Путь художника - это путь восприятия, так же, как путь философа - это путь мысли, и путь подвижника – любовь
Сезанн сказал: «Приближается день, когда одна морковь, увиденная по новому, вызовет революцию».
Он имел в виду, что если мы посмотрим на любую вещь, независимо от того, насколько она простая или обыкновенная, и действительно пойдем к ее сердцу, что означает к сердцу ее опыта, мы найдем что-то столь необычное, что резко изменит способ видения себя, других и мира. Это и есть настоящая революция, которая делает бледными все другие революции.
Художник пытается сделать то, что выражает и вызывает эту реализацию, что-то, что приводит зрителя непосредственно к этому эмпирическому пониманию. Художник пытается спровоцировать эту революцию.
Художник пытается представить, то есть, пред-ставить, снова представить видение опыта, который вызывает свою реальность, сделать что-то, имеющее власть привлечения зрителя в свою собственную реальность.
Это то, что пытался запечатлеть французский художник Пьер Боннар (PierreBonnard): вневременной момент восприятия, до того, как мышление разделило мир на воспринимающий субъект и воспринимаемый объект, и затем далее разделило объект на «десять тысяч вещей».
И как же выглядит это видение в представлении Боннара? Это был мир, переполненый цветом, интенсивностью, гармонией и танцами с жизненной силой. Это был мир, в котором края ванны или старые деревянные доски получили такое же внимание, ту же любовь, как овал щеки или жест руки.
Это был тот же момент, который хотел вызвать Уильям Блейк (WilliamBlake). Когда его спросили: «Так что же, когда восходит Солнце, вы не видите схожесть круглого огненного диска с гинеей?» Блейк ответил: «О нет, нет. Я вижу несметное количество ангелов, восклицающих: «Святой, Святой, Святой Господь Бог Всемогущий!»
Аналогичным образом Уильям Тёрнер (WilliamTurner), как сообщается, поздно вечером возвращаясь домой от Хэмпстед-хит с мольбертом под рукой, встретил местного жителя, остановившего его и попросившего показать картину. Посмотрев на нее некоторое время, человек заметил: «Г-н Тернер, я никогда не видел подобный закат солнца над Хэмпстед-хит», на что Тёрнер ответил, «А вы хотели бы увидеть»?
Тело и ум художника - это среда, через которую природа интерпретирует сама себя. Это – среда, через которую природа исследует и реализует свою собственную идентичность. Как Сезанн сказал: «Я стал субъективным сознанием ландшафта и моя картина стала его объективным сознанием».
Посмотрите за окном. Что там есть в этом вневременном моменте, прежде чем мышление со временем назовет это улицей, зданием или пейзажем? Отведите некоторое время, чтобы ответить на этот вопрос из опыта, а не из мысли.
Что такое там есть, прежде чем мышление назовет это восприятием, ощущением или просто испытыванием? Что такое там есть, прежде чем успела появиться мысль и определить наше Я в теле?
Эта доля момента времени на самом деле - не момент времени. Это единственное и вездесущее сейчас. Вот чему Пьер Боннар пытался придать форму.
Когда мы действительно видим, или действительно переживаем, тогда нет места для мыслей. В самом деле в чистом испытывании никогда нет места для отдельного внутреннего Я и отдельного внешнего объекта, других или мира. И все, что известно - это чистое переживание.
Этот вечный, свободный от мысли опыт чистого восприятия известен как опыт красоты. Когда мысль повторяется и снова делит восприятие на две части — отдельное внутреннее Я и отдельный внешний объект, других или мир — она воображает, что внутреннее Я испытывает красоту, и что объект, другие или мир сами являются красивыми.
Другими словами мысль воображает красоту, как свойство объектов.
Однако красота является, по сути, просто одним из названий, которые даются опыту, когда он освобождается от дуалистической интерпретации мысли.
Все восприятия сделаны из красоты так же, как все чувства сделаны из любви. В самом деле, красота и любовь идентичны — они являются сущностной природой всего опыта — только «красота», как правило, слово, которое используется, когда восприятие освобождается от наложенного убеждения, и «любовь» - слово, которое используется, когда чувства освобождаются от наложенного убеждения. Аналогичным образом «понимание» -это слово, которое используется, когда мышление освобождается от наложенного убеждения или сомнения.
Искусство исцеляет фундаментальное недомогание нашей культуры, чувство отчужденности, отчаяния, разделения, тоски по любви.
Мы не рассматриваем произведение искусства, мы участвуем в нем.
Природа искусства - это возвращение мира, который мы отвергли, мира, который мы сочли другим, отдельным, сделанным из мертвой материи... в приближении его, его известности, в реализации нашего Я - единого с каждым его творением.
Это не отношения, состоящие из видения или слышания — они слишком далеки — это отношения любви, близости и непосредственности.
Художник -это тот, кто не забывает свободу, невинность, свежесть и близость опыта.
Роль художника заключается в передаче человечеству глубочайшего опыта реальности. Искусство – это память. Это любовь. Это как меч, который различает проявление и реальность.