Экс-чемпион Британской Империи в наилегчайшем весе среди профессионалов
РАЗЯЩИЙ АППЕРКОТ
Так называется удар, направленный снизу вверх. Мне кажется, что это один и самых незаслуженно забытых ударов в британском боксе. Я не удивляюсь этому парадоксу. Англичане известны на весь мир своей консервативностью во всем, в том числе и в боксе.
Последнее особенно странно. Всем известно, что именно в этой стране зародился этот вид, спорта, именно здесь более двух с половиной веков тому назад была создана первая школа кулачного боя — Академия Джеймса Фигга. Ее создатель был известным мастером всех видов единоборств. Он был хорошим борцом, отменным фехтовальщиком отлично владел приемами боя на палках и кулаках.
Сохранились рисунки известного английского художника Уильяма Хогарта с изображением кулачных боев тех времен. Нельзя смотреть без улыбки на боевую стойку бойцов. Их спины выпрямлены, как у хорошо вымуштрованных гренадеров, а руки вытянуты вперед, совсем не защищая ни головы, ни туловища. Бой в те времена велся в основном прямыми ударами, направленными главным образом в голову. Только 60 лет спустя, когда бокс шагнул за океан, американские боксеры начали искать более рациональные и более эффективные способы боя на ринге. Именно там появляются хук, апперкот, инфайтинг и другие новшества бокса. Англичане неохотно воспринимали эти новинки. Долгое время они игнорировали инфайтинг и апперкот, не признавали правила расхождения боксеров после команды рефери «Брек!» и многое другое. Может быть, это и является одной из причин довольно слабых выступлений английских боксеров-любителей на Олимпийских играх, чемпионатах Европы и мира. Немного имен английских боксеров и среди чемпионов мира среди профессионалов.
Когда я смотрю бой боксеров, я особое внимание обращаю на то, как они действуют хуками и апперкотами. Если хорошо, я верю в успех этих парней, если плохо, я думаю, что никаких шансов на то, чтобы стать чемпионами, у них нет.
Апперкот — это удар, направленный снизу вверх, при нанесении которого пальцы кулака обращены к боксеру, наносящему этот удар. Имеется две разновидности выполнения этого удара: когда удар выполняется с переносом веса тела на ногу, одноименную бьющей руке, и удар с переносом веса тела на противоположную ногу. При обоих вариантах движения руки, наносящей удар, и отчасти туловища почти одинаковы, но движения ног совершенно различны.
При выполнении апперкота левой рукой вес тела толчком носка правой ноги переносится на левую ногу. Носок и бедро левой ноги в свою очередь делают толчок вверх, нога в левом колене разгибается, туловище, вращаясь слева направо, резко выпрямляется. Боксер выносит левое плечо вперед, левый кулак поворачивает пальцами к своей груди и направляет его снизу вверх. Все тело, как бы подбрасываемое пружинящим движением левой ноги, устремляется в направлении удара. То же происходит, если апперкот выполняется с шагом влево-вперед. При этом, как только левая нога сделает шаг, она тотчас начинает толчок. При правом апперкоте весь порядок действий соответственно меняется.
Апперкот правой имеет особенность. При его выполнении туловище вращается справа налево, но в момент самого удара не наклоняется, скручиваясь как при хуке, а, наоборот, усилием поясничных мышц распрямляется рывком. Вес тела переносится на левую ногу, и в момент переноса веса обе ноги разгибаются в коленях и поднимаются на носки, содействуя резкому распрямлению туловища.
При левом апперкоте вес тела переносится на правую ногу, туловище поворачивается слева направо, затем следует подъем па носки и энергичный толчок ногами.
Какой из этих апперкотов сделать своим главным оружием боя, должен решить сам боксер. Я лично предпочитаю правый апперкот. Апперкоты служат главным атакующим средством в инфайтинге. Но они с успехом могут применяться как встречные контрудары на атаку противника прямым левой. Левый апперкот с успехом используется как контрудар при атаке противника правым хуком. При этом лучше всего «нырнуть» под бьющую правую руку соперника и тут же нанести апперкот.
