Разноцветная античность
Античность была самым «разноцветным» временем. Неизменной деталью интерьера храмов и особняков были фрески. В римской Помпее стены были разрисованы темно-зеленым, черным, золотым и богатым красным.
Полы щедро украшались живописной и геометрической мозаикой черно-белого цвета. Цветы ярких разнообразных окрасок смешивались вместе. Примером тому послужат слова Вергилия: «…Венки из цветков фиалки, смешанных с шафраном, и желтые гирлянды, сочетающиеся с малиновыми розами».
Но яркие краски стерлись быстротекущим временем, а соразмерность и гармония формы оказались более долговечными. Поэтому сегодня в нашем сознании античная архитектура и скульптура ассоциируется с классическими композициями, которые не имеют другого цвета, кроме белого и его оттенков.
Стили греческой и римской культур сходны, как и их цветочная аранжировка, но римская все-таки более «тяжелая», более яркая. Особенно это проявилось в период упадка Римской империи. Тем не менее, сейчас можно услышать только о классической простоте этих эпох, которые никто не превзошел в использовании прекрасных пропорций, совершенного баланса и общей гармонии дизайна.
Греки были философами и ценили красоту во всех ее проявлениях. В Греции существовал обычай преподносить ветки маслины и лавра выдающимся полководцам, победителям спортивных соревнований, знаменитым поэтам, певцам, ораторам. Древние греки любили венки. Они использовали их как украшения на свадьбах и празднествах, а также носили весной – в честь богини Флоры, считавшейся богиней пробуждения природы.
Весьма распространенным в Древней Греции было, соответственно, искусство плетения венков. Очень почитали художников, проявлявших особое мастерство в выборе и расположении используемых для венков цветов, листьев, веток.
Не менее популярны были венки и в Древнем Риме. В городе Геркулануме, разрушенном при извержении Везувия в 79 году нашей эры, среди найденных фресок есть изображения головы Геркулеса с лавровым венком и головы нимфы Аркадии, украшенная венком из роз и листьев.
Культовые обряды греков и римлян требовали различных цветочных композиций. Примером может служить изображение процесса оформления вазы с цветами. В те далекие времена особым уважением пользовалась роза. В Древней Греции ее считали символом любви, молчания и аккуратности. Именно тогда розу стали называть царицей цветов. Ее лепестками усыпали торжественный путь победителей, венками из роз украшали воинов и их колесницы. В Древнем Риме царица цветов была еще и символом храбрости. Первоначально она служила своеобразным орденом, которым награждали за геройство, а всех, кто самовольно украшал себя розой, наказывали тюремным заключением.
С развитием культа розы этот цветок стали использовать даже на пиршествах. Лепестками устилали пол, на головах пирующих красовались венки из роз, а стены и колонны дворцов были украшены гирляндами.
С распространением и утверждением христианства розу объявили символом «римского блуда и мерзости» и повсеместно уничтожили.
Несомненно, цветы, фрукты и листья были частью обрядов античности, так как их подносили богам, чтобы попросить покровительства и благословения, понравиться им. С наиболее важными богами ассоциировали растения, например: Зевс (Юпитер) – дуб; Аполлон (Феб) – лавр; Афина (Минерва) – маслина; Афродита (Венера) – мирт; Дионис (Бахус) – плющ и виноград; Деметра (Церера) – мак.
Букет «бидермейер»
Безусловно, классицизм отразил безмерное уважение нового времени к гармонии искусства Греции и Рима. Строгие и ясные формы свидетельствовали о чувстве меры, нравственном величии и возвышенности чувств. Законы красоты определялись средствами разума. Образцом для подражания служила не природа, а античная архитектура. Симметрия и регулярность, конструктивность и гармоничная пропорциональность заняли господствующие позиции при создании цветочных аранжировок.
