И.Ф.Антипин Национальная гордость Италии – классическая опера – на мелочи не разменивалась. Если уж опера – то это Ла Скала, могучие контральты и тенора, помпезность и всё такое! Если уж постановка – так это декорации, оркестр и дирижёр. Премьера, синьоры во фраках, синьорины в декольте, ложи блещут, ах-ах! И цены на билеты – соответственно. Малоимущие слои итальянского населения тоже приобщались к прекрасному, но уже способами попроще. Нация у них чересчур бодрая и экспрессивная, поэтому петь громко при посторонних они особо не стеснялись, изредка радуя соседей и домашних популярной арией. Некоторые таланты даже пробовали своим вокалом деньги зарабатывать. Только музыкальное сопровождение не всегда бывало на высоте. Нехитрые инструменты, отсутствие муз. образования и корявые ручки – всё это мешало выступлениям перед широкой публикой. Слушатели были недовольны. За такой аккомпанемент четыре сольдо платить – ищи дурака! Культурные потребности народа стали удовлетворять немцы – нация хоть и грубоватая по части исполнения серенад, зато развитая в смысле механики и денег. Шарманка – примитивная механическая замена оркестру – несколько уныло сопровождала вокальные упражнения какого-нибудь Карла, обеспечивая его пропитанием.* Шарманщики забредали в густонаселённые дворы, где их обступали босоногие итальянские детишки, а замужние итальянки, которым не в чем, не на что и не с кем сходить в Ла Скала, отодвигали с подоконников кастрюли со спагетти и высовывались послушать очередное «О соля мио».** Покрутив рукоятку своего музыкального механизма, Карл извлекал не только звуки, но и прибавочную стоимость, которую и собирал в широкополую шляпу. Тогда ещё не было грамзаписи и радиотрансляций и, получая такое представление о музыке и воспитываясь на таких образцах музыкального искусства, итальянцы несколько подиспортились и докатились до таких исполнителей, как Аль Бано и Ромина Пауэр и Эрос Рамазотти… Об этом – о солнечной Италии, картине К.Брюллова «Итальянский полдень» и о мрачной фигуре шарманщика в чёрном плаще, надвинутой на глаза чёрной щляпе, с тяжёлым ящиком через плечо - об этом думал я, слушая компакт диск «386DX – Легенда русского рока». Электроннные римейки знакомых песен показались мне сначала забавными, потом скучными, а ближе к концу и вовсе нудными. Идея, конечно, свежая – взять песни русских рок-групп, те ещё песни, периода бескомпромиссности и подлинности, разложить эти песни на молекулы, на атомы и впихать их в примитивный компьютер. Технически это получилось. Наверное, это было трудно – заставить маломощный процессор воспроизвести знакомые всем мотивчики. Но получилось. Сейчас, когда один клавишный инструмент может заменить целый оркестр (не в плане авангардизма, а с целью экономии фонда оплаты труда), использовать такую технику – по крайней мере остроумно. Мелодии, конечно, узнаваемые, но звуки – ну совсем как в караоке, простенькие и монотонные (а к чему в караоке настоящий оркестр, всё равно у микрофона совсем не Паваротти). Можно, конечно, восхищаться – ах-ах, примитивный механизм изображает все эти «пам-пам - ца-ца». Но оставим эти восторги программистам – только они оценят эту титаническую кропотливость перевода живой музыки в двоичный код. Получился этакий электронный минимализм. Только за образец был взят совсем не Kraftwerk, а группа «Форум» типа «Компьютер, компьютер, ого-го-го-го…» Ещё под звуки этой диковинки можно тетрис тупо собирать. А можно играть в «Братьев Марио» или другую пошлую бродилку (а чем ещё программисты в часы досуга занимаются?)