III. Реализация индивидуального задания «Творчество Франсиско Гойи»

IV. Итоги уроков.Характерные особенности эпохи Просвещения:

1) Падение авторитета и ценностей феодально-клерикальной культуры;

2) Революция в естествознании;

3) Распространение рационалистического мышления и деизма;

4) Расцвет просветительской материалистической философии;

5) Изменение соотношения видов и жанров искусства, превращение литературы и музыки в ведущие формы художественного творчества;

6) Основные стили эпохи: классицизм, рококо, сентиментализм, предромантизм.

Домашнее задание: читать конспект, готовиться к проверочной работе, индивидуальные задания: Творчество Феофана Грека, творчество Андрея Рублева, Творчество Ф.С. Рокотова.

Творчество Д.Г. Левицкого.Творчество В.Л. Боровиковского. Творчество Ф.Б. Растрелли.

Творчество М.Ф. Казакова. Творчество В. И. Баженова.

Уроки 29, 30, 31, 32, 33

Дата:

Тема: Русское искусство

Цели: знакомить с искусством Киевской Руси, хритианизацией и началом храмового зодчества, культурой отдельных княжеств периода феодальной раздробленности, формирование русской государственности и единого общенационального стиля, Московский Кремль, искусство Петровской эпохи особенности классицизма и барокко на русской почве. Величайшие деятели искусства и памятники художественной культуры России. Развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию.

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания.Проверочная работа по вариантам.

1 вариант: расскажите об особенностях стиля барокко; перечислите характерные особенности эпохи Просвещения.

2 вариант: расскажите о классицизме и о новых стилях в искусстве XVIII века.

II. Новая тема. 1. Лекция учителя.

Искусство Киевской Руси тесно связано с христианством, искусством Византии и языческими традициями.

Литература. Первые памятники относятся к кон.XI – нач. XII вв. Основные жанры - летописание, житие и слово: «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о законе и благодати».

Архитектура. Храм Святой Софии в Киеве 1037 года – гигантский для своего времени пятинефный крестовокупольный храм, с трех сторон охваченный двухэтажными галереями. Кроме традиционных отделочных материалов – мрамора, использовался местный красный шифер и поливная керамика. Живопись храма представлена мозайкой (260 кв.м.) и фреской (около 600 кв.м.).

Живопись связана с возникновением и развитием иконописи. Икона (греч. «изображение»). Для ее создания кусок древесины вымачивают в растворе, сушат две недели, обтягивают паволокой (холстом), пролефкасивают (грунтуют), расписывают темперой, замешанной на яичном желтке, покрывают олифой или лаком. Для первых византийских икон характерны темные краски, лики святых сумрачны. Постепенно в иконопись проникают русские черты – краски светлеют, появляются многофигурные композиции («Собор Богородицы», «Покров Богородицы»). Икона начала XII века – «Владимирская Богоматерь».

Появляется книжная миниатюра. «Остромирово Евангелие», созданное в Киеве в 1056-1057 гг., с миниатюрными изображениями евангелистов, написанных на пергаментных листах плотными, сочными красками по золотому фону.

В XII веке происходит распад Киевской Руси, утрата государственной целостности, начинается период феодальной раздробленности, роста городов и образования местных художественных центров.

Владимиро-Суздальское княжество. Возникновение Юрьева-Польского, Димитрова, Москвы и Владимира. Белокаменное строительство. Успенский собор во Владимире (1160) – большой белокаменный одноглавый шестистолпный храм с примыкающими к нему с трех сторон притворами. Резьба по камню- отличительная особенность владимирских храмов. Церковь Покрова на Нерли, заложенная в память о князе Изяславе, сыне Андрея Боголюбского, умершего от ран, полученных в боях. Храм стоит на искусственном холме высотой 4 м., облицованном белокаменными плитами. Маленький, изящный четырехстолпный, высота его стен равна длине, легкая глава поставлена на четырехгранный пьедестал. В украшениях использованы фигуры львов, барсов, грифонов, диких кабанов.

Строительная деятельность князя Всеволода Большое гнездо. Дмитриевский собор (1193-1197), вся поверхность которого испещрена резными изображениями, в символической форме отразившими представления о целом мире.

Новгородское и Псковское княжества.

Типичный образец новгородской архитектуры – церковь Спаса на горе Нередице (1198г.) с толстыми, шероховатыми стенами, широкими и плоскими, далеко выступающими лопатками, массивным барабаном. Для Пскова характерны маленькие бесстолпные одноапсидные храмы, прекрытые системой опирающихся друг на друга сводиков, несущих узкий световой барабанчик. Звонница – особенность псковской архитектуры. Псковская плита недолговечна, поэтому здания белили.

Живопись развивалась в едином русле с архитектурой. В монументальных росписях ослабли византийские черты, увеличились местные особенности: неподвижность фигур, симметрия, орнаментальность, красочность аппликационность, нередки краснофонные иконы. Широкую известность получили «Спас Вседержитель», «Тронная Богоматерь» из Толгского монастыря. Феофан Грек – росписи Спасо-Преображенского собора в Новгороде, двусторонняя икона «Богоматерь Донская», на оборотной стороне изображено «Успение Богородицы».

2. Реализация индивидуального задания «Творчество Феофана Грека»

3. Продолжение лекции.

