Отзыв о диссертационной работе архитектора Дубяго Т.Б
«Русское садово-парковое искусство первой половины XVIII в.»
Работа представлена в двух томах текста двух альбомах иллюстраций. Основной текст - 485 стр. приложения (подлинные документы, выписки из источников, списки литературы, иллюстраций и т.д.) - 648+20=668 стр. В альбомах 126+87=213 фотографий (по спискам: в бывшем у меня экземпляре несколько менее).
Исследование подразделяется на три основных части. В первой рассматриваются материалы 1690-1730 годов - периода обозначаемого автором временем «Образования регулярного стиля в садово-парковом искусстве», во второй 1730-1762 годов, времени «обогащения и завершения регулярного стиля», в третьей дается анализ композиционных приемов садово-паркового искусства первой половины XVIIIвека и определяется их значение для советского паркостроения.
Необходимость исследования вопросов истории русского садово-паркового дела, задача - освоение опыта и лучших традиций русского паркового искусства, достигавшего в XVIII веке столь высокого расцвета, чрезвычайно важная и актуальная тема.
Как вполне убедительно показывает диссертант во введении, имеющаяся у нас литература в своем большинстве дореволюционная, совершенно не в состоянии нас ныне удовлетворить.
Диссертант подошел к работе совершенно правильным путем -непосредственного широкого привлечения первоисточников. Капитальная упорная работа в архивных и музейных хранилищах Ленинграда и Москвы, позволила обнаружить громадное количество, в большинстве своем ранее совершенно неизвестных материалов. Детальное обследование всего сохранившегося в натуре, раскрыло, в ряде случаев, фрагменты некогда существовавших парковых композиций. Привлечение всего имеющегося опубликованного материала, разбросанного по многочисленным, подчас очень редким публикациям, позволило заново переоценить все эти данные и извлечь из них, иногда исключительно ценные указания и детали.
В результате этой громадной и чрезвычайно трудоемкой работы была создана база для коренной переоценки всех наших представлений о русском садово-парковом искусстве первой половины XVIIIвека. Можно без преувеличения сказать, что диссертация раскрывает нам заново целый большой раздел русского искусства, до настоящего времени незаслуженно забывавшийся.
Во вводной части к первому разделу автором подобран материал для характеристики русского садово-паркового искусства XVIIвека. Среди ряда интересных фактов и материалов, приводимых здесь, особо хотелось бы выделить данные о «висячих садах» - убедительно показывающие, что этот своеобразный тип сооружений, получивший столь значительное распространение в XVIIIвеке, имел глубокую традицию в русском строительстве предшествующего времени. Затем рассмотрены общие вопросы садово-паркового дела петровского времени, организация работ, освоение опыта, подготовка кадров, разработка типовых проектов, создание питомников и т.д. На большом конкретном материале анализируется даже садово-парковые комплексы Петровского времени в Петербурге, Москве, Прибалтике. К более широко известным ранее, как Летние сады (основным знаниям о которых мы обязаны кандидатской диссертации Т.Б. Дубяго), присоединены совсем мало изученные, а подчас известные вообще лишь по названиям — как Итальянские сады, сады Апраксина на Фонтанке и Мойке), сады на Островах, в Екатерингофе и др. Но и о Летних садах диссертант сообщает чрезвычайно много новых, ценных, фактических данных.
Можно, пожалуй, пожалеть только, что автором не включены в обзор своеобразный небольшой садик при Зимнем дворце Петра I на Зимней канавке и сад при большом дворце Меншикова на Васильевском Острове, в том виде, как он изображен на гравюре А. Зубова (если только эта стадия в истории участка не фантазия самого Зубова - в последнем случае хотелось бы это также уточнить). Они дают несколько иные, как мне кажется, типы садов - небольшого сада, тесно связанного с домом и сада изолированного домом от набережной. Они бы еще лишними примерами подтвердили общее положение автора диссертации, что при различных расположениях садов - с гаванями, с каналами и т.д. Общие приемы планировки сохранялись в начале XVIII века фактически теми же.
