Театральное вступление. написано в 1797 (1798?) году

Написано в 1797 (1798?) году. Комментаторами считается подражанием

драме индийского писателя Калидасы "Сакунтала", которую Гете расценивал как

"одно из величайших проявлений человеческого гения". Во всяком случае, и

драме Калидасы предпослан пролог, в котором происходит беседа между

директором театра и актрисой.

Кто с бурею сближает чувств смятенье? и т. д. - Гете дает здесь краткую

характеристику трех основных жанров поэзии: "Кто с бурею сближает чувств

смятенье" характеризует драму; "Кто грусть роднит с закатом у реки" - эпос;

"Чьей волею цветущее растенье / На любящих роняет лепестки" - лирику.

Пройдя все ярусы подряд, / Сойти с небес сквозь землю в ад. - Директор

имеет в виду не путь Фауста и его гибель (в духе старой народной книги о

докторе Фаусте), а широту замысла трагедии, действительно обнимающей и

землю, и небо, и ад.

ПРОЛОГ НА НЕБЕ

Этот второй пролог писался в 1797-1798 годах. Закончен в - 1800 году.

Как известно, в ответ на замечание Гете, что байроновский "Манфред" является

своеобразной переработкой "Фауста" (что, впрочем, нисколько не умаляло в

глазах Гете творения английского поэта), задетый этим Байрон сказал, что и

"Фауст", в свою очередь, является подражанием великому испанскому

поэту-драматургу Кальдерону (1600-1681); что песни Гретхен не что иное, как

вольные переложения песен Офелии и Дездемоны (героинь Шекспира в "Гамлете" и

"Отелло"); что, наконец, "Пролог на небе" - подражание книге Иова (библия),

"этого, быть может, первого драматурга". Гете познакомился с Кальдероном

значительно позже, чем взялся за работу над "Фаустом", и едва ли когда-либо

находился под влиянием испанского поэта. Монологи и песни Гретхен только

очень косвенно восходят к песням и монологам Офелии и Дездемоны. Что же

касается книги Иова, то заимствование из нее подтверждено самим Гете: "То,

что экспозиция моего "Фауста" имеет некоторое сходство с экспозицией Иова,

верно, - сказал Гете своему секретарю Эккерману, обсуждая с ним отзыв

Байрона, - но меня за это следует скорее хвалить, чем порицать". Сходство

обеих экспозиций (завязок) тем разительнее, что и библейский текст изложен в

драматической форме.

В пространстве, хором сфер объятом, / Свой голос солнце подает, /

Свершая с громовым раскатом / Предписанный круговорот. - В этих стихах, как

и в первом акте второй части "Фауста", Гете говорит о гармонии сфер -

понятии, заимствованном у древнегреческого философа Пифагора (580-510 гг. до

н. э.).

Как пресмыкается века / Змея, моя родная тетя. - Змея, в образе которой

согласно библейскому мифу сатана искушал праматерь Еву.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

Ночь

Сцена до стиха "Любому дождевому червяку" написана в 1774-1775 годах и

впоследствии подвергалась лишь незначительной правке. Ею открывался фрагмент

"Фауст" 1790 года: конец сцены дописан в 1797-1801 годах и впервые напечатан

в издании первой части "Фауста" (1808).

Творенье Нострадама взять / Таинственное не забудь. - Нострадам

(собственно, Мишель де Нотр Дам, 1503 - 1566) - лейб-медик французского

короля Карла IX, обратил на себя внимание "пророчествами", содержавшимися в

его книге "Centuries" (Париж, 1555). Начиная с этих строк и до стиха

"Несносный, ограниченный школяр", Гете оперирует мистическими понятиями,

почерпнутыми из книги шведского мистика Сведенборга (1688-1772), писателя,

весьма модного в конце XVIII века (особенно почитаемого в масонских кругах).