Вы уже поняли, что апперкот — это почти то же, что хук, только наносимый не сбоку, а снизу вверх. Я лично различаю два вида апперкотов: длинный и короткий. Длинный апперкот —это нечто среднее между хуком и собственно апперкотом, он идет как бы по диагонали по направлению к туловищу противника и направлен главным образом в его челюсть. Только не думайте, пожалуйста, что ваш длинный мощный апперкот сразу «снимет» голову с плеч вашего противника. По моему мнению, короткий апперкот гораздо эффективнее. Длинным апперкотом, чаще всего, пользуются малоопытные боксеры, но они упускают из виду то обстоятельство, что нанося его, сами остаются открытыми для контрудара. Я бы посоветовал поскорее перейти к освоению короткого апперкота, оставив длинный про запас.
Я уже сказал, что предпочитаю короткий правый апперкот. Его основными целями служат уязвимые места на туловище противника: сердце, солнечное сплетение, печень.
Кто долго и серьезно занимался боксом, наверняка слышали о знаменитом хуке Джина Туннея, который он наносил точно в печень. В действительности, это был не хук, а чистой воды апперкот, ставший позже одним из наиболее любимых мной ударов, который проложил путь к моим самым значительным победам.
Апперкот хорош еще и тем, что от него чрезвычайно трудно защищаться. Он применяется в ближнем бою, когда вы находитесь внутри позиции противника, в непосредственной близости от его тела. Хотя, конечно, есть защита и от апперкота. Например, если вы наносите апперкот в голову, противник может защититься подставкой ладони под ваш кулак. От апперкота в туловище защищаются методом «двойной локтевой защиты» и, наконец, противник может наложить свои перчатки на локтевые сгибы ваших рук, чем сильно ограничит ваши движения. Нанося апперкот, нужно все это предвидеть и учитывать.
Боксом я начал заниматься семи или восьми лет, когда жил в Южной Африке и начал учиться в школе. Так как я был левша от рождения, то я сам собой встал в правостороннюю стойку и все удары начал отрабатывать как левша, особенно левый хук, который мне нравился больше и получался лучше, чем другие удары. Позже, по требованию тренера, я изменил боевую стойку на левостороннюю, как правша, но мой левый хук продолжал мне служить и в этой, новой для меня позиции. Может быть, от левого хука я и перешел к апперкоту. Но самое полезное, что я получил от перемены позиции, это то, что я стал «двуруким» боксером. И когда в .1952 году я переехал на жительство в Англию и подписал контракт как профессионал, с мистером Джимом Виксом, он посмотрев меня в зале, был очень доволен моей двусторонней манерой боя. «Джейк, мальчик мой,— сказал мистер Вике,— у тебя чудесный левый хук. Ты будешь в состоянии наносить превосходные апперкоты!»
В тот же момент мы попробовали эти удары и я выполнил их так, как будто я только ими и занимался. Я с энтузиазмом принялся работать над шлифовкой апперкотов, и в скором времени мне предложили встречу с чемпионом Британской Империи и Европы в наилегчайшем весе Тэдди Гартнером из Западного Хартлепула. Мне хватило двенадцати раундов, чтобы уложить именитого противника. Я стал чемпионом Британской Империи. Но поскольку этот бой проводился в рамках только Британской Империи, то встреча за титул чемпиона континента была еще впереди. К сожалению, она так и не состоялась.
Обладание титулом чемпиона Британской Империи было для меня огромным успехом и честью, которыми я очень гордился. Я был первым зулусом, которому было позволено сражаться за этот титул. Дело в том, что на моей родине в Южной Африке цветному боксеру не разрешается боксировать с белым противником. И моя победа над Тэдди Гартнером была своего рода престижной не только для меня, но и для всего моего народа.
В Англии я пробыл больше года. В 1953 году я вернулся на родину и выиграл подряд три боя у сильных негритянских боксеров, удивив своим новым стилем не только любителей бокса, но и искушенных в этом деле специалистов. Мои апперкоты помогли мне одержать победу над Дэвидом Сламбером Гогойтой — чемпионом среди легковесов неевропейских стран. Этот матч проходил в столице Ирландии Дублине. Я закончил его нокаутом в седьмом раунде.
Дэвид обладал самым сильным ударом среди легковесов всего мира. Его второе имя — Сламбер, в переводе с английского означает — сонный. Дэвид и в самом деле был довольно спокойным и даже флегматичным парнем, но это в жизни. На ринге он превращался в неукротимого тигра. В 1952 году его пригласили в Иоганнесбург в качестве спарринг-партнера чемпиона мира в легком весе Вика Тоуэла, который готовился к встрече с претендентом на этот титул — чемпионом Англии Питером Киенаном. В одном из спаррингов «сонный мальчик» так ударил Тоуэла, что тот как подкошенный рухнул на настил ринга, чем переполошил всех тренеров и менеджера, отвечавших за подготовку Вика к этому ответственнейшему матчу.
