Этнопсихологический уровень межкультурной коммуникации

Категориальный аппарат этнопсихологии. Этнопсихология как междисциплинарная область знаний. Национальный характер как основная этнопсихологическая категория. Соционические типы наций.

Задание № 2.1.1.Отметьте правильный ответ

Этнопсихология является смежной дисциплиной с:

а) философией;

б) этнографией;

в) филологией;

г) биологией.

Задание № 2.1.2.Отметьте правильный ответ

Обряды жизненного цикла следует изучать на:

а) этнопсихологическом уровне МКК;

б) страноведческом уровне МКК;

в) этнографическом уровне МКК.

Задание № 2.1.3. История взаимоотношениймежду странами изучается в рамках:

а) коммуникативного уровня;

б) страноведческого уровня;

в) этнографического уровня.

Задание № 2.1.4.Отметьте правильный ответ

Понятие “этническое поле” было теоpетически pазpаботано:

а) Мокаевой;

б) Гумилевым;

в) Мухиной;

г) Барониным.

Задание № 2.1.5.Отметьте правильный ответ

Деление на экстравертов и интровертов предложил:

а) Баронин;

в) Фрейд;

г) Юнг;

д) Вунд.

Задание № 2.1.6.Отметьте правильный ответ

Вывод о том, что тип является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой был сделан:

а) Юнгом;

в) Барониным;

г) Аугустинавичюте;

д) Гуленко.

Задание № 2.1.7.Отметьте правильный ответ

Психологический тип русских – это:

а) Сенсорно-логические интроверты;

б) Логико-интуитивные экстраверты;

в) Сенсорно-интуитивные экстраверты;

г) Интуитивно-этические интроверты.

Задание № 2.1.8.Отметьте правильный ответ

Психологический тип американцев – это:

а) Интуитивно-этические интроверты;

б) Сенсорно-этические интроверты;

в) Логико-интуитивные экстраверты;

г) Сенсорно-логические экстраверты.

Задание № 2.1.9.Отметьте правильный ответ

Ощущение красоты и гармонии связывают с полезностью:

а) американцы;

б) англичане;

в) русские;

г) китайцы.

Задание № 2.1.10.Отметьте правильный ответ

Интуитивное видение перспективных направлений, устремленность в будущее, деловой подход ко всему, прагматизм, жесткость, оптимизм, умение быстро перестраиваться, высокая мобильность характеризуют:

а) французов;

б) англичан;

в) американцев;

г) немцев.

Задание № 2.1.11.Отметьте правильный ответ

Генерация новых идей, изобретательность, чувство отдельности от всего остального мира, религиозность, мессианство, терпение, ожидание светлого будущего, мечтательность свойственны:

а) русским;

б) американцам;

в) итальянцам;

г) англичанам.

Задание № 2.1.12. Отметьте правильный ответ

Психологический тип англичан – это:

а)Интуитивно-этические интроверты;

б) Сенсорно-логические интроверты;

в) Логико-интуитивные экстраверты;

г) Сенсорно-интуитивные экстраверты;

История изучения и основные свойства этнических стереотипов

Механизм стереотипизации. Автостереотипы и гетеростереотипы. Основные параметры стереотипов. Роль этнического стереотипа в межкультурной коммуникации. Процессы атрибуции.

Задание № 2.2.1.Выберите правильный вариант:

Более критичными являются :

А. Автостереотипы

Б. Социальные стереотипы

В. Гетеростереотипы

Задание № 2.2.2.Выберите правильный вариант:

А. Атрибуции предшествует категоризация

Б. Категоризации предшествует атрибуция

В. Атрибуция протекает одновременно с категоризацией

Этнографический уровень межкультурной коммуникации

Семейные обряды русских и финнов. Сауна и баня. Русская и финская традиционные кухни.

Задание № 2.3.1.Выберите правильные утверждения:

У финнов и славян было принято рожать в бане, так как:

А. Баня расположена в стороне от дома;

Б. В баню не могли проникнуть злые силы;

В. Баня – это место, где ребенка не могли подменить на уродца.

Задание № 2.3.2.Выберите правильный вариант:

«Раковый сезон» в Финляндии длится:

1. с середины июня до конца июля;

2. с середины августа до конца сентября

С середины июля до конца августа.

2.4. Страноведческий уровень межкультурной коммуникации

(на примере России и Финляндии)

Краткие страноведческие сведения о Финляндии. Из истории русско-финских отношений.

