Как часто соревноваться
Итак, опыт имеет важное значение, и я рекомендую вам сравнительно быстро переходить к соревнованиям. Но когда вы готовитесь к соревнованиям, то сосредоточиваетесь на деталях, прорабатываете мелкие мышцы и изоляцию между отдельными группами мышц, соблюдая строгую диету. Совершенно очевидно, что вы не можете получать максимальную пользу от силовой тренировки, когда ограничиваете прием пищи. Это становится проблемой для многих культуристов, особенно для молодых и начинающих. Что важнее: приобретать опыт участия в соревнованиях или продолжать интенсивное развитие мускулатуры?
Это вопрос стратегии. Вы решаете, в какой момент нужно принять участие в соревнованиях и как часто следует это делать без ущерба для общего развития. Здесь не существует твердых правил. Нужно установить систему приоритетов, экспериментировать и выяснять, что лучше для вас.
ПРОБА СИЛ
Если вы знаете, когда и где собираетесь соревноваться, то можете по-настоящему сконцентрировать свою энергию. Сама возможность провала и бесславного ухода со сцены из-за плохой тренировки или недостаточно строгой диеты служит достаточно сильным психологическим стимулом для дополнительных усилий. Независимо от интенсивности ваших тренировок, реальная дата предстоящих соревнований заставляет вас в буквальном смысле лезть из кожи вон, чтобы получить дополнительное преимущество.
Когда дело доходит до соревнований, вам нужно с чего-то начинать. Поэтому не удивляйтесь, если в первый раз, когда вы выйдете на сцену, у вас возникнет чувство полной дезориентации во времени и пространстве. Мне приходилось видеть, как молодые культуристы выходят к зрителям, забывая снять очки или тапочки, в которых они ходили за сценой. Когда судья говорит неопытному участнику: "Повернитесь вполоборота направо", он может повернуться направо, налево или просто стоять с недоумевающим видом.
Правильное выполнение поз в гимнастическом зале или дома перед зеркалом сильно отличается от той же самой процедуры на сцене, в присутствии судей и зрителей. К примеру, вы становитесь в позу фронтальной демонстрации бицепсов, но забываете напрячь мышцы ног. Судья просит продемонстрировать разворот латеральных мышц со спины, а вы вдруг забываете, как нужно выполнять эту позу. Вы устаете гораздо быстрее, чем ожидали, и боитесь, что у вас не хватит сил даже на этапе предварительной оценки. И если ваша техника позирования недостаточно совершенна, то у вас могут начаться судороги от усилий.
При ярком освещении на сцене сразу же становится ясно, насколько хорош ваш загар и нанесли ли вы на кожу достаточное количество масла. Плавки для позирования отлично выглядели перед выходом на сцену, но как они выглядят ближе к середине соревнования? Все в пятнах от красителя для загара? Именно в это время выясняется, насколько хорошо вы готовы к позированию. Можете ли вы уверенно и с изяществом принимать одну позу за другой, или нервничаете и дрожите от возбуждения? Помните ли вы свою процедуру от начала до конца?
Конечно, опыт полезен лишь в том случае, если вы учитесь на своих ошибках. Поэтому важно быть откровенным по отношению к себе и понимать, что вы сделали правильно или неправильно. Советую вам, независимо от результата выступления, поговорить с судьями после соревнования. К примеру, даже после моей победы в 1972 году над Серджио Оливой один из судей подошел ко мне и сказал: "Я отдал тебе первое место, но у меня были большие сомнения, потому что когда ты повернулся спиной для задней демонстрации бицепсов, то так сильно отклонился назад, что на пояснице появилась складка, которая выглядела как слой жира". Впрочем, в те дни судьи могли вставать со своего места и подходить к участникам, поэтому он мог лично убедиться, что во мне нет ни унции лишнего жира. Но я понял намек и во время следующих соревнований уже не отклонялся назад. Поэтому каждый культурист должен по крупицам набирать опыт соревнований, в которых он участвует. Это единственная гарантия того, что ваши ошибки не будут повторяться снова и снова.
КРУПНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ
Когда вы приобретаете определенный опыт и доказываете свою силу, побеждая на местных конкурсах, вы начинаете выбирать соревнования исходя из того, какое значение они будут иметь для вашей карьеры.
