Восход солнца; изображалось обычно держащим палец правой руки у рта, поэтому 11 страница
4 Лукиан (ок. 120--180 н.э.) -- знаменитый древнегреческий
сатирик, автор многочисленных диалогов, памфлетов и сатирических рассказов,
в которых зло осмеивал религиозные представления языческой мифологии и
раннего христианства.
5 Батрахомиомахия (то есть "Война мышей и лягушек") --
древнегреческая поэма (V в. до н.э.), в которой борьба лягушек и мышей
описана наподобие война троянцев с ахеянами, изображенной в "Илиаде". Во
времена Эразма "Батрахомиомахия" приписывалась, по античной традиции,
Гомеру.
6 Среди приписываемых знаменитому римскому поэту Публию
Вергилию Марону (70--19 до н.э.) стихотворений есть две маленькие шуточные
поэмы, на которые и намекает здесь Эразм.
7 Публий Овидий Назон (43 до н.э. -- 18 н.э.) -- один из
крупнейших римских поэтов.
8 Исократ (436--338 до н.э.) -- знаменитый афинский оратор,
автор многочисленных речей и декламации. В речи "Бусирид" он исправляет и
дополняет софиста Поликрата, восхвалявшего легендарного египетского царя
Бусирида, который приносил в жертву богам всех прибывавших в Египет
чужеземцев.
9 Намек па рассуждения софиста Главка в диалоге Платона,
"Государство" (II, 2).
10 Фаворин из Арелата (ныне Арль во Франции) -- греческий
ритор и философ (II в. н.э.); Терснт -- ахейский воин, изображенный
безобразным, дерзким и злым ("Илиада", II, 216--219).
!1 Синесий Киренский (370--413 н.э.) -- философ-неоплатоник
александрийской школы; принял христианство и был митрополитом Киренского
пятиградия (в Северной Африке). Среди произведений Синесия до нас дошло
шутливое "Похвальное слово плеши".
12 Эразм имеет в виду "Похвальное слово мухе" Лукиана.
13 Луций Анней Стека (I в. н.э.) -- знаменитый римский
философ-стоик. Эразм имеет в виду сатиру "Отыквление", написанную Сенекой на
смерть императора Клавдия.
14 В одном из сочинений выдающегося греческого
писателя-моралиста Плутарха (ок. 46--126 н.э.) выведен Грилл -- спутник
Улисса (Одиссея), превращенный (как и его товарищи) волшебницей Цирцеей в
свинью. Предпочитая оставаться в этом состоянии, Грилл убеждает Одиссея в
преимуществах четвероногих над двуногими.
15 Апулей (род. ок. 124 н.э.) -- известный римский писатель.
Его роман "Метаморфозы" ("Золотой Осел") по основной сюжетной схеме близок к
приписываемой Лукиану повести "Лукий, или Осел". В обоих произведениях
рассказывается о приключениях юноши, превратившегося в осла.
16 "Завещание поросенка" -- шуточное анонимное сочинение на
латинском языке (III или IV в. н.э.).
17 Иероним (ок. 340--420 н.э.) из Далмации -- известный
теолог, автор многих богословских сочинений; ему принадлежит латинский
перевод Библии, так называемая "Вульгата". Эразм издал в 1516 году полное
собрание сочинений св. Иеронима, снабдив их своими комментариями.
18 Филавтия -- Самолюбие (греч.). Ниже (гл. IX) упомянута в
числе спутниц Глупости.
19 Децим Юний Ювенал (I--II вв. н.э.) -- знаменитый
древнеримский поэт-сатирик, бичевавший римские нравы императорской эпохи.
20 Томас Мор начал свою деятельность как адвокат.
21 Дата, по-видимому, ошибочная (возможно, опечатка первого
издания). "Похвальное слово Глупости" написано не раньше 1510 года, издано
впервые в 1511 году.
Глава I
1 Непента -- упоминаемое в "0дисссе" растение, которое
усиливало опьяняющее действие кипа.
2 Трофониева пещера -- оракул Зевса в Беотии. Обстановка, в
которой давались предсказания, была настолько ужасна, что все побывавшие в
пещере выходили из нее потрясенные.