***. Можно даже озвучивать самодельный компьютерный мультик, если бы не голос. Голос отвлекает воспоминаниями о выставке достижений кружка юных техников при Доме Пионеров, когда наибольший интерес экскурсантов вызывает не модель крейсера (4 500 деталей, 9 месяцев тонкой работы) и не самолёт с радиоуправлением (летает, выполняет фигуры высшего пилотажа и керосина хватает на полчаса), а солидный и объёмистый робот (200 кг металлолома, инкрустирован списанными амперметрами и индикаторами, шаркает железными ботами и издаёт своей мембраной звуки: «я – робот, я – твой друг». Наверно, какие-то арендаторы нашли этого Самоделкина в подвале пионерского Дворца и дали пожилому экспонату вторую жизнь. Причём этот робот поет, как нетрезвый искусствовед В. Вульф (над чьей дикцией не устают ёрничать КВНщики), т.е. примерно так: «хошетса ку’ит, но не осталось папи’ос …», «как это т’огателно всо…». И не только это отличает данный продукт от оригиналов, рок-н-ролл (и русский в частности) – музыка чувственная, можно сказать – сексуальная, если ещё грубее – музыка с яйцами, здесь же – бесполое журчание.****Вместо живых переживаний – виртуальная реальность, вместо искренней честности – лукавая имитация. Нерусского слушателя эти монотонные песни не взбудоражат, разве что «Пригородный блюз» покажется пародией на эстонскую весёлую полечку. Да нерусский слушатель вообще пройдёт мимо этого суррогата. В том-то и дело, что незнакомый автор предлагает своё детище отечественному потребителю. Налицо торговля идеалами и цинизм в использовании гимнов поколения национального рок-н-ролла для извлечения прибыли. ***** Не случайно в программу выступления включена песня «Рок-н-ролл мёртв»… Если через покойника пропускать электричество, он может и ногами дрыгать, и даже рот открывать. Только не всем такие развлечения кажутся пристойными. Впрочем, в начале фонограммы 386-й предупреждает, что в «его составе нет ни одного живогоинструмента», и поэтому морализм здесь неуместен – здесь мы наблюдаем, как упырь забавляется со своей добычей. Что послужило толчком для создания этого продукта – наверное, желание показать миру, на что способен пытливый ум, вооружённый техническими познаниями и свободным временем. В результате получилось то, что 120 лет назад уже увековечено Н.С.Лесковым как национальная проблема преобразователя Левши. Справочники по процессорам и микросхемам – чтение полезное, но нужно и другие книги почитывать. Вот интересная история про то, как русский Левша английскую блоху подковал и этим весь мир удивил. Блоху-то он подковал, но до этого стальное насекомое кадриль выплясывало, а после вмешательства народного умельца несчастная «усиками зашевелила, но ногами не трогает… ни дансе не танцует и ни одной верояции, как прежде, не выкидывает». Шарманка, какой бы модификации она не была – всё равно ящиком с ручкой и останется, пусть этот яшик не из красного дерева, а из пластмассы, а вместо ручек – кнопки. И никакое техническое приспособление не заменит звучание живого инструмента. И музыка без эмоций и чувств – бесчувственные звуки за четыре сольдо. И самый знаменитый шарманщик прославился вовсе не как музыкант, а как строгатель говорящего полена… «Наши руки привыкли к пластмассе, наши руки боятся держать серебро…» БГ * - Да зачем же мне шарманка? Ведь я не немец, чтобы, тащася с ней по дорогам, выпрашивать деньги. (Н.В.Гоголь "Мёртвые души"). ** …Карло в широкополой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением и музыкой добывал себе на хлеб. (А.Н.Толстой «Золотой ключик»). *** Программисты – особая порода. Вот образец юмора программистов: «Когда программисту делать нечего – он цвета на мониторе настраивает» **** Кстати, небольшое наблюдение – программисты неважно размножаются. Уж не излучение ли… ***** Скажу честно – не являясь поклонником всего массива русского рнр, я трепетно отношусь к творчеству пары-тройки отдельных его представителей, и поэтому мне трудно оценить продукт 386ДХ беспристрастно, я же не бесчувственная машина, не робот. | |