Любовь к цветам во Франции резко пошла на спад после революции 1789 года, но вскоре общество ощутило острую необходимость вновь вернуть цветы в свою повседневную жизнь. Флористика начала возрождаться, в узких улочках то там, то здесь вырастали, как грибы после дождя, цветочные рынки. Также вернулась и мода на цветы, популярными в то время оказались фуксии, гвоздики, герань и розы. Ими украшали наружные подоконники, что придавало домам неповторимое своеобразие.
В Германии и Австрии вошел в моду букет бидермейер. В нем использовались не только живые, но и засушенные цветы. Для украшения брали большое количество рюшей, кружев, лент, кроме того, использовали искусственных бабочек и чучела птиц. Букеты в стиле бидермейер были главным образом округлой формы, плоские или выпуклые, замкнутые по контуру, где большое количество цветов собирали концентрическими кругами и плотно складывали головками друг к другу. Такие букеты обычно помещали в специальные приспособления – «портбукеты», нередко украшали кружевными «манжетами», лентами либо бантами. Портбукеты оформлялись на картонной воронке, обтянутой ажурным кружевом, атласом или тюлем. Стебли цветов прикреплялись проволокой к воронке, и все это маскировалось зеленым мхом. Использовались и специальные миниатюрные серебряные или золоченые портбукеты.
Модными были громоздкие букеты в вазах, а также цветочные корзины с золотыми шнурами и кистями. Большой интерес представляли так называемые цветочные плато (от французского рlatio, что переводится как блюдо, поднос). Букеты, особенно свадебные, в стиле бидермейер популярны и в наше время. Популярность их объясняют и тем, что часть букета может быть сохранена как сувенир.
При Наполеоне были очень популярны венки из свежих цветов, опять-таки в подражание Античности. В композициях вновь царствовала роза, которая часто сочеталась в букете с лилиями, зелеными листьями и даже колосьями пшеницы. В аранжировке стали применяться консервированные цветы и листья.
Викторианский период
В XVIII веке стали использоваться все более крупные вазы, цветочные композиции достигали огромных размеров. Очень часто получалось, что высота цветов была гораздо меньше, чем сам сосуд, либо, наоборот, хрупкая ваза держала массивный букет из смеси цветов, в котором нередко использовались папоротник и прочая зелень.
В начале XIX века появился букет для подарка в стиле «Виктория». Цветы в нем укладывались плотно друг к другу, в середину – одного цвета, а вокруг них – другого. Все они помещались в специальный воронкообразный футляр, верх которого был обрамлен накрахмаленными кружевами. Букет, таким образом, напоминал маленькую клумбу. Мода на букеты такой формы просуществовала только до конца XIX века.
Во второй половине XIX века появился односторонний вертикальный букет в стиле «Помпадур», который можно было встретить до 70-х годов XX века. Такой букет было удобно ставить в вазу, расположенную у стены и имеющую односторонний обзор.
Праздничные столы, кабинеты и камины того времени часто украшались цветочными композициями овальной формы в вазе. На протяжении всего лета в камине должна была стоять аранжировка, как правило, в оранжево-красных тонах. Это расценивалось как дань моде. Свежесрезанные цветы вновь стали ставить в углах комнат, вокруг диванов и дверей, тем самым воссоздавая атмосферу садовых беседок.
Что касается сосудов, то теперь они действительно стали всех возможных и невозможных форм: руки, ботинки, лодки, птицы, раковины, причудливые сооружения и монументы.
Современные тенденции
Современная флористика не придерживается определенных жестких норм, но при этом учитывает традиции и обычаи разных стран.
Некоторые представления о том, что принято дарить, а что нельзя, можно отнести к предрассудкам. Например, совсем неясно, откуда к нам пришло суеверие по поводу четного количества цветов в букете. Некоторые говорят, из Японии, но, как выяснилось, ничего подобного там нет. Известно, что в Европе и в Америке такого обычая тоже нет. И все-таки этот стереотип уже настолько укоренился, что стал традицией.
Букет из красных цветов, особенно роз, в соответствии с западным этикетом может быть воспринят как объяснение в любви. Поэтому, выбирая букет, например, для своей начальницы, западные мужчины предпочитают полутона.
