Кольчуги в магических мирах
TES IV: Oblivion. Странные украшения на кольчугах носят в Тамриэле... |
Кольчуги можно найти в девяти из десяти книг жанра фэнтези или исторического романа; однако отношение к ним нередко бывает пренебрежительным. Сверкающие латы рыцаря или бесшумный кожаный доспех следопыта выглядят поинтересней, а потому упоминаются чаще.
Кольчуги отчасти реабилитируются, если делать их из экзотических материалов — мифрила, адамантита и т.п., отличающихся малым весом и потрясающей прочностью; ближайшим их реальным аналогом можно считать современные кольчуги из сплавов титана. Эти кольчуги должны идти нарасхват, ибо носятся как повседневная одежда и, значит, подходят практически каждому! Только редкость материала препятствует их повсеместному применению. Некоторые варианты эльфийских кольчуг оказываются настолько совершенными, что даже не препятствуют произнесению заклинаний, и их могут носить маги. Однако следует помнить, что даже самая прочная кольчуга не поможет против удара палицы или боевого молота...
Кольчужный доспех, защищающий все тело, должен быть весьма полезен при общении с мелкими зубастыми существами, особенно если они многочисленны. В отличие от любого другого доспеха кольчужный можно сделать «герметичным» — без щелей, в которые может влезть разнообразная жалящая, кусающая и щекочущая мелочь, нападающая стаей или роем. А если какая-нибудь мерзость таки проникла под кольчугу, ее можно раздавить, не снимая доспеха...
Гном из Warhammer: Mark of Chaos. |
В Средиземьекольчуга, пожалуй, самый распространенный доспех; кольчуги носят и гномы, и эльфы, и орки, и большинство людей Запада — более тяжелые доспехи распространены лишь в Гондоре. Особенно ценились кольчуги из мифрила, добываемого исключительно в рудниках Мории...
В мире Warhammer кольчуги — не самый обычный доспех, их носят в основном гномы. В первую очередь — из-за приверженности древним традициям; непревзойденное мастерство позволяет им делать и более тяжелые доспехи (именно они делают латы для рыцарей Империи). У бретонцев кольчуга — основа рыцарского доспеха; правда, к ней всегда добавляются дополнительные элементы — наплечники, налокотники и наколенники. Распространена кольчуга и у различных варваров, поклоняющихся Хаосу. А вот эльфы, ящеры и имперцы кольчуг практически не применяют...
В мире Видесса, где в ходу в основном конный бой, кольчуг немало. Их носят иногда сами видессиане (фэнтези-аналог византийцев), непременно — макуранцы-персы и халогаи-викинги. А вот кочевники обходятся стеганкой или кожей.
В Элении кольчугу носят исключительно северяне; в сильно пересеченной местности гористой Талесии в латах воевать неудобно. Остальные перешли на тяжелую броню.
Внимание — миф:с легкой руки Дэвида Эддингса считается, что человек, упавший в реку в кольчуге, может успеть снять ее и всплыть прежде, чем захлебнется. Это утверждение нужно считать по меньшей мере сомнительным — прежде чем снять кольчугу, нужно успеть избавится от всего, что надето сверху, — и хорошо, если это только пояс; желательно, чтобы человека при этом не волокло течением и не затягивало в ил, чтобы поддоспешник не успел промокнуть и не стал дополнительным грузом... Не исключено, что этому можно научиться после длительных тренировок, но обычный человек, упавший в воду в любых металлических доспехах, обречен.
Кольчуги в играх
Перечислять игры, в которых есть кольчуги, — напрасный труд. Запишите скопом практически все ролевые игры, кроме киберпанка и постапокалипсиса, стратегии по фэнтези и по истории до XIX века, добавьте несколько боевиков, аркад и квестов — полученным списком можно заполнить полжурнала.
Medieval II: Total War. Дружинники активно пользуются кольчугами — даже лошадок нарядили. |
В большинстве ролевых систем кольчуга — доспех «среднего класса», который бойцы носят, пока не раздобудут чего-нибудь потяжелее, и даже волшебная кольчуга по степени защиты обычно уступает полным латам. Правда, в D&D начиная с третьей редакции кольчуга «возглавляет» список доспехов среднего класса, лучших из доступных для священника, варвара и некоторых других персонажей; это дает ей определенную нишу. Также они хороши для ловких бойцов, не желающих терять преимущества своей подвижности.
Это интересно:в настольном варианте D&D 3rd Edition кольчуги довольно сильно сковывают движения, замедляя персонажа (в компьютерных играх это обычно не отыгрывается). В 2005 году перед конференцией, посвященной пятилетнему юбилею этой редакции, собирались подписи за реабилитацию кольчуги. Однако мер принято не было: уравнивать кольчугу в правах с кожаными доспехами сочли неразумным.
В стратегиях кольчуге чаще всего отведена роль «доспеха по умолчанию», который у лучших войск заменен на что-то получше. Вообще-то, авторы стратегических игр до недавней поры не очень ее любили, и причина проста: ее не так-то легко красиво нарисовать, чтобы она смотрелась достойно на небольшой фигурке солдата (а не на ролевой «кукле Барби» героя в полный рост).
Однако специфические особенности кольчуги пока отыграны совсем слабо. Если поначалу многие ролевые и стратегические системы учитывали разницу между типами удара (рубящий, колющий, ударный), то постепенно их роль снижалась; сейчас о типе удара вспоминают в основном в случае иммунитета того или иного монстра, скажем, к отточенному оружию. Но если учет типа удара вернется, то у кольчуг может появиться роль, принадлежащая им по праву.