Эст-ка как фил-я прекрасного. Пробл. прир. прекрасного
Проблема выделения эстетики в самостоятельную философскую область. Имплицитная и эксплицитная эстетика.
Баумгартен 1750г.: «эстетика» от греч. – чувственно воспринимаемый. Чувств.Познание – эстетика, Рацион.Познание – логика. Эстетика – философская дисциплина, которая изучает закономерности чувственного познания, стремящегося к красоте. Имплицитная э (сущ. в скрытом не явном виде) – сущ. в др. науках: античность – философия, средневековье – теология, возрождение – худ. практика, XVII-XVIII вв. – литературная критика, публицистика. Эксплицитная э (сущ. в явном развёрнутом виде) – самост. наука в 1750 г.
2.Предмет эстетики.
Предмет не сущ-т вне задач. В истории эст-ки ее предмет и задачи менялись:
1. Э- часть фил-и и космогонии, служила созд. карт. мира;
2. У Сократа (сливается с эстетикой);
3. То изучала проблемы поэтики, общефил-е вопросы природы красоты (Аристотель);
4. Вопросы гос. контроля над иск-м (Платон - ввел понятие прекрасного не только в физ-м смысле, но и нравственном);
5. Как аспект богословия (Фома Аквинский);
6. Изуч-ся соотнош-я природы и худ-й деятельности (Леонардо да Винчи);
7. Устанавливаются каноны творчества (Буало);
8. Устан-ся каноны чувств-го познания мира (Баумгартен);
Эст-ка изучает законы чувст-го (эмоц-го) позн-я и способствует постиж-ю красоты. Два принципа, два вида деят-ти, кот-е связаны с красотой:
- способность оценивать мир с позиции красоты;
- сп-ть материал-ть свои предст-я о красоте профессионально, в рамках: арх-ра, иск-во, дизайн.
Эст-ка – это фил-я дисц-на, кот-я изуч-ет специф-ое ценностное отнош-е чел-ка к миру с позиции красоты. Также изуч-т общ-е законом-ти тех видов деят-ти, в кот-х чел-к профес-но материализ-т свои предст-я о красоте.
3. Эстетика в структуре философского знания. Эстетика и искусствоведческие науки.
До 18в. эст-ка сущ-ла имплицитно, в контексте таких наук, как фил-я и искусствоведенье.На базе филос-и эст-ка проявляла себя в античной эпохе и заложила теоретич-ю основу. Эст-е проблемы поднимались до теор-го осмысления, сложилась первая терминология и понятийный аппарат (красота, гармония и т.д.). В ант-й фил-и понимание эст-ки сложилось как фил-я прекрасного. Прекрасное – это выр-е в высш-й степени целост-ти, гармонии и соверш-ва; Красота = прекрасное. Плато ввел понятие прекрасного не только в физ-м смысле, но и нравственном . В «Пире» Платон от любви переходит кпониманию идеи красоты, прекрасного самого по себе – Kalon (как вечной и объективно сущ-ей вне какого-либо субъекта идеи).
Эйдос – мир идей (форма, отделенная от содерж-я); понятие абстрактной красоты.
Средневековье. С приходом христ-ва возрос интерес к символам (знак, обознач-й скрытый тайный смысл, известный только избранным, посвященным) и знакам (чел-к создан по образу и подобию бога и т.д.). Возникает каноничность. Канону были подчинены все виды иск-ва: музыка, живопись, иконопись, жизнеописания святых… Эстетика аскетизма: красота восприн-ся как нематериальная (на земле нет истиной красоты) – нет телесной красоты, только дух. Представление о Боге как о прекрасном (Августин).
Возрождение. Эст-ка Возр-я –Реставрация античного наследия. Осн-е черты: гуманизм, гармония- соверш-во материи и содерж-я; наука – факт обоснованный.
4. Эстетика как философия прекрасного. Проблема природы прекрасного в современной эстетике.
1. ЧТО такое красота?
Красота – это выражение высшей степени целостности гармонии и совершенства.
1) Концепции природы прекрасного:
Объективно-Идеалистическая концепция – красота вечна, неизменна, существует независимо от сознания, нематериальна. Античность – Платон (эйдос), земная кр. вторична. Средневековье – Св.Августин, Ф.Аквинский., кр. от Бога, земная кр. ничтожна.
Объективно-Материалистическая. – сущ. независимо от чел-ка, неизменна, материальна, предметна, кр. – объективный признак окружающего мира. Античность – пифагорейцы. Просвещение – фр. Просветители – Дени Дидро, Монтескье «красота симметрична»
Субъективно-Идеалистическая. – красота относительна, у каждого чел. собственное представление о кр. и каждое считается правильным. Софисты «принцип релятивизма красоты». Гартман, Шарль Лало, Липпс.
Субъективно-Объективная – красота формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. Внутренний объективный фактор, внешний субъективный фактор. Античность – Сократ, Аристотель, сер.19в.- Чернышевский, Белинский, Сов.Союз – Коганов.
2. КОГДА у чел. появилась способность воспринимать мир с позиции прекрасного?
Божественная – способность от Бога, врожденная. Природная (Дарвин) – способность не только у челвека, но и у животных. Культурологическая – дана только человеку и формируется в контексте культуры.
3. КАК чел. воспринимает мир с позиции красоты?
Эстетическая коммуникация – схема как человек воспринимает мир с позиции красоты (субъективно-объективные отношения).
Эст-ка как фил-я прекрасного. Пробл. прир. прекрасного.
Прекрасное_ это выр-е в высш-й степ-и целостности, гармонии и соверш-ва. Красота = прекрасное.
Концепции природы прекрасного (все варианты рожденые в ант-ю эпоху сохранили свою актуальность):
1. Объективно-идеалистическая. (красота- есть не мат-я сущ-ть, она надсубъектна, сущ-т независимо от мысли, она сущ-т вечно и неизменно). Платон- наиболее яркий представитель этой концепции- эйдос-красота. Гегель- абсолютная идея (красота). Религ-й вар-т –красота исходит от Бога.
2. Объективно-материалист-я. (красота сущ-т независимо от чел-ка, но пребывает в матер-м мире. К- естеств-е свойство проявлений. Объективна.) В эпоху Просвещения 18в. Дени Дидро- соверш-е сочет-е частей вещи (например- симметричность).
3. Субъективно- идеалистическая. Источник прекрасного таится в душе индивида. Красота не материальна. Представлена в 19в., но имеет античные корни. Красота лимитивна, изменчива. Гартман, Лало, Липс, в ант-ти – софисты.
4. Субъективно- объективная. Красота – есть результат соотн-я объект-х свойств действительности с человеком. Предст-е о красоте формируется у человека под влиянием 2-х факторов: внешнего (объективного); внутр-го (субъективного). Инд-но –личностные особ-ти. Сократ,Аристотель. В 19в. - Чернышевский, Добролюбов.
5. Проблема возникновения у человека эстетического чувства.
Э.в. – главный “персонаж” эстет. коммуникации с помощью которого осуществляется процедура сравнения.
Вкус – способность чел. эмоционально оценивать различные эстетические чувства, прежде всего различать красивое, прекрасное, безобразное.
Монтескье “вкус- разновидность ума”
Эстетический вкус. 3 этапа.
1. 1646 г. Бальтасар Гарсиан “Карманный оракул” возникло понятие “эстетический вкус”
2. 18 в. – золотой век эстет вкуса, эстет. вкус – ключевая тема
Девид Юм “О норме вкуса” 1751
o Врожденный или приобретенный эстетический вкус? - 18 в.: мнения разделились; - современный: преобретен чув.вк.
Эстет. вкус
Субъективен Объективен
Д. Юм (о вкусах не спорят) Классицизм
3. Кант Э. “Критика способности суждения” - “Эстет. вкус – это способность судить о прекрасном…”
- Эстет. вкус и субъективен и объективен.
Эстетический вкус.
Эст-й вкус – главный эл-т эстетич. коммуникации (способность воспринимать). В историч-м аспекте эта тема сформировалась в середине 17в. Его выделил Б. Грассиен в произв-и «Карманный оракул» в 1646г. В эпоху Просвещения – Юм в произвед-и «О норме вкуса», в кот-м изложены все осн-е проблемы, современные по сей день. Э.в.– сп-ть судить о прекрасном (Кант). Э.в. – сп-ть чел-ка дифференц-но почувствовать удовольствие и неудовольствие оценивать эст-е объекты, отличать прекрасное от безобразного (Кант).
Юм (проблемы):
1. Врожденным или приобр-м является эст-й вкус? Э.в. явл-ся приобрет-й сп-ю, кот-я дана только чел-ку. Эмоц.-интуит-н, формир-ся в теч-и жизни ест-м образом. Внешний вкус- традиции, распр-е в общ-ве; особ-ти предм.-простр-го окружения;среда, вкот-й мы живем; арх-ра. Инециатива – целенапр-я деят-ть чел-ка по формир-ю вкуса.
2. Зависит ли суждение вкуса от этич-й оценки? Эст-е и этич-е аспекты разводятся, два разных взгляда на одну вещь: эст-й аспект- внеш-е содерж-е, этич-й аспект – внутр-е содерж-е.
3. Объективен или субъективен вкус? (спорят о вкусах или не спорят?) Если вкус объективен, то спорят; если субъективен, то не спорят (проблема была поставлена в 18в. ;до этого исп-сь в гастроном-хвкусах - «О вкусах не спорят»). Кант считал, что э.в. антиномичен (противоречив), т.е. явл-ся и объективным, и субъективным.
Концепции возник-я эст-го чувства у чел-ка:
1. Религиозная –Божественная. Способность дана человеку с рождения, сопровождает всю жизнь и исчезает со смертью. Дана Богом и только людям.
2. Природная. Происхождение человека (Ч. Дарвин). По принципу ест-го отбора, полового отбора, кот-й есть у всех существ врожденно ( не только у людей, но и у животных: птицы поют великолепные песни; вьют прекрасные гнезда).
3. Культурология. Способность воспр-ть и оценивать мир с позиции красоты принадлежит только человеку. Эта сп-ть не является врожденной, а формируется в течении жизни. Только пребывая в культуре, чел-к развивает эту сп-ть. Сп-ть чел-ка абстрагир-ся от «мы»-сознания к «я»-сознанию, когда чел-к выделяет себя из коллектива и осознает себя как самост-ю личность, приобретает сп-ть высказывать свои собств-е мысли, суждения. На эст-е чувство влияет эст-ие, религ-е эл-ты. «Плохо» - безобразный, злой, дьявольский; «Хорошо» - прекрасное, доброе, священное.
6.Эстетическая коммуникация (эстетическое отношение). Основные черты.
Эст-я ком-я – это пример субъект-объектных отношений, в кот-х субъект оценивает с позиции красоты объект. Сущ. общие универсальные критерии оценки, имеющие определенную последовательность, кот-е разделяются на типы соотношений: 1-познавательные (гносеология), 2- практические (праксеология), 3- оценочные (аксеология). Э.к. может возникнуть только тогда, оцениваемый предмет доступен нашим органам чувств, восприятию. Главное отличие эстетики от этики, которая оценивает внутр-е содерж-е, в том, что эстетика оценивает именно внеш-е содерж-е объекта. Предметное содерж-е влияет на эстетич. оценку. Эст-ю оценку мы можем дать только тогда, когда знаем какому предмету принадлежит форма (Фехнер). Форма, цвет, линия сами по себе эст-ки нейтральны. Одна и та же линия, один и тот же цвет имеют разную эст-ю оценку (Фехнер). Эст оценка рождается только тогда, когда сравнение предмета с идеалом красоты переходит в словесную форму.
