Культура эпохи Реформации
31 октября 1517 – Мартин Лютер Кинг выдвигает 95 тезисов, в которых высказывалось осуждение индульгенции (которая практиковалась еще с XI века!). Его возмущал даже не факт платы за отпущение грехов, а то, что священники взяли на себя функцию отпущения грехов. Нигде не указано, что кто-либо имеет право осуждать, миловать, отпускать грехи и проч. Считал, что главное покаяние – не церковное, а внутреннее, и что церковь лишает человека этого самого внутреннего покаяния. Фактически Лютер потребовал возврата к первоначальному христианству. По его мнению, человек не должен искать промежуточные инстанции спасения. Идея необходимости личного покаяния человека была очень важна для верующих.
Говорил, что служение Богу – это служение людям. Если человек честно трудится, ведет благую жизнь, получает N-ое вознаграждение, то это хорошо. Если в результате честного труда человек становится богатым, то это является косвенным подтверждением его избранности богом. Мартин Лютер дал оправдание каждодневному человеческому труду.
Человеческому труду МЛК придает высший священный смысл, а не релегиозные обряды, уход от мира.
Упрощает религиозные культы, оставляет лишь 2 таинства. Обряд крещения происходит уже в сознательном возрасте. Отвергает святых, ангелов, культ Богородицы, поклонение мощам, святилища и проч.
Протестантизм состоит из нескольких сект (равноправных конфессий).
Говорил, что человек должен понимать библию интуитивно, и что необходимо ее переводить на национальные языки. Первым перевел Библию на немецкий.
«Бог внутри человека», заставляет последнего нести личную ответственность за свою деятельность.
Итог реформации – появление новой личности, изменение сознания без каких-либо социальных потрясений. Человек получил способность самостоятельно мыслить, получает религиозную санкцию на то, чтобы поступать по совести. Появление автономного индивида со свободой нравственного выбора.
Он был не одинок в своих суждениях, его продолжателем стал Жан Кальвин. Кальвинизм еще больше упрощает религиозные действа, вводит республиканские порядки.
Делает реигиозное учение фаталистичным (человек должен жить так, как будто ему на роду написано спасение). Отрицалась роскошь.
Католическая церковь начинает контрреформацию, создает орден иезуитов.
Макс Вебер («Протестантская этике»)
Эпоха Просвещения.
… - 1789
Предпосылки:
- период реформации
Деизм – «бог сотворил мир и отошел от дел, человек сам далее создает мир». Мотивировал человека на какие-л собственные действия.
- социально-экономическая предпосылка.
Кризис феодализма, развитие капиталистических отношений, развитие товарно-денежных отношений.
Теория общественного права – Робеспьер, Джон Локк, также родоначальник теории либерализма.
- третья предпосылка – развитие образование. Возникновение городских и сельских школ.
«Толковый словарь наук, искусств и ремесел», Денни Дидро
Первое интернациональное издание.
Также важная черта времени – небывалое развитие науки.
Развитие рационализма и рационального типа человека.
«Город солнца», ….
- Универсализм
Джон Локк, Томас Гоббс – Англия
Франция: Вольтер, Дидро, Руссо, Монтескье, Морели, Мобли.
Германия: Лессинг, Шеллинг, Гёте, Шиллер.
Россия: Радищев, Новик0в.
Америка: Франклин, Джефферсон, Томас Пейн.
Основные черты эпохи Просвещения:
- секуляризация общественного сознания.
- распространение идеалов протестантизма
- возрастание интереса к научному и философскому знанию
Приоритеты государственного над личным.
Гармоничное устройство общества.
19 век – бурное развитие капитаизма.
Сцентризм, европоцентризм, антропоцентризм.
Появление демократии, экспериментьной науки, индустриализации.
Человек отходит от производства, начинает отходить от культуры. Эффект отчуждения человека.
Появляется разочарование в культуре.
На смену классицизму приходит романтизм.
На смену идеям государства приходят идеи личности, индивидуальности.
Идеализация простых тружеников, большое внимание к фольклору, большое внимание к экзотическим странам.