Так называемое "учение" Сведенборга в основном сводится к следующему; 1)

весь "надземный мир" состоит из множества общающихся друг с другом

"объединений духов", которые обитают на земле, на планетах, в воде и в

огненной стихии; 2) духи существуют повсюду, но откликаются не всегда и не

на всякий призыв; 3) обычно духовидец способен общаться только с духами

доступной ему сферы; 4) со всеми "сферами" духов может общаться только

человек, достигший высшей степени нравственного совершенства. Никогда не

будучи поклонником Сведенборга, Гете не раз выступал против модного

увлечения мистикой и спиритизмом; тем не менее эти положения, заимствованные

из "учения" Сведенборга, им поэтически используются в ряде сцен его

трагедии, где затрагиваются явления так называемого "потустороннего мира".

Ремарка: Открывает, книгу и видит знак макрокосма. - Макрокосм - вселенная;

по Сведенборгу - весь духовный мир в его совокупности. - Знак макрокосма -

шестиконечная звезда.

"Мир духов рядом, дверь не на запоре... до слов: Очнись, вот этот мир,

войди в него" - переложенная в стихи цитата из Сведенборга; заря - по

Сведенборгу, символ вечно возрождающегося мира.

...с тобою схож / Лишь дух, который сам ты познаешь... - В двойном

вызове духов и в двойной неудаче, постигшей Фауста, завязка трагедии,

решение Фауста добиться знания любыми средствами.

Немногих, проникавших в суть вещей... / Сжигали на кострах и

распинали... - По мнению молодого Гете, подлинная роль науки всегда

прогрессивна, революционна; она основана не на изучении "источников", а на

живом, действенном опыте, на активном участии в историческом бытии

человечества.

Ремарка: Колокольный звон и хоровое пенье. - Последующие хоры

мироносиц, ангелов, учеников и т. д. поются не "потусторонними силами", а

участниками крестного хода в пасхальную ночь.

Гудите там, где набожность жива, / А здесь вы не найдете благочестъя. -

Как видно из этого стиха, Фауста удерживает от самоубийства не вера в

евангельского "спасителя", а чувство единения с ликующим народом и

нахлынувшие воспоминания детства; в следующей сцене, в особенности же в

конце трагедии, в знаменитом предсмертном монологе, Фауст снова проникается

этим чувством единения.

У ворот

Эта сцена в основном написана в 1801 году с использованием нескольких

набросков более раннего происхождения.

Но от забав простонародья / Держусь я, доктор, в стороне. - В

противоположность Фаусту, который только в общении с народом ощущает себя

человеком, Вагнер, представитель схоластической науки, обращенной к

прошлому, является народоненавистником, отщепенцем.

Заметил, черный пес бежит по пашне. - В народной книге о докторе Фаусте

также встречается "собака Фауста" по кличке Прехтигиар, меняющая окраску и

помогающая своему хозяину во всех его проделках.

Рабочая комната Фауста

Сцена, предположительно, написана в 1800 году.

"В начале было Слово". - Гете приводит здесь начало первого стиха из

евангелия от Иоанна; Гердер, комментируя этот евангельский текст и греческий

богословский термин "логос" (слово), пишет (в своих "Комментариях к Новому

завету"): "Слово! Но немецкое "слово" не передает того, что выражает это

древнее понятие... слово! смысл! воля! дело! деятельная любовь!" Гете в

соответствии со своим пониманием бытия, исторического и природного,

предпочитает всем этим определениям понятие "дело": "В начале было Дело -

стих гласит",

"Ключ Соломона" - мистическая книга, в XVIII веке получившая широкое

распространение в масонских кругах. - Саламандра, жгись... - Саламандра,

Ундина, Сильфида, Кобольд обозначают: первая - стихию огня, вторая - стихию

воды, третья - воздух и четвертая - землю. -

Инкуб - здесь гном, домовой.

