Урок 6, в котором мы чувствуем, что уже перебор
Вначале – как обычно, настройка гитар и повторение пройденного.
Перебор, или арпеджио – ритмический рисунок, но не бой. По струнам не ударяют, а щипают и дергают их пальцами – перебирают, отсюда и название.
Пальцы правой руки тоже нумеруются. Указательный – первый, средний – второй, безымянный – третий. Большой обозначается плюсиком. Мизинец при игре используется в специфических переборах. Звук извлекается щипком большого пальца от струны вниз, остальными – вверх.
Рис. 12. Перебор «Шестерка».
Очередной перебор:
Рис. 13. Красивый перебор «Восьмерка».
У каждого аккорда есть свой основной басовый звук.
Аккорд | Бас |
D, E, F | 4-я струна |
A, C, H | 5-я струна |
G, E | 6-я струна. |
Таблица 2. Основные басовые звуки.
Его легко запомнить, если проговаривать про себя эти имена.
Задание 1. Играть перебором «Шестерка» все известные последовательности.
Задание 2. Играть песню Белая гвардия перебором-восьмеркой.
Рис. 14. Еще аккорд.
Gm (355333)
Рис. 15. Второй перебор «Четверка».
Если цифры, обозначающие пальцы, одна над другой – звуки извлекаются одновременно.
Рис. 16. Третий перебор «Тройка»
Задание 1. ||: Gm – Dm – A7 – Dm :||, всеми переборами.
Задание 2. Приобрести медиатор толщиной 0,6-0,8 мм. По любому.
Урок 7, или баррэ правит миром! А также о табулатурах, флажолетах и медиаторах.
Занятие начинается с состройки гитар и проверки домашки.
Табулатура (tablature или tabulature) - это альтернативный способ записи музыки: каждая линия обозначает не высоту ноты, а струну гитары. Верхняя линия соответствует первой струне ми. Если используется нестандартная настройка, звук открытой струны пишется перед соответствующей линией. В отличие от нормальной нотной записи, в табулатурах редко проставляют длительности. Вместо этого между нотами оставляют свободное пространство примерно соответствующее времени их звучания. Вместо длительности ноты на обычном нотоносце, в табулатуре пишется цифра, показывающая на каком ладу прижать струну.Например: E------------------ ------------------- ---0---------------- B---7------------- ---13------------- ---1------2-------- G----------------- ---13------------- ---0--------4------- D----------------- ------------------- ---2-------------2-- A----------------- ------------------- ---3---------------- E------------------ ------------------- ---0----------------Играть ноту на 7 ладу 2ой(си)струны. | Играть на 13 ладу на 2 и 3 струнах одновременно. | Играть аккорд C, затем подождать, сыграть ноту на 2 ладу 2 струны и сразу за ней 4 лад 3 струны, подождать и сыграть 2 лад 4 струны. |
Флажолет (от французского flageolet – флейта) – прием игры на гитаре (на самом деле, на любом струнном инструменте) при котором извлекается красивый гулкий звук, напоминающий тембр флейты. Попробуем исполнить его: прикладываем палец левой руки к первой струне в месте точно над металлической полоской 12-го лада (не зажимаем, а просто кладем на нее – струна не должна касаться грифа), затем играем струну правой рукой, а палец левой после этого сразу же убираем. Если делаем все правильно, получается эхоподобное звучание, похожее на гудение вилочного камертона. Прием можно исполнять на любой струне в местах ее частичного деления (1/2, 1/3, 1/4, 1/5 и т. д.). 12-й лад и первую струну мы взяли потому, что так проще.
Металлический порожек 12-го лада делит струну ровно пополам, 7-го лада на части 1/3 и 2/3 от целой струны, 5-го – на 1/4 и 3/4. Таким образом, в этих местах можно сыграть флажолеты. Однако, на части делятся не только открытые струны, например, если зажать ту же первую струну на 3-м ладу, тогда флажолет можно будет сыграть на 15-м, правда прикладывать к струне придется уже палец правой руки, а играть ее средним, безымянным или мизинцем левой. Флажолеты, сыгранные на зажатых струнах называются искусственными, а на открытых натуральными или естественными.
Обозначаются флажолеты следующим образом:
-----12°----
Флажолет на 12 ладу.
Кроме того, с помощью этого приема игры можно настраивать гитару. Настраиваем первую струну, например, по камертону. А дальше следуем правилам:
флажолет на 5-м ладу 2-й струны звучит в унисон с флажолетом на 7-м ладу 1-й струны,
3-я струна на 4-м ладу звучит в унисон 2-й струне на 5-м ладу,
флажолет на 5-м ладу 4-й струны звучит в унисон с флажолетом на 7-м ладу 3-й струны,
флажолет на 5-м ладу 5-й струны звучит в унисон с флажолетом на 7-м ладу 4-й струны,
флажолет на 5-м ладу 6-й струны звучит в унисон с флажолетом на 7-м ладу 5-й струны.
А теперь мы незаметно перейдем к разговору о медиаторах.
Медиатор - тонкая пластинка из пластика, металла, кожи, кости, которая используется для игры на гитаре. Медиатор не используют при игре на классической (испанской) гитаре. Обычно им играют на акустической гитаре, а также, безусловно, на электрогитаре. Медиатор дает резкий, более агрессивный звук.
В дальнейшем для игры будем использовать медиатор. Держать медиатор нужно большим и указательным пальцем правой руки. Зажимать не слишком сильно, чтоб не порвать струны, и не слишком слабо, чтоб он не выпал. Играть нужно кистью, а не всей рукой. Медиатор должен скользить по струнам так, как показано на рисунке 17. Глушение производится основанием кисти, под большим пальцем. Важно правильно рассчитать силу удара по струнам.
Рис. 17. Игра медиатором.
Теперь изучим еще два аккорда.
Рис. 18. Си бемоль и до септ.
B (113331) C7 (032310)
Последовательность для разучивания ||: B – F – C7 – F :||
Задание 1. Потренироваться в игре медиатором на ранее изученных последовательностях и песнях.
Задание 2. Добиться быстрой перестановки пальцев при игре на аккордах баррэ, для этого используя последовательность: ||: B – F – Gm – F :||