Шлемы в волшебных мирах
Сразу видно, что это — королевский шлем. В бою с таким делать нечего.
Шлемы разных народов миров фэнтези обычно не слишком сильно отличаются от исторических аналогов — традиционно рыцари носят арметы или топфхельмы, простые ратники — норманнские шлемы и железные шляпы, кочевники украшают свои шлемы хвостами пушистых хищников, орки и варвары — набившими оскомину рогами, а Приспешники Темных Владык — злодейской параферналией. Большинство авторов фэнтези не уделяют слишком много внимания этой части доспехов, основное, что можно понять из текста, — было ли у шлема забрало и какими самоцветами он был украшен... Так, понять, к какому типу относились шлемы эльфов или гномов Средиземья, совершенно невозможно.
Зачастую волшебные шлемы могут не только предохранить владельца от преждевременной утечки мозгов, но и наделить его новыми качествами — инфравидением, способностью читать мысли или внушать ужас окружающим (эти всегда снабжены должным количеством зловещих выростов). А изредка — даже Нечеловеческой Мудростью, хотя чаще, полагая, что от постоянных ударов по голове любая мудрость в конце концов выветривается, большинство авторов приберегают это свойство для корон или диадем.
В мире Warhammer людские народы получили вполне сносные аналоги исторических шлемов. Бретонские рыцари носят топфхельмы с обязательными геральдическими фигурами, а простолюдины — каркасные шлемы, железные шляпы и конические шлемы. Имперские рыцари получили разнообразные варианты арметов, пистольеры — бургиньоты, пехота носит сферические открытые шлемы и бацинеты. Эсталийцы экипированы морионами. Гномы, орки и варвары предпочитают классический «шлем с рогами», у элитных бойцов — с личинами. Фирменной чертой шлемов орочьих вождей является неподвижный подбородник в форме клыкастой челюсти (эти зубы — просто прелесть!). Высшие эльфы носят весьма своеобразные конструкции — шлемы высотой в две головы! Такое чудо из стали, особенно с украшениями, весило бы килограмма четыре, но, вероятно, у них есть сверхлегкие металлы. У темных эльфов шлемы пониже, зато более зловещие — с ребрами, зубцами, шипами. А Хаос, как положено, носит в основном «Шлемы Темных Воителей» — закрытые и рогатые...
В мире «Колеса Времен» большинство народов носят простые конические шлемы, иногда, например у аронорцев, лицо прикрыто железной решеткой. Кайриэнцы носят «шлемы, похожие на вырезанный спереди колокол» — несомненные бацинеты, а тарабонцы — шлемы с полностью закрывающей лицо кольчужной бармицей. Шлемы тайренцев напоминают морионы. Шончан носят закрытые шлемы, напоминающие головы насекомых, — такие же, как у самураев Японии.
Шлемы в играх
В большинстве ролевых игр простому, немагическому шлему не уделяется особого внимания. Шлем входит в комплект доспехов, а сам по себе защищенность не увеличивает. Обычно обладатели тяжелых шлемов имеют определенный минус к наблюдательности, подслушиванию и подобным навыкам, иногда шлем частично или полностью защищает от критического удара. В некоторых системах шлем, как и любой другой элемент составного доспеха, повышает общую защищенность.
Такое «пренебрежение» к шлему в общем-то оправдано с точки зрения игровой механики — необходимость учитывать разные типы ударов в разные части тела приводит к сильному замедлению игрового процесса.
Фантазия художников, не знакомых с оружейным делом, широко развернулась на просторах компьютерных игр. Каких только шлемов там не увидишь! Всех цветов радуги, с зубами, крыльями и хвостами, в форме голов чудовищ, черепов и кастрюль для экзотических кушаний... Что видят, слышат и ощущают их владельцы, лучше и не представлять. В жизни нечто подобное (но непременно открытое!) порой носили короли и прочие знатные особы; но они, конечно, ни на миг не предполагали оказаться в подобном наряде в гуще сражения, а просто хотели произвести впечатление своим роскошным и вместе с тем воинственным видом.
Разработчики многих игр норовят подсунуть своему одинокому герою (а также полководцу на холме) закрытый шлем потяжелее — но, поскольку игрок обладает 360-градусным зрением, эти коварные уловки остаются незамеченными.
