Соединение двух деталей
Соединять детали можно различными способами. У каждой хозяйки найдутся крючки, петельки, замочки, металличе ские кольца. Кнопки и замочки лучше ус тановить в мастерской. В бижутерии прочность соединений — не самое важ ное, поэтому допустимо скрепление кле ем без дополнительного сшивания (см. рис. 13). Все детали, выполненные из ко жи, аккуратно склеиваются с изнаночной стороны. Несложно разрезать петельку от крючка на две равные половинки; это просто и красиво (рис. 14). Крючки любо го размера применяйте в поясах, сумоч ках, украшениях. Крючок сначала при шейте к кусочку ткани и только потом прикрепите к изделию через прорезь. Мы предлагаем несколько соединений кис точками (рис. 15).
Рис. 8
Украшения в обтяжку
Оплетка требует длительного времени, поэтому в бижутерии чаще применяют обтяжку (рис. 16). Все украшения на ос нове обтягивают кожей с обеих сторон. Мягкая кожа лучше тянется и более пла стична, она незаменима для обтягивания заготовок со скругленными краями. Осно ву вырежьте из картона или пластмассы. Для тонких изящных деталей, например, подвесок или колье, постарайтесь подо брать металлическую форму. Подготовьте основу, положите детали из кожи, обяза тельно учитывая припуски на подгибку. Для серег достаточно припуска в 5 — 6 мм. Для крупной бижутерии (браслеты) ос тавляйте на припуски не менее1 см. Из делие всегда выиграет, если к основе вы прикрепите поролон. Простейший способ — односторонняя обтяжка. Для изнанки вы краивайте детали без учета припуска. Припуски всегда сшерфовывайте и подравнивайте. Благодаря этому место сое динения станет совсем незаметно. По краю можете приклеить тонкую полоску. Соединение двух обтянутых основ прида ет украшению прочность. По краю при крепите кант. Можете украсить изделие бахромой, кисточками, узелками, фона риком (рис. 17). Для ровной обтяжки уг лов и деталей с округлыми краями рассеки те припуски или вырежьте треугольнич ки. Иногда обтяжку начинают с изнанки. Лицевую сторону закрывают декором.
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11
Рис. 12 Рис. 13
Рис. 14
Рис. 15 Рис. 16
Термическая
И влагообработка кожи
Кожа прекрасно деформируется под воздействием воды и тепла. После этого она хорошо держит форму, особенно жест кие материалы. Если в вашем изделии за думаны выпуклые участки, используйте формование. Заготовьте деревянную бол ванку по форме предмета. Можете ее за менить похожей по очертанию твердой вещью чуть большего размера, чем изделие. Края болванки скруглите, чтобы не испортить изделие. Кожу аккуратно ув лажните с внутренней стороны. Форму многократно вталкивайте в изделие, пока оно не растянется (рис. 18,а). Удивитель ные изделия вы можете создать из, каза лось бы, ни на что не пригодной жесткой кожи. Выполните заготовку оригиналь ной формы с несколькими прорезями. Из делие сильно намочите и согните руками в разные стороны (рис. 18,6). После высы хания изделие сохранит новую форму.
Толстая и жесткая кожа легко подда ется термообработке. Простейший вари ант -г- жареные «пуговицы». Вырежьте крупными пробойниками несколько кружков различного диаметра, располо жите их на нагретой сковородке (чугун ной) или плитке. Когда сковородка раска лится, уменьшите газ. Постепенно кру жок равномерно выгнется вверх и примет полусферическую форму (рис. 18,в). Ста райтесь не пережарить кожу. Если же края «пуговиц» потемнели или обугли лись, сточите их стамеской или наждач ной бумагой. С помощью этого эффекта можно создавать различные орнаменты. Поэкспериментируйте с формой, но учти те, что при термообработке кожа стре мится принять круглую форму. Светлая кожа сильно обугливается, особенно юфть, но это качество можно использо вать в декоре. Неповторим такой декор в сочетании с выжиганием. Лакированная кожа выгибается быстрее обычной, но ее края часто желтеют или собираются в гармошку. Выпуклые детали набейте на полнителем. Для этого используйте целлюлозные ячейки из-под явд,, раэрсжтль их на кусочки и поместите в деталь, за лейте клеем «Момент». Так постепенно заполните «пуговицы» до самого верха. С помощью термообработки вы можете сде лать браслеты, подставки, тарелочки. Для браслета вырежьте кожаную полоску, скруглите и поджарьте края. Сомкните заготовку в кольцо и закрепите резиноч кой (рис. 18,г). Поместите будущий брас лет ребром на сковородку и обжарьте с двух сторон. Обугливание используйте в декоре. Можно сделать браслет в форме змейки. Скрутите узкую длинную поло ску из толстой кожи по спирали, закрепи те резиночкой, поджарьте.
Рис. 17 Рис. 18
Жмурка (драпировка)
Мягкая кожа очень пластична и легко драпируется в складки. Плавная драпи ровка украсит любое изделие. Сожмурить кожу нетрудно с помощью пинцета и ши ла (рис. 19). Лопаточка из маникюрного набора продавит углубляемые участки, не повредив поверхность. Сначала попро буйте сожмурить кожу на газете или на листе бумаги. Только когда вы придадите коже нужную форму, приклеивайте де кор к основе. Лучший клей для драпиров ки — «Момент». Можно собрать сложный декор из нескольких деталей. Сначала сшерфуйте и подгоните края. После вы полните жмурку по рисунку. Если вы им провизируете на готовой основе, то постепенно подгибайте края, не намазывая клеем всю поверхность, иначе кожа обя зательно испачкается. В тех местах, где приклеивается жмурка, снимите верхнюю часть основы или поскребите по ней острым ножом. Шероховатая поверхность добавит прочности. В украшениях всегда подгибайте края внутрь, иначе декор быс тро отлетит. С помощью клея и инстру ментов можно создать любую форму: складки, завитушки (рис. 20), листочки, лепестки (рис. 21) и многое другое.
Для того чтобы сделать кант, приго товьте тонкую длинную полоску. Начи найте ее сворачивать на клей в трубочку. Когда вы смастерите кант нужной толщи ны, обрежьте его ножом. Кант прикреп ляйте так, чтобы срез всегда оставался не видимым. Попробуйте свернуть кант по спирали. Вы получите ажурные завитки различных форм. Из маленьких кусочков придумайте листочки. Для листочков вы режьте заготовку, подгоните края и пин цетом придайте ей форму. Сначала за щипните центральную линию, от нее обозначьте прожилки. Постарайтесь пе редать движение настоящих живых лис тьев. Розочку можно сделать из толстого мягкого канта или тонкой полосочки. Не склеивайте ее сразу пополам. Сначала выполните серединку цветка. Плотно склейте кожицу в несколько оборотов. За тем выполняйте расходящиеся лепестки. Прикрепите нижние участки полоски так, чтобы образовались мягкие волны. Чуть сожмуривайте и изгибайте кожу, од новременно приклеивая ее вокруг венчи ка. Ваша розочка будет неотличима от настоящей.
Рис. 19 Рис. 20
Рис. 21
Красивая жмурка может заменить лю бой декор. Чаще применяйте драпировку различных цветов в браслетах и закол ках. В мелкой бижутерии достаточно только подогнуть и приклеить декор. В поясах и сумках драпировка обязательно пристрачивается.