Стратегия для серьезного чтения

Во время второй мировой войны к этому методу прибегали для быстрого развития способностей к учебе. Его цель — «дать возможность учиться лучше, быстрее, с большей эффективностью». Метод оказался настолько полезным, что вошел в учебные программы многих колледжей и университетов США. Как утверждают, он дает припоминание 80% материала спустя 8 часов против обычных в среднем 20%. Этот метод противодействует забвению, заостряя ваше внимание на сути изучаемого, так что вы сразу выделяете основные идеи и при повторном просмотре текста уже держите в уме его структурную композицию. Он основан на упомянутых ранее принципах, но при этом в нем еще точно предусмотрен ряд этапов, сокращенно записываемых как SQ-3R:

S (survoler) — бегло ознакомиться

Q (questionner) — задавать вопросы

Дгерёгег) — делать отметки при чтении

3R I (reciter) — пересказать словами

Hrevoir) — просмотреть повторно

VIII. ЧТЕНИЕ ПО МЕТОДУ SQ-3R

Выберите интересный вам текст или книгу. Важно, чтобы мотивы, побуждающие вас к чтению, были как можно сильнее — для большей концентрации внимания. Вначале вы можете использовать тексты, приведенные в этой главе, или по собственному выбору изучать одну из глав этой книги, например главу 2 («Как работает память»). Применяйте метод в соответствии со сказанным ниже.

Бегло просмотритетекст для выявления его главной мысли.

Поставьте вопросы,т.е. переформулируйте подзаголовки, преобразовав их в вопросы, а затем при чтении текста ищите на них ответы.

Сделайте в тексте отметки,выявляющие его структурную композицию, и при этом постарайтесь найти основные идеи, которые будут ответами на ваши вопросы.

Перескажитепро себя эти идеи одну за другой, останавливаясь в конце длинных абзацев. Сделайте краткие заметки.

Тотчас повторно просмотритетекст, вновь акцентируя внимание на основных идеях и порядке их изложения, т.е. на внутренней структуре текста. У вас должен быть общий профиль, который нужно будет дополнить существенными деталями. Киньте беглый взгляд на свои заметки, чтобы в общих чертах сверить их с текстом и тем самым закрепить его усвоение. Обратите внимание на то, что вы забыли, а также на то, что вспомнили. И наконец (это очень важно!), сделайте собственные комментарии и критические замечания.Удалось ли вам найти ответы на все поставленные вопросы? Убедитесь в том, что вы уяснили себе точку зрения автора. Дайте оценку позиции автора, отталкиваясь от его собственного контекста, попробуйте увидеть эту позицию в перспективе и посмотрите, насколько все друг с другом согласуется. Найдите возражения, неверные данные, ошибки, противоречия, предрассудки и уловки.

При желании, с учетом цели вашего чтения, вы можете упрощать метод, опуская этап «пересказа». Беглый просмотр газет, иллюстрированных и научно-технических журналов, докладов и книг поможет вам сберечь время и усилия: вы сосредоточитесь на том, что вам наиболее интересно. Вы осознаете, как важно сразу еще раз просмотреть только что прочитанный текст: вы можете подкрепить усвоенное, лишь комментируя и обсуждая его тотчас после прочтения. Чтобы идеи улеглись в голове, отведите на это некоторое время, пока текст еще свеж в памяти, — тогда вы усвоите больше. Не ограничивайтесь простым согласием или несогласием с автором. Попробуйте выразить словами, почему ваше мнение именно таково, и в точности описать, что именно вам нравится, а что нет. Таким образом вы разовьете свое критическое чувство и станете искушенным читателем. Если вы будете обсуждать прочитанное с друзьями, то дольше сохраните его в активной зоне вашей памяти.

Краткий конспект

1. Читать с большей эффективностью означает читать с целью запомнить побольше на возможно более долгий срок. Для этого необходимо придать своей мысли структуру.Это можно сделать разными способами. У каждого метода свои достоинства. Испробуйте их все, перед тем как выбрать наиболее вам подходящий. Проявляйте гибкость мышления и обращайтесь при чтении к различным методам. Метод визуализации требует несколько большей тренировки, так как это новый подход. Однако он очень эффективен и применим более широко, чем можно было бы подумать.

2. При чтении зримо воспроизводите в уме образы, подсказываемые текстом. Это позволит восстановить текст по тем элементам, которые произведут на вас наибольшее впечатление или окажутся вам лично ближе всего. Мысленные образы служат подпоркой идеям. Делайте комментариик ним.

3. При изучении текста переходите от общего к частностям,чтобы запомнить самое существенное. Подмечайте основные идеи и структуру их изложения, делайте свои личные комментарии по поводу интересных для вас деталей.

4. Читайте с целью получить конкретные ответы по методу Q3POC.

5. Чтобы легче усваивать материал, пользуйтесь методом SQ-3R.

6. Тотчас же по прочтении повторно просматривайте текст, при возможности делясь своими соображениями с другими людьми.