Внимание — миф: и напоследок — еще одно заблуждение про латы, незаслуженно обойденное вниманием в прошлой статье. Художники очень любят наряжать полногрудых воительниц в доспех, эффектно подчеркивающий форму их бюста. Такая конструкция нагрудника не только менее надежна, но и весьма способствует тому, чтобы колющий удар, соскальзывая с выпуклости, пришелся аккурат в грудину дамы.
Что забавно, во многих играх порох и пули прекрасно соседствуют с сверхтяжелыми шлемами, чего в жизни, в общем-то, не происходило.
В исторических стратегиях шлемы обычно соответствуют реалиям времени (или хотя бы остальному доспеху), хотя, например, в Medieval Total War наблюдается тенденция выдавать элитной пехоте более тяжелые шлемы, чем на самом деле...
Латы
Враги наскакивали на такого воина, рубили его саблями, кололи ножами, а он сидел как ни в чем не бывало и иронически поглядывал на врагов. Если его стаскивали за ногу с лошади, он и тут не терялся: лежал себе на земле и иронически поглядывал на врагов. Провозившись бесплодно несколько часов над рыцарем, враги почесывали затылок и, выругавшись, бросались на других врагов, а к победителю приближались верные слуги и снова втаскивали его на коня.
С изобретением пороха дела храбрых замкнутых рыцарей совсем пришли в упадок. Стоило стащить такого рыцаря с лошади и подложить под него фунта два пороху, как он сейчас же размыкался, разлетался на части и приходил в совершенную негодность.
А. Аверченко, «Всемирная история, обработанная Сатириконом»
Полные латы — великолепный доспех, столетиями поражающий воображение потомков, овеянный ореолом романтики. В массовом сознании он неразрывно связан с образом рыцаря. Но по иронии судьбы они появились слишком поздно, в конце XIV века, когда уже бурно развивалось огнестрельное оружие, и менее чем за два века превратились из боевого снаряжения в декоративный элемент дворцов.
Как устроены латы
Латные доспехи, в зависимости от времени и места их создания, различаются довольно сильно, однако основные их элементы неизменны.
Части лат
Голову воина защищал полный шлем с забралом — обычно это был салад, армет или бургиньот, подвижно соединенный с сегментированной горловиной ожерелья, полностью закрывавшего шею.
Латы английских королей. |
Грудь закрывал нагрудник, а спину — наспинник, которые могли быть цельными, двучастными или, изредка, сегментированными. Часто нагрудник делался выпуклым, чтобы сделать соскальзывание колющего удара более вероятным. К нагруднику конного доспеха справа нередко крепился крюк, на который опиралось зажатое под мышкой копье.
Плечи были защищены массивными наплечниками, руки — цельными или сегментированными наручами с обязательным налокотником, кисти — латными перчатками. К наплечнику часто крепились подмышечные диски, защищавшие уязвимые подмышечные впадины.
На уровне пояса к нагруднику и наспиннику крепилась юбка, закрывавшая нижнюю часть туловища, и набедренники, прикрывавшие бедра спереди. В конном доспехе юбка имела глубокие вырезы спереди и сзади, в пешем — могла быть более длинной.
Поножи состояли из налядвенников, закрывавших бедра снаружи и спереди (внутренняя сторона бедер почти никогда не была ими прикрыта), наколенников, наголенников, закрывавших голени целиком, и латных башмаков. Частой деталью германского пешего доспеха был огромный кованый гульфик, бесстыдно преувеличивавший мужское достоинство владельца.
Под латы надевался стеганый гамбезон, иногда поверх него надевалась кольчуга, от которой довольно быстро отказались из-за чрезмерного веса. Однако кольчужные элементы сохранились во многих типах лат, кольчужная сетка защищала подмышечные впадины и в доспехах всадников, пах. Благодаря жесткости лат к толщине поддоспешника предъявлялись существенно меньшие требования, чем в случае кольчуги.