Черты эст-й ком-и: - носит бескорыстный, незаинтересованный хар-р, т.е. у субъекта не возникает потребность обладать и испытывать в практич-х целях объект. - э.к. сопровожд-ся чувством удовольствия (дух-го, а не физ-го). Дух-е удовольствие возникает, т.к. задействованы все познават-е сп-ти чел-ка.
7.Понятие «эстетическое». Понятие « эстетическая культура». Структура эстетической культуры. Понятие «эстетическое сознание».
ЭСТЕТИКА – наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства.
Понятие «эстетика» ввел в научный обиход в середине 18 в. немецкий философ-просветитель Александр Готлиб Баумгартен (Эстетика, 1750). Термин происходит от греческого слова aisthetikos – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. Баумгартен же выделил эстетику как самостоятельную философскую дисциплину.
Эстетическое (от греч. aisthetikos - чувственно воспринимаемый) - отношение человека к миру, в котором в концентрированном виде заключена сущность человека как свободного и сознательного существа. Особенности эстетического отношения к миру проявляются в его эмоциональной наполненности, в особом чувстве удовольствия, "бескорыстности" эстетического переживания. Специфика эстетического сознания в том, что оно является восприятием бытия и всех его форм и видов в понятиях эстетики через призму эстетического идеала. Эстетическое сознание каждой эпохи вбирает в себя все существующие в ней рефлексии по поводу прекрасного и искусства. В его состав входят бытующие представления о природе искусства и его языка, художественные вкусы, потребности, идеалы, эстетические концепции, художественные оценки и критерии, формируемые эстетической мыслью.
Первоначальным элементом эстетического сознания является эстетическое чувство. Его можно рассматривать как способность и эмоциональную реакцию индивида, связанную с переживанием от восприятия эстетического предмета. Развитие эстетического чувства приводит к эстетической потребности, т.е. к потребности воспринимать и приумножать прекрасное в жизни. Эстетические чувства и потребности получают выражение в эстетическом вкусе – способности отмечать эстетическую ценность чего-либо. Проблема вкуса занимает центральное место в эстетике Просвещения.
Эстетическая Культура- способность и умение прочувствовать свою связанность с миром, содержательно пережить и человечески ценностно выразить полноту и многообразие этих отношений.
8.Категории эстетической оценки. Прекрасное и безобразное.
С древнейших времен термин «Красота» употреблялся в контексте космологии, метафизики, богословия. В античной Греции «прекрасное» имело широкий оценочный характер –Гомер называет «прекрасным» красота людей, совершенные формы и нравственную красоту своих героев («калос»). «нефер» (егип.) – все прекрасное. С Сократа античная эстетика отходит от космологизма. Он поставил проблему прекрасного, как проблему сознания, разума (красота из характеристики превратилась в идею, понятие прекрасного). Калокагатия –прекрасное и доброе. Создание образа идеального человека. Соразмерность души и тела (Платон). Эстетическая красота подразумевает этическую красоту (Аристотель). 3 ступени красоты: высшая ступень; ид. прекр; чувств. воспр. красота. Левнец – формула единств-го многообразия. Кант отделил прекрасное от совершенства. Гегель – прекрасное в себе самом, бесконечное и свободное. Безобразное. Категория «безобразного» возникла как антипод «прекрасного». Область, связанная с негативными эмоциями, чувством неудовольствия, отвращения. Проявляется практически во всех сферах бытия: в природе, в человеке, в морали и т.д. Рассматривалось еще в античности: в действительности, в искусстве. Безобразное в искусстве – Аристотель признавал, что изображение безобразных предметов допустимо. Телесное совершенство обратно пропорционально духовному совершенству. Классицисты выводили безобразное за рамки эстетики. Взаимопереход – Гадкий утенок в прекрасного лебедя.