Парк Екатерингофа служит переходом к пригородным приморским резиденциям. Здесь наряду со Стрельной, Петродворцом (Петергоф), Ломоносовым (Ораниенбаум), затронут вопрос о ранее совсем неизвестных объектах - как дачи Меншикова - Фаворит и Монкураж; дачи Головкина. Капитально пересмотрен вопрос о Стрельне, глава о которой впервые в таком объеме раскрывает эту композицию.
Почти заново «открыты» автором диссертации резиденции северного побережья залива-Дубки. Благодаря неутомимой энергии автора, ей удалось не только достаточно подробно осветить строительство всех трех «Дубков» - «Ближних» (или «Новых»), - «Средних» (или «Старых») и «Дальних» (или «Больших»), но и отыскать и отождествить в натуре как регулярную часть «Дальних» («Больших») Дубков, так и местонахождение «Ближних» («Новых») Дубков. Эта своеобразная группа приморских парков начала XVIII века, просуществовавшая, в своем первоначальном виде, весьма недолго, фактически впервые освещается в рассматриваемой диссертации.
Из материалов по Москве этого времени особенно следует отметить данные о Головинской дачи на Яузе - вошедшей, впоследствии, в известные Анненгофские сады. Ценны так же данные об усадьбе Меншикова в Ижоре, о пригородных дворцах в окрестностях Таллина, (Ревеля) и Риги.
Вторую часть автор начинает с рассмотрения материалов по Москве. Наряду с ценными данными об Анненгофе, здесь даются, имеющие совершенно исключительный интерес и значение, обзоры усадебных парков на Яузе. На основании совершенно новых, впервые обнаруженных, изученных и определенных автором диссертации графических документов, вырисовывается целая группа прияузских парковых композиций - «Бхартов дом» (впоследствии дворец Разумовского, ныне сад при Институте Физической Культуры им. И.В. Сталина), «Слободской дом», «Хамовейный дом», «Красносельский двор» и др.
Этим заново раскрывается целый раздел в истории русского садово-паркового искусства XVIII века и восстанавливается необходимое звено в развитии парковых композиций раннего XVIII века и середины столетия.
Далее детально анализируется с привлечением обширнейшего нового документального материала парковые комплексы г. Пушкина (Царского Села) ряда приморских дач («Собственная дача» около Петродворца), а также таких как Екатерингоф, Каменный остров, Ропша. Большое внимание вновь уделено Летним садам, дальнейшая судьба и реконструкция которых обстоятельно прослеживается. На основе детального анализа графических материалов, воссоздается картина парковых дач по берегам Фонтанки и Мойки.
Очень большое значение имеет раздел, посвященный Киеву, т.к. здесь автором диссертации обнаружены проектные материалы, позволяющие рассмотреть вопрос о разработке и утверждении проектов садово-парковых композиций в середине XVIII века.
Детальный анализ по отдельным объектам, проведенный в двух первых частях, суммируется в третьей, заключительной части. Здесь рассматривается развитие композиционных приемов в зависимости от изменения конкретных исторических условий, уточняется и подытоживается данные о технических приемах решений и выполнения отдельных элементов садов, применявшихся в первой половине XVIII века, об ассортименте деревьев и т.д.
Большое место отводится в этом разделе подведению итогов всех проводимых изысканий о роли и значении выдающихся русских мастеров паркостроительного дела, до настоящего времени незаслуженно игнорировавшихся и забывавшихся. Наряду с известным зодчим М. Земцовым, роль которого как паркостроителя, в значительной степени впервые широко освещается в рассматриваемой диссертации, выявляется роль таких крупнейших мастеров как Иван Сурмин и Михаил Кондаков, также большого числа других паркостроителей, среди которых Антон Баранов, Семен Лукьянов, Петр Родионов, Борис Сидоров и др.
Значительный интерес представляет выяснение вопроса о школах садовых мастеров, существовавших в России в начале и середине XVIII века. Этот раздел, а вместе с ним и вся основная часть диссертации, заключается ценнейшими главами, в которых подытоживаются характерные черты русского паркостроения и определяется их значение для развития нашего советского садово-паркового искусства,
В обширнейших приложениях даются документальные данные, подтверждающие положения тексты - в виде целых документов, их частей, выписок из относительно редких изданий и т.д.
Основные замечания, которые могут быть сделаны рассматриваемой диссертации, касаются, в большинстве ее редакционной стороны. Неудачной можно признать саму систему изложения, принятую автором диссертации. Она отказалась от обычного приема выделения в примечаниях всех ссылочных данных и второстепенных, хотя подчас и очень интересных и ценных подробностей и включила все в основной текст, сосредоточив в «приложениях», как указывалось выше, только выборки из документов и публикаций. Это привело к значительным трудностям восприятия текста. Местами основная линия рассказа настолько перебивается второстепенными деталями, ссылками, заглавиями изданий и пр., что требуется значительное напряжение, чтобы не упустить развития и последовательности повествования. Отступления заводят подчас совсем в сторону от главной темы работы, как, например, чрезвычайно интересное само по себе, впервые приводимое, но не имеющее непосредственное отношение к теме диссертации детальное описание отдельных комнат в доме Екатерины I, стоявшем в Третьем летнем саду на берегу Мойки (вплоть до сюжетов шпалер, украшавших комнаты - см. стр. 123-124). С другой стороны ссылочные данные даются далеко не всегда с надлежащей полнотою. Есть случаи, когда вообще не ясно о каких материалах идет речь. Так на стр. 88 автор очень хвалит изумительную простоту сада при «Загородном дворце» в Кронштадте - совершенно не уточняя при этом вопроса о том, на основании каких документов мы можем вообще судить об этой планировке. На стр. 213 идет речь о водяном лабиринте на «Дундуковой даче», причем так же неясно откуда взяты сведения об этой «Дундуковой даче» - что за «план» на основании которого автор диссертации судит об этом замысле? В отношении ряда графических документов глухо указывается только название Архива, что, конечно, далеко недостаточно, чтобы его обнаружить.
Многие ссылки настолько неясны, что требуют значительных усилий для своей расшифровки. Так постоянно встречается: «Курбатов говорит» (стр. 406), «Успенский предполагает» (стр. 376), «Архипов пишет», «Столпянский выдвигает» (стр. 376), причем на долю читающего предоставляется выяснять, где они все это «говорят», «рассказывают», «предполагают, «пишут», и «выдвигают». Учитывая, что большинство из перечисленных авторов публиковали очень много, становится очевидным, как трудно пользоваться подобными ссылками. Как образец непонятных ссылок можно привести весь текст стр. 52, где идет речь о «гравированных изданиях» (по-видимому XVIII века?) «напечатанных» (?) «в изданиях нашего времени» (?), а далее они уже называются «сериями гравюр, о которых сказано выше» и упоминается о каком-то «авторе статьи», о котором вообще раньше ничего не говорилось.
К этой же категории замечаний может быть отнесено отсутствие какой-либо системы в списках библиографии, внутри общих разделов пропуски мест и дат изданий, чрезвычайно затрудняющие чтение, а также очень малоубедительную классификацию литературы «по вопросам садово-паркового искусства» (очевидно подразумевается - Россия XVIII века) предлагаемую на стр. 9. (Навряд ли, в частности, возможно «Санкт-Петербургские ведомости» относить к «мемуарам» и т.д.)
К вопросам редактирования следует отнести и некоторую неравномерность в объемах разделов. Конечно, вполне понятно, что невозможно, базируясь на подлинных документальных материалах, осветить с одинаковой полнотой все рассматриваемые сады и парки. Однако известной, и значительно большей, чем в рассматриваемой диссертации, равномерности, несомненно, можно было добиться за счет некоторого сокращения (или переноса в примечания) различных более мелких деталей и т.д. хотя бы в отношении особенно выделяющихся - как Летние сады, Стрельна и т.д.
Наконец, к редакционным вопросам следует отнести и следующую особенность диссертации. Диссертант рассматривает парки, в основном, как природные комплексы - с точки зрения их планировки, роли водяных факторов, зелени и т.д.
