Программа курса «история и культурология»
Введение.Место, цели и задачи курса «История и культурология» в системе гуманитарного образования и подготовки специалистов в высшей школе
Предмет, методологические основы и периодизация курса. Виды источников. Учебные пособия и литература. Принцип целостного изучения истории и культуры. Проблема художественного восприятия истории и культуры. Соотнесенность отечественной и мировой истории и культуры.
Тема I.Основные школы, направления и теории в истории и культурологии
Сущность и понятие «культура». Основные подходы к определению понятия. Взаимосвязь структуры и функций культуры. Типология культур и цивилизаций. Соотношение культуры и цивилизации, различное их истолкование. Культура и история. Основные концепции культурно-исторического развития.
Тема II. Первобытное общество: рождение человека и культуры
Понятие «первобытное общество», дискуссии о его месте в человеческой истории. Хронологические рамки и общая характеристика первобытности. Проблема антропогенеза и социогенеза.
Условия формирования и развития первобытного типа культуры. Характерные черты первобытной культуры, структурные элементы и их характеристика. Древнейшие формы религии и их связь с ритуалом и магией. Теории происхождения искусства. Основные направления искусства и их взаимосвязь. Памятники первобытной культуры на территории России. Элементы первобытной культуры в культуре современного мира.
Тема III.История и культура древних цивилизаций
Возникновение древнейших цивилизаций. Восток как социокультурный и цивилизационный феномен. Специфика древневосточных цивилизаций. Художественные и эстетические особенности культур Древнего Востока.
Понятие об античности и античной культуре как основе европейской цивилизации. Эллинская и римская античность. Античный полис как уникальное явление. Мировосприятие человека в античном обществе. Художественный мир античной культуры.
Значение древнейших мировых культур для развития современности и судьбы историко-культурного наследия Древнего мира. Роль исторического синтеза в развитии древних обществ.
Тема IV. История и культура средневековых цивилизаций (V–XV вв.)
Место средневековья во всемирно-историческом процессе. Его хронологические рамки и периодизация. Западно- и восточноевропейские варианты средневекового исторического развития.
Культура европейского средневековья: периодизация, источники формирования, ареалы, общие черты и особенности. Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека. Корпоративность, неоднородность европейской культуры. Народная и аристократическая культура.
Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации. Особенности ислама как мировой религии. Художественная культура. Влияние арабских культурных и научных традиций.
Социально-экономическое и политическое развитие Византии. Византийская культура как наследница античных традиций. Система культурных ценностей Византии. Космополитический характер культуры Византии. Особенности византийской эстетики.
Тема V.Русь в средние века
Этногенез славян и этнокультурные процессы в восточном славянстве; древнерусское государство, характер его взаимодействия с западными, восточными и стенными цивилизациями.
Генезис древнерусской государственности и роль норманнского влияния. Историческая обусловленность принятия Русью христианства. Усиление процесса обособления русских земель. Монголо-татары и русские земли: социокультурный аспект взаимоотношений.
Образование централизованного государства и его особая роль в русском обществе. Московское царство: особенности общественно-политического устройства и социально-экономического развития. Место и роль церкви в русском обществе. Влияние православия на формирование системы ценностей русского народа.
Художественная культура Руси как отражение мировоззрения средневекового человека и русского национального характера. Становление русского национального характера. Русская иконопись как отражение мировоззрения средневекового человека.
Тема VI.Возрождение и Реформация
Предпосылки европейского Возрождения. Хронологические рамки и географическое пространство культуры Возрождения. Ренессансное осмысление картины мира и место человека в ней. Гуманизм – идеология Ренессанса. Искусство итальянского Возрождения. Северное Возрождение как самостоятельная культурная эпоха. Его творцы и носители.
Реформационные движения в Европе. Протестантская мораль и становление личности нового типа. Массовый характер реформационной культуры и ее отличие от элитарной культуры Возрождения.
Значение эпохи Возрождения для развития мировой и отечественной культуры. Возрождение как переворот культурной традиции. Синтез античности и средневековья на новой основе. Гуманизм и рационализм как основные черты европейской культуры. Ренессанс как кризис средневековья. Взаимосвязь науки, литературы и искусства эпохи Возрождения. Действенность возрожденческой культуры. Итоги и уроки Возрождения.
Социально-экономические предпосылки и идеологические истоки Реформации. Вожди Реформации М. Лютер, М. Кальвин, Т. Мюнцер. Протестантская мораль и становление личности нового типа. Реформация и ранние буржуазные революции. Контрреформация и становление абсолютизма.
Тема VII.История и культура Нового времени (XVII-XIX вв.)
Новое время как культурно-историческое понятие. Смена культурно-исторических эпох. Кризис феодально-абсолютистского строя в Западной Европе. Западная Европа на путях создания индустриального общества. Европейская цивилизация и традиционные общества Америки, Азии, Африки, складывание колониальной системы.
Просвещение – духовная основа рационализма и модернизации. Роль революционных идей и преобразований в социокультурной истории стран Европы и Америки. Формирование и развитие либеральных ценностей. Возрастающая роль науки и техники в культурном развитии. Характерные черты культуры Нового времени. Эстетическое и стилевое многообразие культуры второй половины XVII-XIX вв.– барокко, классицизм, романтизм, реализм, символизм. Модернизм как культурное явление.
Тема VIII.Начало нового периода русской истории и культуры
Реформы, направленные на европеизацию страны: модернизация в эпоху Петра I, судьба преобразований в XVIII в. Альтернативы исторического развития России в XIX в.: реформы, стагнация. Социально-классовая структура и ее эволюция. Итоги европеизации России в духовной жизни общества. Создание системы социокультурных учреждений. Формирование новой системы ценностей.
Развитие естественных и технических наук, их достижения и воздействие на духовную жизнь. Развитие общественно-политической мысли и пробуждение гражданского самосознания: русское просветительство, масонство, декабризм. Возникновение охранительной, либеральной и социалистической традиций и их особенности: теория официальной народности, западники, славянофилы, народники.
Новый облик русской культуры: обмирщение, возвышение человека, интенсификация западных влияний. Демократизация культуры. Эволюция художественных стилей (от барокко до реализма). Основные ценности, идеалы и каноны. Самобытность русской культуры: фольклор, народные промыслы, провинциальная культура. Русские меценаты.
Тема IX.История и культура XX века
XX век: новый уровень исторического синтеза, глобальная история. Между двумя мировыми войнами. Наука. Пределы развития: прогресс и трагедия человечества.
Кризис европейской цивилизации и альтернативы общественного развития. Тоталитаризм и его варианты: фашизм и коммунизм. «Новый курс» Рузвельта, формирование доктрины «человеческих» отношений. Поляризация послевоенного мира. Новый облик западного мира. Трансформация индустриального общества в постиндустриальное информационное общество. Глобальные проблемы человечества в конце XX века. Изменение системы ценностей европейской культуры, постмодернизм. Отражение картины мира в философских концепциях XX века, их влияние на культуру. Теория «элитарной» и «массовой» культуры. Основные направления в западном искусстве XX века.
Тема X.Россия в XX веке
Противоречивость общественного развития на рубеже XIX и XX вв. Выбор пути общественного развития: программы политических партий и движений. Экономическая политика С.Ю. Витте и программа модернизации России П.А. Столыпина. Либеральная и социал-демократическая альтернативы развития России. Проблемы истории и культуры России в русской религиозной философии.
Серебряный век русской культуры. Художественные течения в конце XIX – начале XX в. Традиции и поиски новых форм в искусстве и литературе. Реализм и модернизм. Всемирное значение русской культуры конца XIX–начала XX в., ее влияние на европейскую культуру.
Проблема цивилизационного выбора после падения самодержавия. Феномен большевизма. Была ли Октябрьская революция? Советское государство, противоречия общественного и духовного развития. Характер взаимодействия власти и общества.
Культурная жизнь в 20-е годы. Модели новой культуры. Начало политизации культуры, утверждение классового подхода в оценке явлений культуры. Российская интеллигенция в 20-е годы. «Смена Вех».
Русская культура за рубежом: достижения и потери. Евразийство.
Форсирование социально-экономических преобразований в 30-е годы. Складывание тоталитарного политического режима. Характерные черты культуры советского общества, создание массовой культуры. Основные направления социально-экономического и политического развития в 40–50-е годы. Общество и культура в годы Великой Отечественной войны.
Советское общество и культура во второй половине 50-80-х годов: от оттепели до застоя. Попытки реформирования административно-командной системы в 50-80-х годах. Расхождение интеллигенции с властью: шестидесятники и диссиденты.
Противоречия в развитии советского общества второй половины 50-80-х годов. Попытки реформирования, причины их неудач. Нарастание кризиса советского общества в 70–80-е годы. Распад социалистической системы в СССР. Идеологический и культурный плюрализм. Основные направления и перспективы экономического, политического и культурного развития в конце 80–начале 90-х годов. Вступление России в полосу новых реформ. Формирование рыночной экономики и гражданского общества. Трудности и противоречия.
Проблемы и перспективы развития российской культуры. Обращение к культуре русского зарубежья. Новая роль церкви в обществе.