Ранняя или западная lbk
Считается, что этот вариант возник в 5700 — 5500 гг. до н. э. в западной Венгрии и прилегающих к ней регионахГермании, Австрии и Чехии[12]. Внутри него также различают отдельные варианты. Окончание ранней фазы датируется 5200 г. до н. э., когда западная LBK появляется на территории Нидерландов, а в Австрии появляется вариант «нотной» керамики, в которой на линиях появляются наколотые ямки («ноты»). «нотная» керамика, характерная для средней фазы LBK, распространяется отсюда на восток — на территорию Румынии и Украины. В поздней фазе (5000 — 4500 гг. до н. э.) появляется «накольчатая» керамика, которая также распространяется из Центральной Европы на восток.
Железовская культура
Переходная от поздней фазы западной LBK к культуре Лендьел.
Восточная LBK
Развивается в восточной Венгрии не несколько столетий позже западного варианта[12]. Эта территория ранее была занята старчево-кришской культурой (по одним данным — ок. 6100 г. до н. э.[40], по другим — до 5400 г. до н. э.[41]). Последняя распространялась по долине реки Тисы на север до гор Бюкк, где в ту эпоху процветала мезолитическаякультура, продававшая окрестным племенам изделия из местного кремня.
Здесь ок. 5330 — 4940 гг. до н. э. существовала ранняя восточная LBK[41], называемая также Alföld Culture или ALV (от венгерского названия Alföldi Vonaldíszes Kerámia). Одни авторы считают её происходящей непосредственно изстарчево-кришской культуры[8], так как внутри неё различают переходные варианты, которые могут быть отнесена как к старчево-кришской культуре, так и к LBK. По традиции первой керамику украшали орнаментом, нанесенным белой краской, но края белых полос были врезанными, как в LBK.
Тем не менее, как отмечалось выше, появление неолитической культуры на севере не сопровождалось переселением южан на территорию северных племен, это был акт заимствования или подражания чужой культурной традиции. К 5770 — 5230 гг. до н. э. старчево-кришская культура вступила в завершающую фазу своего развития там, где она ранее существовала, то есть южнее ареала LBK[41]. Эту позднюю фазу старчево-кришской культуры называют также прото-Винча, так как в 5390 — 4960 гг. до н. э. на её месте возникла культура Винча. Для предположения о тесной связи между старчево-кришской культурой и восточной LBK нет никаких оснований. Экономика LBK существенно отличалась от старчево-кришской. Последняя, как и другие балканские культуры, была основана на разведении овец, в то время как LBK — на свиноводстве и разведении крупного рогатого скота, которые были, по-видимому, одомашнены из местных диких видов. Кроме того, племена LBK продолжали активно пополнять свой рацион за счет дичи.
В период 5260 — 4880 гг. до н. э. восточная LBK также распадается на ряд местных вариантов [41][8], среди которых, в частности, выделяют буковогорскую культуру, которая постепенно становится преобладающей. Их керамика отличается особым изяществом. Конец традиции восточной LBK не столь ясен, как западной. На этой территории появляется другая культура, которая либо не может быть отнесена к традиции LBK, либо является переходной от LBK к культуре Тисаполгар.
Памятники неолита в Крыму
Неолитические культуры.В культурно-этническом отношении крымский неолит близок к мезолиту. Различаются две главные группы памятников: горнокрымская и степная (кукрекской культурной традиции).
Горнокрымская общность памятников вместе с сурско-днепровской (в Надпорожье), ракушечноярской (на Нижнем Дону) и сероглазовской (в Прикаспии) составляют причерноморско-каспийскую историко-культурную область. Основой для периодизации горнокрымских памятников служит стратиграфия стоянки Таш-Аир I. Ее слой VI датируется ранним, a Va — поздним неолитом. В VI слое представлены сегменты с дугой на спинке в виде уплощающей ретуши и трапеции с ретушью, которая частично охватывает спинку. В слое же Va господствуют трапеции со струганой спинкой. В ранненеолитическом слое, наряду с костяными шильями, найденными и выше, обнаружены обломки роговых проушных мотыг, имеющих параллель в Замиль-Кобе II и ранних памятниках буго-днестровской культуры, а в слое Va найдена костяная основа жатвенного ножа с кремневыми вкладышами.
Керамика раннего слоя была толстостенной (и, очевидно, остродонной) - как на стоянках Ат-Баш и Балин-Кош. Поздненеолитическая посуда, изученная по стоянкам Таш-Аир I, Кая-Арасы, Шан-Коба (слой I), Водопадный Грот и Фронтовое I (слой I), - это яйцевидные сосуды, часто со слегка выраженной шейкой и приплюснутым сверху венчиком. В глиняное тесто добавляли толченые раковины, реже дресву (чтобы предотвратить трещины). Орнамент преимущественно лишен зональности и покрывает не всю поверхность сосуда, но иногда отмечается даже на венчике изнутри. Узоры прочерченные, гребенчатые или в виде мелких углублений, а под венчиком иногда в ряд наносились круглые ямки. Мотивами служили горизонтальные ряды косых линий, горизонтальные линии, зигзаги, косая сетка и пр.
Стоянки кукрекской культурной традиции, распространенные главным образом в Степном, а отчасти и в Предгорном Крыму, обычно имеют компоненты кукрека и горнокрымской культуры, что свидетельствует о смешении двух этносов. Такие памятники могут рассматриваться как отдельный культурный тип, к которому относятся Алексеевская Засуха, Долинка, Ишунь, Мартыновка в Присивашье, Су-Ат III на Караби-Яйле, Кукрек (верхний слой), Тасуново I.
В Долинке и I слое Фронтового I обнаружены фрагменты сосудов с «воротничком» (утолщением на венчике), украшенных зональным орнаментом. Такая керамика характерна для могильников мариупольского типа, распространенных в Приднепровье и Приазовье. На проникновение в Крым мариупольского населения может прямо указывать Долинский могильник, в большой яме которого захоронено около 50 умерших в вьггянутом положении на спине, головами в противоположные стороны. В центре могильника покойники были положены ярусами. Многих в свое время посыпали охрой - символом крови и жизни, и краска осела на костях. В качестве инвентаря найдены кремневые ножевидные пластины, округлые скребки на отщепах, проколки, трапеции со струганой спинкой и многочисленные просверленные зубы оленя, очевидно нашитые на головные уборы и одежду, а также костяные бусинки. (Погребальный обряд, инвентарь захоронений являются важной частью археологической культуры, которую формирует общность однотипных памятников на конкретной территории и в определенный период времени).