Драматургия Гольдони и итальянский XVIII века

Просвещение в Италии носило преимущественно «ученый» характер. О реформе театра первыми заявили просветители-«книжники», слабо разбиравшиеся в практике театрального дела. Руководствуясь идеями общественной пользы и просветительской нравственности, они объявили равно порочными как пышность и виртуозность дорогостоящих придворных оперных представлений, так и традиционные импровизации комедиантов по буффонным сценариям, мало или совсем не отвечавшим запросам просветительской идеологии.

В XVIII в. в итальянском театре, ранее базировавшемся на музыкально-феерических, обстановочных и импровизационных спектаклях, в качестве приоритета установился литературный театр. Cтали возникать новые литературные направления во всех видах театрального искусства.

Большую часть театральных спектаклей составляли оперные. Но так как в каждом городе одновременно действовало несколько театров, то и драматическим спектаклям отводилось место.

Самым театральным городом была Венеция. В ней насчитывалось 14 театров, в которых, как правило, одновременно давали спектакли семь компаний. Спектакли начинались в разное время с часу дня. Так что зрители, имевшие досуг и желание, могли за один вечер посетить два-три театра. В Венеции был и самый долгий театральный сезон, начинавшийся с октября. Летом актеры ездили по окрестностям. Балы, маскарады, карнавалы, увеселения площадей, мостов и перекрестков дополняли театральные зрелища.

В Венеции комедия дель арте оставалась популярной. Однако она была признана нуждающейся в литературной реформе. В полной мере литературную реформу комедии дель арте удалось осуществить двум венецианским драматургам – Карло Гольдони и Карло Гоцци.

Карло Гольдони (1707-1793). Театр полюбил с детства. Еще учеником коллегии он стал писать небольшие пьески и трагикомедии для странствующих трупп. В 1734 в Вероне познакомился с венецианским актером Имером, кот пригласил его в свою труппу в качестве драматурга. Началась систематическая работа Гольдони для театра.

Гольдони писал трагедии, трагикомедии, интермедии, либретто для опер – для труппы Имера. Позже преуспевал в адвокатской практике, но ночами писал комедии для знаменитого актера Сакки, игравшего роли Арлекина (например, «Слуга двух господ

Гольдони был уверен, что нельзя быть художником, не имея своей философии и своей точки зрения на действительность. В пьесах Гольдони мало злодеев, а к немногим своим преступникам автор относится весьма снисходительно – ведь они просто заблуждались. Идеал Гольдони подчеркнуто практичен и рационален. Не нужно большого героизма, чтобы его достигнуть. Гольдони требует от человека только того, что доступно каждому. Это умеренный идеал житейской добродетели противопоставлен химерическому идеалу старых трагедий.

Гольдони был убежден в высокой морализующей роли театра. Его мечта – создать итальянский театр, который, обладая национальной самобытностью, стал бы вместе с тем европейской культурной ценностью.

Гольдони уже в середине 30х годов пытался ввести некоторые реформы. Его раздражали напыщенность декламации и общие места. Мечтал об искусстве, теснее связанном с проблемами жизни, более чувствительном и разумном и вместе с тем более нравственном. Читал античных комедиографов. Хотел "перенять у них точность построении пьесы и стиля, но придать своим произведениям больше занимательности, внести в них более искусные развязки". Гольдони противопоставляет Плавту и Теренцию французскую комедию, в частности Мольера (за отсутствием высок итальянской комедии). В центре – характер, изученный со всех сторон. В Италии уже с первой половины XVIII века – десятки комедий, продолжающих традицию Мольера.

Для Гольдони Мольер оказался символом нового национального театра, поскольку тот "первый рискнул изобразить нравы и смешные стороны своей страны и своего века". Опираясь на Мольера, Гольдони разрабатывал свою концепцию комедии и свой творческий метод.

Не меньшее значение оказала на него и английская литература. В частности, Ричардсон с его чувствительностью, нравственностью и проповедью семейной добродетели.

Жанр, на которой Гольдони должен был ориентироваться в борьбе с комедией дель арте – комедия характеров.

1783 г. – первая пьеса, которую Гольдони включил в собрание своих сочинений – "Момоло, светский человек". Большая часть комедий Гольдони названа по основному "характеру". Гольдони требовал не столько "правильной" комедии, сколько психологической разработки образов и вместе с тем типизации, без которых критика пороков была бы невозможна.

В течение столетий велись споры, как исправлять нравы: изображая гнусность порока или показывая прекрасную добродетель. Высокая комедия нравов (Мольер) – первое. Гольдони – второе. Не идет на поводу у правил, создает собственную поэтику, но не хочет порывать с традицией.

Панталоне у Г почти всегда умный старик, покровитель влюбленных, трогательный в своем добродушии и со своим венец наречием. Бригелла у Гольдони грубоват и хитроумен, но в большинстве случаев верный помощник влюбленных и прозаический, но толковый советник.