Задолго до моей встречи с Гогойтой меня предупредили о феноменальной силе ударов этого боксера и я решил пару-тройку раундов помучить, помотать его левыми джебами.
Как только ударил гонг, мальчик мгновенно «проснулся» и бросился в яростную атаку, низко опустив голову. Опускать голову — его манера, а его намерения в отношении меня были яснее ясного: выбить из боя как можно быстрее. Он ведь тоже знал меня как агрессивного, выносливого и атакующего бойца с крепким ударом с обеих рук. Мне важно было только усыпить его бдительность в отношении моего правого апперкота.
Каждый раз, когда я атаковал его прямым левой, он пытался поднырнуть под мой кулак и его голова опускалась еще ниже. Учтя это, я начал тревожить его коротким правым, а иногда и левым апперкотами, но не слишком часто. Никогда не следует злоупотреблять своим «секретным оружием», чтобы противник не разгадал ваших намерений. В третьем раунде Гогойта достал-таки меня одним из своих ударов и я оказался в нокдауне. «Сонный мальчик» сразу бросился на добивание, но мои верные апперкоты заставили его малость утихомириться. Мы оба были крепкого телосложения, коренастые и оба предпочитали ближний бой. Меня как магнитом притягивала его низко опущенная голова, но я сдерживал себя, не торопился с решающим ударом, продолжал финтить и изматывать его, непрерывно маневрируя по рингу и стараясь прижать к канатам, «уложить» на них и тогда уже пускать в ход свой коронный правый апперкот. В седьмом раунде мне это удалось и титул, принадлежавший Дэвиду Сламберу Гогойте, стал моим титулом.
Если вы, как и я, полюбите правый апперкот и сделаете его вашим главным ударом, то научитесь и тактике его использования. Обязательно учитывайте при этом стиль боксирования и физические качества своего противника. Это очень важно. Если вы не придадите этому фактору значения, может случиться, что ваше оружие даст «осечку» и не сработает. Например, если перед вами «закрепощенный» боксер, который держится в прямой классической стойке и все время атакует вас прямыми ударами в голову, не спешите с вашим апперктом, особенно в челюсть. Постарайтесь войти в ближний бой, хорошо «промассируйте» короткими хуками и апперкотами его туловище в районах печени и сердца, а когда он опустит, наконец, голову, не упускайте предоставившейся возможности — и победа за вами.
Очень важно определить для своего ударного апперкота правильную цель. Если ваш противник выше вас ростом, не охотьтесь за его челюстью, можете легко промахнуться и уж тогда не надейтесь на успех, противник, наверняка, не простит вам вашей ошибки и использует ее в своих целях. В такой ситуации ваши главные цели — сердце, печень и солнечное сплетение. Если противник ростом ниже вас, тогда цельтесь в челюсть.
Вашим противником может стать боксер, который плохо владеет апперкотами или не придает им особого значения, имея в запасе другое оружие. Ваша первейшая задача — взять инициативу в свои руки, навязать ему свою тактику и постараться ограничить его маневр: загнать в угол или лучше прижать к канатам, как это удалось мне во встрече с Гогойтой. Хорошо обработайте его корпус и вынудите его пригнуть голову. И если вы сумели его хорошо вымотать, и вам удастся «поймать» его челюсть, вы можете праздновать победу. Но это при условии, что ваш апперкот будет очень точен и силен.
Лично мой правый апперкот всегда нацелен под сердце. Над этим ударом я работал больше всего и старался придать ему «распарывающий» характер. Главное, чтобы при нанесении этого удара все ваши движения и действия были точны и четко скоординированы. Отрабатывайте этот удар у канатов и на тяжелом мешке, обозначив на нем нужную вам точку на теле противника и проведя черту, обозначающую линию его пояса. Особенно это важно для боксеров-любителей. Правила любительского бокса более строги к ударам ниже пояса, чем правила для профессионалов.
Я принадлежу к файтерам — боксерам атакующего стиля, считающим, что лучшая форма защиты — нападение. Поэтому я стремлюсь навязать своим противникам ближний бой. Но апперкот может с успехом использоваться и как контратакующий удар. Для этого вам следует подпустить противника поближе, резко отклонить свой корпус назад, заставить противника «провалиться» и уж тогда встретить его хорошим апперкотом.
