительной страстью. Французская артистка Сара Бернар обогатила парижских флористов, изъявив желание каждый день видеть свое ночное белье, унизанное бесчисленными пармскими фиалками, или талию, обвитую переплетенными орхидеями. А вот африканские народы совсем не интересуются цветами, доказательством этому может служить описанная в литературе реакция одного молодого африканца, которому сказали, что приятным подарком для европейской женщины являются цветы. В ответ он воскликнул: «Как ужасно! Пара мертвых палок в прокисшей воде!» Виктора Гюго тоже можно отнести к людям, равнодушно относящимся к цветам, хотя он и европеец. Изысканные композиции были для него ничем иным как «букетами умерших цветов».
В разных странах сложились определенные традиции цветочной аранжировки, поэтому нельзя говорить об общих тенденциях, взглядах во флористике. В Бейруте, например, друзья одаривают друг друга ароматными носовыми платками, наполненными цветками жасмина. В буддийских храмах чаши наполняют цветками лотоса. В Индии плетут гирлянды из цветов календулы. В Бали танцовщицы носят головной убор в виде венка из цветов с золотыми украшениями. У японцев любимый праздник – ежегодный цветочный дождь во фруктовых садах. Искусство икебаны – национальная традиция, им должна владеть каждая японская женщина.
Для китайского букета, который, как и японский, сильно отличается от европейского, стебли должны быть обязательно древесными: ветки персика или апельсина, даже древовидные пионы, но только не травянистые растения. Кроме того, на Востоке, где прежде любили горшечные растения, букеты очень редки. Только во время празднования нового года букет стоит почти в каждом доме, а дорогая новогодняя ваза считается одной из важнейших семейных реликвий. Цветущая ветка в Китае означает «гонец счастья» и ставится в вазу по определенным правилам.
В Южной Азии при составлении букетов нередко обходятся вообще без ваз. Это связано с тем, что цветочные стебли не интересны для аранжировки, их выбрасывают в компост, а используют только цветочные головки. На рынках Дели и Бомбея цветки продаются на вес: груды бутонов красных роз, прекрасные пирамиды из цветков календулы. Некоторые торговцы укрепляют цветки на лентах или полосках тонкой коры. Это царство гирлянд не ограничивается Индией, а простирается вплоть до юго-восточной Азии и Полинезии.
Распространение и смешение обычаев является наглядным примером развития флористической культуры. Так как международный вкус все больше унифицируется, то во всех уголках земного шара появляются привычные для Запада букеты, даже в регионах, где они до сих пор были не известны, а для Европы теперь не редкость икебана.
Цветы геральдические
Использование растений в геральдике имеет долгую историю, хотя и не такую богатую, как, например, изображение животных. Роза, королева цветов, часто занимала почетное место на гербах. По законам геральдики, венки и гирлянды из роз могли красоваться только на гербах королевской фамилии.
Красная дамасская роза впервые появилась в Европе в 1270 году. Граф Тибольд IV Шампанский привез ее во Францию из крестового похода. Едва освоившись на новой родине, дамасская роза перекочевала в Англию и сразу стала эмблемой королевского дома Ланкастеров – одной из ветвей династии Плантагенетов. Другая ветвь династии – Йорки – отдала предпочтение белой розе.
Эти эмблемы вошли в историю в связи с 30-летней войной (1455–1485) Ланкастеров и Йорков, которая больше известна как война Алой и Белой розы. Кровопролитная борьба двух королевских домов нашла отражение не только в исторических трактатах и рыцарских романах. Селекционеры вывели у розы дамасской форму Versicolor, что значит «разноцветная». По-английски эта разновидность называется York-and-Lancaster – «Йорк-и-Ланкастер»: на одном кусте и даже на одном побеге у нее мирно сосуществуют белые, розовые и смешанные бело-розовые махровые цветки. Так садоводы символически примирили спесивых аристократов.
Лилия – не менее известный, чем роза, геральдический цветок.
Знаменитая королевская лилия, точнее, триада из лилий, – символ королевского дома Бурбонов, правившего Францией и Испанией больше 200 лет. Ее изображения красовались повсюду: на королевских знаменах и штандартах, на дверцах карет и одеждах придворных.
После свержения монархии цветок лишился своего королевского титула. А позже ученые установили, что столь любимая королевская лилия – вовсе и не лилия. История этого символа гораздо древнее дома Бурбонов. Он встречался еще в V веке на штандартах франкского короля Хлодвига. Есть даже предположение, что это вовсе не цветок, а стилизованное изображение наконечника алебарды. Большинство исследователей сходятся на том, что знаменитый символ – на самом деле цветок ириса. Достаточно сравнить старинное изображение золотисто-желтого ириса и королевскую лилию «флер де лис», как ее именуют французы.
