Для вокалистов отделения «Искусство эстрады»

Музыкальная терминология

А

АББРЕВИАТУРА— знаки сокращения, применяемые в нотном письме (латинское abbrevio — сокращаю). К таким знакам, упрощающим музыкальную запись, относятся:

1) перенос звуков на октаву вверх или вниз (для сокращения числа добавочных линеек):

2) знак повторения группы нот:

3) знаки повторения всей пьесы или ее отрывка: (повторяется нотный текст, заключенный

между этими знаками);

4) знак повторения одного такта.

К аббревиатурам причисляют так же мелизмы.

АБСОЛЮТНЫЙ ВРЕМЕННОЙ СЛУХ — редкая способность памяти музыканта различать и воспроизводить относительную скорость движения (темп) музыкального произведения.

АВАНГАРДНЫЙ ДЖАЗ (англ. avant-garde jazz) — условное название группы стилей и направлений современного джаза, ориентирующих­ся на модернизацию музыкального языка, на освоение новых, нетрадиционных выразительных средств и технических приемов (в области атональности, модальной импровизации и композиции, алеаторики, сонориетики, электронного синтеза звука и т. д.). К А. д. принято относить фри-джаз, «третье течение», электронный джаз, некоторые экспериментальные формы хард-бот. кул-джаза, джаз-рока и др.

АВАНГАРДНЫЙ РОК (англ. avant-garde госk) —- экспериментальные формы рока. Современный рок-авангард можно подразделить на несколько направлений: 1. Студийные опыты с электронной музыкой, как правило, с использованием сэмплинг-техники и в русле эстетики психоделики или минимализма. 2. Наиболее радикальные представители новой волны, экспериментирующие с «индустриальным» звучанием, атональной музыкой, фри-джазом. 3. Ансамбли, тяготеющие к тому, что называется «перфоманс», или «хэппенинг», т. с. к экстравагантному сценическому представлению, соединяющему в себе музыкальный театр, танец, пантомиму и всевозможные сюрпризы.

АВТОАККОМПАНИМЕНТ(англ. auto chord)— функция синтезатора или компьютерной программы, которая позволяет мгновенно проигрывать аккомпанемент несколькими тембрами в определенном стиле. Обычно темп и ритм выбираются заранее, а вид аккорда, на основе которого играются готовые шаблоны аккомпанемента, определяется нажатием на нужные клавиши синтезатора левой рукой. Набор аккомпанемента определяется стилем (джаз, роки др.).

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ - песенный жанр, возникший в начале 60-х гг. XX в. Автор стихов и музыки песни является непременным её исполнителем. В связи с главенствующим значением текста творцами А. п. являются обычно не музыканты, а поэты. Исполнение таких песен отличается доверительностью, простотой (обычно песня зву­чит под аккомпанемент гитары), некоторой «домашностью». Вместе с тем наиболее характерные черты А. п. — гражданственность, социальная заостренность, а главное — обращение одновременно и к большой аудитории, и к каждому слушателю в отдельности. Чаще авторы песен используют известные напевы фольклорного или рома псового происхождения, что вовсе не лишает эти песни музыкаль­ного своеобразия и обаяния. Основателем этого жанра и одним из самых значительных и наиболее популярных его представителей является Б. Окуджава. Из других известных и популярных создате­лей А. м. следует назвать А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Ю. Кима. А. Дольского, Т. и С. Никитиных и др.

АВТОФОНИЯ (от гр. autos — сам и phone — звук) — в вокальной методике — слышание певцом собственного голоса. Его звучание для поющего существенно отличается от воспринимаемого слушателями, т. к. помимо акустических качеств звука поющий воспринимает также вибрационные и другие ощущения. Поэтому певец, впервые слышащий свой голос, не узнаёт его по тембру. У начинающих певцов в процессе постановки голоса звучание всегда должно контролироваться педагогом или опытным концертмейстером. Только по мере развития вокального слуха певец начинает более точно оценивать звучание своего голоса и свою вокальную технику.

АГНУС ДЕИ(лат. Agnus Dei — агнец божий, телец господень) — католическое песнопение; заключительный раздел мессы. Музыка А. д. носит лирически-скорбный характер. Выдающиеся образцы А. д. создали И. С. Бах, Л. Бетховен, Д. Верди, В. А. Моцарт.

АГОГИКА— термин, относящийся к небольшим замедлениям и ускорениям темпа при исполнении музыкального произведения (греческое agoge — увод, унесение). Такие темповые отклонения допустимы в небольших пределах, при этом они должны быть обусловлены требованиями художественной выразительности. К агогическим оттенкам относятся accelerando, ritenuto, rubato и т.