~26 зачет.
Конец позитивных нововведений европейской культуры – 1 мировая война.
Ницше, Артур Шопенгауэр, Сёрин Киеркегор уже в 19 веке начинают говорить о том, что развитие культуры идет по линии отчуждения человека от культуры. Критикуют западную культуру, в которой под влиянием тех.прогресса унифицируется дух. Киеркегор считает, что религия превращается в ритуал. Пишет о том, что интерес к человеку как к творцу культуры становится все меньше, его одолевает отчаяние.
Понятие «отчуждение» вводит Карл Маркс в сфере экономических отношений.
Рост авторитета наукми, отдаление человека от экономической, природной и проч сфер. Нарушение гармонии человека и природы, человека и культуры.
Вышегназванные философы – «филосоы неприятных истин» - рассматривали отчуждение как процесс, который развивает бессилие личности перед внешними обстоятельствами, отрицание господствующей системы ценностей, утрата индивидом своего «Я». Пессимистические прогнозы начинают сбываться, нарастание кризисных явлений приводит к 1 мировой войне.
Шпенглер «Закат Европы» - техногенная цивилизация – последнее звено в развитии культуры.
Ш называет 8 великих культур: египетская, вавилонская, индийская, китайская, мексиканская, античная, магическая (арабская), европейская. Все они, после эры культурного расцвета, по мнению Ш, вступают в окостенение.
Этот процесс благоприятен для НТР, но негативен для культуры.
Таким образом, он говорит, что это последняя стадия культуры, за которой следует смерть культуры. Под «смертью культуры» Ш понимает угасание интереса к культуре.
Экзистенционизм.
- Вопросы выбора.
- Считают, что человек обречен на свободу и делать выбор.
- Ответственность самтого человека.
***гор
Николай Бердяев, Лев Шестов.
Ястербс, Хайдебель.
Сартр, Канюн, Марсель.
Не развивается в Англии.
Сартр – экзистенционализм – это гуманизм.
В обучении, научении чему-то материальному (напр.изготовлению стола) – сущность предшествует существованию.
С человеком – наоборот – существование предществует сущности – первый и главный признак Э.
Из этого вытекает:
- никакая внешняя сила, кроме данного индивида, не может за него обрести его сущность, обратить его в человека.
Чтобы понять сущность 20 века – модернизм и постмодернизм.
Это течения в современном искусстве, с другой стороны – это эпохи.
Модернизм:
1910-конец 60-ых.
Исходная позиция модернизма – принципиальный последовательный разрыв с прошлым. Главная цель и критерий творечества – новизна.
Основные худ.стили – кубизм (Пикассо), сюрреализм (Дали), абстракционизм (Малевич), офавизм (). От реалистичной техники уходит импрессионизм и постимпрессионизм (Гоген, Ван Гог).
Импр.:
Деган, Писарро, Паро… Вышли на пленэйр, использовали только чистые краски.
В постмодернизме пропадает иерархия стилей, понятие об «интересности».
Жан-Франсуа ля Карт – ввел в широкий обиход термин «постмодернизм». Постмодернизм начинается в 70-ых годах 19 века.
Состояние цивилизации последних десятилетий. Вся сумма культурных и философских тенденций. Термин указывает на опр.отношения с модернизмом, отказ от него, от его элитарности и непонятности. Постмодернизм приходит в Россию в 60ых годах на гребне студенческих движений.
Принципы постмодернизма:
- считают, что «уже все написано» и это можно использовать
- цитатность
- художественное многоязычие
- многослойность
Две социальные культуры:
- массовая
- элитарная
Под массовой культурой подразумевают культурную продукцию, которую ежедневно выпускают в больших объемах. Массовая культура проявляет себя впервые в США на рубеже 19-20 веков.
Ортега-и-Гассей – выводит понятие «масса» из определения «толпа». Он приходит к мнению, что масса – средний человек, средний класс(как соц.база массовой культуры). Это примета постиндустриального об-ва, основанного на массовом потреблении.
Элитарная культура.
Элита – часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками