МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Методические рекомендации и тематика контрольных работ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Методические рекомендации и тематика контрольных работ
Для подготовки бакалавров
По направлению подготовки 080100 Экономика
ИПГиМС | |
Категория обучающихся: | студенты |
Курс: | 1-й (заочная форма обучения) |
Рязань 2014
ББК 71р30
К90
Рецензенты:
Т.В. Колбина, кандидат философских наук, доцент (Рязанский филиал Московского института культуры и искусства);
Н.В. Кривоносова, кандидат филологических наук, доцент (Академия ФСИН России)
Демко Т.Н.
К90 | Культурология : методические рекомендации и тематика контрольных работ. – Рязань : Академия ФСИН России, 2014. – 13 с. Методические рекомендации и тематика контрольных работ составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины. Обсуждены и одобрены на заседании кафедры философии и истории 12 декабря 2013 г., протокол № 4. |
Начальник обеспечивающей кафедры
Кандидат исторических наук, доцент О.А. Тарасов
Учебно-методическое издание
Демко Тамара Николаевна
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Методические рекомендации и тематика контрольных работ
Технический редактор Л.И. Семочкина Подписано в печать . Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Печ. л. 0,8. Тираж 20 экз. Заказ № _____. | Редакционно-издательский отдел Академии ФСИН России 390000, г. Рязань, ул. Сенная, 1 Отпечатано: Отделение полиграфии РИО Академии ФСИН России 390000, г. Рязань, ул. Сенная, 1 |
ББК 71р30 © Демко Т.Н., 2014 © Академия ФСИН России, 2014 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Что такое контрольная работа? На первый взгляд, это списывание чужих мыслей из рекомендованных источников. Некоторые так и поступают, и достигаемый ими эффект в освоении дисциплины носит минимальный, если не сказать, нулевой характер. На самом деле, контрольная работа дает прекрасную возможность потренировать мышление и через конкретную тему освоить основные положения курса. К сожалению, приходится говорить об элементарных истинах: только самостоятельная работа, а не списывание и «скачивание» чужих текстов дает результат, то есть способствует развитию мышления и изучению предмета. Стоит только принять установку на определенное отношение к самой работе, и собственная работа мысли станет интересной и привлекательной, как привлекательны личные достижения. Да, информация выбирается из всевозможных источников, но ее нужно скомпоновать, выстроить в логическом порядке, привести примеры, подобрать литературу. А главное – сделать собственные выводы.
Требует особенной самостоятельности такая наука, как культурология. Она является той учебной дисциплиной, которая касается каждого человека, поскольку любой из нас является продуктом, носителем и создателем культуры. Как специалисты правоохранительной сферы вы получаете необходимые знания об истоках духовности, о социальной среде, в которой работаете и живете, о тех основаниях, которые определяют духовное содержание и сознание людей в различных культурных средах, а также глубинную мотивацию их поведения. Поэтому на выбранную тему надо посмотреть заинтересованным взглядом: как через эту тему открывается окружающий мир (в том числе и ваша работа), каков я сам по своим культурным характеристикам, какие пробелы существуют в моем культурном багаже. Двигаясь путем таких размышлений, мы создаем установку на восприятие подобранного нами материала, вступаем в своеобразный диалог с темой, авторами источников.
Помните, что курс «Культурология» носит междисциплинарный характер, в нем содержатся положения целого ряда философских, искусствоведческих, исторических дисциплин. Отсюда использование сведений из других гуманитарных источников не только допустимо, но и необходимо.
Вторая проблема – это техника работы. В первую очередь, надо обеспечить себе достаточный объем информации – подобрать литературу, статьи из периодики, публикации в Интернете. Далее пробежать глазами весь образовавшийся запас: что–то, возможно, отбросить, на что–то обратить особое внимание. После этого составляется эскиз темы – черновой план – в котором определяется, на каких вопросах вы остановитесь, чтобы получить ответ по сформулированной в вашем заголовке проблеме.
Приступая к раскрытию темы, постоянно держите в поле внимания само ее заглавие, чтобы каждое включенное в него слово получило освещение на страницах вашей контрольной. План должен иметь развернутую структуру, то есть озаглавленные подпункты. Воспринимайте их как подспорье для вашей мысли. После окончания работы над текстом еще раз вернитесь к плану: соответствует ли он содержанию контрольной? Проверьте, есть ли выводы по каждому пункту? Содержится ли краткий ответ на тему в общих выводах?
Каждая тема включает также и практический вопрос, предполагающий знакомство, анализ и описание какого-либо выдающегося памятника или события мировой и отечественной культуры. Нужно не только описать его, но и сказать об эпохе возникновения, значении и влиянии на дальнейшую культуру. К счастью, Интернет и принтер доступны для большинства, поэтому к практической части контрольного задания желательно приложить соответствующие иллюстрации.
Наш список литературы достаточно полный, к любой теме можно подобрать содержательную информацию. Однако он носит рекомендательный характер, не ограничивает своду выбора. Кроме того, приветствуется использование других, не названных здесь источников: главное раскрыть тему, придать работе творческий характер. Можно, как уже было сказано выше, обращаться к периодическим изданиям, публикациям в Интернете. Привлеченные источники нужно указать в конце работы. В списке источников необходимо давать точные ссылки на прочитанные материалы, оформляя их перечень в соответствии с принятыми стандартами.
Объем работы. Основной текст 20–22 страницы на листах А-4. Кегль 14, шрифт Times New Roman с междустрочным интервалом 1,5.
Практическое приложение от 3-х до 8-ми страниц (в зависимости от содержания задания и наличия иллюстраций).
Работа должна обязательно содержать заглавие темы, развернутый план на первой странице и список литературы – на последней.
Оформление списка источников должно соответствовать библиографическим стандартам. Сначала указываются монографии, потом – отдельные публикации в журналах или сборниках. Третья часть – Интернет-ресурсы. Если есть ссылки на официальные документы, например Конституцию РФ, то они, конечно, в списке стоят на первом месте. Список источников формируется по алфавитному принципу. Обратите внимание (по образцам в книгах или библиотечных каталогах), на расстановку знаков препинания.
Выбор темы определяется последней цифрой номера зачетки.