Требования к знаниям и умениям
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего
Профессионального образования
"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА"
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
____________Т.В. Маркелова
"____"__________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине "Типология книги"_______________
По направлению 0309000.68 – Книжное дело. Магистры________________
Факультет Издательского дела и Журналистики_____________________
Кафедра Книговедения и пропаганды книги_____________
Индекс по учебному плану | ЦИКЛ | Компонент | ||
Федеральный | Национально-региональный (вузовский) | Элективный | ||
ОПД.Ф.16 | Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины | |||
Общие математические и естественнонаучные дисциплины | ||||
Общепрофессиональные дисциплины | X | |||
Специальные дисциплины | ||||
Дисциплины специализации |
Форма обучения | курс | семестр | Трудоемкость дисциплины в часах | Форма итогового контроля | |||||||
Всего часов | Аудиторных часов | Лекции | Семинарские (практические) занятия | Лабораторные занятия | Курсовая работа | Курсовой проект | Самостоятельная работа | ||||
Очная | зачет |
Москва — 2011 г.
Составитель: Беловицкая А.А.
Рецензенты:
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
(дата)______30 августа 2011 г. протокол №_______1__________
Зав. кафедрой К и ПК___________________________/Г.В. Кожевников/
Одобрена Советом _________________________факультета
(дата)_____________ протокол №_________________
Председатель___
Цели и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям
Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины «Типология книги» является усвоение общих принципов, критериев типизации книжных изданий, типологических признаков различных видов и типов книжных изданий произведений различных видов литературы, т.е. реальной, действительной книги, котрорая появляется, движется, развивается в процессах книжного дела (книгоиздательского, книготоргового, библиотечного, библиографического).
Усвоение этих общих принципов, критериев и типологических признаков книжных изданий должно опираться на остаточные знания о массиве полиграфической и электронной печатной продукции, полученные на предыдущей ступени образования по направлению «книжное дело», и в том числе в области классификации, систематизизации, группировки этой продукции, пригодных для рационализации книговедческой практической, т.е. предметно-преобразующей деятельности в различных сферах книжного дела, а кроме того на методологические положения «Общего книговедения».
Требования к знаниям и умениям
В результате изучения дисциплины "Типология книги»"
магистрант должен иметь представление и понимать:
- принципы, критерии и схемы классификации печатной продукции в книгоиздательском, книготорговом, библиографическом, , библиотечном деле : УДК, ББК, Классификация Российской книжной палаты (ЕСКЛ) и другие схемы книготорговой и издательской классификации, многие зарубежные и международные (ISSN, ISBN) классификации, функционирующие в книжном деле
— природу книги как объективного явления социальной действительности; сущность и функции книги как способа отражения и средства формирования индивидуального, группового и общественного сознания
- систему видов литературы, музыки, изобразительного искусства
- сущность книги как актуализированного в процессах и средствами книжного дела
диалектического единства:
— способа организации литературного, музыкального, изобразительного произведения в книжное издание средствами книгопроизводства, объективированного книгоиздательским делом и материализованного в редакционно-издательских процессах;
— способа отражения, распределения «снятой» книжным изданием формы существования этого произведения в общественном сознании, т. е. распределения в обществе тиража книжного издания средствами книгораспределения, объективированного книготорговым и библиотечным делом и материализованного, в книготорговых и библиотечных процессах;
— способа воспроизводства в общественном сознании «снятой» книжным изданием формы существования литературного, музыкального, изобразительного произведения средствами книговоспроизводства, объективированного библиографическим делом и материализованного в библиографических процессах.
— сущность, структуру и формы книжного издания как реальной, действительной книги, как материально-предметной формы ее существования.
Магистрант должен знать и использовать в познавательной практической книговедческой деятельности:
- различия способов классификации, группировки и типологии книжных изданий
-систему и определения сущностных типологических категорий и понятий: виды литературы, жанровая структура каждого вида литературы, общий замысел и виды книжных изданий произведений различных видов литературы, целевое назначение и типы книжных изданий произведений различных видов литературы
- типологические признаки серийного издания
Магистрант должен уметь:
- конкретизировать адекватные типологичекие критерии для моделирования книжного издания того или иного вида литературы, музыки, изобразительного искусства (собрания сочинений, сборника, отдельного издания одного произведения),того или иного типа (научного, научно-массового, массового) в редакционно-издательской деятельности
- анализировать типологические признаки, реализованные во всех структурных и содержательных компонентах и элементах конкретного книжного издания при его идентификации, анализе, оценке, описании в книготорговой, библиотечной, библиографической работе с ним
Магистрант должен иметь навыки:
- типологического моделирования книжного издания литературных, музыкальных, изобразительных произведений в редакционно-издательской деятельности
- типологической идентификации конкретного книжного издания в книготорговой, библиотечной и библиографической деятельности
— самостоятельной работы с литературными источниками для повышения своего профессионального уровня в исследовательской или практической книговедческой деятельности;
—иметь навыки самостоятельной научно-исследовательской работы в области типологии книги с учетом появления и распространения новой материально-предметной формы книги – электронной.
- владеть общекниговедческими методами (теоретико-типологическим, историко-типологическим, компонентно-типологическим, структурно-типологическим, функционально-типологическим) при моделировании и анализе конкретного книжного издания.
1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины:
История книжного дела: Раздел 4.2.1
Библиография: Общая библиография; Иностранная библиография: Разделы 4.2.1; 4.2.2; 4.2.3; 4.2.17
Книговедение: Разделы: Общее книговедение; Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству; Учебно-педагогическая книга; Общественно-политическая книга; естественнонаучная и техническая книга.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Наименование тем, их содержание, объем лекционных занятий
2.1.1.Введение. Общее понятие о науковедческой таксономии явлений объективной действительности: группировка, классификация, систематизация типология.Общее представление о различных классификационных системах. Функционирующих в книжном деле : УДК, ББК, Классификация Российской книжной палаты (ЕСКЛ) и другие схемы книготорговой и издательской классификации, международные схемы (ISSN, ISBN). Типология как систематизация книжных изданий по сущностным признакам.