Кого брали в студенты и как они учились
Глава 1. Определение студента, студент в современном мире.
1.Студент (от лат. studens — усердно работающий, занимающийся) — учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения, в России — все учащиеся учреждений профессионального образования.[4]
2. Студент – учащийся высшего учебного заведения (университета, института, консерватории) (Ожегов)[3]
Опрос студентов ИППС
Кашицина Анна:
Студент– человек, который стремиться получить высшее образование, учащийся учебного заведения.
Екатерина Рекет
Студент – это тот, кто получает образование в высшем заведении.
Сергей Усов
Студент- человек, закрепленный за высшим заведением. Студент в документах.
Особенность студента в современном обществе.
Ещё чуть более двух столетий назад доля студентов среди всего населения была весьма невелика в силу чисто хозяйственных ограничений: при существующих подходах и производительности труда в производстве питания и промышленности общество не могло себе позволить содержать слишком много студентов. К концу ХХ века многие наиболее деятельные в промышленном и научном отношении страны устранили для себя подобные ограничения и технически могут себе позволить проводить через ВУЗы едва ли не 100 % выпускников средней школы. Определённую заинтересованность в этом проявляют и сами высшие и средние специальные учебные заведения, поскольку число студентов — один из привычных и хорошо понимаемых обществом признаков значимости того или иного учебного заведения.
При этом выяснилось, что расширение доли студентов в обществе имеет положительные стороны:
§ повышение общего уровня книжной культуры и просвещения в обществе;
§ облегчение поиска нужного специалиста для промышленности, науки, культуры, политики и т. д. из числа собственных граждан;
§ облегчение управляемости более обученным обществом через средства широкого оповещения, культуры и рекламы.
Таким образом, студент для большинства людей и авторов статей и книг – это трудящийся на благо себе (часто) и обществу (редко) личность, учащийся при этом в высшем или среднем заведении.
Такого определение современного студента в данный момент.
Глава 2. Студент средневековья.
Расположим наш рассказ по иерархической цепочке от поступления до окончания средневекового университета:
1.1. Средневековый студент определение.
Средние века студентами назывались любые лица, занятые процессом познания. С основанием в XII веке университетов термин стал употребляться для обозначения обучающихся и преподающих в них лиц; после введения учёных званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) — только учащихся.
Посвящение в студенты в средние века.
Поступив в университет, каждый новичок проходил специальный обряд посвящения, называемый «снятием рогов». Считалось, что зеленый первокурсник — беан — до сих пор не знал жизни, был невинным, словно лесная тварь. Но пришло время содрать с него шкуру ветхозаветного Адама… Толпа старшекурсников врывалась в комнату юноши и начинала принюхиваться. При этом все морщились и заявляли, что в помещении несет зверем. Затевались поиски, новичка довольно быстро находили в каком-нибудь укромном уголке, хватали и устраивали «очищение». Для этого обливали и заставляли пить воду, сдобренную растениями, выросшими в отхожем месте. Дальше в ход шли самые странные вещи: вонючие мази и пилюли, щипцы, пила, ножницы для стрижки, срезания ногтей и вырывания зубов (беан предусмотрительно вставлял себе деревянные). Во время истязания новичку задавали самые дурацкие вопросы и за любой ответ навешивали оплеух. После очищения беан должен был закатить всем пир. После этого в течение целого года он «прикреплялся» к старшему товарищу, называл его своим господином, прислуживал за столом, чистил обувь, развлекал, а если надо — просил для него милостыню и даже воровал. Патрон отбирал у него деньги и еду, издевался, бил, брал с собой на разврат. Через год — снова испытание, угощение, и вот беан сам становился «дедом»…
Родители старались отправить сына учиться как можно раньше, поскольку знали: чем младше студент, тем милосерднее к нему «деды».[6]
Жак Ле Гофф по поводу посвящения пишет: «… Инициация новичка описывается как церемония «чистилища», предназначенная для того, чтобы отчистить юношу от его деревенской неотесанности, даже от первобытной дикости. Насмешке подлежал его звериный запах, блуждающий взгляд, его длинные уши, оскаленные зубы. Его избавляют от предполагаемых рогов и наростов. Его моют, ему подпиливают зубы. В пародийной исповеди он признается в своей невероятной греховности. Так будущий интеллектуал покидает первобытное состояние, которое весьма напоминает образ крестьянина, деревенщины в сатирической литературе эпохи. От животности он переходит к человечности, от сельского мира к городскому. Эти выродившиеся и почти лишенные первоначального содержания церемонии напоминают интеллектуалу, что он вырван из деревни, из сельской цивилизации, дикого мира земли».
Кого брали в студенты и как они учились.
Наука принадлежала всему миру, и приобщиться к ней мог любой желающий независимо от происхождения, обеспеченности и положения в обществе. Если он, конечно, мужского пола. Школы при монастырях или частные воспитатели — максимум, на что могли рассчитывать в те времена любознательные девы.
Ни каких-либо критериев отбора, ни вступительных экзаменов тогда еще не существовало. Потому уровень подготовки новичков оказывался самым разным. Одни уже на первом году обучения могли на равных дискутировать с магистрами, другие же едва освоили грамоту в церковной школе.
Зеленой молодежью обычно переполнен был факультет искусств (artes), который считался подготовительным, низшим по отношению к остальным — юриспруденции, теологии, медицины, философии.
Многие «артисты» получали сразу и низшее, и среднее образование, изучая семь «свободных искусств»: сперва грамматику, диалектику и риторику, позже — музыку, арифметику, геометрию и астрономию. Студенты факультета искусств приравнивались к школьникам, потому их еще разрешалось пороть за нерадивость. На остальных факультетах подобное уже не практиковалось — несолидно.
Каждый школяр прикреплялся к известному преподавателю, который становился его покровителем, защищал перед администрацией факультета, представлял к испытаниям на ученую степень, а в случае чего даже вызволял из тюрьмы.
Как правило, через два года обучения юноша становился бакалавром, еще через два — магистром.