Глава II
' Царь Фригии Мидас, присутствовавший при состязании Аполлона с Паном,
предпочел простую свирель Пана кифаре Аполлона. В наказание оскорбленный бог
наградил его ослиными ушами (греч. миф.}.
2 Имеется в виду течение в древнегреческой философии (V--IV
вв. до н.э.), взгляды представителей которого (Горгия, Протагора, Продика,
Гиппия и др.) были проникнуты скептицизмом, субъективизмом и релятивизмом.
Они называли себя софистами (от греч. "софия"--мудрость) и обучали
"мудрости", прежде всего -- умению аргументировать любой тезис. Сократ,
Платон и Аристотель осуждали софистов, противопоставляя их учению
объективные и общеобязательные нормы разума и морали. Со временем термином
"софистика" стали обозначать "мнимую мудрость" (по определению Аристотеля).
3 Солон (ок. 63S -- ок. 559 до н.э.) -- законодатель древних
Афин и один из древнейших аттических поэтов. Солона греки считали одним из
величайших мудрецов.
Глава III
1 Фаларид (VI в. до н.э.)--тиран Агригента (Сицилия),
отличавшийся крайней жестокостью. Лукиан написал два "Слова" о Фалариде:
первое произносят в защиту тирана его посланцы, обращаясь к жрецам Аполлона
и народу дельфийскому, второе, ответное, -- один из дельфийцев,
Глава IV
1 Стулътиция -- глупость (лат.).
Глава V
1 Фалес из Милета (ок. 624--547 до н.э.) -- родоначальник
античной философии, впервые высказавший идею о единой материальной основе
мира (считая такой основой воду). Один из так называемых "семи греческих
мудрецов".
Глава VI
1 Двуязычные -- то есть знающие греческий и латинский языки.
Глава VII
1 Иапет -- титан, отец титанов Прометея, Эпиметея и Атланта.
2 Плутос -- греческий бог богатства.
3 Гесиод -- древнегреческий поэт VIII--VII вв. до н.э.; ему
принадлежат две большие дидактические поэмы "Труды и дни" и "Теогония"
("Происхождение богов").
4 Так Гомер и Гесиод неоднократно называют Зевса (Юпитера).
5 Греческая мифология насчитывала 12 главных (верховных)
богов и богинь.
6 Неотета -- Юность (греч.).
7 Хромой кузнец -- Гефест, греческий бог огня и кузнечного
ремесла.
6 В комедии великого древнегреческого комедиографа
Аристофана (ок. 445--385 до н.э) "Богатство" бог богатства Плутос выведен в
образе слепого старика.
Глава VIII
1 На острове Делосе, который носился до этого по морским
волнам, родился бог Аполлон. Из морской пены возникла богиня Афродита (греч.
миф.).
2 Намек на миф о рождении Зевса.
3 Молий--растение, употреблявшееся древними как средство
против колдовских чар. Панацея -- мифическая трава, исцеляющая все болезни.
4 Адонис -- прекрасный юноша, любимец Афродиты; бил
растерзан вепрем во время охоты, а затем превращен богиней в цветок (греч.
миф.). Сады Адониса -- поговорка, обозначающая все непрочное, быстро
преходящее, доставляющее лишь кратковременное удовольствие.
5 Кронид -- сын Крона, то есть Зевс. Крон, зная, что он
будет свергнут одним из сыновей, проглатывал всех своих детей, как только
они рождались. Младшего сына, Зевсa., мать его Рея родила в пещере на
острове Крите и, спрятав от отца, поручила заботам нимф, которые вскормили
его молоком божественной козы Амалфеи (греч. миф.).
6 Метэ -- Опьянение (греч.).
7 Апедия -- Невоспитанность (греч.).
Глава IX
1 Колакия -- Лесть (греч.).
2 Лета--Забвение (греч.).'
3 Мисопония -- Лень (греч.).
4 Гедопэ -- Наслаждение (греч.).
5 Анойя -- Безумие (греч.).
6 Трифэ -- Чревоугодие (греч.).
7 Комос -- Разгул (греч.).
8 Негретос Гипнос -- Непробудный сон (греч.).