а — шлем, b — забрало, c — подбородник, d — горловина,
e — задняя кромка тульи, f — ожерелье, g — нагрудник,
h — наспинник, i — юбка, k — наплечник, l — усиление наплечника, m — противообезглавливатель, n — наруч, o — налокотник,
p — перчатка, q — крепление для пики, r — понож, s — наколенник, t — наголенник, u — башмак-сабатон, v — кольчужная защита
Сборка
Элементы латного доспеха были коваными, толщина стали в боевых латах составляла в среднем полтора-два миллиметра. Пластины турнирных лат, не предназначенных для длительного ношения, зачастую делались еще толще. В конце XVI века, на закате тяжелой кавалерии, была предпринята тщетная попытка сделать латы надежной защитой от пуль — толщина нагрудника увеличивалась до 3-6 миллиметров.
Части брони соединялись либо клепаными штифтами, либо полосами толстой кожи, к которым пластины были приклепаны поочередно, налегая друг на друга. На теле воина элементы лат фиксировались либо ремнями с пряжками, либо путем соединения их разъемными штифтами.
Доспехи графа Вустера.
Путем правильной подгонки одновременно достигалась высокая подвижность в местах сочленений, равномерное распределение веса и общая жесткость доспеха, позволявшая противостоять удару. Эволюция лат шла по пути интеграции отдельных частей доспеха, в наиболее удачных вариантах их части органично дополняют друг друга и после соединения составляют единое целое.
Внимание — миф:считается, что латы были настолько тяжелыми, что упавший с коня рыцарь не мог самостоятельно подняться на ноги и оставался лежать, не в силах пошевелиться. И сажать его на коня приходилось оруженосцам. На самом деле вес боевого латного доспеха редко превышает двадцать килограммов, нагрузка оказывается весьма комфортно распределена, и таких проблем не возникает. Более того, появившиеся в начале XVI века ландскнехтские латы, предназначенные для пехоты, практически не отличались от рыцарских. Возможно, это заблуждение возникло от поверхностного знакомства с турнирными доспехами, которые иногда были действительно весьма тяжелы (сорок и более килограммов) и никоим образом не предназначались для реального боя.
Обычно пластины лат были гладкими. Император Священной Римской империи Максимилиан I изобрел рифленые латы, впоследствии названные максимилиановскими или (совершенно неверно) готическими. Благодаря рифленой поверхности такой доспех лучше противостоял рубящим и колющим ударам (и выдерживал даже пулю, если не в упор), но был существенно сложнее в изготовлении и широкого распространения не получил.
Многие художники, изображая разного рода злодеев, в изобилии снабжают их латы шипами и лезвиями, зазубренными краями и прочими зловещими, но бесполезными дополнениями. Кроме устрашающего внешнего вида, их «польза», видимо, заключается в том, что враг, исхитрившийся-таки вступить в борцовский поединок с владельцем, окажется изрядно покарябан. На самом деле это — доспех самоубийцы: любой лишний выступ, за который может зацепиться оружие противника, — потенциальная угроза для владельца доспеха, поскольку имеет шанс превратить скользящий удар в проникающий либо сорвать часть доспеха. Не случайно оружейники пытались сделать доспехи как можно более гладкими, чтобы большинство ударов с них соскальзывало.
Это интересно:пожалуй, единственный сколько-нибудь популярный вариант большого выступа на доспехе — знаменитые крылья польских гусар (носились они, конечно, с неполными латами). Существуют мнение, что они предохраняли от... аркана. Но крылья носились сзади, где они способны причинить своему владельцу сравнительно мало вреда, не то что спереди или сбоку.
Испанские шлемы. |
Не только для людей
Воин в легких доспехах редко брал на себя труд защитить еще и коня: все-таки лишний груз сильно замедляет, а конский доспех весит куда поболее человеческого. В древности, правда, коня, впряженного в боевую колесницу знатного воина, защищали наголовником и нагрудником (обычно кожаными); иногда это делалось с лошадью греческого тяжелого кавалериста-катафрактария.
Необычный вариант конского доспеха — с прорехами в области шеи и закрытыми боками. Однако в сражении эта броня никогда не бывала.
В эпоху лат переутяжелению брони нашли асимметричный ответ: целить не во всадника, а в коня. Упавшему и в броне будет несладко, да и успеет ли еще встать? Поэтому пришлось защищать коней, и, разумеется, скакуны для этого понадобились соответствующие.