Любители, завоевывавшие титулы, которые обеспечивали им участие в конкурсе "Мистер Олимпия", неоднократно спрашивали меня, следует ли им выступить на этом профессиональном мероприятии, или лучше еще подождать. Разумеется, нельзя ожидать, что вы сразу же добьетесь на профессиональных соревнованиях такого же успеха, как на любительских. Фактически бывали случаи, когда новоиспеченный "Мистер Вселенная" выступал на "Олимпии" и в итоге занимал последнее место! С другой стороны, вам действительно нечего терять, поскольку никто не ожидает от вас чего-то особенного. Вы можете поучаствовать в соревновании ради опыта, не беспокоясь о том месте, которое вы займете. В свое время это помогло Тайгеру Вудсу, который соревновался в категории любителей на Открытом чемпионате США, а когда набрался опыта, решил стать профессионалом.
С другой стороны, Франко Коломбо является хорошим примером культуриста, который смог очень быстро подняться на высокий уровень соревнований и добиться успеха. До тех пор Франко участвовал только в соревнованиях по силовой атлетике. В течение года он интенсивно занимался по программе бодибилдинга, а потом принял участие в конкурсе "Мистер Италия" и выиграл по очкам. Затем он победил на конкурсе "Мистер Европа", а через год встретился с Чаком Сайпсом в борьбе за титул "Мистер Вселенная" и снова одержал победу. Разумеется, Франко обладал великолепным телосложением еще до начала своей карьеры в бодибилдинге и был невероятно силен - к примеру, он мог выполнить 10 серий по 25 подтягиваний, - поэтому про него нельзя сказать, что он начинал с чистого листа.
Хотя стоит дважды подумать о поспешном участии в соревнованиях, не стоит воздерживаться от мероприятий, в которых действительно стоит поучаствовать. К примеру, на "Олимпии" 1981 года Том Платц занял третье место и произвел огромное впечатление на зрителей. Следующим соревнованием в категории профессионалов был конкурс "Мистер Вселенная" в Австралии, но вместо участия в нем Том решил потратить время на семинары и показательные выступления. В результате титул "Мистер Вселенная" достался Деннису Тинерино, которого Том без труда победил на "Олимпии". Если бы Том принял участие, то скорее всего он бы завоевал еще один международный титул и придал своей карьере дополнительное ускорение.
Луи Ферриньо поступил очень разумно, дважды приняв участие в конкурсе "Мистер Вселенная" и победив в обоих случаях. Но в 1974 году, когда ему следовало выступить в категории профессионалов на титул "Мистер Вселенная", он вместо этого выступил на "Олимпии" и проиграл. В проигрыше нет ничего страшного, но если вы можете выбирать между двумя соревнованиями, то имеет смысл выбрать то, где вы уже побеждали. На каком бы уровне вы ни соревновались, выбор в пользу того мероприятия, где у вас есть более высокие шансы на победу, - это проявление здравого смысла, а вовсе не малодушие.
В этом и заключается стратегия: вы выбираете время и место соревнований, оцениваете качества своих возможных соперников, участвуете только в одном событии или в двух подряд. В чемпионатах для любителей все хотят выиграть национальное первенство, поскольку все победители в своем классе могут стать профессионалами, в то время как в чемпионате США только абсолютный чемпион становится профессионалом. Но чемпионат США проводится за несколько месяцев до национальных чемпионатов, поэтому если участник ждет, испытывает судьбу в национальном чемпионате и проигрывает, то он лишается возможности стать профессионалом в этом году. Участие в чемпионате США, а затем в национальном чемпионате дает культуристу два шанса завоевать общенациональный титул, но тренировка и диета перед чемпионатом США, а затем сравнительно короткий период для набора формы перед национальным чемпионатом ставят перед ним очень сложную задачу. Это опять-таки дело выбора, и каждый культурист должен разработать собственную стратегию, основанную на своих чувствах и личных предпочтениях.
Конечно, переход в категорию профессионалов и успех на профессиональных соревнованиях - это две разные вещи. Я помню, как трудно было даже для очень одаренных культуристов, вроде Майка Кристиана или Шоуна Рэя, совершить этот переход: обоим понадобилось около двух лет, чтобы приспособиться к новым стандартам и возросшей нагрузке среди профессионалов. В свой первый год выступлений в профессиональной категории Ли Хэни проиграл Гран-При в Цюрихе культуристу, весившему всего 169 фунтов! Впрочем, переход труден не для всех - Дориан Йейтс, к примеру, как буря ворвался в ряды профессионалов, но это скорее исключение, чем правило.
