Восход солнца; изображалось обычно держащим палец правой руки у рта, поэтому 11 страница

4 Лукиан (ок. 120--180 н.э.) -- знаменитый древнегреческий

сатирик, автор многочисленных диалогов, памфлетов и сатирических рассказов,

в которых зло осмеивал религиозные представления языческой мифологии и

раннего христианства.

5 Батрахомиомахия (то есть "Война мышей и лягушек") --

древнегреческая поэма (V в. до н.э.), в которой борьба лягушек и мышей

описана наподобие война троянцев с ахеянами, изображенной в "Илиаде". Во

времена Эразма "Батрахомиомахия" приписывалась, по античной традиции,

Гомеру.

6 Среди приписываемых знаменитому римскому поэту Публию

Вергилию Марону (70--19 до н.э.) стихотворений есть две маленькие шуточные

поэмы, на которые и намекает здесь Эразм.

7 Публий Овидий Назон (43 до н.э. -- 18 н.э.) -- один из

крупнейших римских поэтов.

8 Исократ (436--338 до н.э.) -- знаменитый афинский оратор,

автор многочисленных речей и декламации. В речи "Бусирид" он исправляет и

дополняет софиста Поликрата, восхвалявшего легендарного египетского царя

Бусирида, который приносил в жертву богам всех прибывавших в Египет

чужеземцев.

9 Намек па рассуждения софиста Главка в диалоге Платона,

"Государство" (II, 2).

10 Фаворин из Арелата (ныне Арль во Франции) -- греческий

ритор и философ (II в. н.э.); Терснт -- ахейский воин, изображенный

безобразным, дерзким и злым ("Илиада", II, 216--219).

!1 Синесий Киренский (370--413 н.э.) -- философ-неоплатоник

александрийской школы; принял христианство и был митрополитом Киренского

пятиградия (в Северной Африке). Среди произведений Синесия до нас дошло

шутливое "Похвальное слово плеши".

12 Эразм имеет в виду "Похвальное слово мухе" Лукиана.

13 Луций Анней Стека (I в. н.э.) -- знаменитый римский

философ-стоик. Эразм имеет в виду сатиру "Отыквление", написанную Сенекой на

смерть императора Клавдия.

14 В одном из сочинений выдающегося греческого

писателя-моралиста Плутарха (ок. 46--126 н.э.) выведен Грилл -- спутник

Улисса (Одиссея), превращенный (как и его товарищи) волшебницей Цирцеей в

свинью. Предпочитая оставаться в этом состоянии, Грилл убеждает Одиссея в

преимуществах четвероногих над двуногими.

15 Апулей (род. ок. 124 н.э.) -- известный римский писатель.

Его роман "Метаморфозы" ("Золотой Осел") по основной сюжетной схеме близок к

приписываемой Лукиану повести "Лукий, или Осел". В обоих произведениях

рассказывается о приключениях юноши, превратившегося в осла.

16 "Завещание поросенка" -- шуточное анонимное сочинение на

латинском языке (III или IV в. н.э.).

17 Иероним (ок. 340--420 н.э.) из Далмации -- известный

теолог, автор многих богословских сочинений; ему принадлежит латинский

перевод Библии, так называемая "Вульгата". Эразм издал в 1516 году полное

собрание сочинений св. Иеронима, снабдив их своими комментариями.

18 Филавтия -- Самолюбие (греч.). Ниже (гл. IX) упомянута в

числе спутниц Глупости.

19 Децим Юний Ювенал (I--II вв. н.э.) -- знаменитый

древнеримский поэт-сатирик, бичевавший римские нравы императорской эпохи.

20 Томас Мор начал свою деятельность как адвокат.

21 Дата, по-видимому, ошибочная (возможно, опечатка первого

издания). "Похвальное слово Глупости" написано не раньше 1510 года, издано

впервые в 1511 году.

Глава I

1 Непента -- упоминаемое в "0дисссе" растение, которое

усиливало опьяняющее действие кипа.

2 Трофониева пещера -- оракул Зевса в Беотии. Обстановка, в

которой давались предсказания, была настолько ужасна, что все побывавшие в

пещере выходили из нее потрясенные.