Между прочим, твердая, устойчивая позиция — одно из главных условий, обеспечивающих точность удара. Я всегда твердо держусь на ногах. Этим я обязан своему тренеру юношеского боксерского клуба в Орландо Андрею Мкванази и моему старшему брату Джону. Они часами заставляли меня тренироваться, совершенствуя мой баланс, особенно умение перемещать вес тела с одной ноги на другую различными способами. От этого умения зависят точность и сила удара. Главная цель этих тренировок — добиться четкой координации движений рук, ног и туловища. Я советую молодым боксерам уделить этой работе самое серьезное внимание и не жалеть на нее ни сил, ни старания, ни терпения.
Начните с простого. Перенесите вес тела, например, с правой ноги на левую толчком носка правой ноги. При этом левая нога должна опираться на пол всей ступней, направленной в сторону противника. Потом повторите это упражнение в обратную сторону.
Второе упражнение более сложное — перенос веса тела с одной ноги на другую с одновременными поворотами туловища вправо и влево. Повторите упражнение, выполняя повороты туловища с одновременными наклонами в ту или другую сторону.
Затем усложните это упражнение: поставьте ступни ног параллельно на ширину плеч. Толчком носка правой ноги перенесите вес тела на левую ногу, стоящую на полу всей ступней. Согните правую ногу в колене и подведите его к колену левой ноги. Оставляя ступню правой ноги на месте, разверните ее на носке пяткой наружу, сочетая это движение с сильным поворотом туловища в левом тазобедренном суставе и выносом правого плеча вперед. Это упражнение особенно важно при нанесении хука или апперкота.
Повторите это же упражнение в обратную сторону. Очень важно держать баланс не только при перемещениях веса тела, но и при передвижениях по рингу приставными шагами, шагами назад, сайд-степами и подскоками.
Пожалуйста, не считайте эту работу необязательной и второстепенной. Когда я впервые приехал в Англию, я уже работал в двух стойках: правосторонней и левосторонней. Так как я был природным левшой, то, естественно, координация движений в правосторонней стойке у меня была лучше, чем в левосторонней. Но я этому особого значения не придавал, пока мой друг Алекс Бакстоп — чемпион Британии в среднем весе—не подсказал мне: «Джейк, ты никогда правильно не ударишь правой, пока так стоишь!» А все дело заключалось, на первый взгляд, в мелочи. Пальцы моей левой ноги были обращены направо, а должны были быть направлены в сторону противника. Вот эту-то «мелочь» и подметил опытный Бакстоп, и указал мне на нее. Стоило мне поставить ступню левой ноги правильно и я с удивлением убедился, что мой удар стал и точнее и сильнее. В этом я сразу убедился, работая в спаррингах.
Я уже говорил, что свой коронный удар нужно тщательно скрывать от противника. Конечно, готовясь к бою с вами, он прекрасно о нем осведомлен. Ваша задача заключается в том, чтобы тщательно замаскировать его и ударить им в момент, когда противник этого не ожидает. Как это сделать? Работать сериями ударов, строя из них всевозможные комбинации. Их бесчисленное множество. Приведу в пример шахматную игру. В вашем распоряжении всего шестнадцать фигур, а количество комбинаций из них так огромно, что вот уже больше тысячи лет люди играют в эту игру и каждый раз находят новые варианты ходов этими шестнадцатью фигурами. Взять самую простую комбинацию в боксе из двух апперкотов. Их более тридцати. Приведу четыре из них. Первая комбинация — удар левым апперкотом в голову, удар правым апперкотом в туловище. При нанесении обоих ударов вес тела переносится на левую ногу. Комбинация вторая — два апперкота в туловище, сначала левый, за ним — правый. Вес тела на левой ноге. Третий вариант — правый апперкот в голову, левый апперкот в туловище. Вес тела переносится на правую ногу. Четвертая комбинация—левый апперкот в туловище, правый апперкот в голову. Вес тела — на правую ногу.
В чем здесь секрет? Противник не знает, в какой из апперкотов и когда вы «заложите динамит». Конечно, можно сочетать в комбинации и разнотипные удары, например: апперкот левой в туловище с переносом веса тела на левую ногу, и следом за ним хук правой в голову, или наоборот. Наоборот даже лучше, потому что обычно все атаки большинство боксеров начинает с левой руки. Можно составить и более многоударные серии. Например: хук левой — апперкот правой — хук правой, или из двух разноименных апперкотов и хука левой в голову. Вся хитрость этих комбинаций заключается в том, чтобы скрыть от противника, какой из ударов серии будет решающим.
