Этнопсихологический уровень межкультурной коммуникации
Категориальный аппарат этнопсихологии. Этнопсихология как междисциплинарная область знаний. Национальный характер как основная этнопсихологическая категория. Соционические типы наций.
Задание № 2.1.1.Отметьте правильный ответ
Этнопсихология является смежной дисциплиной с:
а) философией;
б) этнографией;
в) филологией;
г) биологией.
Задание № 2.1.2.Отметьте правильный ответ
Обряды жизненного цикла следует изучать на:
а) этнопсихологическом уровне МКК;
б) страноведческом уровне МКК;
в) этнографическом уровне МКК.
Задание № 2.1.3. История взаимоотношениймежду странами изучается в рамках:
а) коммуникативного уровня;
б) страноведческого уровня;
в) этнографического уровня.
Задание № 2.1.4.Отметьте правильный ответ
Понятие “этническое поле” было теоpетически pазpаботано:
а) Мокаевой;
б) Гумилевым;
в) Мухиной;
г) Барониным.
Задание № 2.1.5.Отметьте правильный ответ
Деление на экстравертов и интровертов предложил:
а) Баронин;
в) Фрейд;
г) Юнг;
д) Вунд.
Задание № 2.1.6.Отметьте правильный ответ
Вывод о том, что тип является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой был сделан:
а) Юнгом;
в) Барониным;
г) Аугустинавичюте;
д) Гуленко.
Задание № 2.1.7.Отметьте правильный ответ
Психологический тип русских – это:
а) Сенсорно-логические интроверты;
б) Логико-интуитивные экстраверты;
в) Сенсорно-интуитивные экстраверты;
г) Интуитивно-этические интроверты.
Задание № 2.1.8.Отметьте правильный ответ
Психологический тип американцев – это:
а) Интуитивно-этические интроверты;
б) Сенсорно-этические интроверты;
в) Логико-интуитивные экстраверты;
г) Сенсорно-логические экстраверты.
Задание № 2.1.9.Отметьте правильный ответ
Ощущение красоты и гармонии связывают с полезностью:
а) американцы;
б) англичане;
в) русские;
г) китайцы.
Задание № 2.1.10.Отметьте правильный ответ
Интуитивное видение перспективных направлений, устремленность в будущее, деловой подход ко всему, прагматизм, жесткость, оптимизм, умение быстро перестраиваться, высокая мобильность характеризуют:
а) французов;
б) англичан;
в) американцев;
г) немцев.
Задание № 2.1.11.Отметьте правильный ответ
Генерация новых идей, изобретательность, чувство отдельности от всего остального мира, религиозность, мессианство, терпение, ожидание светлого будущего, мечтательность свойственны:
а) русским;
б) американцам;
в) итальянцам;
г) англичанам.
Задание № 2.1.12. Отметьте правильный ответ
Психологический тип англичан – это:
а)Интуитивно-этические интроверты;
б) Сенсорно-логические интроверты;
в) Логико-интуитивные экстраверты;
г) Сенсорно-интуитивные экстраверты;
История изучения и основные свойства этнических стереотипов
Механизм стереотипизации. Автостереотипы и гетеростереотипы. Основные параметры стереотипов. Роль этнического стереотипа в межкультурной коммуникации. Процессы атрибуции.
Задание № 2.2.1.Выберите правильный вариант:
Более критичными являются :
А. Автостереотипы
Б. Социальные стереотипы
В. Гетеростереотипы
Задание № 2.2.2.Выберите правильный вариант:
А. Атрибуции предшествует категоризация
Б. Категоризации предшествует атрибуция
В. Атрибуция протекает одновременно с категоризацией
Этнографический уровень межкультурной коммуникации
Семейные обряды русских и финнов. Сауна и баня. Русская и финская традиционные кухни.
Задание № 2.3.1.Выберите правильные утверждения:
У финнов и славян было принято рожать в бане, так как:
А. Баня расположена в стороне от дома;
Б. В баню не могли проникнуть злые силы;
В. Баня – это место, где ребенка не могли подменить на уродца.
Задание № 2.3.2.Выберите правильный вариант:
«Раковый сезон» в Финляндии длится:
1. с середины июня до конца июля;
2. с середины августа до конца сентября
С середины июля до конца августа.
2.4. Страноведческий уровень межкультурной коммуникации
(на примере России и Финляндии)
Краткие страноведческие сведения о Финляндии. Из истории русско-финских отношений.