Если цветы предназначаются зарубежному получателю, то следует учитывать, что в некоторых странах до сих пор сильны стереотипы. Хризантемы, например, в Венгрии символизируют скорбь, в Германии огненно-красные розы можно дарить только очень близкому человеку – это знак страстной любви. А в странах Латинской Америки красный цвет, наоборот, считается цветом крови и смерти, поэтому там любят белые цветы. В Турции и Китае не любят букеты из сочетаний белого и синего, а предпочитают букеты из цветов красных оттенков с декоративной зеленью.
О том, какие цветы дарить женщинам, все более или менее осведомлены. А вот «мужской» букет считается высшим пилотажем флористики. В наших головах прочно засело убеждение, что мужчинам дарить цветы не принято. Еще как принято! Главное – правильно составить букет. Прежде чем дарить цветы деловому партнеру или другу, стоит заранее провести разведку: какие цветы он любит, нет ли у него аллергии. Опытный флорист при оформлении заказа непременно спросит о темпераменте и характере человека, для которого этот букет предназначен. Для энергичного руководителя фирмы хорошо подойдут насыщенные цвета, для спокойного и рассудительного человека – сдержанные. Немаловажное значение имеет возраст клиента. Людям старшего поколения лучше заказать более консервативные букеты из привычных роз или гвоздик, молодым и энергичным можно смело дарить авангардные букеты и аранжировки.
По мнению специалистов, чтобы угодить мужчине, не нужно стремиться к большому разнообразию в букете. «Богатый» букет – еще не значит хороший. Это может быть один цветок, который будет символически обыгран. Скажем, одна протея, которая напоминает скипетр монарха, может «сработать» лучше, чем миллион алых роз.
Кроме букетов из срезанных цветов, флористы предлагают аранжировки в виде сложных конструкций, в которых могут использоваться стеклянные сосуды, корзины, металлические каркасы. При оформлении офисов цветочными композициями рекомендуется обращать внимание на интерьер. В современных помещениях, где стиль должен быть построже, хорошо смотрятся экзотические растения – протеи, стрелиции, хеликонии, антуриумы. В классических старинных зданиях можно позволить себе немного роскоши: розы, лилии, вьющиеся растения, например декоративный виноград.
Подобно дизайнерам одежды, флористы пытаются привнести в цветочное разнообразие элементы организованности в стиле модных тенденций сезона. Цветочная мода, центр которой находится в Голландии, повторяется с цикличностью в 6-7 лет, однако новый тренд формируется каждый сезон. Сейчас модно направление growing together, что переводится как «растущие вместе». Оно символизирует пробуждение природы после зимы: в аранжировках объединяют ранние весенние цветы – фиалки, ландыши, крокусы. Используется стеклянная посуда с подкрашенной водой, стеклянные колбы, мягкое волокно американской агавы.
Прошлой зимой было модно направление soft snow, или «мягкий снег», – в букеты добавляли белый цветок, к примеру, белую орхидею дендробиум. На лето предложат красную гамму, а на осень – тренд «ландшафт». Модный акцент сезона – алюминиевая проволока, из которой делают цветочные каркасы.
Флористы до сих пор не пришли к единому мнению о том, что же делать с упаковкой цветов в соответствии с этикетом. Некоторые считают, что ее надо снять перед тем, как преподнести букет. Но в любом случае упаковка должна соответствовать моде. Дурным тоном считается дарить цветы в фольгированной или креповой бумаге, первая вышла из моды лет десять назад, вторая – четыре года. То же самое можно сказать о лентах из полиэстера. Стильной считается упаковка из рисовой бумаги и ленты из натурального волокна в модных розовых, серых или коричневатых тонах. Красная и золотая бумага больше подходит к Рождеству и Новому году Существует также мода на цветочные контейнеры или, проще говоря, цветочные горшки. В офисе лучше отдать предпочтение контейнерам из нержавеющей стали, полированного или матового алюминия, меди – они свидетельствуют о солидности. Самая модная форма – усеченная перевернутая пирамида.