V. Самостоятельная работа с самопроверкой
– Мы увидели, как Витя поступал в очень ответственные моменты своей жизни. А сейчас я хочу посмотреть, как вы, используя свой жизненный опыт, выйдете из сложной ситуации и выполните мое задание.
Из слов, лежащих у вас на парте (завтра, поучусь, сегодня, а, погуляю), составьте предложение.
– Что у вас получилось? (Завтра поучусь, а сегодня погуляю. Завтра погуляю, а сегодня поучусь.)
Вопросы:
1. Как вы думаете, какую фразу наиболее часто произносил наш знакомый Виктор Перестукин?
2. Этим жизненным правилом пользовался Виктор Перестукин, когда мы с ним впервые познакомились? (а каким?)
3. Подходит эта фраза к Вите Перестукину? (а к ребятам нашего класса?)
Посмотрите, мы составили еще один урок жизни. (Завтра погуляю, а сегодня поучусь.)
VI. Повторение пройденного.
– Сегодня мы с вами переживали вместе с героями сказочной повести, посмотрите на галерею их портретов. Что вы заметили?
Появился новый персонаж.
– А как вы думаете, кто это может быть? (Это старуха Засуха.)
– Значит, наша галерея еще не закончена, мы с вами можем ее продолжить.
– А что для этого надо сделать?
– Вам обязательно нужно прочитать всю книгу Лии Гераскиной «В Стране невыученных уроков».
Показать книгу.
VII. Итог урока.
– Интересно ли вам было читать повесть?
– Почему книга пользуется на протяжении стольких лет необычайной популярностью, почему ее читают и перечитывают много раз с большим удовольствием?
– В Стране невыученных уроков Виктор Перестукин получает уроки жизни, и мы с вами уже узнали некоторые из них. Я вам предлагаю дома дочитать до конца отрывок из повести и найти еще один жизненный урок.
Приложения
Приложение 1
Запятая хлопнула в ладошки, и на стене появились огромные часы. Стрелки показывали без пяти минут двенадцать.
– Пять минут на размышление, – скрипела старуха. – Ровно в двенадцать запятая должна стоять на месте. В двенадцать часов и одну минуту будет уже поздно.
Она сунула мне в руку большой карандаш и сказала:
– Раз!
Часы тут же принялись громко отстукивать и отсчитывать время: «Тик-так, тик-так, тик-так». Вот протикают несколько раз, и минутка долой. А их всего пять.
– Вопросы будут? – дрожащим голосом спросил Вопросительный.
– Будут, – обрадовался я. – Куда мне поставить запятую?
– Увы! Решай сам! – заплакал Восклицательный.
Кузя подбежал к нему и стал ласкаться.
– Подскажи, подскажи моему хозяину, где надо поставить эту проклятую запятую, – умолял Кузя, – подскажи, просят же тебя, как человека.
– Подсказать? – завизжала Запятая. – Ни в коем случае! У нас подсказка строго воспрещена!
А часы тикали. Я взглянул на них и обомлел: они уже успели отстучать три минуты.
– Зови Географию! – завопил Кузя. – Разве ты не боишься смерти?
Я боялся смерти. Но... а как же тогда быть с закаливанием воли? я же должен презирать опасность, а не бояться ее. А если я сейчас струшу, где я потом достану себе опасность? Нет, это мне никак не подходит. Звать никого нельзя. Что я, в самом деле, скажу Географии? Здравствуйте, уважаемая География! Извините за беспокойство, но я, понимаете, немножко сдрейфил...
А часы тикали.
– Торопись, мальчик! – закричал Восклицательный. – Ах! Ох! Увы!
– Знаешь ли ты, что осталось всего две минуты? – тревожно спросил Вопросительный.
Кузя заурчал и вцепился когтями в подол Запятой.
– Ты желаешь мальчику смерти, – злобно шипел кот.
– Он ее заслужил, – сказала старуха, отдирая кота.
– Что же мне делать? – нечаянно вслух спросил я.
– Рассуждать! Рассуждать! Ах! Увы! Рассуждать! – выкрикивал Восклицательный. Слезы лились из его печальных глазок.
Хорошенькое дело – рассуждать, когда... Но все же я решил по-пробовать.
– Казнить нельзя помиловать... Если я поставлю запятую после слова «казнить», то будет так: «Казнить, нельзя помиловать». Значит, получится – нельзя помиловать? Нельзя!
– Увы! Ох! Несчастье! нельзя помиловать! – зарыдал Восклицательный. – Казнить! Увы! Ох! ах!
– Казнить? – спросил Кузя. – Нам это не подходит.
– Мальчик, разве ты не видишь, что осталась всего одна минута? – сквозь слезы спрашивал Вопросительный.
Одна последняя минута... А что будет потом? Я зажмурил глаза и стал быстро-быстро рассуждать.
– А если поставить запятую после слов «казнить нельзя»? Тогда получится: «Казнить нельзя, помиловать». Решено. Ставлю.
Я подошел к столу и нарисовал большую запятую в приговоре после слова «нельзя». В ту же самую минуту часы пробили двенадцать раз.
Приложение 2
Часы тут же принялись громко отстукивать и отсчитывать время: «Тик-так, тик-так, тик-так». Вот протикают несколько раз, и минутка долой. А их всего пять.
– Вопросы будут? – дрожащим голосом спросил Вопросительный.
– Будут, – обрадовался я. – Куда мне поставить запятую?
– Увы! Решай сам! – заплакал Восклицательный.
Кузя подбежал к нему и стал ласкаться.
– Подскажи, подскажи моему хозяину, где надо поставить эту проклятую запятую, – умолял Кузя, – подскажи, просят же тебя, как человека.
– Подсказать? – завизжала Запятая. – Ни в коем случае! У нас подсказка строго воспрещена!
А часы тикали. Я взглянул на них и обомлел: они уже успели отстучать три минуты.
– Зови Географию! – завопил Кузя. – Разве ты не боишься смерти?