АД ЛИБИТУМ (итал. ad libitum — по желанию, по своему усмотре­нию). То же, что и а пьячере (а р1асеге) — указание в нотах на то, что исполнитель может по собственному желанию выбирать характер исполнения — темп, динамику и пр.

АДАЖИО (ит. adagio — медленно, спокойно) —

1. Медленный темп.

2. Часть произведения (симфонии, концерта, сонаты, квартета), написанная в медленном темпе и носящая характер глубокого раздумья.

3. Медленный лирический танец в классическом балете.

АДАПТАЦИЯ СЛУХА — способность слуха подсознательно приспосабливаться к восприятию звука разной громкости. Если нижний порог А. практически не ограничен, то верхним порогом является громкость порядка 140—150 дБ., превышение которого может вызвать в слуховом аппарате необратимые изменения, вплоть до частичной или полной глухоты.

A КАПЕЛЛА(a cappella) — хоровое пение без инструментального сопровождения. Прочно утвердившись еще в эпоху средневековья (в культовой музыке), этот стиль получил в дальнейшем широкое распространение в творчестве многих композиторов (хоры Бортнянского, Чайковского, Танеева, Бартока, Шостаковича). Пение a cappella характерно для народного музыкального творчества (русского, немецкого, грузинского и др.).

АККОЛАДА— скобка (прямая или фигурная), которая соединяет несколько нотных станов и указывает, что ноты, записанные на них, исполняются одновременно. Акколада применяется в нотах для фортепиано, органа, арфы и некоторых других инструментов, а также в партитурах.

АККОМПАНЕМЕНТ— музыкальное сопровождение (по-французски ассоmpagner — сопровождать). Термин «аккомпанемент» обычно понимается двояко:

1)как сопровождение солиста; в этом случае аккомпанирующий «фон» поручается одному инструменту (роялю, гитаре, баяну и др.), а также небольшому ансамблю, оркестру или хору: здесь роль аккомпанемента не ограничивается поддержкой сольной партии, а дополняет и углубляет ее художественный смысл;

2) как совокупность различного рода вспомогательных голосов, аккордов или фигурации, сопровождающих главную мелодическую линию в музыкальном произведении.

АККОРД— одновременное сочетание нескольких (не менее 3-х) звуков различной высоты. В музыкальной практике чаще всего употребляются аккорды, звуки которых располагаются (или могут быть расположены) по терциям. Аккорды такого строения подразделяются на трезвучия (аккорд из 3-х звуков), септаккорды. (4 звука), нонаккорды (5 звуков

АККОРДОВЫЕ ЗАМЕНЫ. Джазовая гармония в своих ступеневых последовательностях (движениях) опирается на семь основных типов: I) кварто-квинтовое движение; 2) нисходящее полутоновое; 3) восходящее и нисходящее малотерцовое; 4) восходящее целотоновое; 5) нисходящее большетерцовое; 6) тритоновое; 7) гармоническая смена одноименного мажора и минора. Кварто-квинтовое движение может быть заменено полутоновым и обратно. Функция субдоминанты (SIV) в кварто-квинтовом обороте следует после тоники и направлена от нее, поэтому вместо SIV чаще используется ее замена на SII — параллельная замена. Аккорды, находящиеся в тритоновом соотношении, также могут быть взаимозаменяемыми. Весьма характерна для гармонии джаза смена одноименного мажорного на минорный аккорд, т. е. мажоро-минорная замена и др.

АККОРДЕОН— клавишный духовой инструмент, усовершенствованная разновидность хроматической гармоники. Корпус аккордеона состоит из 2-х коробок, соединительных мехов и 2-х клавиатур — кнопочной для левой руки и клавиатуры фортепианного типа для правой. Подобно баяну аккордеон обладает богатыми тембровыми и динамическими возможностями. Диапазон клавиатуры — 3 октавы:.

АКТ— законченная часть театрального произведения (драмы, оперы, балета и др.), отделенная от предыдущей и последующей частей перерывом (название происходит от латинского actus — действие).

АКУСТИКА— отдел физики, изучающий звуковые явления (греческое acus-tikos — относящийся к слушанию). Музыкальная акустика изучает природу музыкального звучания, а также музыкальные системы и строи. Под акустикой подразумевают также характер и качество слышимости в каком-либо помещении.

АКЦЕНТ— выделение, подчеркивание отдельного звука или аккорда путем его динамического усиления. В нотном письме акценты обозначаются различными знаками: >, V, sf и т.д. Эти знаки проставляются над (под) той нотой или аккордом, к которым они относятся.