Задание № 2.4.1. Выберите правильный вариант:

Зимняя война между Россией и Финляндией закончилась:

А. в 1940 г.

Б. в 1941 г.

В. В 1939 г.

2.5. Языковой уровень межкультурной коммуникации.

Картина мира ЛКО и ее отражение в языке. Типология картин мира. Явление лакунарности. Классификация языковых и культурологических лакун.

Задание № 2.5.1. Найдите соответствие между ступенями познания и способами отражения действительности:

1. Первая ступень познания 1. Единство анализа и синтеза

2. Вторая ступень познания 2. Зрительное и слуховое восприятия как «сенсорные

предпосылки» знания

3.Третья ступень познания 3. Эмоционально-образный, целостный способ отражения

действительности

45. Выберите правильные варианты:

Ярче всего культурный потенциал языковых фактов выявляется на материале:

А. Фразеологии

Б.Лексики

В. Синтаксиса

Задание № 2.5.2. Найдите соответствие между видами лакун и их содержательным наполнением:

1. Векторные лакуны 1. Слова одного языка, не имеющие эквивалентов в виде слова в

другом языке

2. Абсолютные лакуны 2. Слова, существующие в национальном языке, употребляются

очень редко

3. Относительные лакуны 3. Понятийные объемы слов разных языков не совпадают

Задание № 2.5.3. Выберите правильный вариант:

Возникновение культурно-эмотивных лакун объясняется:

А. Особенностями «склада ума» различных народов

Б. Несовпадением стереотипов относительно других культур

В. Особенностями проявления национального темперамента

Задание № 2.5.4. Найдите соответствие между цветовыми оттенками флага России и их первоначальной трактовкой:

1. Белый 1. Цвет Богоматери

2. Синий 2. Державность

3. Красный 3. Цвет свободы и независимости

2.6. Коммуникативный уровень межкультурной коммуникации.

Определение коммуникативного поведения и модели его описания. Сопоставительный анализ русского и американского коммуникативного поведения. Особенностиамериканского и русского вербального коммуникативного поведения.

Задание № 2.6.1. Выберите правильный вариант:

Для научно-популярного описания коммуникативного поведения народа и для дидактических целей наиболее удобна:

А. Параметрическая модель

Б. Аспектная модель

В. Ситуативная модель

Задание № 2.6.2. Отметьте особенности вербального коммуникативного поведения, общие для русских и американцев:

А.Общительность

Б.Толерантность

В. Самопрезентация

Г. Эмоциональность

Д. Неформальность

2.7. Дидактический уровень межкультурной коммуникации.

Формирование национальной идеи в школе (на примере России и Финляндии).

Направленность образования в российской и финской школе. Отражение в культуре преподавания особенностей национального менталитета. Межличностное взаимодействие учителя и учащихся. Внешний вид российских и финских учителей

Задание № 2.7.1. Выберите правильный вариант:

В среднем разница в программах финской и русской школ составляет:

А. два класса

Б. один класс

В.три класса

Задание № 2.7.2. Выберите правильный вариант:

По сравнению с Финляндией в российских школах большее значение придается:

А. Математической направленности обучения

Б. Гуманитарной направленности обучения

В. Естественно-научной направленности обучения

Задание № 2.7.3. Выберите правильные варианты:

Финские учителя ценят в одежде:

А. Простоту

Б.Элегантность

В.Удобство

Г. Строгость

Д. Практичность

Задание № 2.7.4. Расположите в порядке убывания качества, которые ценят финские учителя в учениках:

А. Исполнительность

Б. Аккуратность

В. Трудоспособность

Г. Инициатива

Д. Прилежание

Задание № 2.7.5. Расположите в порядке возрастания качества, которые ценят русские учителя в учениках:

А. Инициатива

Б. Прилежание

В. Умение мыслить

Г. Активность

Д.Творчество

Задание № 2.7.6. Найдите соответствие между особенностями русского и финского классов:

1. Русский класс 1. Вопросы короткие

2. Финский класс 2. Вопросы развернутые

3.Причинно-следственные вопросы

4. Вопросы называния, описания

5. Диктант как метод обучения

6. Нет диктанта, записывания в тетрадь

7. Много книг, рабочих тетрадей

8. Мало печатного материала

9. Длинные циклы дискуссии

10. Короткие циклы дискуссии

Задание № 2.7.7. Выберите правильный вариант:

«Книгу о нашей стране», где был сконструирован образ финскости написал:

А. Леннрот

Б. Людвиг

В. Топелиус

2.8. Искусствоведческий уровень межкультурной коммуникации.