Примечание.

К какому бы методу вы ни прибегали, приспособьте его к своим надобностям. Только вы сами можете решать, какая степень детализации необходима вам для запоминания. При чтении для себя обычно вполне достаточно запомнить то, что вас поразило и заинтересовало (например, некоторые идеи, образы и т.п.), в то время как при изучении текста необходим объективный и исчерпывающий анализ. В любом случае золотое правило состоит во внимательном отборезапоминаемых элементов и фиксации их в памяти одновременно на разных уровнях: чувственном (сенсорном), интеллектуальном и эмоциональном. Поэтому отмечайте в тексте, анализируйте и комментируйтевсе, что вас заинтересует, — и вы надолго это запомните, если будете время от времени освежать в памяти.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Поставьте себе цель запоминать номера машин своих друзей и близких — постепенно, по одному номеру в день.

Испробуйте разные методы, так вам будет легче найти метод, наиболее для вас подходящий. Не забудьте использовать визуальные коды, методы десяти рисунков и свободных ассоциаций.

2. Попробуйте запомнить номер своего удостоверения о социальном страховании по избранному вами методу.

3. Попробуйте запомнить номера телефонов ваших друзей по методу свободных ассоциаций. Если вы споткнетесь на первом же номере, испытайте другой метод или возьмите другой номер. Дайте своему воображению случай проявить себя: поиск ассоциаций требует времени и навыка.

4. Попытайтесь запомнить номера важных для вас телефонов — телефоны родных, вашего врача, мастера по ремонту телевизора, городских служб, неотложной помощи. Метод запоминания выбирайте себе сами, упражняйтесь и почаще вспоминайте эти номера. По возможности используйте номера, которые вам удалось запомнить.

5. Попробуйте запоминать цены на продукты в магазинах по методу визуализации. Сосредоточьтесь и воспроизведите в уме вид всей этикетки с ценой, делая при этом комментарии по поводу цены. Если вы хотите увеличить трудность упражнения, мысленно сравните цены двух сходных товаров.

6. Выбирайте себе числа, которые случайно попадаются вам на глаза, и задайтесь целью запоминать их по избранному вами методу. Это могут быть номера домов на улице, этажность тех или иных зданий, число ламп в комнате, драгоценных камней в украшениях и т.п. Очень полезно также выучить почтовые индексы в адресах людей, которым мы пишем письма, и дни рождения близких и друзей.

7. Попробуйте запомнить номера своих текущих банковских счетов, сберкнижки или расчетной книжки для оплаты коммунальных услуг.

8. Попробуйте запомнить номера своих водительских прав и паспорта по вашему излюбленному методу (а в дальнейшем — и аналогичных документов членов своей семьи).

9. Обратитесь к своему излюбленному методу, чтобы запомнить секретный код для автоматического получения денег в вашем банке.

УПРАЖНЕНИЯ

I. Зрительные ассоциации облегчают вспоминание научных и технических терминов и иностранных слов. Выберите себе какие-нибудь названия улиц или географические названия. Вначале внимательно вслушайтесь в их звучание и найдите какую-нибудь смысловую ассоциацию в своем родном языке. Затем проанализируйте различные части слова и составьте коротенький рассказик — он активизирует вашу память. И наконец, повторите слово вслух много раз (по возможности с правильным произношением). Например, вот название немецкой деревни Klosterreichenbach — Клостеррай-хенбах. Допустим, вы совсем не знаете языка Гёте. Вслушайтесь в звучание слова и разбейте его на части: Klo — Sterr — Ei — Chen — Bach; это напоминает французу слова Clos — stere — et — chene — Bach (закрытый — кубометр — и — дуб — Бах). Получилась как бы длинная шарада, которую остается лишь зримо нарисовать в уме: вообразите изгородь вокруг кубометра дубовой древесины, охраняемую немецким композитором Бахом в белом парике и коротких штанах. [Русскому читателю тут могла бы помочь, например, такая подсказка: клёш стирай, хан, Бах» — вообразите, как композитор Бах пишет письмо крымскому хану, чтобы тот не забыл постирать свои расклешенные шаровары. — Прим. перев.] Вы видите, что для одного и того же слова возможны разные варианты запоминания.

Примечание.

Для слов, использующих другие алфавиты (кириллицу, арабский, древнееврейский и т.д.) достаточно написать фонетическую транскрипцию, а затем искать смысловую ассоциацию в родном языке.

II. Учите иностранные слова, включая их в контекст какой-нибудь истории, как было показано выше. Для начала возьмите пять слов, потом 10 и наконец 15. Желательно, чтобы ваше произношение поправлял преподаватель или человек, для которого изучаемый вами язык — родной.

III. Улучшайте произношение, развивая у себя фонетический слух и способность анализировать звучание слов, как это было описано выше. Особо отмечайте слова, которые вам трудно выговаривать. Добивайтесь точности произношения и осознавайте особенности звучания; находите аналогичные звуки в вашем родном языке.