Вопросы малых форм - павильонов, беседок, скамеек и т.д. затронуты по существу только в отношении Летних садов. Учитывая громадный объем и неисследованность материала, можно вполне согласиться с подобным ограничением. Но, желательны были бы соответствующие поправки и большая последовательность в изложении за счет, быть может, сокращения или переноса в примечания этих материалов и по Летним садам.
То же относится и к вопросу о мраморной скульптуре. В Летних садах она затронута достаточно широко с точки зрения ее роли в комплексе сада, разумеется, а не в плане изучения самой скульптуры, что лежит безусловно за пределами темы диссертации, но рассматривается только в разделе середины столетия, тогда как указывает и сам автор диссертации скульптура подобного типа находилась в большом числе в летних садах Петровского времени. Вопросы о мраморных скульптурах в других парках (в частности в Царском Селе, где их так много) затронуты слишком бегло.
Из других, более частных вопросов, отмечу следующее:
1) Виднейший русский пейзажист середины XVIII века (как наглядно свидетельствуют материалы альбома прилагаемого к диссертации) Михаил Иванович Махаев выполнял для подобных композиций собственноручно только рисунки, хотя, как известно, сам так же был и гравером. По его рисункам специальная группа граверов (это известно уже давно, так как почти все гравюры подписаны) и живописцев (это убедительно доказали изыскания последнего времени М.С. Коноплевой и Г.Е. Лебедева) осуществляли гравюры и картины маслом. Автор диссертации все время говорит о «Гравюрах Махаева» (за одним только исключением - вид Ораниенбаума, где автором указан один их двух граверов Челноков, а Махаев, наоборот, совсем не упомянут, ср. илл. 89), но одновременно считает изображения Летнего дворца (существующее в нескольких повторениях и гравюра) работой «неизвестного мастера» и указывает на Леспинаса, как автора вида Петергофа, хотя Леспинас просто перегравировал, с несколькими упрощениями и отступлениями известный лист Челнокова и Артемьева с рис. Махаева, который и в данном случае, конечно, остается автором композиции. Ввиду чрезвычайной важности роли Махаева в изображении именно садово-парковых комплексов середины XVIII века его роль следовало бы выявить более четко и уже во всяком случае правильно выделять его работы.
2) Автором поставлен интересный вопрос о том, что некоторые из дошедших до нас чертежей, имеющие подпись «рисовал ученик» (такой-то) - следует рассматривать как учебные работы. В этом плане приводится два чертежа. Один Петра Родионова, известный уже давно, с «Исторической выставки Архитектуры 1911 года», где он был, правильно датирован серединой XVIII века, но помещен почему-то среди материалов Петровского времени и другой - Ермила Ермилова.
Мысль эта, сама по себе, очень интересная. Быть может, тщательный пересмотр разнообразных архитектурных материалов XVIII- начала XIX веков и за пределами паркостроения, поможет, в дальнейшем, лучше осветить вопросы постановки архитектурного образования в то время конкретные сведения о приемах, которые ныне, как известно, столь малочисленны. Но хотелось бы более развернутых доказательств в пользу приводимых примеров. В частности сходство чертежа Родионова с планировкой «Нового сада» Царского Села (на что указывает сам автор диссертации) настолько велика, что невольно кажется, что мы имеем здесь один из вариантов планировки этого сада, а вовсе не учебную работу.
Я не останавливаюсь на более частных и мелких замечаниях, возникающих по ходу ознакомления с исследованием, т.к. они в большинстве относятся к редакционным нечеткостям или слишком частным вопросам, не меняющим общей картины.
В целом, подводя итоги, можно сказать, что диссертация Т.Б. Дубяго раскрывает нам заново на основе большого, тщательно проверенного, убедительно проанализированного материала, целый большой раздел русского искусства первой половины XVIII века. Выводы, намечаемые автором, указывают на несомненное практическое значение всей работы для нашего советского садово-паркового искусства.
Автор, безусловно, заслуживает искомой степени доктора архитектуры. Хотелось бы пожелать, чтобы рукопись диссертации, после некоторой редакционной работы, была непременно издана, а сам автор продолжил бы свои изыскания и столь же обстоятельно и глубоко осветил нам дальнейшие судьбы развития русской и советской садово-парковой культуры.
Л.М. Тверской