Задание № 2.4.1. Выберите правильный вариант:
Зимняя война между Россией и Финляндией закончилась:
А. в 1940 г.
Б. в 1941 г.
В. В 1939 г.
2.5. Языковой уровень межкультурной коммуникации.
Картина мира ЛКО и ее отражение в языке. Типология картин мира. Явление лакунарности. Классификация языковых и культурологических лакун.
Задание № 2.5.1. Найдите соответствие между ступенями познания и способами отражения действительности:
1. Первая ступень познания 1. Единство анализа и синтеза
2. Вторая ступень познания 2. Зрительное и слуховое восприятия как «сенсорные
предпосылки» знания
3.Третья ступень познания 3. Эмоционально-образный, целостный способ отражения
действительности
45. Выберите правильные варианты:
Ярче всего культурный потенциал языковых фактов выявляется на материале:
А. Фразеологии
Б.Лексики
В. Синтаксиса
Задание № 2.5.2. Найдите соответствие между видами лакун и их содержательным наполнением:
1. Векторные лакуны 1. Слова одного языка, не имеющие эквивалентов в виде слова в
другом языке
2. Абсолютные лакуны 2. Слова, существующие в национальном языке, употребляются
очень редко
3. Относительные лакуны 3. Понятийные объемы слов разных языков не совпадают
Задание № 2.5.3. Выберите правильный вариант:
Возникновение культурно-эмотивных лакун объясняется:
А. Особенностями «склада ума» различных народов
Б. Несовпадением стереотипов относительно других культур
В. Особенностями проявления национального темперамента
Задание № 2.5.4. Найдите соответствие между цветовыми оттенками флага России и их первоначальной трактовкой:
1. Белый 1. Цвет Богоматери
2. Синий 2. Державность
3. Красный 3. Цвет свободы и независимости
2.6. Коммуникативный уровень межкультурной коммуникации.
Определение коммуникативного поведения и модели его описания. Сопоставительный анализ русского и американского коммуникативного поведения. Особенностиамериканского и русского вербального коммуникативного поведения.
Задание № 2.6.1. Выберите правильный вариант:
Для научно-популярного описания коммуникативного поведения народа и для дидактических целей наиболее удобна:
А. Параметрическая модель
Б. Аспектная модель
В. Ситуативная модель
Задание № 2.6.2. Отметьте особенности вербального коммуникативного поведения, общие для русских и американцев:
А.Общительность
Б.Толерантность
В. Самопрезентация
Г. Эмоциональность
Д. Неформальность
2.7. Дидактический уровень межкультурной коммуникации.
Формирование национальной идеи в школе (на примере России и Финляндии).
Направленность образования в российской и финской школе. Отражение в культуре преподавания особенностей национального менталитета. Межличностное взаимодействие учителя и учащихся. Внешний вид российских и финских учителей
Задание № 2.7.1. Выберите правильный вариант:
В среднем разница в программах финской и русской школ составляет:
А. два класса
Б. один класс
В.три класса
Задание № 2.7.2. Выберите правильный вариант:
По сравнению с Финляндией в российских школах большее значение придается:
А. Математической направленности обучения
Б. Гуманитарной направленности обучения
В. Естественно-научной направленности обучения
Задание № 2.7.3. Выберите правильные варианты:
Финские учителя ценят в одежде:
А. Простоту
Б.Элегантность
В.Удобство
Г. Строгость
Д. Практичность
Задание № 2.7.4. Расположите в порядке убывания качества, которые ценят финские учителя в учениках:
А. Исполнительность
Б. Аккуратность
В. Трудоспособность
Г. Инициатива
Д. Прилежание
Задание № 2.7.5. Расположите в порядке возрастания качества, которые ценят русские учителя в учениках:
А. Инициатива
Б. Прилежание
В. Умение мыслить
Г. Активность
Д.Творчество
Задание № 2.7.6. Найдите соответствие между особенностями русского и финского классов:
1. Русский класс 1. Вопросы короткие
2. Финский класс 2. Вопросы развернутые
3.Причинно-следственные вопросы
4. Вопросы называния, описания
5. Диктант как метод обучения
6. Нет диктанта, записывания в тетрадь
7. Много книг, рабочих тетрадей
8. Мало печатного материала
9. Длинные циклы дискуссии
10. Короткие циклы дискуссии
Задание № 2.7.7. Выберите правильный вариант:
«Книгу о нашей стране», где был сконструирован образ финскости написал:
А. Леннрот
Б. Людвиг
В. Топелиус
2.8. Искусствоведческий уровень межкультурной коммуникации.
