Определение Аристотеля

Подражать действительности можно 3-мя способами

1) рассказывая не то, что в душе, а то, что во вне, подражая природе, создавая природу, как Гомер. Реальность как реально существующая картина действительности, описанная в ее чертах. Отношение к миру как к реально существующему миру можно воспроизвести в искусстве. Даже сам человек описывается объективно, будто со стороны. Объективность в объективности. (Эпос)

2)подражающий остается собой, не изменяя своего лица. Рассказ о самом себе, не развернутое повествование (снимок собственной души). Субъективность. Субъективность внутри мира, внутри самого себя. Спонтанное выражение того, что существует в душе. Лирическое состояние подчиняет себе объективность. Мир существует до тех пор, пока мы наблюдаем его через свой внутренний мир. То, что внутри, отделено от действительности. (Лирика)

3)все изображаемые лица действующие и деятельные. Все в словах и действиях действующих лиц (Николай Алексеевич извинился за тавтологию). Только ремарки напоминают об авторе. Объективное раскрытие + внутренняя жизнь индивида. То есть сочетание 1) + 2) Две стороны действительности объединяются. Душа, чувства, субъективная реакция на мир человека, воспроизводимая в его речах соединяется с объективностью происходящего.

Гегель

1) Тезис. Выдвижение 1 главного тезиса, начала в развитии к совершенству, после этого развитие происходит внутри мира человека, общественной жизни, наступает реакция всего мира и появляется

2) Антитеза, которая вступает в конфликт с тезисом. Тезис не отменяется, но конфликт тезиса и антитезы ведет к новому становлению теорий, отношений.

3)Переход в новую стадию, стадию синтеза. Св-ва тезиса и антитезы получают новое существование, объединяются, создавая новое.

Это универсальный процесс.

В литературе эта теория нашла отражение в вопросе о родах.

Тезис = эпос

Лирика = антитеза

Драма = Синтез

Для Гегеля драма - главный род литературы. (Для нас далеко не главный, мы воспринимаем ее как разновидность эпической части)

Соответствие между родами и жанрами - спорный вопрос.

Классическая система деления:

Лит-ра

| | |

V V V

Эпос Лирика Драма

1)Эпопея 1)Ода 1)Драма

2)Эпическая поэма 2)Элегия 2)Комедия

(по размеру до 3)Эпиграмма 3)Трагедия

эпопеи не дорастает) 4)Послание

3)Роман 5)Песня

4)Повесть

5)Рассказ

6)Басня

7)Баллада

Писатель, когда садиться сочинять, не задумывается, к какому из родов попадет замысливаемое им, лишь смутные ожидания. А жанр он выбирает сразу. Неосознанность 1-ого и осознанность 2-ого выбора дают возможность расторгнуть классическую систему литературы и говорить о том, что не все жанры соответствуют родам.

Сонет - стих-ие из 14 строк. Писался во многих странах мира. Жанр лит-ры, имеющий устойчивые формы каноны. По внутреннему содержанию может быть описательным - эпическим, может отражать душу автора и быть лирическим. Так 1 жанр может колебаться между 2-мя родами литературы. Так же и роман (эпос) в стихах (лирика). (Пушкин о «Евгении Онегине»: «Пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница!»)

Лиро-эпическое произведение. Но если отказаться от классического деления, придется создавать расширение соединений, разрушая созданную Аристотелем систему.

Жанр - архаика, способная обновляться, память литературного развития, представитель творческой памяти в процессе литературного развития.

Конкретные основания для подобного утверждения, приведенные Н.А. Богомоловым:

Каждое новое произведение связано с традицией истории литературы явственно и откровенно. Если изобретается что-то новое, оно воспринимается на фоне старого и не уничтожает его. Каждое новое произведение подключается к исторической памяти.

Кол-во жанров велико.

Эволюция жанра на примере эпиграммы.

Традиционно - лирическое произведение, но Николай Алексеевич с этим не согласен, потому что эпиграмма не несет ничего внутреннего.

19 век Баратынский пишет что эпиграмма «Хохотунья, егоза, если средь народа заметит урода - мигом вцепится в глаза».

Эпиграмма - это короткое стихотворение, существующее непременно в краткой форме, направленная против уродливого явления действительности. Жалит так, что след от укола остается навсегда.

Рождение эпиграммы в Древней Греции со времени распространения письменности.

8в до н. э. - один из первых жанров. В переводе = надпись

Сперва - надпись на любом мемориальном предмете для долгого существования. Надпись наносилась самим автором или специально нанятым для этого человеком - трудоемко и места мало, поэтому эпиграмма должна была быть короткой. В эпиграмме указывалось, кто автор, кто наносил надпись. Так в маленькой надписи должен был содержаться большой достаточно объем информации.

Со временем у эпиграммы появляются другие св-ва. Написание на предмете отделяется от начала сочинения. (Но основное остается - это и есть память жанра, несмотря на эволюцию)

Наши рекомендации