Сократ (469 -399 г. до н. э.)
Эстетика (с лекций)
Термин Эстетика был введён немецким философом Александром Баумгартеном в 18 веке.
До этого существовала в рамках философии.
Эстетика – чувственное познание.
Иммануил Кант «Эстетика это наука о красоте»
Эстетика – это наука о совершенном чувственном познании, основанном на
симметрии, гармонии и пропорции. Чувственное познание может подвергнуться анализу. (Александр Баумгартен)
Эстетическое – чувственное отношение к миру. Эстетика проявляется во всём: отношение к людям, одежда и т.д.
Современное определение эстетики: философская наука, которая изучает два взаимосвязанных круга явлений:
1.) Сферу эстетического, как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру (охватывает все аспекты нашей жизни; специфика в том, что это относится только к человеку; ценности это то, что наиболее значимо).
2.) Сферу художественной деятельности людей, т.е. искусства.
Александр Баумгартен – базировался на идее Готфрида Лейбница: у человека есть три способности души– разум, воля и чувства – на этом основываются науки: разум – логика, воля – этика (наука о добре и зле), чувства – эстетика.
Золотое правило морали: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (этика).
АНТИЧНАЯ ЭСТЕТИКА (5-6 век до н. э.)
Возникает философия и эстетика в её рамках.
Философия (филео – любовь, софия – мудрость) – любовь к мудрости.
Для мировоззрения древних греков характерны:
- космоцентризм (космос – что-то ограиченное в пространстве, имеет
центр, симметрию; гармонично устроенный).
- Демократия (Город – полис, свое народное собрание, свои законы)
- Двойственное отношение к искусству: восторгаются произведениями,
недолюбливают художника (физический труд удел рабов).
Космологизм – мир это космос, ограниченный в пространстве, гармонично устроенный (есть середина, есть границы и гармония). Мир – макрокосм, человек – микрокосм; человек должен быть устроен гармонично, как и космос.
Пифагор
Пифагор – первый философ, который открыл свою школу - пифагорийскую.
Пифагорейцы:
· Связывают понятие прекрасного с общей картиной мира (гармоничный космос)
· Выявляют пары противоречий: добро и зло, единство и множество. Прекрасное и безобразное – отсутствует, так как это понятие входит в пару добро и зло.
· Развивают учение о гармонии сфер: каждая планета окружена воздухом и прикреплена к прозрачной сфере. При движении планета издаёт характерный звук, который зависит от скорости движения. Вселенная – гармонично отстроенный оркестр.
Был культовой личностью и ему приписывали волшебные свойства. Чтобы попасть в его школу, надо было пройти пятилетнее молчание. Школа – группа единомышленников. Считал, что музыка очень важна и может влиять на здоровье и душевное состояние. Говорил, что космос звучит (каждая планета – определённая нота, каждый звучит и важно не сфальшивить).
Гераклит Эфесский (из Эфеса)
Самая прекрасная обезьяна безобразна в сравнении с родом людей (относительность красоты).
Демокрит
Пытается объяснить происхождение искусства естественными причинами
Искусство возникло из подражания человека природе (от паука ткачеству,
от ласточек домостроению и т.д.). Музыка не от нужды, а от излишества благ.
Мимесис – искусство как подражание природе. Прекрасное в человеке – это гармоничная жизнь, равновесие физических и душевных сил, равновесие и надлежащая мера во всем.
Искусству, как и мудрости, нужно учиться, но высокие достижения возможны лишь при наличии таланта, душевного огня и вдохновения.
Сократ (469 -399 г. до н. э.)
Самый известный Афинский философ. Ничего не писал, считал, что тексты безличны и предпочитал личное общение.
Категорически отказывался брать деньги за обучение (в отличие от софистов).
Взгляды на красоту связаны со временем, в котором он жил. Во времена Сократа искусство не отделилось от ремесла. Сократ говорил: «Прекрасно то, что полезно».
Эстетика Сократа:
Майовтика - метод философствования Сократа: Сократ помогает родиться знаниям.
Пытался знания из практического уровня перенести в теоритический: вопрос о красоте для скульпторов, о мужестве военному. Они дают конкретные примеры красоты, а Сократ провоцирует их на общее определение.
“Прекрасна только та вещь, которая пригодна для чего-либо. И навозная
корзина сделана прекрасно, если ее можно использовать, а золотой щит –
безобразный”.
Скульптуру он выдвигает на первое место: она может показать не только прекрасное тело, но и состояние души.
Разделяет позицию мимесиса, но подражание – это не простое
копирование, так как нелегко встретить человека, у которого одного все было
бы безупречно. Идеальных людей нет, художник должен творчески
воспроизводить природу, отбирать лучшие признаки и соединять их в идеал.
“Какие люди достойны быть изображенными в искусстве? Достойны
изображения те, у кого присутствуют прекрасные, благородные черты
характера, высокие нравственные качества” – Сократ объединяет этику и
эстетику, добра и красоты, что называется калокагатия (калос – прекрасный, агатос – хороший) – идея воспитания человека Совершенного, сочетающего в себе совершенство телесной красоты и духовно-нравственного склада.
Сократ выдвигает человека в качестве главного объекта искусства.
Не всем нравились вопросы, которые он задавал, и на него подали в суд – развращение молодёжи. Сначала его оправдали, но Сократ не признал вину, и его признали виновным.