Рабочая комната Фауста

Начало сцены до стиха "С тех пор как я остыл к познанью..." написано не

ранее 1800-1801 годов. Остальное уже входило в состав "Прафауста".

Мощь человека, разум презирай... до И ты в моих руках без отговорок! -

Эти слова Мефистофеля на первый взгляд противоречат его насмешке над

философией, но, надо полагать, что, произнося свою филиппику против

философии, он имеет в виду только пустое, абстрактное философствование

схоластов, а не подлинный философский разум и знание.

"Encfreiresis naturae" - повадка природы, ее способ действия. В

редукции понатореть, / Классифицируя поболе - ненавистные Гете термины

"гелертерского" языка; редукцией в формальной логике называется сведение

понятий и основным категориям; классификацией - распределение понятий по

классам.

Eritis sicut Deus, scientes bonut et malum - будете, как бог, знать

добро и зло.

Погреб Ауэрбаха в Лейпциге

Сцена, по-видимому, написана в 1775 году. Погреб Ауэрбаха был местом

сборищ лейпцигских студентов, в которых принимал участие и молодой Гете в

свою бытпость студентом Лейпцигского университета. В этом погребе имелись

две картины, написание которых владельцы погреба относили к 1525 году - году

подавления крестьянской войны в Германии (на самом деле эти картины написаны

не ранее конца XVII века). Из них одна изображала пирушку Фауста с

лейпцигскими студентами, другая - Фауста, улетающего верхом на бочке. Обе

сцены якобы имели место в этом погребе. Рассказ о вине, добытом из

деревянного стола, а также сцена одурачивания пьяных гуляк призраком

виноградника заимствованы Гете из народной книги о докторе Фаусте, в

которой" однако, оба фокуса производит не Мефистофель, а сам Фауст.

Я предлагаю выбрать папу / Порядком, утвержденным встарь. - Церемония

избрания "папы" на пьяных пиршествах была широко распространена во всех

европейских странах (в России этот обычай укоренился при дворе Петра I);

стихи намекают на шутовской обряд установления пола до признания кандидата

достойным "папского сана" (обычай этот явно связан с легендой о папессе

Иоанне - женщине, якобы воссевшей в IX веке на папский престол под именем

Иоанна VIII). - Соловей ты мой, звеня, / Взвейся к небосклону... - начальные

стихи известной немецкой народной песни.

Он на ногу одну как будто хром. - По апокрифическим сказаньям, дьвол

хромает с тех пор, как был свергнут с неба в ад и при падении сломал себе

ногу.

Ремарка: По нечаянности Зибель плещет вино наземь. Оно загорается. -

Мотив превращения вина в огонь не встречается в ранних обработках сказанья о

докторе Фаусте и, видимо, всецело принадлежит Гете.

Кухня ведьмы

Сцена написана в 1788 году в Риме, на вилле Боргезе. Ремарка,

предваряющая сцену, перечисляет образы, видимо заимствованные у

нюрнбергского художника Михаэля Герра, автора гравюры, изображающей кухню

ведьмы.

Я навожу мосты над хлябью. - Черт, по народному поверью, является

строителем мостов (отсюда "чертовы мосты").

Зачем тут несколько решет. - По античному поверью, сохранившемуся и в

средние века, решето само собой поворачивается, если произнести имя вора.

Кто этот облик неземной / Волшебным зеркалом наводит. - Фауст видит в

зеркале образ Елены. - Еще бы/ Бог, трудясь шесть дней...! Мог что-нибудь

создать на славу. - Согласно библейскому мифу бог создал женщину на шестой

день творенья.

Корону сдави, / В поту, на крови / Скрепи, словно клеем. - Комментаторы

видят в этой песенке намек на французскую революцию; но такое толкованье

отпадает, коль скоро эта сцена была действительно написана в 1788 году.