Глава II

' Царь Фригии Мидас, присутствовавший при состязании Аполлона с Паном,

предпочел простую свирель Пана кифаре Аполлона. В наказание оскорбленный бог

наградил его ослиными ушами (греч. миф.}.

2 Имеется в виду течение в древнегреческой философии (V--IV

вв. до н.э.), взгляды представителей которого (Горгия, Протагора, Продика,

Гиппия и др.) были проникнуты скептицизмом, субъективизмом и релятивизмом.

Они называли себя софистами (от греч. "софия"--мудрость) и обучали

"мудрости", прежде всего -- умению аргументировать любой тезис. Сократ,

Платон и Аристотель осуждали софистов, противопоставляя их учению

объективные и общеобязательные нормы разума и морали. Со временем термином

"софистика" стали обозначать "мнимую мудрость" (по определению Аристотеля).

3 Солон (ок. 63S -- ок. 559 до н.э.) -- законодатель древних

Афин и один из древнейших аттических поэтов. Солона греки считали одним из

величайших мудрецов.

Глава III

1 Фаларид (VI в. до н.э.)--тиран Агригента (Сицилия),

отличавшийся крайней жестокостью. Лукиан написал два "Слова" о Фалариде:

первое произносят в защиту тирана его посланцы, обращаясь к жрецам Аполлона

и народу дельфийскому, второе, ответное, -- один из дельфийцев,

Глава IV

1 Стулътиция -- глупость (лат.).

Глава V

1 Фалес из Милета (ок. 624--547 до н.э.) -- родоначальник

античной философии, впервые высказавший идею о единой материальной основе

мира (считая такой основой воду). Один из так называемых "семи греческих

мудрецов".

Глава VI

1 Двуязычные -- то есть знающие греческий и латинский языки.

Глава VII

1 Иапет -- титан, отец титанов Прометея, Эпиметея и Атланта.

2 Плутос -- греческий бог богатства.

3 Гесиод -- древнегреческий поэт VIII--VII вв. до н.э.; ему

принадлежат две большие дидактические поэмы "Труды и дни" и "Теогония"

("Происхождение богов").

4 Так Гомер и Гесиод неоднократно называют Зевса (Юпитера).

5 Греческая мифология насчитывала 12 главных (верховных)

богов и богинь.

6 Неотета -- Юность (греч.).

7 Хромой кузнец -- Гефест, греческий бог огня и кузнечного

ремесла.

6 В комедии великого древнегреческого комедиографа

Аристофана (ок. 445--385 до н.э) "Богатство" бог богатства Плутос выведен в

образе слепого старика.

Глава VIII

1 На острове Делосе, который носился до этого по морским

волнам, родился бог Аполлон. Из морской пены возникла богиня Афродита (греч.

миф.).

2 Намек на миф о рождении Зевса.

3 Молий--растение, употреблявшееся древними как средство

против колдовских чар. Панацея -- мифическая трава, исцеляющая все болезни.

4 Адонис -- прекрасный юноша, любимец Афродиты; бил

растерзан вепрем во время охоты, а затем превращен богиней в цветок (греч.

миф.). Сады Адониса -- поговорка, обозначающая все непрочное, быстро

преходящее, доставляющее лишь кратковременное удовольствие.

5 Кронид -- сын Крона, то есть Зевс. Крон, зная, что он

будет свергнут одним из сыновей, проглатывал всех своих детей, как только

они рождались. Младшего сына, Зевсa., мать его Рея родила в пещере на

острове Крите и, спрятав от отца, поручила заботам нимф, которые вскормили

его молоком божественной козы Амалфеи (греч. миф.).

6 Метэ -- Опьянение (греч.).

7 Апедия -- Невоспитанность (греч.).

Глава IX

1 Колакия -- Лесть (греч.).

2 Лета--Забвение (греч.).'

3 Мисопония -- Лень (греч.).

4 Гедопэ -- Наслаждение (греч.).

5 Анойя -- Безумие (греч.).

6 Трифэ -- Чревоугодие (греч.).

7 Комос -- Разгул (греч.).

8 Негретос Гипнос -- Непробудный сон (греч.).