Пытаясь придать отчетливость и остроту своим изображениям, французская классическая комедия все свое внимание сосредоточивала на одном-единственном персонаже. Поэтому не рекомендовалось и выводить на сцену одновременно слишком много актеров. Гольдони же хотел изобразить нечто большее – жизнь, отношения людей, и это правило единственного героя вызывало его решит сопротивление. Изображая много характеров в одной комедии и выпуская на сцену сразу много актеров, Гольдони разрушал основной закон классического искусства – правило трех единств, а значит, расшатывал самое понятие высокой комедии как твердо регламентированного жанра. Главный критерий для него – не правильность комедии, а ее общественная функция, засвидетельствованная успехом у публики.

В творчестве Гольдони соединились все известные в то время жанры: сценарии для комедии масок, оперные либретто, кантаты, трагедии, идиллии, диалоги. И нужно было не совсем уничтожать маски, но согласовать их с действительностью в соответствии с их «смешными особенностями». Чтобы реформа итальянского театра привела к желательным результатам, нужно было проводить ее постепенно, приучая зрителей к новым формам, медленно воспитывая их вкус.

Многие комедии Гольдони весьма приближаются к высокой классической форме. Но высокая комедия требовала рифмованного стиха. Первая такая комедия у Гольдони – "Мольер" – в самом высоком жанре, на который драматург был способен.

Считал, что комедии больше подходит проза, но написал около 30 стихотворных комедий, поскольку именно им отдавала предпочтение публика.

Есть и комедии-интриги ("романические", по Гольдони) и комедии чувства ("в центре – героиня, вызывающая сочувствие"). Его романическая комедия была художественным выражением тех интересов, которые до того были доступны только жанру романа.

"Слезная комедия", мещанская драма его не очень устраивали. По Гольдони, комедия должна быть веселой и забавной, в ней должны присутствовать случайности и неожиданности, мораль с шутками и остротами. Но и в веселых его комедиях всегда есть элемент чувствительности, без которого искусство для Гольдони утрачивает свой интерес. Эффект трогательно-смешного.

Задача, которую поставил перед собой Гольдони, предполагала использование различных художественных средств даже в пределах одной пьесы. Идеал его – комедия смешная и трогательная, веселая и драматическая, с богатым, занимательным действием и с глубоко разработан типическими характерами.

В "Кафе" (1750) утверждение нового единства, основанного на единстве изображенного в пьесе цикла явлений. "Перекресток", "Кьоджинские перепалки" – интерес не в интриге, а в самих сценах. Характеры проявляются в самом действии, в коротких репликах, в бурной и неожиданной реакции на события.

Таким образом, вступив в борьбу с комедией масок, Гольдони вместе с тем нарушил все законы высокой комедии и создал нечто, в истории классического театра неслыханное. Чтобы найти в европейском театре что-либо подобное, надо было бы вспомнить некоторые пьесы Ренессанса или Средневековья. Создал новый жанр комедии без героя и без интриги – шел на разрыв с традицией и вызов принятым условностям.

Отбросил старый стиль – приблизился к современному разговорному языку (ориентировался по себе). Естественно, различная языковая стилистика у разных персонажей. Изумительное художественное средство у Гольдони – диалекты, особенно венецианский.

Боролся за внутреннее единство комедии. От себя и актеров требовал полного подчинения художественной задаче. Подчинил актера автору. Актер должен был вжиться в роль, стать частью целого. Актер с открытым лицом, по Гольдони, должен быть. умнее, чем в маске, да и образованнее, чтобы понимать различные характеры, а значит, - надо было создавать новых актеров, делать из труппы единый мыслящий организм, особое внимание уделяя нравствен качествам исполнителей. Гольдони всегда учитывал личные творческие возможности актеров. Восхищался игрой актеров Комеди франсез.

Во второй половине 50х гг. против реформы Гольдони выступил сначала аббат Пьетро Кьяри, его давний оппонент, а затем и Карло Гоцци. Талантливый и беспощадный Гоцци дискредитировал обоих драматургов. Но если изгнание с венецианской сцены Кьяри – частный случай, от которого итальянский театр не пострадал, то отъезд Гольдони в Париж в 1762 стал кризисным случаем в творчестве крупнейшего национального драматурга и эволюционным этапом в театральной реформе, так как на смену концепции Гольдони явилась концепция Гоцци.

В Париже Гольдони, достигший вершины творческого развития, прожил последующие 30 лет, не создав больше ничего равного итальянским творениям. Во Франции он занял место придворного драматурга. Во время революции лишился королевской пенсии и умер в нищете, оставленный всеми.

Первым этапом его реформы было преобразование импровизационного театра в литературный. Ему удалось заменить фарсы настоящими комедиями, а маску-тип полнокровным характером. Историческая мудрость Гольдони-реформатора состояла в том, чтобы не цепляться за «букву» (штамп) в ее старом начертании, а писать современным языком на современные темы с использованием «знаковой системы» комедии дель арте.

Суть его театра – в поразительной слитности театральной игры с жизненным круговоротом. Его цель – «единство Театра и Мира». Гольдони имел счастливую, но одноплановую сценическую историю на зарубежной сцене. В основном ставили «Слугу двух господ» и «Трактирщицу». Только после Второй мировой войны благодаря режиссуре Джорджо Стрелера был открыт «синтетический» Гольдони.

Наши рекомендации