Улица

Эта сцена, как и все сцены, в которых участвует Гретхен, была написана

до 1775 года. Так же как и все эти сцены, она позднее подверглась только

незначительной стилистической правке. Характерно, что Гете называет свою

героиню Гретхен только в трагических или задушевных, лирических сценах. В

остальных сценах она - Маргарита.

И у меня над нею власти нет. - Это заявление Мефистофеля - простая

отговорка для того, чтобы сделать Маргариту еще более желанной для Фауста.

Здесь много старых кладов близ церквей. - Народная книга о докторе

Фаусте говорит о Фаусте также и как о кладоискателе.

Вечер

Время написания - до 1775 года.

Король жил в Фуле дальней... - Песня о Фульском короле была создана

независимо от "Фауста" в 1774 году; но уже при первом ее напечатании в 1782

году (в музыкальной обработке композитора Зеккендорфа)под заглавием этой

песни-баллады значилось: "Из "Фауста" Гете". - Фуле (Ultima Thnie)название

сказочной страны у древних римлян; ими, видимо, имелась в виду Исландия, во

всяком случае страна, "далеко отнесенная на север от Британии".

На прогулке

Сцена написана в 1775 году.

А церковь при своем пищеваренье / Глотает государства, города... - Это

изречение заимствовано из антипапистской религиозно-политической литературы

времен немецкой реформации и крестьянских войн в Германии.

Дом соседки

Написано до 1775 года. Краткий монолог Марты, поверяющей публике свои

житейские горести, напоминает аналогичные монологи, разъясняющие зрителям

драматические ситуации, которыми изобилуют комедии немецкого драматурга и

поэта, нюрнбергского сапожника Ганса Сакса (1494-1576).

О муже бы достать бумагу, / Где погребен, когда, бедняга... -

Анахронизм: в XVI веке метрики, равно как и свидетельства о смерти, еще не

существовали, как не существовали и газеты, о которых Марта упоминает ниже

(первая немецкая газета стала выходить в начале XVIII века).

Улица

Написано до 1775 года.

Sancta simplicitas! (святая простота) - восклицание вождя чешского

национального религиозно-политического движения Яна Гуса (1369-1415). Эти

слова он произнес на костре, когда заметил, что верующая старушка

подбрасывает в огонь охапку дров, думая, что мученьями "еретика" купит себе

"царствие небесное".

Сад

Написано до 1775 года, за исключением стихов "Неисправимые холостяки!"

до "Охотно б я пошел в ученики", вставленных в издание 1808 года.

Беседка в саду

Написано до 1775 года.

Лесная пещера

Сцена эта создана в Италии в 1788 году, за исключением нескольких

позднее вписанных стихов. На это указывает и классический белый стих

вступительного монолога, напоминающий стих "Ифигении в Тавриде" и "Торквато

Тассо".

...учишь видеть братьев/ Во всем, в зверях, в кустарнике, в траве. -

Согласно учению Гердера, которое было очень близко Гете-натурфилософу,

"старейшие братья человека - животные". - Он показал мне чудо красоты... -

Фауст, надо думать, говорит здесь не о Маргарите, а об образе Елены (из

сцены "Кухня ведьмы").

Комната Гретхен

Написано до 1775 года.

Сад Марты

Написано до 1775 года. Беседа Фауста с Маргаритой о религии носит явно

автобиографические черты. Отношением Гете к христианской религии

интересовались многие его друзья. В записках Кестнера мы читаем: "Он никогда

не ходит в церковь и на исповедь... уважает христианскую мораль, но не в

церковном ее понимании".

Все дело в чувстве... - Культ чувства - один из принципов не только

эстетики, но и этики поколения писателей "Бури и натиска".

У колодца

Написано до 1775 года.

Наденет девка власяницу / За эти подвиги свои. - Этот обряд церковного

покаяния "блудной матери" (матери незаконного ребенка) был отменен в

веймарском своде уголовных законов лишь в 1786 году по настоянию Гете "как

обычай, только умножающий детоубийство" (цитата из докладной записки Гете

герцогу Карлу-Августу). - А девки перед дверью дома / Насыплют отрубей с

соломой. - В старой России существовал аналогичный обычай: ворота дома

"согрешившей" девушки мазались дегтем.