АКЫН— народный музыкант-импровизатор, певец и поэт в Казахстане и Киргизии. Слагая песни, акын обычно аккомпанирует себе на домбре или камузе. Выдающимися акынами были казах Джамбул Джабаев (1846— 1945) и киргиз Токтогул Сатылганов (! 864—1933).

АЛЛЕМАНДА— танец, распространенный в XVII—XVIII вв., возможно, немецкого происхождения, на что указывает его название (по-французски aliemande — немецкий). Аллеманда исполнялась в умеренном темпе, серьезно, степенно (размер 4/4 ), начиналась затактом. Предполагается, что этот танец отразил характер приветственной музыки, исполнявшейся трубачами при вступлении владетельных князей в город или замок; в дальнейшем подобные встречи сменялись торжественным выходом к танцем придворных в замковом зале. В сюитах XVIII в. (Бах, Гендель) аллеманда составляла, как правило, I часть.

АЛЛИЛУЙЯ (гр. alleluja — хвалите бога) — восторженное, торжественное религиозное песнопение с характерным распевом на отдельных слогах слова А. Лучшие образцы А. принадлежат Г. Ф. Генделю, И. С. Баху, В. А. Моцарту, П. И. Чайковскому и по своему художественному значению выходят далеко за пределы религиозной музыки.

АЛЬТ

1). Низкий детский голосс диапазоном ля (соль) малой октавы – ми-бемоль (ми) 2-й октавы. Звучание этого голоса грудное с металлическим оттенком

2. В хорах и вокальных ансамблях «альтами» именуют партии низких женских голосов.

3. Струнный смычковый инструмент скрипичного семейства. По размерам несколько превосходит скрипку. Ранние образцы этого инструмента относятся к XVI в. В поисках наилучшей конструкции альта большую роль сыграл выдающийся итальянский мастер А. Страдивари. 4 струны инструмента настроены по квинтам (на квинту ниже, чем у скрипки):По сравнению со скрипкой альт — инструмент менее подвижный. Тембр его — глуховатый, тусклый, но мягкий, выразительный. Партия альта записывается в альтовом ключе; диапазон инструмента: Альт с давних пор использовался в струнном квартете и симфоническом оркестре для заполнения средних, мелодически «нейтральных» голосов в общей звуковой гармонии. Интерес к самобытным выразительным возможностям альта как сольного инструмента возник в середине XIX в., в период расцвета романтизма. Ярким примером может служить симфония Г. Берлиоза «Гарольд в Италии», где альту поручена развернутая сольная партия. Следует учесть, что альтам называют также медный духовой инструмент альтгорн, применяемый в духовых оркестрах и ансамблях. Кроме этих 2-х инструментов термин «альт» издавна применяется по отношению к .певческим голосам

АЛЬТЕРАЦИЯ— хроматическое повышение или понижение на пол тона основных ступеней лада.Альтерацнонные изменения ступеней (слово «альтерация» происходит от латинского alterare — изменять) обозначаются в нотном письме при помощи знаков альтерации.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ РОК (англ. аlternative — попеременный) — содержащий альтернативу, допускающий одну из двух или нескольких возможностей. То же, что и авангардный рок.

АЛЬТОВЫЙ КЛЮЧ— один из употребляемых в нотном письме ключей. Относится к группе «ключей до», т. к. указывает местоположение до I октавы на данном нотном стане. В альто­вом ключе эта нота записывается на 3-й линейке. В настоящее время альтовый ключ употребляется при записи партий альта, тромбона и некоторых других инструментов.

АМАТИ Николо (1.596—1684.) — итальянский скрипичный мастер. Со 2-й .половины XVI в. по всей Италии стали славиться скрипки мастеров семейства Амати, издавна живших в Кремоне. В их работах окончательно сложился классический тип инструмента, сохранившийся поныне. Скрипок и виолончелей, созданных самым известным из мастеров семейства Амати — Николо, сохранилось мало и они ценятся особенно высоко. Именно от Н. Амати сложнейшее искусство конструирования скрипок восприняли А. Гварнери и А. Страдивари.

АМБУШЮР (франц. embouchure, от bouche — рот) — физический аппарат исполнителя для извлечения звука на духовых инструментах, в который входят рот, губы, зубы, язык и лицевые мышцы. Звукообразование производится через специальный мундштук (с тростью — у деревянных духовых) — специальный наконечник, к которому прикасаются губы (исполнителя на медных духовых инстру­ментах) или который обхватывается (исполнителем на деревянных духовых инструментах) ртом (губами, языком и зубами). От правильности постановки амбушюрного аппарата, применения специальных упражнений по выработке физической выносливости и подвижности его зависят красивый звук и техническое мастерство исполнителя.