В конских доспехах голова скакуна защищалась цельным наголовником, или шампроном, прикрывавшим ее вплоть до шеи, причем в наиболее сложных вариантах имелись ушные трубки, защищающие уши животного, а глазные отверстия наголовника были закрыты глазными решетками.
Шея была прикрыта канцем(он же кринье), состоявшим из налегающих друг на друга пластин. Грудь лошади закрывал массивный нагрудник-форбуг с выступавшими вперед нижними краями, формой напоминающий отвал снегоуборочной машины.
Круп лошади закрывал накрупник-гелигер, цельный или состоящий из двух половин. Канц и гелигер задними краями крепились к седлу, снабженному высокими луками, помогавшими всаднику удержаться в седле при ударе.
Конские бока защищали реже, а если даже защищали, то чаще кожаными пластинами-фланшарами. Дело в том, что, во-первых, бок лошади подвергается сравнительно меньшей угрозе (и частично прикрыт седлом и всадником), а во-вторых, сквозь броню тяжело управлять (без помощи ног управляют упряжной лошадью, но не верховой!).
Всю эту замысловатую конструкцию нередко покрывали сверху тканевым «чехлом». Это, по идее, должно помешать увидеть прорехи в конской броне (которые есть почти всегда), да и потом это просто красиво.
Есть еще один необычный фрагмент конской брони: защита... уздечки. Трудно сказать, насколько часто в бою перерубали удила, но, во всяком случае, специальные щитки для них были в ходу.
Небоевые латы
Латные доспехи давали оружейникам огромный простор для художественного творчества — великолепие лат королей и полководцев поражает воображение. Парадные доспехи полировались до зеркального блеска и украшались изысканными орнаментами, гербами и девизами владельца, цветами и геральдическими животными — в ход шли гравировка и чернение, эмаль, золочение и инкрустации цветными металлами.
Латы делались даже для детей... если они — наследники престола. Эти доспехи в высоту не достигают и 130 см.
В шестнадцатом веке появляются так называемые «костюмные» латы, наручи которых имитировали модные в то время пышные прорезные рукава, а нагрудники и набедренники украшались металлическими пуфами.
Ни одно другое одеяние правителя по степени производимого впечатления, пожалуй, и близко не подходит к парадному доспеху, подчеркивающему как богатство и знатность, так и мужество и воинственность владыки. Поэтому неслучайно на парадных портретах XVII-XVIII веков многие полководцы и государи предстают перед нами в именно латах, уже давно потерявших какое бы то ни было практическое значение...
Отдельно стоит сказать о турнирных латах, которые по сути своей были настоящим спортивным снаряжением, так же малопригодным для боевых действий, как современная спортивная шпага.
По понятным причинам эти латы дошли до следующих поколений в большом количестве и оказали значительное влияние на возникновение многих современных предрассудков. Поскольку длительно носить их не требовалось, а получать серьезные раны на турнире рыцарям совсем не хотелось, их делали гораздо более тяжелыми (вес достигал сорока килограмм и более), снабжали дополнительными элементами, защищающими от наиболее вероятных опасностей. Например, доспехи для конных поединков имели чрезвычайно усиленный и увеличенный левый наплечник.
В результате подвижность отдельных частей тела могла быть сильно ограничена, что в реальном бою могло оказаться фатальным. В таких латах рыцарь действительно был неповоротливым и часто не мог сесть в седло без посторонней помощи (хотя стоит сказать, что были турнирные латы и для пеших поединков). Конечно, позволить себе такое снаряжение могли только действительно состоятельные люди, рыцари победнее состязались в обычных боевых доспехах — и часто получали увечья.
Испанский парадный шлем. Нагрудник итальянского парадного доспеха. Турнирная броня. |
Стоит ли носить латы?
Несомненно, но только тогда, когда можно себе это позволить. Это лучший доступный доспех, но он многого требует от своего владельца. Всаднику необходимо иметь лошадь, способную не просто выдержать его вес в доспехе, но и долгое время оставаться в форме, а для комплекта — и вторую, попроще, для длительных переходов. Персональный оруженосец или слуга тоже очень желателен (тоже на лошади или хотя бы на «красивом муле»). Лошадь, по крайней мере боевую, надо кормить овсом, на подножном корме она долго не протянет, а фураж опять же надо возить с собой или добывать, что получается не всегда. Так что избитый образ одинокого паладина в полном доспехе, странствующего по дикой местности на своем верном (и тоже весьма одоспешенном) коне весьма утопичен.