Глава XI

1 Эгида -- щит Зевса, сделанный из кожи выкормившей его козы

Амалфеи (греч. миф.).

2 Эразм говорит об этике стоицизма, философского учения,

основанного древнегреческим философом Зеноном (IV--III вв. до н.э.) и

получившего широкое распространение в Римской империи (Сенека, Эпиктет, Марк

Аврелий и др.). Стоики проповедовали отказ от радостей жизни и подчинение

всех человеческих страстей и чувств разуму.

3 Но мысли древнегреческого философа Пифагора (VI в. до

н.э.), в основе всего сущего лежит число.

4 Тит Лукреций Кар (ок. 99--55 до н.э.)--знаменитый римский

поэт и философ-материалист. Его поэма "О природе вещей" начинается гимном

Венере:

"Рода Энеева мать, людей и бессмертных услада,

О благая Венера!"

(Перевод Ф. Петровского.)

Глава XII

1 Слова из трагедии великого древнегреческого трагика

Софокла (ок. 497--40й до н.э.) "Аянт Биченосец" (554).

Глава XIII

1 Метаморфоза -- превращение (греч.).

2 Эразм намекает на смену из комедии "Купец" (акт II, сц. 2)

великого римского комедиографа Тита Макция Плавта (ок. 254--184 до н.э.).

3 Нестор -- мудрый и красноречивый старец, старейший из

ахейских царей, осаждавших Трою. Стремясь смягчить гнев спорящих Ахилла и

Агамемнона Нестор

"...сладкоречивый восстал...

Речи из уст его вещих сладчайшие меда лилися".

("Илиада", I, 248--249; перевод Н. Гнедича.)

4 "Илиада", III, 152.

5 "Одиссея", XVII, 218.

Глава XIV

1 Акарнания -- область на севере Греции; жители Акарнании

занимались свиноводством.

2 Эразм намекает на голландскую пословицу: "Чем старше, тем

глупее брабантец; чем старше, тем тупее голландец".

3 Медея, Цирцея (Кирка)--могущественные волшебницы, героини

многих древнегреческих мифов.

4 Глупость смешивает и путает несколько различных мифов.

5 Некоторые древнегреческие предания отождествляют

лесбосского юношу Фаона, отвергшего любовь великой поэтессы Сафо (VI до

н.э.), с Адонисом, любимцем Афродиты (Венеры), которому богиня даровала

вечную юность.

Глава XV

1 Вакх (Дионис) -- бог вина, сын Зевса и фиванской царевны

Семелы; он родился недоношенным, поэтому Зевс зашил его к себе в бедро, и

Дионис вторично родился из бедра своего отца (греч. миф.).

2 Лесной бог Пан, разгневавшись, насылал на людей

"панический" ужас (греч. миф.).

3 Горгона -- чудовище, взгляд которого обращал людей в

камень. Герой Персей победил Горгону, и богиня Афина-Паллада прикрепила ее

голову к своему щиту.

4 Флора -- римская богиня цветов и весны. Празднества в ее

честь сопровождались бурным весельем и разгулом.

5 Эндимион -- прекрасный юноша, любимец богини Артемиды

(римской Дианы). По другим мифам, Эндимиона любила богиня Луны, которая

погрузила его в вечный сон.

6 Мом -- греческий бог злословия.

7 Богиня Ата олицетворяла пагубное заблуждение. Зевс,

разгневавшись однажды, сбросил Ату на землю и запретил ей возвращаться на

Олимп.

8 Приап-- римский бог плодородия, покровитель полей и садов,

позднее -- бог сладострастия. Его изображения делались обычно из дерева.

9 Силен -- воспитатель и постоянный спутник бога Диониса

(греч. ;лиф.); кордак--разнузданный бурный танец в древне-аттической

комедии.

10 Полифем--свирепый одноглазый великан (циклоп),

ослепленный Одиссеем.

11 Ателланские фарсы -- древнеримские народные драматические

представления часто непристойного содержания, обычно включавшие в себя

пляски сатиров; названы так по месту возникновения (город Ателла в

Кампании).

12 Гарпократ - древнеегипетское божество, олицетворявшее

восход солнца; изображалось обычно держащим палец правой руки у рта, поэтому

Наши рекомендации