АМПЛУА (франц. amploi – букв. применение)– своеобразная специализация актера или певца на исполнение ролей, наиболее соответствующих его внешним сценическим данным, характеру дарования (А. любовника, злодея, простака, резонера, шоумена и т. д.)..

АНГАЖЕМЕНТ(франц. еngagament — обязательство, наём) — 1. Приглашение артиста, музыканта или театрального, музыкального коллектива на определенный срок для участия в спектаклях, концертах. 2. В джазе и рок-музыке — особое право на одно выступление.

АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК— деревяный духовой инструмент типа гобоя. Возник в 1-й половине XVIII в. из охотничьего гобоя, имевшего форму рожка. Название «английского» ро­жок получил случайно: французское слово anglais — английский — звучит одинаково с angle, что означает «согнутый углом»; характерный внешний признак этого инструмента — изогнутая под углом металлическая втулка для трости. По размерам английский рожок несколько больше гобоя. Корпус инструмента, снабженный системой клапанов, завершается грушевидным раструбом. Тембр английского рожка — несколько пряный, меланхоличный.

АНДЕ(Р)ГРАУНД-РОК (англ. anderground — подземелье). Андеграунд — слово, употребляемое в отношении запрещенных (подпольных) официальной властью форм музицирования: джаза, рока. Например, смысловой сердцевиной хиппового андеграунда в США явился протест, прежде всего, против войны во Вьетнаме, а объединяющим началом — все новые виды рок-музыки, причем не только эйсид-рока и психоделического рока, а весь прогрессивный рок. Все это получило в США общее название «А.-р.». К А.-р. (в прошлом)относились известные ныне группы «РInk Floud», «Soft Machine» и др.

АНСАМБЛЬ— 1. Камерное произведение (вокальное или инструментальное), предназначенное для небольшого состава исполнителей. К таким произведениям относят дуэт, трио, квартет, квинтет и т. п.

2. Ансамблем называют также коллектив музыкантов, исполняющий такого рода музыку. 3. Широко бытующее выражение «хороший ансамбль» указывает на высокую степень слаженности, согласованности в исполнительском искусстве (французское ensembleозначает — вместе).

В последние десятилетия слово «ансамбль» часто, применяется и по отношению к крупным исполнительским коллективам, например Ансамбль скрипачей Большого театра СССР, ансамбль «Березка», Ансамбль народного танца СССР под рук. И. Моисеева и др.

АНТИФОН (от гр. anti — против и phone — звук, голос) — принцип вопроса-ответа или диалога между: солистами, группой оргкестра, инструментами и т.д.

АНТРЕПРЕНЁР(франц. еntrepneur — предприниматель) — владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятий (театра, цирка, оркестра и т. п.).

АНТРАКТ— перерыв между актами театрального представления или отделениями концерта (по-французски entre — между, acte — акт, действие). Антрактом называется также оркестровое вступление к одному из актов (кроме I) в любом виде театрального представления — опере, драме, балете и др. (оркестровое вступление к I акту носит разные названия — увертюра, прелюдия, интродукция, вступление). Широкой известностью пользуются симфонические антракты в операх «Кармен» Ж. Бизе, «Лоэнгрин» Р. Вагнера и др.

АНШЛАГ— объявление, оповещающее о том, что все билеты на данный концерт или спектакль полностью распроданы. Часто употребляют выражение: «Сегодня аншлаг» (или: «Концерт прошел с аншлагом»), желая подчеркнуть большой интерес публики к концерту, спектаклю, лекции и т. п.

АПОФЕОЗ (гр. apotheosis — прославление, обожествление) — в операх и балетах, а также в крупных симфонических произведениях — заключительные сцены и эпизоды, прославляющие основную идею произведения. Образец А.— заключительная сцена оперы М. Глинки «Иван Сусанин».

АППЛИКАТУРА— распределение и порядок чередования пальцев при игре на музыкальных инструментах. От удобной аппликатуры зависит не только верное «произнесение» мелодических фраз и пассажей, но и четкое выполнение темповых и динамических нюансов. Аппликатурные обозначения часто принадлежат композитору: в наиболее трудных и ответственных местах у каждой из нот проставляется цифра, указывающая номер пальца (1—большой палец, 2— указательный и т. д.). Следует иметь в ви­ду, что при игре на струнных инструментах, а также на баяне и двухрядной гармонике цифрами I, 2, 3 и 4 обозначаются соответственно указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец (большой палец фактически не участвует в игре, а применяется лишь для опоры на корпус инструмента).