Карлу I Английскому довелось попользоваться этими доспехами и на поле брани. Правда, недолго.
Оружие для пробоя лат.
Пеший латник не нуждается в коне, но должен нести на себе, кроме доспеха, оружие и припасы — при соответствующей тренировке это вполне возможно, но лучше пусть все лишнее едет на телеге. Поэтому полный латный доспех оставался прерогативой военачальников и элиты: рыцарей и отборной, тренированной тяжелой пехоты. В «баталиях» швейцарцев и ландскнехтов в полные латы были облачены только лучшие воины, шедшие в первых рядах, задние довольствовались неполными доспехами.
Основное достоинство латного доспеха — конечно же, максимальная защита воина. Это, пожалуй, наиболее совершенный из всех доспехов, созданных человечеством.
Латный доспех чрезвычайно хорошо противостоит рубящему оружию, несколько хуже — колющему и ударному. Пробить нагрудник лат ударом кинжала или прорубить его мечом было почти невозможно, сплошной металл доспеха сводил на нет режущий эффект кривых клинков.
Немаловажным преимуществом лат было то, что благодаря покатым поверхностям доспеха неточно нанесенный удар переводился в скользящий. Чтобы нанести серьезное повреждение обычным оружием, требовалось точно поразить место сочленения.
Именно с появлением полных лат связано распространение специальных «бронебойных» видов оружия — клевцов, колющих мечей-кончаров, альшписов, стилетов; вновь популярными становятся боевые топоры.
Латы хорошо защищают от стрел, за исключением тяжелых арбалетных. Стрелы с листовидными наконечниками их практически не пробивали — для этого требовались особые конические или граненые наконечники. Пули раннего огнестрельного оружия часто плющились о нагрудники, не пробивая их.
Конечно, степень неуязвимости рыцарей в латах часто многократно преувеличивается. Нередко встречаются истории о том, как восставшие крестьяне или горожане, сбив с лошади рыцаря, долго не могли ничего поделать с его доспехом и вынуждены были расправляться с ним каким-нибудь нестандартным способом — например, топили в пруду. Однако наводившие страх на рыцарей швейцарские пехотинцы, которым под страхом смерти было запрещено брать пленных, по-видимому, не испытывали подобных трудностей.
Латы Джона Гонта (хранятся в лондонском Тауэре). Этот бравый рыцарь был больше 210 см ростом; кто там говорил, что в средневековье все люди были много ниже нас?
По мере развития огнестрельного оружия преимущество, даваемое латным доспехом, быстро сходило на нет. Полные латы превращаются в трехчетвертные, затем — в полудоспехи. В первую очередь отказываются от защиты ног, и наконец обратная эволюция доспеха завершается кирасой кавалергарда, состоящей только из наспинника и нагрудника.
Хорошо подогнанный по фигуре владельца латный доспех несколько ограничивает, но практически не затрудняет движения, вес доспеха распределяется равномерно, и его можно носить не снимая длительное время. Ландскнехты в полных латах, по весу не отличавшихся от рыцарских, совершали длительные пешие переходы.
Латы существенно ограничивают скорость передвижения — долго в них не побегаешь, лошадь под латником тоже быстро устает. Латные доспехи невозможно быстро надеть или снять, особенно без посторонней помощи — лучше, чтобы многочисленные ремни затягивал кто-то другой. В снятом виде они занимают много места, их не положишь в мешок, как кольчугу.
Британские арметы.
Изготовление латного доспеха — процесс сложный и длительный, требующий значительного уровня мастерства от оружейника, поэтому латы всегда были штучным продуктом и стоили дорого.
Латы должны хорошо соответствовать фигуре владельца и в идеале изготавливаться на заказ. Чтобы приспособить латный доспех под нового владельца, обычно требовалась помощь профессионального оружейника. Хотя повредить такую броню сложно, не менее сложно ее починить: перековать разрубленные элементы весьма сложно, и часто их приходилось заменять. Самое большее, что можно сделать в походных условиях, — выправить вмятины и заменить порванные крепежные ремни.