Музыка в системе межкультурной коммуникации. Образ иностранца в русской литературе. Образ России и русских в финской литературе.

Задание № 2.8.1. Найдите соответствие между видом лада и его характеристикой:

Древнегреческими теоретиками музыкального искусства выделялись следующие лады:

1. Дорийский 1. Страстно-жалобный

2. Лидийский 2. Легкий, доступный

3. Миксолидийский 3. Мужественный и сдержанный

4. Ионийский 4. Плачевный

Задание № 2.8.2. Найдите соответствие между традиционными частями сюит и партит, отражающими различные национальные культуры:

1) аллеманда 1) испанский танец

2) куранта 2) немецкий танец

3) сарабанда 3) английский танец

4) жига 4) французский танец

Задание № 2.8.3. Выберите правильный вариант:

Когда композиторы пишут музыку к кинофильму,театральной постановке и пр., требующую создания определенного национального колорита возникает:

А. Диалог на уровне национальных культур

Б. Бесконтактный диалог

В. Организованный (направленный) диалог

Г. Контактный диалог

Задание № 2.8.4. Выберите правильные варианты:

В русской литературе четыре нации определяются более или менее четко, с присущими им ярко выраженными национальными чертами:

А) немцы

Б) испанцы

В) голландцы

Г) французы

Д) поляки

Е) англичане

Ж) итальянцы

Задание № 2.8.5. Выберите правильные варианты:

К числу финских писателей, доброжелательно относившихся к России можно отнести:

1. Алквиста

2. Суомалайнена

Ярнефельда

4. Крона

Задание № 2.8.6. Выберите правильный вариант:

Иван Грозный в финском фольклоре описывается как:

А. Герой саги

Б. Былинный богатырь

В. Грозный монарх

Задание № 2.8.7. Выберите правильные варианты:

В начале ХХ в. в Финляндии активно переводили писателей:

1. А. Куприна

2. И. Бунина

3. М. Горького

4. Л. Толстого

5. А. Блока

6. Л. Андреева

Задание № 2.8.8. Последователем идей толстовства в Финляндии был:

А. Оксанен

Б. Суонио

В. Ярнефельд

3. Межкультурная коммуникация в туризме.

3.1.Культура как фактор туристской мотивации

Заметки и очерки русских путешественников. Некоторые экономические и культурологические аспекты выездного туризма в Финляндию. Кросскультурный менджмент.

Задание № 3.1.1.Отметьте правильные ответы:

К эгалитарным культурам относятся следующие модели:

1. «Инкубатор»

2. «Семья»

3. «Эйфелева башня»

4. «Управляемая ракета»

Задание № 3.1.2.Отметьте правильные ответы:

Модель «Эйфелева башня» господствует в странах:

Германия

2. Франция

Австрия

4. Канада

Венгрия

Задание № 3.1.3.Отметьте правильные ответы:

Модель «Управляемая ракета» господствует в странах:

1. Китай

Великобритания

США

Дания

5. Румыния

Задание № 3.1.4. Установите соотношение:

1. Высокая степень риска 1. «Крутой парень»

2. Низкая степень риска 2. «Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает».

3. «Культура-процесс»

4. «Делай ставку на свою компанию»

Задание № 3.1.5.Отметьте правильный ответ:

Проактивность – это:

1. Подчинение внешним условиям в большей мере, чем внутренним стремлениям

2. Наличие у каждого человека стремления самому вершить свою судьбу

3. Стремление подняться над окружающими, неуважение к ним

Задание № 3.1.6.Расположите в порядке убывания:

Самыми популярными видами зимнего спорта у россиян во время отдыха в Финляндии обычно являются :

А. катание на мотосанях

Б. горные лыжи

В.плавание в бассейне

Г. катание на лыжах

Задание № 3.1.7.Отметьте правильные ответы:

Наименее популярны у российских туристов летом в Финляндии занятия:

Верховая езда

2. плавание

Гольф

Плавание на яхте

5. сбор ягод

Охота

Задание № 3.1.8.Отметьте правильные ответы:

Причины, по которым поездка в Финляндию была хуже, чем клиент ожидал, согласно опросам, следующие:

Наши рекомендации