АРАБЕСКА— пьеса с богато украшенным мелодическим рисунком. Название дано по аналогии с узорчатыми орнаментами, характерными для арабского искусства (по-итальянски arabesko — арабский). Известны «Арабески» для ф-п. Р. Шумана, А. Лядова, К. Дебюсси.

АРАНЖИРОВКА (фр. arranger — приводить в порядок) —

1. Переложение музыкального произведения для другого состава исполнителей.

2. Обработка мелодии для исполнения на музыкальном инструменте или для голоса с сопровождением.

3. Облегченное переложение музыкального произведения для исполнения на том же инструменте.

4. В джазовой музыке — переложение музыкальногопроизведения для иного, сравнительно с оригиналом, состава исполнителей, допускаются различного рода изменения мелодии,гармонии,ритмики,фактурыи т.п. При этом обязательно учитывается специфика и стилеваянаправленность того или иного коллектива.

АРИЕТТА— небольшая по размерам ария (по-итальянски . arietta — маленькая ария). Во многом напоминая ариозо, ариетта отличается более песенным складом мелодии и большей простотой изложения. Ариетты часто встречались во французских комических операх XVIII—XIX вв.

АРИОЗО— небольшая ария свободного построения (по-итальянски arioso— «вроде арии»). Оперные ариозо обычно имеют лирический характер отличаются от арий не только более скромными размерами, но и меньшей драматической насыщенностью. Показательно в этом смысле сравнение ариозо Ленского из 1-й картины оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» («Я люблю вас, Ольга») с его же арией из 5-й картины («Куда, куда вы удалились»),

АРИТМИЧНОСТЬ— нарушение ритмичности в музыке, возникающее при определенных условиях: движении монотонного характера или от слишком большого числа вводимых акцентов, когда сознание теряет фиксацию контрастов и главенство одних акцентов над другими. А.—это лишь интригующее отклонение, соответствующее особому строю мысли.

АРИЯ— законченный по построению эпизод в опере (кантате, оратории), исполняемый певцом с сопровождением оркестра. Для арии, как правило, характерна широкая распевность (по-итальянски aria — не только «песня», но и «воздух», «ветер»). Для полноты характеристики героя в оперу обычно вводится несколько арий, различных по образному содержанию.

для вокалистов отделения «Искусство эстрады» - student2.ru АРМСТРОНГ, ЛУИ (Armstrong, Louis) (1901 – 1971) – трубач и вокалист. Музыкант, оказавший наибольшее влияние на развитие джаза, и также много сделавший для популяризации его во всем мире.

Долго считалось, что он родился 1900, однако согласно найденным церковным записям оказалось, что музыкант прибавил себе чуть больше года.

Армстронг родился в беднейшем негритянском районе Нового Орлеана – Сторивилле. Луи начал петь совсем рано, в небольшом ансамбле и за несколько лет натренировал свой слух, в лагерном оркестре научился играть тамбурине, альтгорне, корнете. Решив стать музыкантом, он играл в местных оркестрах в клубах. Его взял под свое покровительство Кинг Оливер, считавшийся тогда лучшим корнетистом города. После отъезда Оливера в Чикаго в 1918 году Армстронг приходит в оркестр тромбониста Кида Ори, а также много играет в бэнде Фэтса Мэрейбла, который преподал юноше первые основы нотной грамоты.

В 1922 г. Оливер пригласил Армстронга в Чикаго и взял в свой оркестр "Creole Jazz Band" вторым корнетистом. Этот бэнд был в то время самым ярким музыкальным явлением в Чикаго и работа в нем много дала Луи для его будущей карьеры. Переехав в Нью-Йорк Армстронг поступает на работу в оркестр Флетчера Хендерсона. Там он становится известным, посетители приходят слушать бэнд зачастую ради его "горячих" соло, и начиная с того времени можно говорить о стиле Армстронга — ярком, импровизационном и изобретательном.

Однако в 1925 г. он возвращается в Чикаго и там много работает и записывается со своими лучшими составами "Hot Five" и "Hot Seven". Во время этого периода Армстронг отказывается от корнета в пользу более звучной и полюбившейся ему трубы. В 1929 исполнил песню Фэтса Уоллера Ain’t Misbehavin’ в бродвейском ревю Hot Chocolates и стал популярен как вокалист. Он первым использовал голос как инструмент, первым ввел в обиход вокально-слоговую импровизацию (скэт). В это время за ним закрепилось прозвище "Сэчмо" (от ‘Satchelmouth’ — рот как сумка). Он записывает как новые версии традиционных композиций в стиле госпел («Go Down Moses»), так и новые песни (напр., тема к фильму «На секретной службе Её величества», «We Have All the Time in the World»). Вместе с Барброй Стрейзанд он принял участие в мюзикле «Привет, Долли!»; выпущенная отдельным синглом песня «Hello, Dolly!» в его исполнении дошла до первого места в американском хит-параде продаж. Последним хитом Армстронга стала жизнеутверждающая песня «What a Wonderful World» (первое место в Великобритании).

В 1929 г. Армстронг окончательно перебирается в Нью-Йорк. Начинается эра биг-бэндов и он под влиянием своих менеджеров все больше концентрируется на популярной музыке sweet. Однако он вносит в нее свою яркую индивидуальную манеру, взятую из джазового hot стиля и благодаря этому быстро становится звездой национального масштаба. Армстронг работает с биг-бэндами до 1947 года, а затем Джо Глейзер, его менеджер, организует для него небольшую группу "All-Stars", которая играет разный джаз — и достаточно серьезный, и просто обработки популярных песен, причем последние все же превалировали в репертуаре. К середине 50-х Луи Армстронг был одним из самых известных в мире музыкантов, к тому же он снялся более, чем в 50 фильмах. Госдепартамент США присвоил ему неофициальное звание "Посол джаза" и неоднократно спонсировал его мировые турне.

В 1959 году Армстронг пережил инфаркт и с этого момента здоровье уже не позволяло ему выступать в полной мере, однако он никогда полностью не прекращал играть. Его смерть в 1971 году была в новостях на первых страницах газет всего мира.

АРПЕДЖИО (точнее — арпеджо) — способ исполнения аккордов, при котором звуки извлекаются не одновременно, а один за другим в быстрой последовательности (большей частью от нижнего к верхнему). Слово «арпеджио» произошло от итальянского arpeggio — «как на арфе» (агра — арфа). Кроме арфы арпеджио применяется при игре на фортепиано и других музыкальных инструментах. В нотах этот прием обозначается словом arpeggio, относящимся обычно к ряду аккордов, или вертикальной волнистой линией.

АРТИСТ — музыкант-исполнитель (певец, инструменталист, дирижер), постоянно выступающий на оперной сцене или концертной эстраде; в широком смысле слова артистами называют всех деятелей искусства, в том числе композиторов.

АРТ-РОК (англ. аtr — искусство, творчество, мастерство) — один из стилей современного художественного рока (в 60—70 гг. XX в. назывался прогрессивным роком). В отличие от «ортодоксального рока», восходящего к эстетике блюза, А.-р. опирается в аранжировках не на вокальные жанры и соответственно не на аккомпанирующую гитару в ансамбле, а на клавишные синтезаторы (группы: «Genesis», «Yes», «Jethro Тull» и др.). К А.-р. относится и более перспективное направление — электронный рок, в котором главенствует западногерманская школа, синтезирующая американский минимализм с опытами кёльнской школы (группы «Таngerine Dream», «Саn» и др.). А.-р. имеет внутреннее сходство с поставангардистскими направлениями в академической музыке (наподобие джазового «третьего течения», джаз-рока).

АРФА— струнный щипковый инструмент древнего происхождения. Простейшие типы арф были известны еще в Древнем Египте и Ассиро-Вавилонии за 3 тысячелетия до н. э. В средние века арфа была излюбленным инструментом трубадуров и миннезингеров. За многие столетия существования арфа, претерпев ряд изменений и усовершенствований, сохранила главные конструктивные особенности. Она представляет собой, большую треугольную раму (с корпусом-резонатором), на которую натягиваются струны. Современная арфа имеет 47 струн, настроенных диатонически в гамме до-бемоль мажор. С помощью сложного педального механизма (изобретенного в начале XIX в. С. Эраром) звучание отдельных струн арфы можно повышать непосредственно во время игры либо на '/2 тона, либо на 1 тон, что значительно обогащает ее звуковые и технические возможности. Играют на арфе обеими руками, сидя. В опере арфа часто имитирует звучание гуслей или гитары; яркий пример — романс

АРХАИЧЕСКИЙ БЛЮЗ (англ. агсЬаю Ыие$), встречающийся также под названием «деревенский», «сельский (country)», и «народный (folk)», представляет раннюю стадию блюза (1850—1890), впитавшего многие характерные элементы предыдущих форм афроамериканского фольклора (баллады, спиричуэла, уорк-сонга, холчера). А. б. присущи декламационный характер холлера и спиричуэла, балладное строение мелодии. Размер — 4/4. Тема состоит (чаще) из 12 тактов, где используется простая гармоническая сетка, основанная на главных ступенях лада:

Среди наиболее известных его исполнителей — Лемон Джеф-ферсон и Хадди Ледбеттер.