Латы — доспех для умеренного климата, в теплую погоду в них жарко, на солнце металл быстро раскаляется, и возникает весьма реальная перспектива теплового удара. Для борьбы с этим пытались делать щели в пластинах, но особого эффекта это не давало. В холодную погоду, а тем более в мороз — еще хуже, при активных движениях человек все равно потеет из-за веса доспеха, а масса стылого металла забирает тепло тела — воспаление легких не за горами. Тем более что ничего кроме плаща поверх латного доспеха не наденешь.
Наконец, латы надо регулярно смазывать и чистить, что совсем непросто — ржавчина появляется в первую очередь в малодоступных местах сочленений, поэтому очистка доспеха требует значительного времени.
Латы иных миров
World of Warcraft.
В мирах фэнтези латы, как правило, стандартный атрибут благородного рыцарства и элитных воинов темных владык. Как и любой другой доспех, их можно делать из сверхпрочных металлов, например адамантита, а большое количество плоских поверхностей дает возможность в изобилии нанести на него священные письмена, зловещие руны и таинственные гексаграммы, придав ему дополнительную прочность, огнеупорные и водоотталкивающие свойства.
В мирах паропанка несколько облегченные латы, снабженные встроенными разрядниками, пружинными усилителями и патентованными разрезалками пополам, служат одновременно доспехом, вооружением и инструментарием сумасшедших профессоров и борцов за мировое господство.
Наконец, благодаря окутывающему латный доспех романтическому ареолу в далеком будущем он воскресает вновь в виде боевой брони космических десантников и бесчеловечных пришельцев.
Полные латы — замечательный доспех для существ крупного размера, поскольку в этом случае толщина пластин может быть увеличена настолько, что человеку, не вооруженному волшебным мечом или, на худой конец, отбойным молотком, пробить их будет совершенно нереально. Поэтому большинство авторов фэнтези избегают выдавать доспехи ограм и троллям, ограничивая их шкурами или, скажем, ржавой кольчугой.
Warhammer: Mark of Chaos.
В мире Warhammer полные латные доспехи хорошо известны, но доступны только избранным — их носят рыцари Империи, «железоломы» гномов, воины Хаоса и Драконьи Принцы высших эльфов. А вот в Бретонии, знаменитой своими рыцарскими традициями, латных доспехов, как и положено, нет.
В мире Колеса Времен полные латные доспехи носят только шайнарцы — профессиональная тяжелая кавалерия, оттачивающая свое мастерство в непрекращающейся войне с троллоками.
Доспехи воинов Гондора, какими мы видим их у Питера Джексона, тоже, по сути своей, почти полные латы; судя по книге, однако, они несколько полегче. На это указывает и тот факт, что конской брони в Средиземье не видано.
Любят латы и рыцари Храма из ЭленииДэвида Эддингса, за исключением северян-талесийцев: для их гор такая броня тяжеловата. Между прочим, они при этом ухитряются обходиться без оруженосцев: во всем Ордене Пандиона один-единственный оруженосец — для Рыцаря Королевы.
Латы в играх
Neverwinter Nights 2.
В компьютерных играх латы любят чрезвычайно: они великолепно выглядят, а делать их, как ни крути, проще, чем в реальной жизни (да и анимировать несложно). Поэтому игр, в которых они есть, огромное количество. Временами в них рядят даже представителей народов, у которых в принципе не было ничего подобного: викингов, русичей, даже турок.
Вот только выглядят латы обычно настолько не исторично, что впору за голову хвататься. Все эти шипы, выступы и прочее украшательство в реальности не только подводили бы своего носителя под удар, но даже не давали бы шансов сколько-нибудь нормально двигаться.
Так, например, в World of Warcraft популярный дизайн наплечников выполнен в виде задранных вверх «крыльев»: такие наплечники даже самый неточный удар аккуратненько направляют в шею своему владельцу. Понятно, почему их носят аскеты-паладины, — это натуральное умерщвление плоти в самом что ни на есть буквальном смысле. Реальный прототип таких крыльев — маленькие выступы-«противообезглавливатели», которые легко сгибались при попадании по ним сверху и уж точно не приводили удар на шею, максимум на плечо. Они служили противовесом популярному удару меча снизу и сбоку.
