Требования к знаниям и умениям

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА"

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

____________Т.В. Маркелова

"____"__________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине "Типология книги"_______________

По направлению 0309000.68 – Книжное дело. Магистры________________

Факультет Издательского дела и Журналистики_____________________

Кафедра Книговедения и пропаганды книги_____________

  Индекс по учебному плану         ЦИКЛ     Компонент
Федеральный   Национально-региональный (вузовский) Элективный  
    ОПД.Ф.16 Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины      
Общие математические и естественнонаучные дисциплины      
Общепрофессиональные дисциплины X    
Специальные дисциплины      
Дисциплины специализации            
Форма обучения курс семестр Трудоемкость дисциплины в часах Форма итогового контроля
Всего часов Аудиторных часов Лекции Семинарские (практические) занятия Лабораторные занятия Курсовая работа Курсовой проект Самостоятельная работа
Очная       зачет

Москва — 2011 г.

Составитель: Беловицкая А.А.

Рецензенты:

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

(дата)______30 августа 2011 г. протокол №_______1__________

Зав. кафедрой К и ПК___________________________/Г.В. Кожевников/

Одобрена Советом _________________________факультета

(дата)_____________ протокол №_________________

Председатель___

Цели и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям

Цели и задачи изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины «Типология книги» является усвоение общих принципов, критериев типизации книжных изданий, типологических признаков различных видов и типов книжных изданий произведений различных видов литературы, т.е. реальной, действительной книги, котрорая появляется, движется, развивается в процессах книжного дела (книгоиздательского, книготоргового, библиотечного, библиографического).

Усвоение этих общих принципов, критериев и типологических признаков книжных изданий должно опираться на остаточные знания о массиве полиграфической и электронной печатной продукции, полученные на предыдущей ступени образования по направлению «книжное дело», и в том числе в области классификации, систематизизации, группировки этой продукции, пригодных для рационализации книговедческой практической, т.е. предметно-преобразующей деятельности в различных сферах книжного дела, а кроме того на методологические положения «Общего книговедения».

Требования к знаниям и умениям

В результате изучения дисциплины "Типология книги»"

магистрант должен иметь представление и понимать:

- принципы, критерии и схемы классификации печатной продукции в книгоиздательском, книготорговом, библиографическом, , библиотечном деле : УДК, ББК, Классификация Российской книжной палаты (ЕСКЛ) и другие схемы книготорговой и издательской классификации, многие зарубежные и международные (ISSN, ISBN) классификации, функционирующие в книжном деле

— природу книги как объективного явления социальной дейст­вительности; сущность и функции книги как способа отражения и средства формирования индивидуального, группового и общест­венного сознания

- систему видов литературы, музыки, изобразительного искусства

- сущность книги как актуализированного в процессах и средствами книжного дела

диалектиче­ского единства:

— способа организации литературного, музыкального, изобразительного произведения в книжное издание средствами книгопроизводства, объективированного кни­гоиздательским делом и материализованного в редакционно-издательских процессах;

— способа отражения, распределения «снятой» книжным изданием формы существования этого произ­ведения в общественном сознании, т. е. распределения в обществе тиража книжного издания средствами книгораспределения, объективированного книготорговым и библиотечным делом и материализованного, в книго­торговых и библиотечных процессах;

— способа воспроизводства в общественном созна­нии «снятой» книжным изданием формы существования литературного, музыкального, изобразительного про­изведения средствами книговоспроизводства, объективи­рованного библиографическим делом и материализо­ванного в библиографических процессах.

— сущность, структуру и формы книжного издания как реаль­ной, действительной книги, как материально-предметной формы ее существования.

Магистрант должен знать и использовать в познавательной прак­тической книговедческой деятельности:

- различия способов классификации, группировки и типологии книжных изданий

-систему и определения сущностных типологических категорий и понятий: виды литературы, жанровая структура каждого вида литературы, общий замысел и виды книжных изданий произведений различных видов литературы, целевое назначение и типы книжных изданий произведений различных видов литературы

- типологические признаки серийного издания

Магистрант должен уметь:

- конкретизировать адекватные типологичекие критерии для моделирования книжного издания того или иного вида литературы, музыки, изобразительного искусства (собрания сочинений, сборника, отдельного издания одного произведения),того или иного типа (научного, научно-массового, массового) в редакционно-издательской деятельности

- анализировать типологические признаки, реализованные во всех структурных и содержательных компонентах и элементах конкретного книжного издания при его идентификации, анализе, оценке, описании в книготорговой, библиотечной, библиографической работе с ним

Магистрант должен иметь навыки:

- типологического моделирования книжного издания литературных, музыкальных, изобразительных произведений в редакционно-издательской деятельности

- типологической идентификации конкретного книжного издания в книготорговой, библиотечной и библиографической деятельности

— самостоятельной работы с литературными источниками для повышения своего профессионального уровня в исследователь­ской или практической книговедческой деятельности;

—иметь навыки самостоятельной научно-исследовательской работы в облас­ти типологии книги с учетом появления и распространения новой материально-предметной формы книги – электронной.

- владеть общекниговедческими методами (теоретико-типологическим, историко-типологическим, компонентно-типологичес­ким, структурно-типологическим, функционально-типологическим) при моделировании и анализе конкретного книжного издания.

1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины:

История книжного дела: Раздел 4.2.1

Библиография: Общая библиография; Иностранная библиография: Разделы 4.2.1; 4.2.2; 4.2.3; 4.2.17

Книговедение: Разделы: Общее книговедение; Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству; Учебно-педагогическая книга; Общественно-политическая книга; естественнонаучная и техническая книга.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.Наименование тем, их содержание, объем лекционных занятий

2.1.1.Введение. Общее понятие о науковедческой таксономии явлений объективной действительности: группировка, классификация, систематизация типология.Общее представление о различных классификационных системах. Функционирующих в книжном деле : УДК, ББК, Классификация Российской книжной палаты (ЕСКЛ) и другие схемы книготорговой и издательской классификации, международные схемы (ISSN, ISBN). Типология как систематизация книжных изданий по сущностным признакам.

Наши рекомендации