На городском валу

Написано в 1775 году.

Ночь. Улица перед домом Гретхен

За исключением сорока вступительных стихов, относящихся к 1775 году,

сцена писалась в 1800 году, но была окончена 20 марта 1806 года.

Смиряя дрожь, / Зачем под нож,/ Катринхен, к милому идешь... - Первый

куплет песни Мефистофеля в подлиннике совпадает с переводом строфы из песни

Офелии ("Гамлет") А. - В. Шлегеля; вторая строфа принадлежит самому Гете

(ср. запись Эккермана: "Так, Мефистофель поет у меня песенку Шекспира. Зачем

же мне было трудиться выдумывать свое, когда песня Шекспира была здесь

вполне уместна и выражала именно то, что я хотел сказать?". - Вот ты пеньем

манишь, крысолов! - Валентин имеет в виду известную в Германии легенду о

гамельнском крысолове, который увел вслед за крысами и всех детей города

Гамельна в отместку за то, что бургомистр не дал ему награды, обещанной за

истребление крыс.

Тебе не даст проступок твой / Блистать в цепочке золотой... - Имеется в

виду полицейское постановление франкфуртского магистрата XVI века о том,

чтобы "простые бедные девушки и блудницы не носили золотых или позолоченных

цепочек, а также атласа и бархата при посещениях храмов".

Собор

Сцена написана до 1775 года. По первоначальному замыслу, она должна

была иметь место во время похорон матери Гретхен.

Dies irae, dies ilia / Solvet saeclum in favilla. - "День гнева, этот

день обратит мир в пепел". (Из католического церковного гимна, известного

уже в XIII ве&е.)

Judex ergo cum sedebit / Quidquid latet, adparebit, / Nil inultum

remanebit. - "Когда воссядет судия, откроется все сокровенное, и ничто не

останется без возмездия". (Из того же гимна.)- Quid sum miser tune dicturusf

/ Quern patronum rogaturus, / Cum vix Justus sit securusf - "Что я скажу

тогда, несчастный, какого покровителя я буду умолять, когда и праведник едва

спасется?"

Вальпургиева ночь

Эта сцена создавалась в 1797-1801 годы и была окончательно обработана в

апреле 1806 года. Впервые мысль написать эту сатанинскую сцену посетила Гете

еще в 1777 году, во время его путешествия по Гарцу.

Название "Вальпургиева ночь" происходит от имени игуменьи Вальпургии,

память которой чтится в католических странах первого мая. Ночь на первое мая

в дохристианские времена отмечалась народными празднествами в честь

наступления весны и пробуждения сил природы. С распространением христианства

в Германии эти древние празднества были осуждены церковью как "нечистое,

бесовское идолопоклонство". Их участники предавались проклятию как

"служители дьявола".

Как и когда возникло немецкое народное поверие о том, что в ночь на

первое мая ведьмы и колдуньи устраивают сатанинскую оргию на Брокене (одной

из вершин Гарца), неизвестно. Гете в письме к Цельтеру от 2 декабря 1812

года писал: "Один исследователь немецкой старины пожелал отыскать

историческое объяснение оргиям ведьм и чертей на горе Брокен, о которых

веками толкуют в Германии, и высказал догадку, что древнегерманские

язычники, жрецы и патриархи, когда их изгнали из священных рощ и народу была

навязана христианская вера, стали весною удаляться со своими приверженцами в

пустынные, недоступные горы Гарца, чтобы там, по древнему обычаю, молиться и

приносить жертвы бестелесному богу земли и неба. Чтобы быть в безопасности

от коварных, вооруженных христианских проповедников, они сочли за благо

надеть личины на некоторых своих единоверцев, надеясь тем самым отпугнуть

суеверных противников, и так, под охраной "сатанинского воинства", совершали

свое чистое богослужение. Я столкнулся с этим объяснением уж много лет назад

и назвать автора теперь затрудняюсь; мне эти домыслы понравились, и вот я

снова превратил эту баснословную историю в поэтическую побасенку".

Впервые Гете разработал этот мотив в кантате "Первая Вальпургиева

ночь".

В первой ремарке: Ширке и Эленд - две деревни по пути на Брокен.

Видишь, в недрах гор взошел / Царь Маммон на свой престол. - Намек на

демона Маммона из поэмы "Потерянный рай" известного английского поэта

Мильтона (1608-1674). Маммон построил для сатаны дворец, отливающий золотом.

Там Уриан, князь мракобесья, / Красуется у поднебесья, - Уриан - имя

черта на нижненемецком диалекте. - Старуха Баубо мчит к верхушке... -

единственный персонаж из античной мифологии в этой сцене; Баубо - кормилица

богини Деметры (Цереры). Она старалась непристойной болтовней развлечь

богиню, когда та тосковала по своей дочери Персефоне (Прозерпине), унесенной

Плутоном в подземное царство.

Откуда ты? От Ильзенштейна... - Ильзенштейнодин из утесов Гарца,

получивший свое название от имени принцессы Ильзы, возлюбленной императора

Генриха II.

Втиранье ускоряет прыть... - Существовало поверье, что ведьмы и

колдуньи натираются мазью, которая позволяет им подниматься на воздух; это

поверье было уже известно в античные времена (ср. "Золотой осел" Апулея).

У нас не носят ордена Подвязки... - Орден Подвязки - высший орден в

Англии.

Эй, судари, а ну-ка к нам! - Речь ведьмы-старьевщицы дала повод к

разноречивым толкованиям комментаторов; обычно эту ведьму принимают за

олицетворение истории и археологии - наук, занимающихся раскопками

"всевозможного старья". Нам такое толкование кажется весьма произвольным.

Смысл монолога ведьмы-старьевщицы раскрывается в ответной реплике

Мефистофеля, советующего ей обновить арсенал грехов сообразно новому духу

времени, ибо только "новизна... может увлечь человека".

Первая жена Адама. - В отличие от библейского мифа, каббалистическое

преданье утверждает, что у Адама до Евы была еще другая жена - Лилит,

убившая всех прижитых с ним детей и им за это отвергнутая; она была

превращена в демона, обуреваемого безудержной женской похотью.

Проктофантасмист. - Под этим именем выведен здесь немецкий просветитель

Христиан Фридрих Николаи, литературный противник Гете и Шиллера, порицаемый

ими за пошлое рационалистическое толкование порождений народной фантазии. В

частности, Гете намекает здесь на статью Николаи, в которой тот подробно

рассказывает о том, как он избавился от галлюцинаций, поставив себе пиявки к

ягодицам; эта статья была зачитана Николаи на одном из заседаний берлинской

Академии наук.

И в Тегеле на чердаках моих... - Тегель - имение известного немецкого

лингвиста В. Гумбольдта, в котором, по преданию, водились привиденья; о

Тегеле упоминает в своей статье и Николаи. - Ах, изо рта у ней во время

пенья / Вдруг выпрыгнула розовая мышь. - Согласно средневековому преданью

это один из признаков того, что женщина отдалась сатане.

Небось ты слышал о Медузе! - Медуза - в греческой мифологии, -

подземное чудовище (одна из горгон) со змеиным страшным взором, превращающим

в камень всех, кто на нее взглянет.

Как в Пратере во дни гулянья. - Пратер - парк в Вене. - Servibilis -

готовый к услугам; под этим именем Гете выводит здесь бездарного веймарского

дилетанта Беттингера, угождавшего пошлым вкусам публики.

Наши рекомендации