Цели, задачи, методика преподавания
Неточность интерпретации
Прошло уже много лет с момента введения в расписание общеобразовательной школы предмета «Мировая художественная культура», но проблема подготовленности учителя к его преподаванию и по сей день актуальна. С 1994 по 2002 г. одних программ, которые внесли изменения в концептуальные подходы как к предмету, так и к его содержанию, сменилось более девяти.
Содержанием большинства программ, появившихся после программы автора предмета Л.М.Предтеченской, являлась зачастую обобщенная историко-культурологическая, реже искусствоведческая характеристика мировой художественной культуры от древности до современности.
Появление полипрограммности по мировой художественной культуре, с одной стороны, расширило рамки данной дисциплины относительно тематического содержания предмета, заявленного изначально. В первой программе изучение начиналось с художественной культуры эпохи Просвещения, все же последующие программы рассматривают мировую художественную культуру начиная с более ранних эпох. С другой стороны, несмотря на явное содержательное преимущество, все они так или иначе уводили предмет от статуса художественного.
Получалось, что в этих программах хотя и отражались такие своеобразные качества МХК, как мировоззренческая направленность, интегрированный характер, полихудожественность, однако отсутствовали характеристики, свойственные предметам искусства. В них не было наиболее значимого свойства художественного познания — проживание художественного образа в процессе приобщения школьников к шедеврам мирового искусства, не предполагалось чувственно-эмоциональное погружение в ткань произведений искусства. А ведь именно благодаря такому подходу создаются наиболее благоприятные условия для творческой самореализации школьников средствами искусства. Так в трактовке многих авторов программ мировая художественная культура постепенно превратилась в научную, а не художественную дисциплину.
Неточность интерпретации сущности и концептуальных основ данного предмета в изложении разных авторов была замечена рядом ученых-педагогов: «Не история или мифология должны быть стержнем предмета, а искусство, как было задумано автором предмета» (Б.М.Неменский); «МХК не является историей искусств, это не познавательно-информационный курс, а практически-творческое освоение художественной культуры (А.А.Мелик-Пашаев).
Таким образом, своеобразие предмета «Мировая художественная культура», различные концептуальные подходы к его пониманию, а соответственно и различные методики преподавания являются и на сегодня проблемой при подготовке учителя к ведению данной школьной дисциплины.
Вернуться к истокам
Найти правильное решение данной проблемы, на мой взгляд, можно, только вернувшись к концептуальным позициям Л.М.Предтеченской, автора этого уникального предмета. Человека, доказавшего глубочайшую важность встреч с искусством — кладезем мудрости мысли и чувств — для становления личности старшеклассников. Ведь именно Лией Михайловной в основу предмета была положена специфическая особенность искусства: выражать дух своего времени, его ритм, жизненную силу, способность воздействовать на духовный мир личности, обобщая и передавая через художественные произведения опыт эстетического отношения человека к действительности, способность преображать окружающий мир силой творческого воображения.
И не просто вернуться, а постараться вникнуть в их глубинный смысл, который, к сожалению, все дальше и дальше отодвигается от учителя МХК.
В концептуальных позициях программы, реализующей содержание, Лией Михайловной были обозначены системообразующие принципы: историзм, опора на творческий метод, интеграция искусства, опора на законы искусства, целостность восприятия искусства, вариативность, дифференциация и индивидуализация. Сочетание данных принципов подчеркивало своеобразие МХК и как школьной дисциплины, и как предмета искусства.
Согласитесь, как все логично и понятно в реализации целей и учебных задач, решаемых в ходе изучения предмета.
Для того чтобы понять взаимосвязь и взаимозависимость художественных явлений и явлений общественной жизни, их следует рассматривать в историческом развитии. Поэтому именно принцип историзма является основным в построении программы предмета.
