Самый быстрый способ замедления в идеальных условиях
Ниже представлен список самых эффективных методов замедления для опытных водителей в условиях высокого уровня сцепления, например, на сухом гоночном треке. Тормозить на пределе на мокрой дороге гораздо труднее, и в данном случае ABS может оказаться самым быстрым методом.
1. Торможение на пределе (пороговое)
2. Торможение с ABS
3. Блокировка колес
4. Ритмичное торможение (ступенчатое)
5. Парашют (техника не рассматривается в данной статье)
Изображение 1: наиболее эффективные методы торможения в условиях высокого сцепления
Не стоит отказываться от использования какой-то из техник торможения только потому, что она не приведет к наиболее быстрой остановке машины. Стоит также учитывать способность машины поворачивать в момент торможения. Заблокированные колеса не позволят повернуть, поэтому данный способ может пригодиться только при торможении по прямой. Однако, машины с ABS и техника ритмичного торможения похволят управлять машиной на торможении.
Какой же способ самый лучший?
Это зависит от того, чего вы хотите добиться. На треке пилоты чаще всего тормозят на пределе, однако даже лучшие в мире гонщики иногда блокируют колеса. И в этот момент нужно принять решение — использовать ступенчатое торможение (если машина без ABS) или попробовать ослабить усилие на педали и продолжить торможение на пределе. Вообще, торможения с блокировкой колес следует по возможности избегать, ведь оно не позволяет управлять машиной.
В некоторых особо сложных условиях с низким уровнем сцепления иногда полезно блокировать колеса на торможении. Подробнее — в конце статьи.
Торможение на пределе (с ABS и без)
Торможение на пределе — лучший способ максимально эффективного торможения на асфальте. Точка наилучшего торможения находится прямо перед точкой блокировки колес и срыва машины в скольжение. При использовании данной техники водитель пытается найти точку максимально эффективного торможения и удержаться на ней. На практике часто очень сложно точно знать момент, когда колеса блокируются, поскольку нужно учитывать множество различных факторов — состояние асфальта, тип резины, температуру тормозов и другие.
Нажатие на тормоз и замедление
График ниже объясняет суть процессов, которые происходят при торможении на пределе. Процесс блокировки колес не возникает моментально, а до того как колесо перестанет вращаться (100% скольжение колес) может пройти некоторое количество оборотов. Максимально эффективное торможение возникает примерно при 20% скольжении колес, однако, на графике видно, что эффективность торможения падает всего на 30% в момент, когда колеса полностью блокируются. Основной вывод: самое эффективное торможение на любой машине — на грани срыва колес в скольжение, хотя торможение с заблокированными колесами — намного лучше, чем ничего.
График 2: влияние уровня скольжения колес на эффективность торможения
Так что, если конечно вы не проффесиональный гонщик, лучшая стратегия эффективного торможения — тормозить жестко, а в случае блокировки колес ослаблять давление на педали и стараться сохранить эффективность. По мере того, как вы узнаете поведение своей машины в подобных условиях вы сможете более точно судить о том, насколько следует нажать педаль для максимально быстрого замедления.
Торможение с ABS
Если вы — счастливый владелец современного спорт кара, вероятно инженеры потратили массу времени на тонкую настройку ABS, чтобы обеспечить ее максимальную производительность. Современные антиблокировочные системы настолько хороши, что обычному водителю будет очень трудно остановить машину без ABS быстрее, чем с ABS. Но даже если машина оборудована такой системой лучше тормозить на пределе, не давая системе срабатывать и тем более не используя ABS в качестве основной техники торможения. Как известно, профилактика всегда лучше лечения.