В вексиллологии – науке о флагах – растения также не обделены вниманием. За некоторыми деревьями и цветами закрепились определенные символы, являющиеся по существу универсальными. Так, дуб символизирует крепость и могущество, лавр – славу и почет, олива – мир и мудрость, пальма – долговечность и победу, ель – плодородие, обновление. В тех или иных комбинациях эти символы присутствуют на флагах различных стран. К этому списку можно добавить кленовые листья на флаге Канады, зеленый трилистник клевера на флаге Ирландии, ветку с плодом граната на флаге Гренады и гроздь бананов на флаге Фиджи.
Что касается цветов, то им «повезло» меньше. В XIV-XVII веках государственный флаг Франции был синим с белым крестом, разделявшим четыре поля с тройками золотых королевских лилий – «флер де лис». Сейчас «флер де лис» красуется лишь на флаге канадской провинции Квебек.
В фондах Оружейной палаты в Московском Кремле хранятся три знамени Ермака, датируемые 1583 годом. На одном из них образы Иисуса Навина и архангела Михаила окружены стилизованным цветочным орнаментом. По углам расположены лучистые цветки, чем–то напоминающие соцветия подсолнечника.
Наконец, на флаге «страны гвоздики» – острова Занзибар – до 1963 года в зеленом круге на красном поле были изображены две перекрещенные гвоздики.
Государственная символика часто включает в себя не только флаг и герб, но и национальный цветок, реже – национальное дерево. Одни символы утверждены официально, другие бытуют лишь в силу традиции. Как правило, национальные цветочные символы выбираются из местной дикой флоры. Например, свенсона красивая, цветочный символ Южной Австралии, является довольно редким видом, подлежащим охране.
Иногда символом государства становится не дикий, а культурный цветок. На Мальдивских островах им стала полиантовая роза – единственная роза, которая успешно растет на этой земле. Символом Сингапура провозглашена орхидея Ванда «Мисс Хоакин». Ее розовые, с фиолетовым оттенком цветы напоминают цветовую гамму сингапурских национальных одежд. Непрерывное круглогодичное цветение этой орхидеи, по мнению правительства, символизирует стремление народа к прогрессу.
Но не все цветы-символы непременно красивы и экзотичны. Национальный цветок Финляндии, скромный душистый ландыш, красовался на монетах до введения евро. Символ Шотландии, чертополох колючий, отражает боевой нрав этого непокорного народа. Камбоджа выбрала своим цветочным символом рис – источник благополучия страны, а Латвия полюбила душистую руту.
Японцы символами своей страны избрали хризантему и сакуру – японскую вишню. Им посвящены древние праздники с очень поэтичными названиями: весенний Праздник любования цветением сакуры и осенний Праздник хризантемы.
Хризантема с ее компактным лучистым соцветием – национальный символ и герб Страны восходящего солнца, цветок императорского дома (в Японии есть даже особый сорт огромных императорских хризантем). Как и сам император, его цветок олицетворяет единство нации.
Сакура не попала на герб, но не менее любима японцами. Вот что пишет в книге «Япония. Образы и традиции» знаток Японии итальянец Фоско Мараини: «Весна… часто прерывается метелями, волнами холода, дождями и долго не сходящим снегом. Неожиданное цветение вишневых деревьев по всей стране может придать ей ни с чем не сравнимый праздничный вид, но это длится всего несколько дней, а иногда несколько часов. Может быть, поэтому поэты в Японии, говоря о сакуре, часто усматривают в ней признак печали – ушедшей любви, юности, жизни, судьбы самурая с ее призванием к самоотречению».
Из глубокой древности
Мир вокруг нас не стоит на месте, он постоянно находится в движении, непрерывно меняется. Потребность в новизне, в том, что приятно удивляет и радует глаз, служит отличным стимулом к развитию флористики. Поэтому для рождения новых идей и моделей в дизайне, для создания своего оригинального почерка флористы не только следят за модой, современными тенденциями, но и обращаются к своим предшественникам, иногда даже в глубину тысячелетий.
Пожалуй, самым древним государством, которое питает идеями современных флористов, можно безоговорочно признать Древний Египет. Даже то, что с эпохи фараонов прошло больше 3000 лет, не мешает египтянам быть основоположниками в искусстве аранжировок из цветов.
В Древнем Египте цветы широко применялись для украшения дворцов, храмов, при проведении различных ритуалов. Столы для жертвоприношений обильно посыпали лепестками цветов и украшали фруктами. На больших празднествах женщины несли цветы в руках. Даже в вазах, украшавших жилища египтян, было не одно отверстие для букета, как теперь, а много маленьких дырочек, куда вставляли отдельные цветы. Впоследствии стали популярны венки, букеты, гирлянды.