Если вы хороший не только боксер, но и «артист», то вам ничего не стоит скрыть до поры до времени свой коронный удар. Предположим, ваш противник тоже хороший специалист в выполнении апперкотов и так же, как и вы любит этот удар. Введите его в заблуждение, что вам ничего об этом неизвестно. Умышленно маните его на этот удар, почаще опускайте вниз голову, а когда он ринется на сближение с вами, нацелив свой апперкот в вашу челюсть — откиньте голову назад и встретьте его упреждающим прямым левой. Только применяйте этот трюк против боксера, делающего бездумную ставку в своих атаках лишь на апперкоты.
Можно вызвать на себя атаку противника прямым правой или правым хуком и поднырнув под его правую руку, нанести встречный левый апперкот в печень. Только не ударьте слишком низко. Удар в печень требует большой точности.
Заканчивая свою беседу во славу апперкотам, я скажу, что не знаю другого удара, который бы так быстро и мощно воздействовал на противника, особенно агрессивного противника, стремящегося смести вас с ринга в первых же раундах. Поверьте слову ветерана: апперкот может стать вашим лучшим другом на всю вашу боксерскую жизнь.
Дон КОККЕЛ
Биографическая справка. Родился 22 сентября 1928 года в Баттерси — одном из районов Лондона. Пристрастие к боксу владело Доном с раннего детства. Бокс в Англии входит в программу школьной физкультуры, но во время учебы Коккелу так и не удалось ни разу надеть перчаток. Был он парнем крепким и рослым, физически сильным и инструкторы не решались ставить его с кем-нибудь в пару. Но основные приемы бокса он отрабатывал на боксерских снарядах и это ему очень пригодилось позже.
В 16 лет Коккел был зачислен в кадетское училище, где и начал заниматься боксом по-настоящему. Однако спортивная программа училища мало удовлетворяла Дона и он часами вертелся около спортивной гимназии Джека Соломона и однажды его пригласили в спарринг-партнеры к Винсу Хаукинсу — чемпиону Англии в среднем весе. Коккел сразу понравился менеджеру Хаукинса Джону Симпсону. Так началась настоящая боксерская биография Дона, случилось это в 1946 году, когда ему исполнилось 18 лет. К 1948 году он успел провести 39 боев на профессиональном ринге в полутяжелом весе и в тридцати четырех добился победы.
В 1949 году Коккел встретился с чемпионом Британии Марком Хартом из Кроудона и победил его по очкам в восьмом раунде. Встреча была неофициальной, без притязания на чемпионский титул Харта. После этого последовало предложение на встречу с американским тяжеловесом Лароном Вильсоном и Дон потерпел в этой встрече поражение по очкам. А в 1950 году Дон сам бросил вызов Марку Харту и в четырнадцатом раунде победил его, став чемпионом Британии в полутяжелом весе. В 1951 году он побеждает нокаутом в шестом раунде чемпиона Европы француза Альберто Айвела и овладевает вторым чемпионским титулом. Затем последовали две победы в рейтинговых боях над американцами Фредди Батором и Ником Бароне.
Дон был готов бросить вызов чемпиону мира Джою Максиму, но в 1951 году проиграл бой нокаутом малоизвестному негру из Нью-Йорка Джиму Слейду. Бой проходил в Эдинбурге и вызвал шок у болельщиков Дона, а через год последовало еще одно поражение от Ранди Турпина за титул чемпиона Англии и Британской Империи в тяжелом весе. Тяжело обходился Коккелу переход в более серьезную весовую категорию. Дон взял четырехмесячный «тайм-аут» и вернулся на ринг потяжелевшим чуть ли не в полтора раза: 12 мая 1953 года он выигрывает титул чемпиона Англии и Британской Империи у Джонни Вильямса. Дон отправился за океан, трижды выиграл бои у известного американского тяжеловеса Гарри Мэтьюза и, наконец, 16 мая 1955 года встретился в Сан-Франциско с Рокки Марчиано в официальной встрече за корону чемпиона мира. Пять раз встречался он с этим выдающим боксером и все пять раз терпел поражения. Но эти бои сильно подняли его престиж в боксерском мире планеты. Дон Коккел зарекомендовал себя грозным и стойким соперником, снискал у американцев славу честного и бескомпромиссного спортсмена, и дружескую кличку: «Британского бульдога».
Излюбленной манерой боя Дона Коккела был ближний бой.