АРХАИЧЕСКИЙ ДЖАЗ (archaic jazz) - ранняя стадия развития негритянской инструментальной музыки, исполняемой новоорлеанскими духовыми оркестрами,в среде которых формировался джаз.Архаический джаз предшествовал новоорлеанскому стилю и охватывает период приблизительно с середины 60-х до конца 90-х гг. ХlХв

АТАКА (ит. attacca — наступай, нападай, вяжи) —

1. В пении — переход голосового аппарата от дыхательного к певческому состоянию; начало звука. Существуют три типа А.:мягкая,твердая и придыхательная.

Т в ё р д а я а т а к а характеризуется плотным смыканием связок до начала звука и их быстрым размыканием под влиянием поднятого подскладочного давления. Звук при этом обычно бывает точным по высоте, ярким, энергичным, при утрировании – жёстким.

П р и д ы х а т е л ь н а я а т а к а - голосовые складки смыкаются на уже вытекающей струе воздуха, что и создаёт своеобразное придыхание.

М я г к а я а т а к а – характеризуется одновременным смыканием голосовых связок и посылом дыхания. Певец должен владеть всеми тремя способами атаки, употребляя их в зависимости от выразительных задач.

2. При игре на музыкальных инструментах внезапное напряжение мышц рук и кисти (мышечная подготовка), необходимое для акцентированного вступления.

3. Обозначение в нотах, указывающее исполнителю на необходимость непосредственного перехода после завершения одной части произведения к следующей, как правило, отличающейся от предыдущей по характеру и темпу.

АТОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА(от гр. а— отрицание и tonos — тон) музыка, создаваемая вне логики ладовых и гармонических связей. Принцип А. м. — равноправие всех тонов, отсутствие тяготения между ними и объединяющего их ладового центра. А.м. не признает контрастаконсонанса и диссонанса, необходимости разрешения диссонансов, требует отказа от функциональной гармонии, исключает возможность модуляций. Широкое распространение в музыкальной практике А. м. приобрела в начале XX.

АШУГ — музыкант-импровизатор, поэт и певец у азербайджанцев, армян и некоторых других народов Закавказья. Свое пение ашуги сопровождают игрой на каком-либо струнном инструменте (саз, кеманча, тар).для фортепиано Л. Бетховена, А. Лядова.

АУФТАКТ (нем. Auftakt — перед тактом, затакт) — дирижерский замах перед вступлением, предварительный взмах, показ вдоха перед началом звука.

АФРОАМЕРИКАНСКАЯ МУЗЫКА (англ. Afro-American musik) — американская народная музыка, возникшая от смешения элементов африканской и европейской музыкальных культур и сформировавшаяся условно за период XVI—XIX вв. Жанровые виды: вокальная музыка (уорк-сонг, баллады, спиричуэле, блюзы), инструментальная музыка и джаз. Впервые термин был введен в 1914 г. музыкальным критиком Г. Кребилом и ныне применяется по отношению к афроамериканскому фольклору.

АФРОКУБИНСКИЙ ДЖАЗ (англ. Afro-Cuban jazz) — разновидность джазового стиля би-боп, возникшая во второй половине 40-х гг. XX в. в США. Для А. д. характерно использование элементов африканской и кубинской народной музыки, в частности ритмов латиноамерикан­ских танцев — мамбо, румбы, самбы — и введение в ритмическую группу кубинских народных ударных инструментов (бонги, клавес конга, маракасы, тимбалес). Свойственная латиноамериканской му­зыке полиритмия значительно обогатила до/саз, повлияла на фразировку, а также на технику игры на ударных инструментах некоторых исполнителей (Арт Блейки, Макс Роуч). Наиболее яркие композиции в этом стиле — «Cubana be», «Сubana bор», «Маnteca» и др., записанные в 1947 г. на грампластинки биг-бэндом Диззи Гиллеспи.

Б

БАЛАЛАЙКА — русский народный щипковый инструмент. Характерной внешней особенностью балалайки является треугольный корпус, снабженный грифом. Инструмент имеет 3 струны. Звук на балалайке извлекается «бряцанием», т. е. ударом пальцев при быстрых взмахах кисти правой руки, а также щипком или с помощью плектра. Балалайка произошла от домры и получила распространение с начала XVIII в.