9. Категории эстетической оценки. Трагическое и комическое.
Категории были утверждены классической европейской эстетикой, ведущих происхождение от главных жанров древнегреческого драматического искусства. К эстетике имеет отношение только «трагическое», реализованное в конкретном жанре драм-го искусства – в трагедии. Сущность феномена трагического в изображении неожиданно возникших страданий и гибели героя, случившиеся как неизбежное следствие его вначале неосознанных поступков, или вины, обычно предопределенных судьбой, роком. Сопереживая, зритель к концу трагедии испытывает эстетический катарсис, эстетическое наслаждение. Аристотель – трагедия как вершина искусства. Платон не включает трагедию в рамки эстетики. Кант считал, что трагедия возбуждает чувство возвышенного, а комедия – чувство прекрасного. «Комическое» не является ни антиподом, ни модификацией трагедии. Роднит их только историческое происхождение. «Комическое» - более широкая и более древняя категория. Предполагает вызывание смеха, вызываемого интеллектуально-смысловой игрой. Смех вносит в существование человека гармонию. Кант – для комических ситуаций всегда подходит эффект неожиданности. Иронический взгляд на мир позволяет человеку существовать и не сойти с ума (модернизм).
Смех: юмор, карнавальный смех, сарказм, ирония, сатира.
10.Категории эстет-й оценки. Возвышенное и низменное.
«Возвышенное» - категория эст-ки, хар-я эст-ю ценность предметов и явлений, кот-я обладает большой полож-й значимостью и таит в себе огромные потенциальные силы. Если прекрасное – сфера свободы, То «возвыш-е» - сфера относит-й несвободы чел-ка. В ант-ю эпоху- возвыш-е далеко от мирской суеты.В ср-е века возвыш-е связ-т с Богом. Бог –высшее благо. Бытие- зло. Данте – «Бож-я комедия». Возвыш-е –трагедия; низменное –комедия. Кант считал, что возвыш-е содержится только в нашей душе. В наше время возв-е –есть прекрасное. Возвыш-е образы соотв-т поэзии, музыке. 1-й вар-т – возв-е – превосходная степень прекрасного; 2-й вар-т – возвыш-ть противопол-ть прекрасного. «Низменное»- эст-я категория, противоп-я возвыш-му. Хар-т природные и соц-е предметы и явления, им-е отриц-ю общ. знач-ть . Негативная эст-я ценность, крайняя степень безобразного. Тирания- то низменное,кот-му чел-к не сопротивляется.
12. Античная эстетика. Общая характеристика.
А.э.- основа европейской эст. традиции
А.э. обозначила основные эст. проблемы.:
- проблема природы прекрасного,
- проблема сущности искусства
- проблема художественного восприятия и т.д. А.э обозначила основные подходы к решению этих проблем.
А.э. сформировала основной категориальный аппарат эстетики: -прекрасное, - мера, -ритм,
Периодизация, направления: -гармония, - катарсис, -мимезис.
1. Ранняя классика: 6 в. – первая полов 5 в. до н.э.
Пифагорейцы написали первые тексты по эстетике - возникновение эстетики (6 в до н.э.)
-досократики (Гераклит, Демокрит) -пифагорийцы -софисты (Горгий, Протагор)
2. Высока (зрелая) классика: вторая полов. 5 в. – 4 в. до н.э.
- Сократ - Платон -Аристотель
3. Эллинистический период: 3 в. до н.э. – 5 в. н.э. (476 г.- падение Рима)
“+” – продуктивный период (много нового).
“-“ – нет нового – переосмысление старого (ЭПИГОНСТВО – творчески – несамостоят. исследование истор-ки отживших идей).
- Неоплатонизм - Плотин - Прокл -Эпикуреизм - Стоицизм - Скептицизм
Общая характеристика:
- имплицитный характер, в контексте философии.
- логика, чувство меры
- агональная (соревновательная) тенденция
- художественность (тексты по эстетике - литератур.произведения)