На случай, если удар придется не по наплечнику, есть такое чудное украшение, как рога на шлеме. Этого тоже не носил никто и никогда: даже если рог не отведет удар в темечко, он имеет все шансы стать причиной перелома шеи. Викинги (которым обычно приписывают такую глупость) носили на шлеме крылья, а не рога. И крылья эти были из натуральных перьев — они просто отваливались при ударе.
Латная юбка часто заменяется на составленные из колец или труб штаны, аккуратнейшим образом прикрывающие внутреннюю поверхность бедер. В таких «самоварных трубах» двигаться очень неудобно, а сидеть на коне и вовсе почти невозможно.
The Elder Scrolls IV: Oblivion.
До недавней поры в ролевых играх латы мало чем ограничивали воина. Они, конечно, мешают двигаться бесшумно, но «танку» это и так не с руки, а также не позволяют колдовать — что воины, как правило, и так не умеют. Поэтому латы носили все труженики меча и топора, кто был способен их достать; чтобы сохранить другие типы доспехов, латы разрешали носить лишь определенным классам персонажей.
В третьей редакции D&D латы замедляют движение, а также существенно ограничивают плюсы от ловкости бойца; это гораздо более правильная модель, и искусственные рамки стали не так нужны. Ряд игр быстро воспринял эту идею. Страшно подумать, но даже в недавнем «Ведьмаке» совершенно серьезно идет речь о тяжелом доспехе для главного героя!
Защитный плюс лат, как правило, в полтора-два раза выше, чем у кольчуги, и в три-пять раз выше, чем у кожаного доспеха. Некоторые игры (например, многие MUD'ы) дают латам эффект снижения урона от удара.
Идею «таинственных металлов» для лат ролевые игры сильно расширили. В них можно повидать такие чудеса, как... костяные, деревянные и даже стеклянные латы. Вот только оловянных нет!
В стратегиях роль лат проще всего описать так: практически непременный атрибут рыцарей и другой тяжелой конницы. Выглядят они там обычно скромнее и пристойнее, чем в ролевках (хотя броня рыцарей Хаоса из Warhammer: Mark of Chaos способна посоревноваться с любыми чудесами World of Warcraft). Кроме того, доспехи в стратегиях обычно наблюдают с большего расстояния, чем в ролевых играх.
Можно с уверенностью утверждать, что мы увидим в играх еще немало лат — но, как ни странно, почти все они будут крайне мало похожи на настоящие. Типичные конструкции рыцарских шлемов, к примеру, все еще почти не представлены в играх; вымышленные кажутся разработчикам гораздо интереснее. Скорее всего, так будет и впредь: ведь латы предоставляют художникам неограниченный простор для воображения.
Кольчуги
Маска танкиста Первой мировой. |
Кольчуга — один из самых древних и, без сомнения, самый универсальный металлический доспех. Появившись примерно за тысячу лет до нашей эры в Ассирии, она распространилась практически по всей Евразии; самые ранние найденные экземпляры принадлежали кельтам и датируются IV веком до нашей эры. Везде, где уровень кузнечного искусства был достаточно высок и хватало железа, изготовляли кольчуги. В них облачались и римские легионеры, и пришедшие им на смену варвары, и европейские рыцари... Горцы Северного Кавказа и арабы Северной Африки еще носили этот доспех, противостоя регулярной армии девятнадцатого века... Сейчас кольчужными рукавицами пользуются мясники, а аквалангисты для защиты от акульих зубов надевают «shark suit» — титановую кольчугу из мелких колец, закрывающую все тело. В Первую мировую маски с кольчужным «забралом» носили... танкисты.
Именно кольчуги, а не полные латы, поражающие воображение голливудских режиссеров и авторов фэнтези, были основным доспехом европейского рыцарства. Цельнометаллические элементы доспехов (нагрудники, наплечники и т.д.) появляются лишь в XIV веке, а полные латные доспехи — к началу XV века и довольно быстро исчезают из-за стремительного развития огнестрельного оружия, превращаясь сначала в латный полудоспех, а затем — в кирасу.