Глава XI
1 Эгида -- щит Зевса, сделанный из кожи выкормившей его козы
Амалфеи (греч. миф.).
2 Эразм говорит об этике стоицизма, философского учения,
основанного древнегреческим философом Зеноном (IV--III вв. до н.э.) и
получившего широкое распространение в Римской империи (Сенека, Эпиктет, Марк
Аврелий и др.). Стоики проповедовали отказ от радостей жизни и подчинение
всех человеческих страстей и чувств разуму.
3 Но мысли древнегреческого философа Пифагора (VI в. до
н.э.), в основе всего сущего лежит число.
4 Тит Лукреций Кар (ок. 99--55 до н.э.)--знаменитый римский
поэт и философ-материалист. Его поэма "О природе вещей" начинается гимном
Венере:
"Рода Энеева мать, людей и бессмертных услада,
О благая Венера!"
(Перевод Ф. Петровского.)
Глава XII
1 Слова из трагедии великого древнегреческого трагика
Софокла (ок. 497--40й до н.э.) "Аянт Биченосец" (554).
Глава XIII
1 Метаморфоза -- превращение (греч.).
2 Эразм намекает на смену из комедии "Купец" (акт II, сц. 2)
великого римского комедиографа Тита Макция Плавта (ок. 254--184 до н.э.).
3 Нестор -- мудрый и красноречивый старец, старейший из
ахейских царей, осаждавших Трою. Стремясь смягчить гнев спорящих Ахилла и
Агамемнона Нестор
"...сладкоречивый восстал...
Речи из уст его вещих сладчайшие меда лилися".
("Илиада", I, 248--249; перевод Н. Гнедича.)
4 "Илиада", III, 152.
5 "Одиссея", XVII, 218.
Глава XIV
1 Акарнания -- область на севере Греции; жители Акарнании
занимались свиноводством.
2 Эразм намекает на голландскую пословицу: "Чем старше, тем
глупее брабантец; чем старше, тем тупее голландец".
3 Медея, Цирцея (Кирка)--могущественные волшебницы, героини
многих древнегреческих мифов.
4 Глупость смешивает и путает несколько различных мифов.
5 Некоторые древнегреческие предания отождествляют
лесбосского юношу Фаона, отвергшего любовь великой поэтессы Сафо (VI до
н.э.), с Адонисом, любимцем Афродиты (Венеры), которому богиня даровала
вечную юность.
Глава XV
1 Вакх (Дионис) -- бог вина, сын Зевса и фиванской царевны
Семелы; он родился недоношенным, поэтому Зевс зашил его к себе в бедро, и
Дионис вторично родился из бедра своего отца (греч. миф.).
2 Лесной бог Пан, разгневавшись, насылал на людей
"панический" ужас (греч. миф.).
3 Горгона -- чудовище, взгляд которого обращал людей в
камень. Герой Персей победил Горгону, и богиня Афина-Паллада прикрепила ее
голову к своему щиту.
4 Флора -- римская богиня цветов и весны. Празднества в ее
честь сопровождались бурным весельем и разгулом.
5 Эндимион -- прекрасный юноша, любимец богини Артемиды
(римской Дианы). По другим мифам, Эндимиона любила богиня Луны, которая
погрузила его в вечный сон.
6 Мом -- греческий бог злословия.
7 Богиня Ата олицетворяла пагубное заблуждение. Зевс,
разгневавшись однажды, сбросил Ату на землю и запретил ей возвращаться на
Олимп.
8 Приап-- римский бог плодородия, покровитель полей и садов,
позднее -- бог сладострастия. Его изображения делались обычно из дерева.
9 Силен -- воспитатель и постоянный спутник бога Диониса
(греч. ;лиф.); кордак--разнузданный бурный танец в древне-аттической
комедии.
10 Полифем--свирепый одноглазый великан (циклоп),
ослепленный Одиссеем.
11 Ателланские фарсы -- древнеримские народные драматические
представления часто непристойного содержания, обычно включавшие в себя
пляски сатиров; названы так по месту возникновения (город Ателла в
Кампании).
12 Гарпократ - древнеегипетское божество, олицетворявшее
восход солнца; изображалось обычно держащим палец правой руки у рта, поэтому