ВОЛГА the reincarnation of Ancient Russian Folklore

(c)+(p)1999 Exotica EXO 99110 (CD duration 75`19) ВОЛГА the reincarnation of Ancient Russian Folklore - student2.ru 1. ГОЛОВА-ГОЛОВУШКА (3`55) (Вторая половина XIX в., Смоленская обл., из собраний В.И.Дворцовой) 2. ВЕСНЯНКА (6`12) (Первая половина XIX в., Белгородская обл., В.С.Бармин "Песни крестьян XVIII-XIX вв., изд.1970 г.) 3. ДОЖДЬ ИДЕТ (5`39) (Береста, примерно XI-XII в., Псковская обл., из собраний Н.В.Кулиной) 4. КУПАЛЕНКА (4`38) (Архангельская обл., из собраний О.С.Федосовой) 5. СВЯТ ВЕЧОР (6`30) (Вторая половина XIX в., Белгородская обл., В.С.Бармин "Песни крестьян XVIII-XIX вв., изд.1970 г.) 6. ТАУСЕНЬ (3`43) (Вольная версия древнерусских обрядовых напевов) 7. СОЛОВЕЮШКА (6`59) (А.В.Манукян, текст и мелодия) 8. ДРЕМА (8`31) (Вятская область, из собраний М.И.Мишиной) 9. КИСЕЛЬ (4`50) (Архангельская обл., из собраний О.С.Федосовой) 10. ПО ЗАРЕЧЬЮ (3`33) (Вторая половина XIX в., Смоленкая обл., из собраний В.И.Дворцовой) 11. ВОЛГА-МАТЬ (4`31) (инструментал) 12. ЛЕЛИ-ЛЕЛИ (5`50) (Вятская область, из собраний М.И.Мишиной, интерпретация Олега Литвишко и Владимира Рацкевича) 13. ТРИ СТАКАНА (5`05) (танцевальная версия) 14. ВОРОН (5`16) (Текст: А.С.Пушкин, муз.обр. Б.Б.Шульга, ремикс Lazy Fish, Борисов, Манукян) Angela Manukjan - vocals Alexei Borisov - electronics, guitar, special effects Roman Lebedev - electronics, keyboards, guitar Uri Balashov - tibetian cup, vargan, root Nicolai Nebogatov - electronics, acoustic percussion Nick Artamonov - soundengineering, special effects additional voices: on #5 by "Sirin" chorus, on #8 by Anton Nikkila and Nikolai Nebogatov Recorded and mixed at Nick Artamonov` Studio, Moscow 1997-98 track #12 was recorded at N`muzic Studio, Moscow 1998 track #14 was recorded at Lazy Fish studio, Moscow, 1998 Mastering - Igor "Boatsman" Gotsmanov (Parallax Studio, Moscow 1998) Art-work: Uri Balashov (Yellow Point Studio) Produced by Alexei Borisov & Angela Manukjan Special thanks to Sergey Starostin Executive producers: Andrey Borisov & Igor Sharankov http://www.exoticamusic.ru Очередной проект Алексея Борисова издан (сюрприз, сюрприз!) на Exotica Records псевдо-братом Андреем, и, как и всё наследие данного автора, неоднозначен. На мой взгляд, все проекты Алексея до странности хороши собой и вроде не к чему придраться - всё, начиная ещё с НОЧНОГО ПРОСПЕКТА - и "прогрессивно", и профессионально, т.е. с формальной точки зрения, "должно нравиться". Но, каждый раз после знакомства с его творчеством, чувствуется некоторое неудовлетворение, нет чего-то такого, что цепляло бы привередливые (уж какие есть...) струнки моего восприятия. В подобных случаях всегда вспоминается фраза Аркадия Петровича Гайдара из глубинного советского мифа о Мальчише-Кибальчише: "И всё вроде хорошо, НО ЧТО-ТО НЕХОРОШО". Очередной проект (до чего же, кстати, характерное словосочетание привязалось) Алексея Борисова - этнические игры с Анжелой Манукян, которая сама по себе - очень неплохой интерпретатор аутентичного фолка, но уж слишком амбициозно всё это мероприятие внешне. Не знаю, почему, но писать эти строки мне как-то очень неприятно - может быть, из-за того, что, в принципе, ВОЛГА - совсем неплохой пример использования традиционного материала, и пример, кстати, один из немногочисленных сам по себе - и всё же... Для меня всё это как-то безжизненно звучит, а ведь это на самом деле - полный нонсенс, - фольк без эмоций, фольк фоновый. Хотя, как раз как фоновая музыка ВОЛГА - опять же, как и другие проекты Алексея Борисова, - воспринимается нормально, если конечно, автора устраивает отношение к его музыке как к НОРМАЛЬНОЙ и не больше того. Из всего материала запоминается, пожалуй, только "Лели-Лели", "Дождь идет" и "Соловеюшка" - последняя, кстати, пример собственного творчества Анжелы, может быть именно поэтому данный трек наиболее прочувствованно исполнен? И всё-таки главные претензии - к электронной составляющей проекта - безликий профессионализм и холодный рационализм, что ещё можно сказать... Все остальные тут - случайные прохожие, или действительно простой расчет на "нормально"? Мне посчастливилось видеть (и слышать) ВОЛГУ живьём на вечеринке "Священная Почва" в московском клубе "Край", там они произвели чуть более приятное впечатление, но, как и в случае с компактом всё слилось в одну бесконечную само-медитацию музыкантов. Видимо, я действительно очень уж привередлив, и всё-таки для меня ВОЛГА - лишь русский народный псевдо-COIL. Стареют душой верераны, - в отличие от вечно юного настоящего фолька, который до сих пор носится где-то по лесам и полям, стесняясь крутых студий и заезжих собирателей. АШ (январь 2000 г.) С идеей проекта ВОЛГА я познакомился ещё в 1997 году, когда Андрей Борисов проиграл в одну из наших московских встреч две пьесы - "Соловеюшка" и "Три стакана". Название ВОЛГА было тогда ещё не придумано и потому запись была представлена как "одна московская молодая певица - Анжела Манукян". Мне здорово понравилось. Для демо-записи обе пьесы звучали более чем удовлетворительно. То есть, я воспринимал этот материал, как исходный к дальнейшей последовательной работе. Компакт-диск ВОЛГИ был выпущен весной 1999 года, но, по стечению обстоятельств, послушать его я смог только на днях - вместе с появлением вышеприведенной рецензии Алексея Шептунова. Честно говоря - лучше бы я этого не делал. После давнишнего знакомства с демо-записью в душе оставалась надежда на что-то большее... А оказалось, что даже два трека с того самого демо использованы в альбоме совершенно без изменений. Хотя, конечно, этот факт к недостаткам альбома относить совершенно несправедливо. Леша прав - получилось совершенно холодное, безэмоциональное технократичное НЕЧТО, имеющее с заявленной на обложке "реинкарнацией древне-русского фольклора" очень мало общего. Правильнее бедет сказать не "реинкарнация", а "кислотная мутация". В звучании ВОЛГИ напрочь убита воздушная легкость истинного фольклора, его эмоциональность и непосредственность. Вернее это банально заменено на обычное электричество. Впрочем, здесь я предвзят. Последнее время я терпеть не могу никаких "стилизаций", будь то исполнение классической музыки рок-группами (и наоборот), либо различные рэйв-ремиксы (способные опошлить любое хорошее дело), равно как и "переосмысление" фольклорного наследия. В отношении к нему (фольклору) нужен какой-то другой подход. А вот какой - не знаю. Но, оценивая на уровне "нравится-не нравится" могу сказать, что точно также мне не по душе заигрывания с народной музыкой со стороны любого жанра: джаза, рока, и т.д. Ибо каждый раз (за очень редким исключением) получается ВСЁ неправильно. Леша Шептунов судит об этом ещё и с другой стороны. Уже несколько лет он является участником архангельского фольклорного коллектива "Славутница" и поэтому имеет право на свой взгляд по сути вопроса как бы изнутри. Кроме этого в настоящее время в его голове активно зреет идея нового альбома MOON FAR AWAY, в котором этот самый фольк будет играть далеко не последнюю роль. Ну и возвращаясь к ВОЛГЕ. Не стоит так уж сурово оценивать этот проект. В конце концов - не нравится, так выключи и больше никогда не включай. Так? Пластинка была записана для иностранных иностранцев из-за границы, название выбрано тоже соответствующее - чтоб было им, болванам, ясно, что это компакт записан в России, а не где-нибудь в Китае, например. А для убедительности приведены фактические данные о том, откуда взят конкретный текст каждой песни. Электрическая же основа