Высокие аранжировки, например церемониальные жезлы в рост человека, характеризуются симметричной манерой расположения растительного материала, часто в паре или по три. Самые большие цветы располагались на верхушке, а фрукты чередовались с ветками по восходящей линии с обеих сторон центрального стержня.
Выстраивая цветы на церемониальном жезле, «флористы» в Древнем Египте не задумывались о необходимости подпитки их водой, потому что композиции были нужны только на период церемонии. Видимо, способ продления жизни растений с помощью воды был еще не знаком египтянам.
Интересным примером аранжировки из цветов были флористические воротники. Они имели подкладку из папируса и были украшены вышивкой из бисера, лепестков лотоса, а также ягод, ломтиков мандрагоры (плода любви), листьев плюща, маслины, ивы и финиковой пальмы. Эта идея обрела популярность среди современных дизайнеров, поэтому флористические воротники можно увидеть на профессиональных выставках и конкурсах.
Также египтяне использовали два вида гирлянд: переплетения цветов, скрепленные лентами, и гирлянды из цветов и листьев (листья переворачивали обратной стороной, что давало эффект серебра).
Маленькие букетики или же единичные цветы уже тогда для удобства помещали в плетеные или металлические держатели.
Несколько слов о цвете
«Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» – это то, что на слуху у всех. А белая или желтая? Во времена Екатерины II, например, был разработан «Реестр о цветах», где красный цвет символизировал любовь, зеленый – надежду, голубой говорил о верности, черный означал печаль, а желтый – измену. В культуре Японии, наоборот, желтый цвет – символ света и солнца, и дарят желтые цветы тем, кому хотят пожелать света и добра. Оранжевый цвет – символ власти и гордости. Синие цветы говорят о тоске и верности, их принято дарить призывникам. Торжественный фиолетовый цвет – знак дружбы, а зеленый – спокойствия и мира. Нейтральный белый цвет всегда был символом чистоты, нежности, но в некоторых странах – грусти и траура.
В странах Древнего Востока каждому времени года соответствует определенный цвет: черный – зима, белый – осень, синий – весна и красный – лето. Существуют обычаи и предрассудки, связанные с окраской лепестков. Особое отношение, конечно же, к желтому цвету, цвету измены. В одной из восточных легенд говорится, что красные розы разоблачили неверную жену некоего султана, пожелтев прямо у нее в руках.
Что касается дарения цветов, то «запрет» на желтое давно снят, и дарить желтые цветы можно в любых ситуациях. Но все же, если Вы боитесь ошибиться с цветом, лучше остановиться на универсальной окраске лепестков – белой. Она сочетается с любыми другими оттенками и подходит для всех случаев. Розовый цвет – это юность и скромность. Красный – символ любви и страсти. В букете он будет прекрасно смотреться с белым, желтым, не рекомендуются использовать с розовым и фиолетовым.
Насыщенный синий цвет в сочетании с ярко-желтым или ослепительно белым не оставит равнодушным ни одного человека. Светло-оранжевый («лососевый») будет гармонировать с голубым, лиловым, фиолетовым и белым. Ребенку лучше подарить небольшие и нежные цветы ярких, радостных тонов, собранные в небольшой букетик. Пожилым женщинам не стоит дарить темные или быстро увядающие цветы. Мужчинам принято дарить высокие цветы, так как маленький букетик ландышей в мужской руке будет смотреться по меньшей мере странно.
Букет для мужчины должен быть вертикально вытянут, в нем, как правило, чувствуется напряженность форм и линий. Женские же букеты, напротив, имеют округлую форму. Мужчины не дарят друг другу фиалки. Не принято, чтобы женщина дарила цветы мужчине, за исключением тех случаев, когда мужчина намного старше ее или является именинником, юбиляром. Горшечные цветы дарят лишь в том случае, если известно, что адресат их очень любит и обрадуется, получив их в подарок.
Количество цветов в букете также имеет определенное значение. Один цветок – это знак внимания, три – проявление уважения, пять – может символизировать признание, семь – любовь. Кто-то скажет, в современном экстравагантном мире не место таким мелочам, но психологи уверяют, что именно такие мелочи создают настроение, пусть даже на подсознательном уровне. Но самое главное, чем стоит руководствоваться при выборе цветов, – это, конечно же, вкусы человека, которому Вы хотите преподнести букет. Но как же их узнать? Ответ прост: чаще дарите цветы, и рано или поздно Вы обязательно «попадете в цель».