Поэтому культурист, завоевывающий право на переход в профессиональную лигу, должен с большой осмотрительностью выбирать свое участие в национальных конкурсах. К примеру, соревнования серии Гран-при - хороший способ для того, чтобы попробовать свои силы. "Ironman Invitational" - еще один хороший вступительный конкурс для профессионалов. Следующей ступенькой вверх будет мероприятие вроде "Ночи Чемпионов", которое ежегодно проводится в Нью-Йорке. Если вы хорошо зарекомендуете себя на этих представлениях, то скорее всего получите приглашение на "Арнольд Классик", а уж там вы сможете составить мнение о том, как хорошо вы сможете выступить против культуристов уровня "Олимпии". Успешное выступление в "Ночи Чемпионов" или на "Арнольд Классик" указывает на то, что вы готовы принять главный вызов: борьбу за титул "Мистер Олимпия".
Первоначальный момент движения играет важную роль в любой спортивной карьере, и бодибилдинг - не исключение. Победа может войти в привычку, если вы будете правильно строить свою карьеру. Но помните: вы не сможете победить, если будете слишком бояться поражения. Страх перед поражением заставляет вас думать о нем: он сковывает вас и лишает энергии. Сделав выбор, двигайтесь вперед без задних мыслей и сожалений: лес рубят - щепки летят! В моей карьере поражения случались нечасто, но все же случались. В конце концов, так устроен спорт: кто-то побеждает, а кто-то проигрывает. Всегда старайтесь делать все, что можете, а если этого оказывается недостаточно, принимайте вещи такими, как есть.
Олимпийский чемпион по десятиборью Брюс Дженнер однажды сказал мне, что он так боялся проиграть перед Олимпийскими играми 1976 годи, что его показатели сильно ухудшились. Но потом его посетила простая мысль: проиграть - еще не значит умереть. Вы проигрываете, вы недовольны собой, но нужно двигаться дальше. Если вы открыты, позитивно относитесь к жизни и уверены в своих способностях, то можете справиться с поражением. Оно перестает быть угрозой, а это означает, что вы можете сосредоточиться на будущих победах.
ИЗВЕСТНОСТЬ
"Я не могу победить на этом соревновании. - такие жалобы часто можно слышать от культуристов. - Про меня слишком мало пишут в журналах". Известность является огромным преимуществом для успеха в бодибилдинге, и самый простой способ стать известным - регулярно побеждать на соревнованиях! Но существуют и другие способы. Ваша открытость для интервью и профессиональных фотографов имеет важное значение. Некоторые культуристы в четверг прилетают на соревнования и улетают в воскресенье утром, не позаботившись о работе с фотографами из спортивных журналов. Некоторые приходят в фотостудию и сразу же начинают жаловаться, что они слишком устали, в то время как другие готовы умереть за возможность позирования перед хорошим фотографом. Это может сказаться в будущем, когда фотограф задумается о том, кого он будет снимать в следующий раз. Иногда культуристы назначают время для съемок или интервью, а потом не приходят. Впоследствии это может пагубно отразиться на их карьере.
Журналисты будут звонить вам в номер отеля перед соревнованиями или пытаться поговорить с вами за сценой. Иногда это отвлекает, но, если вы можете найти время и силы, чтобы поговорить с ними, сделайте это. В конце концов, штатные журналисты получают оклад независимо от того, смогут ли они взять у вас интервью. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы разговор был более выгоден для вас, чем для них.
Многие просто ждут, пока сотрудники спортивных журналов не обратятся к ним, но я всегда брал инициативу на себя и рассылал в различные журналы статьи о моих методах тренировки, истории о забавных случаях, мои соображения по поводу бодибилдинга и жизни в целом. Я никогда не беспокоился по поводу оплаты за публикации или за позирование для фотографий. По моему мнению, чем больше людей узнают меня, поймут, кто я такой и что собой представляю, тем выше будут мои шансы на успешную карьеру.
Известность обеспечит вам повышенное внимание на соревнованиях, но это обоюдоострое оружие. Если вас начинают слишком сильно хвалить в прессе, то судьи и зрители ожидают увидеть на сцене настоящего Кинг-Конга, поэтому следите за тем, чтобы статьи о вас не были чересчур лестными. И помните: когда Дориан Йейтс позировал в "Ночи Чемпионов" и завоевал главный приз, никто не имел никаких ожиданий на его счет. Его практически никто не знал. Он позволил своей великолепной мускулатуре говорить за себя, и этого оказалось достаточно.