Московское княжество. Первое упоминание о Москве – 1147. 1156 – год основания Москвы Юрием Долгоруким. Столица расположена на плавной излучине при впадении Неглинки в Москву-реку. Первоначально центром Москвы была деревянная церковь Иоанна, стоявшая около нынешних Боровицких ворот Кремля.. Иван Калита расширил Кремль, построив Успенскийи Архангельский соборы (усыпальницы метрополитов и великих князей). Позже был пристроен каменный придворный Благовещенский собор. Так сложился ансамбль Соборной площади. Кремль был расширен Дмитрием Донским, соорудившим белокаменные стены. Иван III женился на Софье Палеолог, которая привезла с собой итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Он творец главного архитектурного сооружения Кремля – Успенского собора (1475-1479), в котором происходило посажение на престол великого князя. Новые кремлевские стены и башни строились в 1485-1495 гг. план Кремля, площадь которого равна 26,5 га, приближался к форме треугольника. На углах поставлены три круглые башни, середину каждой стороны занимают прямоугольные проездные башни. Главный въезд в Кремль вел по мосту через Спасские (Фроловские) ворота, в XVI веке над ними была надстроена башня, в которой помещены куранты.

Уникальное явление русской культуры – живопись Андрея Рублева (род. В 60-е гг. XIV века-умер в 1427 или 1430гг). Иконы Благовещенского собора: «Воскрешение Лазаря», Успенского собора во Владимире: «Преображение», Звенигородский чин, «Троица» - глубина психологической характеристики персонажей.

4. Реализация индивидуального задания «Творчество Андрея Рублева»

5. Продолжение лекции.

В XV веке происходит образование и утверждение русского государства. Эпоха Ивана Грозного дала идею «Москвы как третьего Рима»: культовое и гражданское строительство, создание общерусского архитектурного стиля: простота конструкции и декоративность интерьера. Собор Василия Блаженного (Покрова на Рву). Симон Ушаковпервый начал писать в иконе объем: «Троица», «Портрет царя Федора».

Искусство Петровской эпохи. Санкт-Петербург основан в 1703 году на одиннадцати островах, сначала как крепость, потом становится столицей. Главный архитектор – Доменико Трезини: здание Двенадцати коллегий, Петропавловская крепость (шпиль – 122м.), дворец Меньшикова и др. Адмиралтейство (арх. Коробов), Невский проспект.

В живописи парсунные портреты (рус. «персона»): Иван Никитин «Портрет напольного гетмана», Андрей Матвеев «Автопортрет с женой».В середине XVIII века расцвет живописи. А.П. Антропов «Портрет А.М. Измайловой», Аргунов «Портрет Е.А. Лобановой-Ростовской».

Федор Степанович Рокотов продолжает развитие камерного портрета и достигает особой поэтической одухотворенности: «Портрет В.Е. Новосильцевой», «Портрет неизвестной в розовом платье». Дмитрий Григорьевич Левицкий –парадный портрет, конкретная трактовка человеческой личности: «Портрет П.А. Демидова», портреты смолянок Хованской и Хрущевоц, Алымовой и др. В.Л. Боровиковский вносит черты бытового портрета: «Портрет М.И. Лопухиной». Появляется жанр исторической живописи, основоположник которого Лосенко: «Прощание Гектора с Андромахой».

В 1735 году обер-архитектором стал Франческо-Бартоломео Растрелли, начинатель стиля барокко в России: Дворцовая площадь Санкт-Петербурга (Зимний дворец, Главный штаб, Александрийский столп), Царское Село (Екатерининский дворец в Пушкине), Большой Петергофский дворец, комплекс Воскресенского (Смольного) монастыря. Специфика русского барокко – жизнеутверждающая функция, пафос гуманизма и просветительства. Между классицизмом и барокко в России нет отчетливой грани. Русское барокко носило придворный характер и было связано с абсолютизмом.

Классицизм – ведущий стиль второй половины XVIII века. Основание в 1757 году Академии художеств. Обращение к классицизму проявляется в сложении четкой системы принципов и приемов, обусловливающих формообразование, основой которого становится римский, а затем греческий ордер. Использование античных орнаментов, форм, пропорций. Основоположник классицизма в русской архитектуре – Михаил Федорович Казаков: здание Сената, Голицынская больница в Москве. Василий Иванович Баженов: проект Кремлевского ансамбля, летняя резиденция Екатерины II Царицыно под Москвой, дом Пашкова в Москве.

Развивается скульптурный портрет: К.Б. Растрелли «Петр I», «Анна Иоанновна с арапчонком»; Федот Шубин; Фальконе «Медный всадник».

6. Реализация индивидуальных заданий:

Творчество Ф.С. Рокотова.

Творчество Д.Г. Левицкого.

Творчество В.Л. Боровиковского

Творчество Ф.Б. Растрелли.

Творчество М.Ф. Казакова.

Творчество В. И. Баженова.

Домашнее задание: готовиться к зачету по русскому искусству.

11 класс

Урок 1

Дата:

Тема: Особенности художественной культуры XIX века.

Цели: знакомство с задачами и содержанием курса; дать характеристику девятнадцатому веку с точки зрения развития общественного сознания и научной мысли, охарактеризовать важнейшие общественные течения и ведущие идеи эпохи и познакомить с их авторами, развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию.

Ход урока:

Наши рекомендации