БАЛЕТ— музыкально-хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства (французское ballet происходит от итальянского ballo— танец, пляска). Корни этого синтетического жанра уходят в глубочайшую древность; памятники культуры Египта, Греции, Индии и др. свидетельствуют о его важной роли в жизни первобытно-общинного и рабовладельческого общества. Однако балет в современном понимании этого слова возник лишь в эпоху Возрождения. Поначалу он был составной частью «галантных» придворных увеселений (оперы-балеты Люлли, Рамо, комедии-балеты Мольера и т. п.). Как самостоятельный музыкально-театральный жанр балет кристаллизуется к концу XVIII в. В ходе развития балетное искусство отразило черты последующих стилистических течений — классицизма, романтизма и т. д. Исключительно высокие достижения в балетной музыке XIX—XX вв. связаны с именами П. Чайковского («Лебединоеозеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), А. Глазунова («Раймонда»), И. Стравинского («Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная» и др.), М. Равеля («Дафнис и Хлоя»), Советское музыкальное искусство по праву гордится балетами С. Прокофьева («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Каменный цветок»), Р. Глиэра, А. Хачатуряна, К. Караева и др.

БАЛЕТМЕЙСТЕР (нем. Balletmeister) — режиссер-хореограф, постановщик балетов, танцев, хореографических сцен в опере.

БАЛЛАДА— литературный термин, обозначавший в средние века народную танцевальную песню, позже — песню о драматических событиях, часто с элементами фантастики (происходит от итальянского ballare— танцевать). В этом значении термин «баллада» перешел в эпоху романтизма в вокальную музыку («Лесной царь» Шуберта, «Ночной смотр» Глинки), затем в инструментальную, где им стали обозначать пьесы драматически-повествовательного и величаво-эпического характера (баллады для ф-п. Ф. Шопена, Э. Грига, И. Брамса, Героическая баллада для ф-п. с орк. А. Бабаджаняна).

БАЛЛАДНАЯ ОПЕРА— английская разновидность комической оперы, основными музыкальными номерами которой были английские, шотландские, ирландские народные баллады. и т. д. Широкую популярность Б. т. приобрел во Франции XVI—XVII вв. (павана, гальярда, куранта, бранль).

БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ— современное название танцев, предназначенных для массового исполнения на вечерах отдыха, танцевальных площадках

БАНДА— ансамбль из духовых и ударных инструментов, используемый дополнительно (сверх основного состава оркестра) в некоторых сценах оперных спектаклей. Иногда банда вводится в симфонический оркестр (фрагменты симфоний, кантат, орато­рий, реквиемов и т. п.). По-итальянски banda означает — отряд.

БАНДЖО— струнный щипковый инструмент, используемый в джазовой музыке для аккомпанемента и ритмического сопровождения. Представляет собой маленький барабанчик с грифом. Поверх корпуса натянуты металлические струны, настроенные по квинтам. Играют на инструменте с помощью плектра. Банджо — инструмент негритянского происхождения. Однако в настоящее время он широко распространен в среде белых американцев, а в народном музыкальном быту американских негров его постепенно вытеснила гитара.

БАРАБАНЫ— название ряда ударных музыкальных инструментов с неопределенной высотой звука. В практике закрепились 2 основных типа барабанов — большой и малый.

БАРД(англ bard — певец) — народный певец-сказитель древних кельтских племен, в Средние века—профессиональный поэт в Ирландии. Уэльсе и Шотландии. Свое пение Б.-певец сопровождал игрой на инструменте, похожем на лиру. Искусство современных Б. далеко от музыкального профессионализма и зачастую противостоит ему. Б.-песня не просто связана со словом, но находится в подчинении ему. Самостоятельное мелодическое начало оказалось в ней разрушенным. Возник новый тип выразительности, новый тип вока­ла (шансон), который характеризует многие жанры в музыке XX века. Современный Б. — автор слов, мелодии и исполнитель своих песен, баллад, текстовых монологов (чаще под гитару).

БАРД-РОК — термин, обозначающий советский фолк-поп-рок-стиль — сплав бардовской поэзии и музыкального фольклора. Известно, что влияние серьезной поэзии и особенно бардовской песни (В. Высоцкий, А. Галич, Б. Окуджава) на советский рок зрелого периода (с конца 70-х гг.), пожалуй, не меньше, чем негритянского блюза на американский. Оно сказалось на рок-группах всех направлений» включая панк. Примечательной же особенностью Б.-р. является то, что в нем сохранена не только поэтическая преемственность, но и композиционная, звуковая и мелодическая фактура бардовской пес­ни. Часто произведения Б.-р. строятся по повествовательному принципу баллад и романсов, без деления на куплеты и припев. В инструментарии, как правило, существует паритет электрических и акустических (гитара, скрипка, флейта, виолончель) инструментов. На формирование саунда советского Б.-р. решающее влияние оказали грациозный английский фолк-рок и мелодический стиль известного английского певца, гитариста и композитора Боба Дилана середины 60-х гг. XX в. Первым стилистически безупречным образцом Б.-р. является группа «Аквариум». К

Наши рекомендации