использована в двух целях: во-первых: с точки зрения чисто технической - гораздо проще организовать запись, во вторых: с точки зрения нынешнего клубно-молодежного концептуализма - всё, что сыграно на электрическом синтезаторе (с конкретным ритмом) звучит современно и модно. Поэтому ПРОКАТИТ и ТАК, будет пользоваться спросом в московских клубах, будет продаваться в московских магазинах, будет хвалебно рецензироваться московскими критиками (которым Борисовы подарят компакты), и в конечном итоге просто окупит затраченные деньги (и принесет прибыль). Чего же ещё больше требовать.? А о фольклоре, вобщем, никакой заботы. АТ
 

CAPRICE "ELVENMUSIC"

(с)2001 ВОЛГА the reincarnation of Ancient Russian Folklore - student2.ru 1. The realm of faerie 2. Princess Mee 3. Song of the wind 4. Far over misty mountains 5. Lullaby 6. The Mewlips 7. The last dance 8. Of Amroth and Nimrodel 9. The road goes ever on and on 10.Merrymaking of the forest elves 11.Of true Thomas and Fairy Queen 12.Farewell http://caprice.kulichki.net/ e-mail: [email protected] На моей полке становится все больше дисков с русской готической музыкой. Вряд ли кто-то может заподозрить меня в ура-патритизме, но сам факт радует безмерно. В последнее время все чаще кажется, что российская готическая сцена способна давать миру музыку, во многом превышающую привычные стандарты. Большинство "их"готик-звезд находятся на стадии восхитительного и качественного самоповтора, а среди новых групп почти всегда можно сразу понять, что ребенок слушал в детстве. На этом фоне (как, впорчем, и сам по себе) новый альбом московских CAPRICE слушается по-настящему искренне, свежо и самоценно. Несмотря на то, что предыдущие альбомы группы до сих пор мне очень нравятся, конечно, наголову из выше, - уже одно то, что музыканты согласились на производство ремастеринга самой фирмой, - в результате звучание на диске, по словам самих музыкантов, альбом издан французским Прикосновением говорит о многом. Хотя я до сих пор не понял, поч несколько отлично от авторского замысла, - по крайне мере, мои опасения насчет оформления, к счастью, не оправдались, - диск явно не страдает типичным для PRIKO непритязательным дизайном. Что касается главного, - то есть самой Эльфийской Музыки, - то это сорокапятиминутный поток Изысканности, Изящества, и Светлой Печали, - подобное сочетание в наше время не перестает удивлять. Откуда у них все это? Концептуально альбом является неким воссозданием музыки эльфов, и даже человек, достаточно далекий от идей и произведений Толкиена , по-моему, просто не может не ощутить в альбоме какой-то нечеловеческой запредельности, чего-то, что выше даже суммы профессиональных достоинств коллектива, - настоящую арфу, например, в составе группы не часто увидишь. А услышишь тем более. Не перестают удивлять композиторская компетентность и талант Антона Брежестовского, создателя всех этих ажурных и эмоциональных музыкальных структур. В этой музыке, несмотря на ее, нет ни одной лишней ноты, ни одной искусственной, надуманной партии. "Farewell" поэтому - один из наиболее эффектных номеров, просто чудо какое -то (я уже извинялся как-то, что по отношению к музыке CAPRICE мой музыкальный словарный запас непростительно скуден), хотя предществующая ему "True Thomas" - теперь одна из самых моих любимых их композиций. Именно в ней уловлен тот загадочный толкиеновский дух, придающий невыразимую печаль самым, кажется, светлым моментам. Основная тема этой песни прекрасна, а ее завершение, когда Инна голосом своим уходит в какие-то заоблачные высоты, вызывает у меня какую-то просто-таки непростительную для современного человека дрожь. Бездумно ПОТРЕБЛЯТЬ эту музыку. Неужели возможно? (Сразу встает в памяти момент презентации альбома в московском клубе "Цеппелин". Собственно, презентаций этих было две, одна для "братьев - готов", другая, когда почти все они свалили, для обычных посетителей клуба - просьба администрации заведения. И второй раз программа была исполнена музыкантами ничуть не хуже, но как же дико выглядел со стороны тот потребляющий пищу толстый человек за столиком, стоящим буквально в полуметре перед парящей в каких-то высотах Инны. "Song Of The Wind" и "Of Amroth And Nimrodel" также относятся к числу "бриллиантов" диска, а после выхода Русской Готической Компиляции не нуждается в отдельном представлении. Можно с уверенностью сказать, что группа после выхода альбома получит культовый статус у фанатов Толкиена и и всяческих поклонников ролевых игр. К счастью, Брежестовским это, кажется, абсолютно не нужно, поэтому обещанное продолжение в их творчестве вряд ли грозит самоповторами. Хотя обещанный на будущих релизах отход от готического направления все-таки не радует. Простите меня, пожалуйста. Столько написал - и не сказал ничего: "Вместо строчек - только точки". АШ (2001)  
 

CAPRICE "Songs of Innocence and Experience" и "Зеркало"

contact e-mail: [email protected] http://caprice.kulichki.net/ "Songs of Innocence and Experience" 2000 ВОЛГА the reincarnation of Ancient Russian Folklore - student2.ru Музыка - Антон Брежестовский Поэзия - Вильям Блейк Художник: Валерий Третьяков-Руис (alias Did Derbent) Звукорежиссер: Андрей Абакумов 1.Introduction 2.The Echoing Green 3.Laughing Song 4.The Fly 5.Long John Brown and Little Mary Bell 6.The Little Girl Found 7.Night время звучания 23 минуты Этот небольшой вокальный цикл был сочинен в начале 1999 года для камерного состава: вокал (в партитуре стоит "контратенор", а не "сопрано"!), флейта, кларнет, скрипка, виолончель и клавесин. Альбом записывал на "Мелодии" Андрей Абакумов; он же сводил его в студии Saturday Mastering. Альбом вышел на CD-R в апреле 2000 года Удивительный альбом, который трудно с чем-то сравнить. CAPRICE - потрясающая московская группа (реликтовое словосочетание, не правда ли?), вернее даже, небольшой оркестр, творящий свои шедевры, кажется, совершенно без оглядки на время, в котором они существуют. Удивительно, как можно сохранить настолько чистый взгляд на классические музыкальные ценности - подбор инструментов, потрясающая барочная полифония, и при этом - сильнейшая энергетика. Редкий, на мой взгляд, случай, когда музыкальное образование - а оно чувствуется буквально во всем - соседствует с какой-то безумной креативностью; эта музыка, несмотря на весь свой классицизм, по сути своей - эксперимент, а если отталкиваться от названия блэйковского цикла, положенного в основу этого мини-альбома,- совмещение многовекового Опыта европейской музыкальной традиции с вечной Невинностью настоящего Творца, в какое бы время он ни жил. Несмотря на весьма утонченную и трудноопределимую музыкальную стилистику, по духу своему группа творит в русле готической субкультуры в этериально-неоклассическом ее проявлении. Творческий центр коллектива - Антон и Инна Брежестовские, причем по отношению к первому слово "композитор" применимо без всяких оговорок, а Инна - одна из самых неординарных вокалисток, каких я когда-либо слышал. По манере исполнения ее можно, пожалуй, сравнить с украинкой Светланой Охрименко, хотя это сравнение формально и от него не проигрывает ни одна из дам. Наследие Блэйка как нельзя лучше подходит к музыкальным полотнам CAPRICE, в этом слиянии они воспринимаются как реальные современники - и соавторы. Самые эффектные номера, на мой взгляд - Introduction, Laughing Song, и The Little Girl Found - впрочем, эти вещи представляют лишь сторону альбома. Другие композиции несут скорее противоположное настроение. Вообще, о музыкальной стороне альбома хотелось бы сказать гораздо больше, но тут я сталкиваюсь с непреодолимым препятствием - мой музыкально-словарный запас для этого слишком беден. "Songs": явно требуют серьезного муэыковедческого анализа, культура которого в наше время если и не совсем утрачена , но невостребована (сравните, например, рецензии на www.gothic.ru и, скажем, язык музыкально - аналитических работ Т.