МЕЗОЛИТ (8-4 тыс. летие до н.э.)

Происхождение искусства. Его связь с верованиями и обрядами.

Искусство не началось в строго определённый исторический момент, оно постепенно вырастало из не искусства, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком. Труд создал человека, на его основе зародились способности, благодаря которым и произошло его собственно человеческое формирование, появилась разумная речь, духовность. « Сотворение человека было чрезвычайно другим процессом : 4-5 млн. л. н. – произошло выделение нынешнего предка из животного состояния, произошло деление, передвижение на двух ногах. 2-2,5 млн. л. н. – появляется первый настоящий человек хомо сапиенс, человек умелый, мог изготавливать простейшие орудия труд. 1 млн. л. н. хомо эректус, человек прямоходящий, простейшие рубила и пользоваться огнём. 150-35 тыс. л. н. – появляется неандерталец, делающий довольно сложные орудия и самостоятельно добывающий пищу. 40-35 тыс. л. н. человек разумный, зачатки и духовные потребности, о чём свидетельствуют:

1. Организация захоронений

2. Макеты медведей

3. Следы минеральных красок

4. Гравированные на кости и камне параллельные линии, зигзаги, углы, выдолбленные в строгом порядке углубления.

Искусство первобытного общества. Периодизация.

В первобытном искусстве считают искусство первобытнообщинного строя от появления хомо сапиенса (человека разумного) до возникновения цивилизации. Развитие первобытного искусства происходило на протяжении тысячелетий но историю можно разделить на 3 основным периода, становления расцвета и разложения родовой организации.

I. Эпоха первобытного человека, стада.

II. Эпоха родовой общины матриархат, патриархат

III. Эпоха разложения первобытной формации (период воинской демократии или первобытно-соседской общины.

Весь этот огромный период можно разделить ещё на основе различного материала и техники изготовления орудия труда. На каменный, бронзовый и железные века.

Примерно с середины 19 века началась серия открытий ставших возможных благодаря развитию научной археологии. Чуть ли не во всех концах земли были обнаружены раскрытые следы материальной не запянатных

o Стоянки первобытного человека

o Каменные, костяные орудия труда и охоты (копьё дротики, рубила, иглы, скребки).

И во многих стоянках найдены предметы назвать произведения искусств – силуэты зверей, узоры и загадочные знаки, вырезанные на кусках оленьих рогов, на костяных пластинах и каменных плитах. Человеческие фигурки из камня и кости, скульптуры животных, рисунки, резьба и узоры на скалах.

Поздний палеолит наиболее важен для искусства этап, так как в это время:

- Окончательно сложилась родовая организация

- Появляется изобразительная деятельность

- Складываются первые религиозные воззрения, тотемизм.

С появление человека разумного заканчивается биологическое формирование человека началось его быстрое развитие существа разумного и духовного первобытного стадо изменилось.

Объединение людей связанных кровными узами матер. род им главенствовала женщина. Роды образовывали племя. Люди вели полуоседлый образ жизни. Селились только в пещерах, но и в сооружении с несколькими очагами. В эпоху Ореньяк (35(40)-20 тыс. л. до н.э.) главная забота родовой общины охота на крупно рогатого зверя (бизона, оленя, шерстистого носорога, мамонта, пещерного медведя). Чтобы повлиять на успех охоты человек прибегал к магии. Первобытные охотники верили что изображая животное он подчиняет его себе поражая его копьём или рисуя вонзившиеся копье он его убивает. Перед изображением сложного ритуальных действия в которых соединены элементы танца, пения, инструментальной музыки. Тело определённым образом раскрашивались, одевали шкуры животных. Изготавливались сложные орудия труда (наконечники для стрел, копья, различные ножи, скрепки и резцы).

В ореньяке уже появляются все виды изобразительной деятельности человека:

1. Узоры пальцами

2. Гравированный рисунок (на камне, кости, роге)

3. Изображение краской на стенах пещер

4. Рельефы на отдельных камнях и стенах пещер.

5. Скульптура (кости, камне)

Основными районами распространения настенной живописи палеолита являются территории современной Франции и Испании. В восточной и северной Сибири бытовала мелкая пластика, так называемая мобильная пластика.

Особенности искусства эпохи Ореньяк:

1. Изображения грубые, примитивные (не всегда узнаваемые)

2. Скованность, застоялость фигур

3. Изображения контурные

4. Раскраска однородная

5. Круглая пластика представлена мелкими фигурками женщин от 2-20 см.

Из мягкого камня, кости, бивней мамонта, рогов оленя, обожжённой глины. От Средиземноморья до Байкала были распространены изображения так называемых «палеолитических Венер». Самая известная «Венера Вилледорская», «Венера из Леспюг» (Франция),

«Венера из Дольни-Вестонице» (Чехословакия),

«Венера из Дардонии» (Франция), «Венера в меховом комбинезоне».

Салютре

Подавляющее большинство верхнего палеолита это рисунки отдельных животных ни как не связанных друг с другом. Но уже в эпоху салютре среди 1000 таких изображений встречаются сюжетные композиции с двумя или более персонажами на рисунках запечатлённых пасущимися животными, олени переходящие реку с плавающими у них между ног рыбами, движение целого стада, бой самцов бизонов. Начинается использование штриха для передачи объёма и фактуры.

Появление изображений странных существ, монстров, у которых человеческие черты сочетаются со звериными. Возможно, эти чудовища представляют людей, переодетых в костюмы зверей, колдунов, мифических существ неизвестной пароды полулюди полу животные. Предназначение большинства палеолитических изображений для магических целей не означает, что они одновременно не являются произведениями искусств.

Мастерство исполнения пластика. Ритм, способность отбирать и обобщать характерные признаки зверей, передавать движение позволяют говорить в полной мере о художественном творчестве, орудия труда и вооружения различной утварь, украшениями скульптурными изображениями животных и орнаментом.

Эпоха Мадлен.

Это период наивысшего расцвета палеолитического периода. Основным достижениями являются полихромные росписи в глубине пещер. Больших частей таких росписей были открыты на территории Франции, Испании. Альтамира (Испания) открыта в 1868 году пастухом Модесто Перисом, в 1879 году Марией де Саултола была открыта живопись протяжённость более 500 метров. Роспись: силуэты рук, бизоны, антропоморфные. Широко известны плафоны бизонов. Подлинность не подтверждалась до 1895 года. Изображения были совершенны, учёные назвали сикстинской капеллой первой жизни. В настоящее время открыто свыше 300 подобных пещер, 100 во Франции, 5 из них можно отнести к пещерам гигантам. Это пещера Фон де Бом. Изображения мамонта попавшего в ловушку. Пещера «Нио», пещера «Трёх братьев Труафре», пещера «Ляско». В пещере «Ляско» есть камера с мертвецом. Пещера «Шове» (департамент Франции) в обрыве реки Роне. Открыта в 1994 году Жаном Мари Шове 300 изображений, 4 зала, 32 тыс. л. н. Пещера «Коске» близ устья Рона вход находиться под водой (36 метров от поверхности), открыта 1985 году. Изображение лошади, козлов, пингвинов, тюленей. Пещера «Канова» (Башкирия). В 1959 году привлекла внимание зоолога Рюмена Мамотова. Пещера «Руфиньяк» Характерные черты мастерство, свобода исполнения, выделение главного, характерного. Росписи полихромные (многоцветные) с помощью штриховки и переходов тона, объёма и фона. Искусства палеолита было реалистичным по формам.

МЕЗОЛИТ (8-4 тыс. летие до н.э.)

Наши рекомендации