Правовые процессы XVI в. и их связь с фреской

на несколько местных движений, отличавшихся одно от другого по характеру и по тем требованиям, которые заявляли крестьяне. Стоит только из утомительных иногда по своему однообразию подробностей об утеснениях крестьян, о местных бунтах и стычках крестьян с их господами, наполняющих «Историю великой крестьянской войны» Циммермана, выделить приводимые этим историком жалобы и требования крестьян, чтобы увидеть, что движение не было везде однородным. Весьма сложную задачу представляла бы собою и попытка проследить здесь судьбы отдельных банд восставших крестьян, не имевших общего начальства и действовавших независимо одна от другой. Дело усложняется еще тем, что к общему восстанию крестьян, имевшему свои причины в юридических и экономических отношениях сельского быта, примешивались посторонние чисто крестьянскому движению элементы религиозные и политические, первые в двух главных своих формах – зарождавшегося лютеранства и одновременно с ним возникшего анабаптизма, вторые в форме целой программы переустройства Германии на новых началах. Будучи вызвана главным образом неблагоприятными для крестьянства переменами в сельском быту, война 1524–1525 гг. имела не столь непосредственное отношение и к религиозной реформации, и к планам политического преобразования, какие были у лиц из высших сословий, видевших в крестьянском движении лишь средство для проведения общей государственной реформы. Между тем относительно крестьянской войны существуют неверные представления, донельзя упрощающие дело: с одной стороны, возмущение крестьян нередко представляется, как порождение самой религиозной реформации, а с другой – принимается, что последняя в этом своем порождении была искажена вследствие характера, полученного ею в грубой и невежественной среде. Что крестьянская война не была вызвана религиозной реформацией, а имела свои собственные причины чисто социального свойства, это явствует из того, что крестьянские заговоры и бунты и вообще брожение среди сельского населения были весьма часты и сильны задолго до начала собственно религиозного движения. Последнее только усилило это брожение, дав ему идейное знамя. Если вместе с тем в войне действительно было много такого, что имело чисто разрушительный характер, чего, например, как мы знаем, опасался Ульрих фон Гуттен, то крайние воззрения, возбуждавшие страсти на дело разрушения во имя мистического идеала царства Божия на земле, господствовали лишь в одной части крестьян. Другие части восставших или предъявляли требования, разумности которых не отвергал сам Лютер, не сочувствовавший лишь попытке осуществления посредством силы, или шли за более интеллигентными вождями, выработавшими определенный план переустройства империи на более осуществимых началах. Видеть в крестьянской войне лишь анархическое искажение реформации, выведенной из своих настоящих границ, и с этой стороны, поэтому совершенно не приходится.

И хотя данный конфликт и называется «крестьянской войной», но по сути дела это была первой буржуазной революцией, породившей идей великой Реформации. Именно эту войну можно считать началом всех буржуазных революций. Сама же фреска имеет символическое значение для Реформации.

Пространство ее разделено на два основных плана: небесный - с Христом-судьей, Богоматерью и святыми и земной - со сценами воскрешения мертвых и делением их на праведников и грешников. Образ Христа – судьи неоднозначен. С одной стороны судья – честный, мудрый, благоразумный. С другой – именно судья выносит решения о наказании. Это связано с христианской идеей о неизбежности наказания, наказания за грехи, но в тоже время данная идея существует и в праве. В тоже время возникает идея - «никто не может быть осужден без вины», иначе говоря, это воплощение нынешней идеи презумпции невиновности. Именно эти идеи и воплотил в жизнь Микеланджело на своей фреске, на ней воплощены многие правовые концепции, такие как, например, презумпция невиновности, вина, неизбежность наказания за совершенные действия.

Роль фрески «Страшный суд» в истории права

Эта фреска - одно из самых зрелых и известных произведений мастера. Микеланджело отступает от традиционной иконографии, изображая не момент свершения Суда, когда праведники уже отделены от грешников, а его начало: Христос карающим жестом поднятой руки обрушивает на наших глазах гибнущую Вселенную. Великий художник не случайно создал именно такую композицию. Изображая начало суда, исход которого заранее известен, он изобразил то, что в наше время называется судебным прецедентом. Ведь результат известен заранее, известно также, что предусмотрено в качестве наказания. И хотя такое явление, как судебный прецедент, еще не практиковалось, все же Микеланджело Буонарроти с помощью своей фрески предрек данное правовое явление, что говорит о несомненно немалой роли фрески в истории развития права.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что фреска «Страшный суд» является поистине шедевром живописного искусства. Не сразу охватишь взглядом этих бесчисленных персонажей, так и кажется, что во фреске все в движении. Здесь и толпы грешников, которых в неистовом сплетении их тел волокут в подземелье ада; и возносящиеся к небу ликующие праведники; и сонмы ангелов и архангелов; и перевозчик душ через подземную реку Харон, и вершащий свой гневный суд Христос, и пугливо прижавшаяся к нему Дева Мария.

Люди, их поступки и дела, их мысли и страсти - вот что было главным в картине. Схожесть данных идей можно обнаружить и в праве, вся структура и принцип которого построены на людях и их взаимоотношениях. Микеланджело изобразил всех персонажей нагими, и в этом был глубокий расчет великого мастера. Данное решение связано с правовой идеей равенства всех перед законом, в данном случае законом Божьим.

8.Список используемой литературы:

1. Интернет-ресурс: http://www.ikleiner.ru/lib/picture/picture-0002.shtml

2. Интернет-ресурс: http://smallbay.ru/artreness/michelangelo05.html

3. Интернет-ресурс: http://rushist.com/index.php/kareev-2/1300-krestyanskaya-vojna-v-germanii

Правовые процессы XVI в. и их связь с фреской - student2.ru

[1] Микеланджело Буонарроти – итальянский художник Эпохи Возрождения

[2] Сикстинская капелла — бывшая домовая церковь в Ватикане. Ныне Капелла — музей, выдающийся памятник Возрождения.

Наши рекомендации