IV. Следуя этим советам, повторяйте расхожие фразы, которые могут вам пригодиться при поездке за границу. Прослушивание магнитофонных записей, наговоренных дикторами, для которых данный язык родной, поможет вам окунуться в звуковую среду изучаемого языка. Некоторым певцам свойственна превосходная дикция, так что не упускайте случая воспользоваться этим. (Мелодическая линия создает целую систему ассоциаций; ритм, темп, звуки, аранжировка — все это облегчает запоминание слов и извлечение их из памяти.) Хорошими пособиями могут служить магнитофонные записи Барбары Страйзенд и Фрэнка Синатры на английском языке.

V. Готовьтесь к поездке за границу (даже в далеком будущем или гипотетической), читая газеты соответствующей страны. Начинайте готовиться по крайней мере за месяц до поездки.

VI. За границей осознавайте пределы своих возможностей и освежайте память, посвящая многие дни непосредственно слушанию. Иными словами, не нужно иметь слишком больших амбиций, стремления говорить правильно и мгновенно находить ключевые слова с первых же дней своего приезда. Спокойно воспринимайте свои сомнения и трудности: они неизбежны и вполне нормальны. Хороший способ быстро расширить запас слов для повседневного общения — это смотреть телевизор и слушать радио. (Я всегда придерживаюсь такой тактики, когда еду за границу, и констатирую, что мой язык переходит в активную форму намного быстрее, потому что я сталкиваюсь с гораздо большим набором слов, чем в разговоре при простых случайных контактах.) Последний совет: не будьте слишком разборчивы в выборе теле- и радиопрограмм. Ведь здесь играет роль бытовой язык. В разнообразных передачах, фильмах, хрониках и даже «американских сериалах», несмотря на их поверхностность, диалоги проще для понимания, чем язык новостей, передаваемых часто очень быстро на специфическом языке.

VII. Чтобы не забывать изученный вами иностранный язык, регулярно читайте на нем книги или иные тексты. Сохранить языковый контакт поможет вам периодика — выбирайте себе газеты и журналы интересного для вас профиля.

УПРАЖНЕНИЯ

I. Определите формы своей рассеянности по конкретным ее примерам. Отведите себе неделю на преодоление каждой из этих форм. Попробуйте привлекать изложенные в книге принципы и понаблюдайте, что при этом будет происходить. Вы станете более внимательны, более терпеливы, и у вас выработается больше разнообразных умственных стратегий.

II. Тренируйте свое внимание. Перед тем как куда-нибудь отправиться, остановитесь на минутку. Оглянитесь вокруг себя, подумайте еще раз о том, куда идете, что вам может понадобиться, и убедитесь, что у вас все с собой. Заканчивайте одно дело, прежде чем начать другое. (И при таких привычках вы, например, никогда не оставите перчатки в такси!)

III. Попробуйте ясно осознавать действия, производимые обычно автоматически. Вначале вы будете замечать их только постфактум, когда уже совершили какое-то действие, но постепенно вы начнете ловить себя на том, что делаете, во время самого действия, и даже сможете вовремя себя останавливать.

IV. Когда вы устали или чем-то взволнованы, уделяйте своим действиям вдвое больше внимания. Если нет крайней необходимости, лучше всего отложить дело на потом.

V. Каждый раз, когда вы думаете, как бы не забыть что-то сделать, делайте это тотчас же. Если это невозможно, оставьте себе какую-нибудь подсказку, которая в нужный момент и в нужном месте напомнила бы вам об отложенном деле. Используйте как зрительные, так и слуховые подсказки.

VI. Перед тем как пойти на какой-нибудь вечер, собрание, выступление в городе, спектакль, просмотрите список лиц, которых вы там можете встретить, и зримо вообразите их в контексте, который у вас с ними ассоциируется. Если вы хорошо подготовились, вы будете чувствовать себя более непринужденно, более уверенно и запомните больше интересной для вас информации. (Естественной подготовкой может послужить разговор с кем-нибудь из сопровождающих вас.)

VII. Всякий раз, когда вы оказываетесь в новой для вас местности, старайтесь запоминать направление пути и разного рода ориентиры. Фиксируйте в уме их зрительные образы, когда идете пешком или едете на машине, и по нескольку раз мысленно воспроизводите их.

VIII. С особо важными инструкциями сверяйтесь два раза. Прежде чем перейти к действиям, мысленно проделайте их в уме. (Например, перед приготовлением блюда по какому-нибудь рецепту тщательно все подготовьте.)

IX. Если у вас есть склонность делать несколько дел одновременно, установите приоритеты и попробуйте делать их одно за другим.

X. Если вы безнадежно рассеянны, например довольно часто надеваете на ноги разные носки, возьмите себе в привычку время от времени отвлекаться от своих дел (или мыслей), осматриваться вокруг себя и оценивать ситуацию. Это поможет вам развить в себе чувство контакта с текущей действительностью.



Наши рекомендации