Чтобы войти в мир искусства, знать и понимать его язык, необходимо быть вдумчивым читателем, зрителем и слушателем. Художественное образование в старших классах совершенно естественно требует дальнейшего развития знаний о языке искусств, полученных ранее на уроках музыки, изобразительного искусства, литературы. Этому способствует опора на творческий метод, который позволяет школьникам выявить духовные, нравственные и эстетические доминанты эпохи, отраженные в конкретном художественном произведении, понять, почему именно такие художественные средства выбраны автором для полноты выражения мысли.
Все выделенные системообразующие принципы обусловлены самой жизнью и общими закономерностями развития искусства. На уроках мировой художественной культуры комплексно и синхронно изучаются отечественная и зарубежная художественная культура, ее явления, течения и направления в разные исторические периоды. При этом содержание предмета полихудожественно, ибо включает разнообразные виды искусства: литературу, изобразительное искусство, музыку, театр, кино. Каждое из них живет в учебном курсе по своим законам, но между ними устанавливаются тесные связи. Кроме того, данные принципы обеспечивают взаимосвязь мировой художественной культуры с другими школьными предметами (музыкой, литературой, изобразительным искусством, историей), а также способствуют дифференцированному и индивидуальному подходу к учащимся.
Теоретической базой программы являлся комплекс исследований отечественных ученых — философов, психологов, социологов, искусствоведов, педагогов — о функционировании искусства в жизни человека (Л.И.Божович, Т.В.Драгуновой, И.С.Кона и других). Если же мы посмотрим программы, то вряд ли сможем найти в пояснительных записках и методических рекомендациях, на какую теоретическую базу опирался их автор.
По замыслу Лии Михайловны, данная дисциплина имела статус художественной, так как предполагала обогащение духовного мира школьников, воспитание их чувств через «проживание опыта поколений, заложенного в произведениях искусства, тем самым способствуя приобретению ими личностного опыта переживаний эмоционально-ценностных состояний».
Статус предмета искусства подтверждался также реализацией взаимосвязи общепедагогических принципов с принципами художественной педагогики в формировании содержания занятий и их организации, то есть образности, целостности, ассоциативных связей разных видов искусства.
Цели, задачи, методика преподавания
Наконец, на принадлежность МХК к художественным дисциплинам указывали в программе ее цель и задачи.
Цель связана с формированием личности старшеклассника силой воздействия различных видов искусства. А задачи направлены на выполнение предназначения предметов искусства в школе, то есть на: воспитание художественного вкуса (как психологического механизма адекватного восприятия произведений искусства), ибо «осуществить выбор между искусством и пошлостью может только человек со сформированными критериями» (Б.М.Неменский); формирование художественного сознания (самостоятельности мышления, взглядов, позиций, идеалов); художественное образование (расширение знаний в области истории и теории искусства, эстетики и других изучающих искусство наук); художественное научение (развитие способности личности к художественному творчеству).
Как видим, авторская концепция Предтеченской показывает, что предмет МХК направлен нахудожественный способ познания старшеклассниками мира. Данный подход в полной мере отражает целеполагание современного образования, ибо создает условия для самоопределения и самореализации старшеклассников.
Выработке собственной активной позиции школьников способствует и методика преподавания МХК, предложенная основателем этого предмета. В основу организации урока МХК как урока искусства был положен метод художественно-педагогической драматургии. Данный метод, опирающийся на принципы проблемного обучения и законы театральной драматургии, способствует целенаправленным действиям, организующим на уроке МХК живой процесс общения учащихся с произведениями искусства, активизирует их самостоятельную творческую деятельность.
Итак, мы все еще раз убеждаемся, что «Мировая художественная культура» задумана Л.М.Предтеченской как предмет, существенно отличающийся от всех традиционных школьных дисциплин рядом своеобразных качеств, проявляющихся комплексно:
• мировоззренческой направленностью;
• интегрированным характером;
• полихудожественностью;
• статусом предмета искусства;
• множеством подходов к содержанию предмета и его преподаванию.