Как делается кольчуга
Принцип устройства кольчуги прост, как все гениальное. Это броня из продетых друг в друга железных или, в очень редких случаях, стальных колец. Простейший способ плетения кольчуги — «1 в 4»: в каждое кольцо продевается четыре других.
Каждое кольцо заклепывается или заваривается; обычно половина колец в кольчуге была заварена, а половина — заклепана. Заваренные кольца изготовлялись заранее, заклепанные — скреплялись после сборки. Иногда кольца не заклепывались, а просто заклялись.
Плетение «1 в 4». |
Более редкое плетение «1 в 8». |
Получившееся железное полотно обладало значительной гибкостью и прочностью, из него можно сделать доспех, закрывающий столько, сколько нужно владельцу, — от торса до всего тела.
Диаметр колец в классической кольчуге был от 6 до 13 миллиметров, толщина проволоки — 0,8-2 миллиметра. В кольчуге было около 20 тысяч колец, на изготовление которых уходило более полукилометра проволоки.
Изготовление кольчуги — совсем не такой простой процесс, как может показаться на первый взгляд. Казалось бы, чего проще — берем проволоку, крутим из нее кольца, собираем из них полотно... Современные любители ролевых игр при должном усердии делают кольчугу из несклепанных колец за несколько недель в свободное от работы время. Однако стоп! Откуда мы берем проволоку — и откуда брал ее кузнец?
Вальцованная проволока, изготовляемая с помощью специального станка (иногда — приводимого в действие водяной мельницей), появилась в Европе лишь к концу XIII века, но даже после этого кольчуги традиционно делались из кованой проволоки, изготовление которой само по себе было весьма длительным и трудоемким процессом. А нужно ее, как мы помним, с полкилометра только на рубаху. Затем в половине колец надо просверлить отверстия под заклепки, а половину заварить. Потом собрать, заклепывая каждое второе кольцо. Нет, можно, конечно, и не клепать, но качество будет уже не то.
Неудивительно, что хорошая кольчуга стоила как небольшое поместье и передавалась от отца к сыну из поколение в поколения...
Виды кольчуг
Богатыри изображены в кольчужных рубахах до локтя, без кольчужных перчаток — им из лука стрелять. Добрыня и Алеша нарядились в кольчуги с нашитыми пластинами. |
Кольчуги и кольчужные доспехи в целом безумно разнообразны и отличаются друг от друга и формой, и размерами колец, и качеством металла, и видом плетения. «Классической» кольчугой может считаться широко распространенная в Европе «железная рубаха», или «кольчатая броня», закрывавшая туловище, бедра и руки по локоть или по кисти. Если рукава длинные, до кисти, то такая броня называется хауберком, а если только по локоть — хаубержоном.
Вес такого доспеха при длине рубахи около 70 сантиметров (до середины бедра) — около семи килограммов. Однако сама по себе кольчуга — еще не доспех, и под нее обязательно надевался поддоспешник — толстая, смягчающая удары куртка. В Западной Европе ее делали из нескольких десятков слоев простеганного льняного полотна, в Восточной — из войлока.
Такая стеганая куртка сама по себе служила обычным доспехом простого пехотинца. Она еще известна под названием гамбезон. Иногда бойцы в гамбезоне нашивали себе кусочки кольчуги на кожу — чаще всего на подмышки, весьма уязвимое место. Такие нашивки назывались «гуссе».
Внимание — миф:надевать полноценную кольчугу без поддоспешника, а тем более на голое (и обычно женское, как принято у многих художников стиля фэнтези) тело, категорически не рекомендуется. При движении кольца очень быстро стирают кожу, а при любом ударе впечатываются в плоть, практически не гася импульс удара. А если учесть, что на кольчуге обычно имеются заусенцы и ржавчина, недолго и до заражения крови... Кольчужное белье, которое можно обнаружить в соответствующих магазинах, делается из легких металлов и предназначается отнюдь не для длительного ношения...
Байдана — это кольчуга из широких плоских колец; она лучше обычной защищает от сабельного удара, но хуже противостоит колющему.