Разумеется, предварительная оценка - это сложный процесс, и если судьи плохо знают о вас, то могут просмотреть ваши лучшие качества на переполненной сцене. Известность помогает судьям познакомиться с конкретными качествами мускулатуры. Им не приходится подолгу изучать вас на сцене, чтобы осознать ваши достоинства - к примеру, мощные латеральные мышцы или отлично развитые икры. Они уже это знают, так что теперь проводят лишь беглый осмотр, подтверждают свои ожидания, а затем переходят к другим участникам, сравнивая их с вами.
К некоторым людям известность как будто приходит сама по себе, без особых усилий с их стороны. Когда я тренировался в гимнастическом зале в Мюнхене, то сделал "историю в фотографиях": я ходил по зимнему городу в плавках для позирования и демонстрировал свою мускулатуру на фоне памятников, железнодорожного вокзала и так далее. Типичная игра на публику, какой некогда славился Голливуд, нечто вроде скандального события, но снимки делались для журнала "Штерн", выходившего миллионным тиражом. Это был мой способ популяризации бодибилдинга для читателей. Чтобы попасть в такой крупный журнал, нужно сделать что-нибудь действительно необычное, но публикации в журналах по бодибилдингу строятся на принципиально иной основе.
Когда я отправился в Лондон на конкурс "Мистер Вселенная", то не испытывал нужды в подобных трюках. Я был молодым здоровенным парнем, сравнительно мало известным - очередной претендент из Европы, появившийся из ниоткуда. Но получилось так, что, даже не стараясь, я привлекал к себе внимание, и моя известность начала расти. Я знал многих других культуристов, обладавших недюжинными талантами в этой области. Они были не только фотогеничными, но и, как говорится, "годными к рекламированию", и люди все время хотели что-нибудь услышать о них. Франко всегда был таким, как и Фрэнк Зейн, хотя последний казался тихим и замкнутым человеком. Шоун Рэй и Флекс Уилер то и дело мелькали на страницах журналов, но то же самое можно сказать про Майка Матараццо. Несмотря на то что у него не было таких громких побед, он пользовался огромной популярностью у своих поклонников и всегда с готовностью соглашался на съемки. Деннис Ньюмен, прежде чем болезнь прервала его карьеру, был на пути к тому, чтобы стать новым Стивом Ривзом - рослый, мускулистый, эстетичный и обаятельный, настоящая мечта для издателей журналов.
Известность позволяет получить определенное преимущество на соревнованиях, но она еще более важна, когда речь идет о выгодном использовании плодов вашей победы. Раньше победитель конкурса "Мистер Америка" весь следующий год появлялся на страницах журнала Джона Граймека со своими статьями и инструкциями по тренировке. Это помогало навсегда запечатлеть его образ в сознании читателей. В наши дни победители крупных соревнований обычно бывают желанными гостями в журналах Джо Вейдера и в другой спортивной периодике, связанной с бодибилдингом. Не каждый культурист готов воспользоваться такой возможностью. Нам приходилось упрашивать некоторых европейских чемпионов, чтобы они съездили в Соединенные Штаты для интервью и фотосъемок.
Если вы не побеждаете на соревнованиях, известность все равно не утрачивает своего значения. Пока событие еще на памяти у людей, вы можете использовать это обстоятельство с выгодой для себя. В конце концов, на семинарах и показательных выступлениях зарабатывается больше денег, чем на соревнованиях. Разочарованные культуристы, занявшие второе или третье место при чемпионских амбициях, лишь рубят сук, на котором сидят, когда исчезают бесследно и не показываются на публике.
Разумеется, известность - лишь один из факторов в вашей карьере, хотя и весьма важный. Сама по себе она не поможет вам победить на соревновании, но может склонить мнение судей в вашу пользу. Если вы подумываете о переходе на профессионатьный уровень, то известность необходима вам, как воздух, для проведения семинаров, показательных выступлений или продажи товаров по почте.
Просто не забывайте о том, что спортивные журналы заинтересованы в публикациях и фотографиях талантливых культуристов. Поэтому если у вас хорошие физические данные, если вы неплохо выступаете и не прячетесь от репортеров, то рано или поздно вы станете известным человеком. Но дальше вам придется жить со своей известностью, а это может быть гораздо труднее, чем попасть в журналы.