Адорно). Так что будем ждать реакции более профессиональных и компетентных рецензентов, а мне остается добавить к сказанному лишь то, что для меня этот диск стал настоящим праздником, что в последнее время случается не часто. С нетерпением жду предстоящего выхода первого полнокровного (а не CD-R ного) альбома CAPRICE, который выпускается в свет французским Прикосновением в ближайшие недели. Поздравляю, друзья! "Зеркало" 1998 ВОЛГА the reincarnation of Ancient Russian Folklore - student2.ru Музыка и слова - Антон Брежестовский Художник: Did Derbent (Валерий Третьяков-Руис) Звукорежиссер: Десс (Вадим Сергеев) 1.Вступление 2.Над городом дым 3.Зеркало 4.Интерлюдия 5.Лес 6.Я хочу ждать еще* 7.Пауза 8.Второй ад Вертера 9.Вальс (слова JRR Tolkien) 10.Последнее утро 11.Денеб 12.Вступление II (вокализ) *только на CD время звучания 51 минута Пластинка была записана в октябре-ноябре 1996 года и включает в себя материал сочиненный с 1987 ("Интерлюдия") по 1996 год " ("Денеб"). Записывал и сводил пластинку известный питерский звукорежиссер Десс (Вадим Сергеев) в студии "Турне" Московского Дома Актера. Альбом вышел на средства ансамбля лишь в 1998 году, и, к сожалению, только на кассетах. В 2000 году вышел небольшой тираж на CD-R, где к тому же есть один трек, не вошедший в кассетное издание. "Зеркало" - полуэлектрический альбом, на котором половина песен - с басом и барабанами, впоследствии уступившими место чистой акустике. Первый альбом CAPRICE представляет из себя работу довольно странную и местами неожиданную для тех, кто знает группу исключительно по трэку на Русской Готической Компиляции или по блэйковскому циклу. С одной стороны, это концептуальное повествование, в котором чувствуется масса очень личных, тонких образов, связанных с переходом от одного возраста к другому и от жизни к смерти - и наоборот. С другой стороны, альбом какой - то уж слишком эклектичный и разноплановый по музыке, так что некий целостный образ после его прослушивания почему-то не остается, - хотя должен был бы, судя по повествованию внутри буклета. Некоторые музыкальные фрагменты "Зеркала"производят впечатлнение написанных разными людьми - например, если "Интерлюдию", "Последнее утро" и "Вступление - 2" можно отнести к готической неоклассике, то, например, "Над городом дым" напомнил мне настроение ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА периода "Этнических опытов" (очень хороший альбом, кстати). "Вальс" своим звучанием почему - то навевает воспоминания о ENYA, а вот "Зеркало" и "Вертер" - вообще нечто декадентское и размытое во времни и пространстве. Все это не говорит о том, что музыкальный материал плох и неинтересен, весь вопрос в том, готовы ли вы к восприятию такого рода музыки. Три последние композиции, на мой взгляд, наиболее прекрасны, очень часто я слушаю диск именно с этих вещей и мне кажется, что это дйствительно эстетическая кульминация альбома: "Денеб" - это действительно сильно! Так передавать эмоции и содержание почти без всякой помощи музыки!.. Конечно, этот альбом вряд ли способен конкурировать с последующими произведениями CAPRICE, тем не менее, это совершенно замечательный диск со своим настроением и "посланием". Он способен легко войти вам в душу при соответствующем состоянии. В конце концов, он просто очень талантлив как, впрочем, и все выходящее из под пера этих людей. АШ (февраль 2001)  
 

Наши рекомендации