Музыка в системе межкультурной коммуникации. Образ иностранца в русской литературе. Образ России и русских в финской литературе.
Задание № 2.8.1. Найдите соответствие между видом лада и его характеристикой:
Древнегреческими теоретиками музыкального искусства выделялись следующие лады:
1. Дорийский 1. Страстно-жалобный
2. Лидийский 2. Легкий, доступный
3. Миксолидийский 3. Мужественный и сдержанный
4. Ионийский 4. Плачевный
Задание № 2.8.2. Найдите соответствие между традиционными частями сюит и партит, отражающими различные национальные культуры:
1) аллеманда 1) испанский танец
2) куранта 2) немецкий танец
3) сарабанда 3) английский танец
4) жига 4) французский танец
Задание № 2.8.3. Выберите правильный вариант:
Когда композиторы пишут музыку к кинофильму,театральной постановке и пр., требующую создания определенного национального колорита возникает:
А. Диалог на уровне национальных культур
Б. Бесконтактный диалог
В. Организованный (направленный) диалог
Г. Контактный диалог
Задание № 2.8.4. Выберите правильные варианты:
В русской литературе четыре нации определяются более или менее четко, с присущими им ярко выраженными национальными чертами:
А) немцы
Б) испанцы
В) голландцы
Г) французы
Д) поляки
Е) англичане
Ж) итальянцы
Задание № 2.8.5. Выберите правильные варианты:
К числу финских писателей, доброжелательно относившихся к России можно отнести:
1. Алквиста
2. Суомалайнена
Ярнефельда
4. Крона
Задание № 2.8.6. Выберите правильный вариант:
Иван Грозный в финском фольклоре описывается как:
А. Герой саги
Б. Былинный богатырь
В. Грозный монарх
Задание № 2.8.7. Выберите правильные варианты:
В начале ХХ в. в Финляндии активно переводили писателей:
1. А. Куприна
2. И. Бунина
3. М. Горького
4. Л. Толстого
5. А. Блока
6. Л. Андреева
Задание № 2.8.8. Последователем идей толстовства в Финляндии был:
А. Оксанен
Б. Суонио
В. Ярнефельд
3. Межкультурная коммуникация в туризме.
3.1.Культура как фактор туристской мотивации
Заметки и очерки русских путешественников. Некоторые экономические и культурологические аспекты выездного туризма в Финляндию. Кросскультурный менджмент.
Задание № 3.1.1.Отметьте правильные ответы:
К эгалитарным культурам относятся следующие модели:
1. «Инкубатор»
2. «Семья»
3. «Эйфелева башня»
4. «Управляемая ракета»
Задание № 3.1.2.Отметьте правильные ответы:
Модель «Эйфелева башня» господствует в странах:
Германия
2. Франция
Австрия
4. Канада
Венгрия
Задание № 3.1.3.Отметьте правильные ответы:
Модель «Управляемая ракета» господствует в странах:
1. Китай
Великобритания
США
Дания
5. Румыния
Задание № 3.1.4. Установите соотношение:
1. Высокая степень риска 1. «Крутой парень»
2. Низкая степень риска 2. «Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает».
3. «Культура-процесс»
4. «Делай ставку на свою компанию»
Задание № 3.1.5.Отметьте правильный ответ:
Проактивность – это:
1. Подчинение внешним условиям в большей мере, чем внутренним стремлениям
2. Наличие у каждого человека стремления самому вершить свою судьбу
3. Стремление подняться над окружающими, неуважение к ним
Задание № 3.1.6.Расположите в порядке убывания:
Самыми популярными видами зимнего спорта у россиян во время отдыха в Финляндии обычно являются :
А. катание на мотосанях
Б. горные лыжи
В.плавание в бассейне
Г. катание на лыжах
Задание № 3.1.7.Отметьте правильные ответы:
Наименее популярны у российских туристов летом в Финляндии занятия:
Верховая езда
2. плавание
Гольф
Плавание на яхте
5. сбор ягод
Охота
Задание № 3.1.8.Отметьте правильные ответы:
Причины, по которым поездка в Финляндию была хуже, чем клиент ожидал, согласно опросам, следующие: