Право и искусство в картине В.И.Сурикова

Пётр, будучи ребёнком, видел, как стрельцы расправлялись со сторонниками его родственников – Нарышкиных. Его мать происходила из этого рода. Она была вынуждена скрываться в Преображенском. Существует мнение, что именно после этого у Петра начались судорожные подёргивание лица, которые впоследствии пугали окружающих. Когда Петру исполнилось 17 лет, он, по настоянию матери, царицы Натальи Кирилловны, женился на Евдокии Лопухиной. По понятиям того времени, это была пора совершеннолетия. Старший царь Иван тоже был женат. Для регентства Софьи не оставалось формальных оснований, но она продолжала удерживать в своих руках власть. Пётр делал попытки отстоять свои права, но безрезультатно: стрелецкие начальники и приказные сановники выполняли только распоряжения Софьи.

Между Кремлём (резиденцией Софьи) и Преображенским (где жил Пётр) установилась атмосфера враждебности. Каждая из сторон подозревала противную в намерении кровавого пути к власти.

В ночь с 7-го на 8-е августа несколько стрельцов прибыли в Преображенское и донесли царю о готовящемся покушении на него. Пётр был очень напуган и верхом, в сопровождении нескольких телохранителей, тут же ускакал в Троице-Сергиев монастырь. Утром следующего дня туда же отправились царица Наталья и царица Евдокия в сопровождении всего потешного войска. Известие о бегстве царя из Преображенского все понимали как начало междоусобицы, грозившей большим кровопролитием. Софья отправила патриарха Иоакима в Троицу, чтобы склонить Петра к примирению, но в Москву патриарх не возвратился, оставшись с царём.

Пётр потребовал всем стрелецким полковникам явиться в распоряжение царя, за неисполнение – смертная казнь. Софья же запретила стрельцам отлучаться из Москвы, также под страхом смерти.

Софья постепенно теряла своих сторонников. Активно поддерживал её только начальник стрелецкого приказа Ф. Л. Шакловитый, старавшийся удержать стрельцов в Москве.

Пётр издал указ арестовать Шакловитого и доставить в Троицу в цепях для следствия по делу о покушении на царя, а все, кто поддержит Шакловитого разделят его судьбу. Остававшиеся в Москве стрельцы потребовали от Софьи выдачи Шакловитого. Шакловитый был отвезён в Троицу, под пыткой дал признание и был обезглавлен.

Пётр потребовал, чтобы Софья удалилась в Святодуховский монастырь (Путивль), и ей пришлось подчиниться. Вскоре Пётр перевёл её в Новодевичий монастырь, где она содержалась под стражей.

Художник не стал изображать сцены казни, а сосредоточил внимание на психологическом состоянии приговорённых и пытался вместе с ними пережить те чувства, которые испытывает каждый из них в последние минуты своей жизни.

Творчество В. И. Сурикова представляет вершину русской исторической живописи второй половины XIX века. Однажды художника поразил образ - зажженная днем свеча - как символ трагедии и обреченности. Мастер масштабных исторических полотен много лет вынашивал его в себе, пока не воплотил тему расправы над стрельцами в картине «Утро стрелецкой казни». Тусклый в сизом воздухе хмурого утра огонек свечи в еще живой руке ассоциировался с казнью. Центральной сюжетной линией картины и ее главным эмоциональным стержнем является противостояние скрещенных взглядов стрельца с рыжей бородой и царя Петра. Пылающий ненавистью непримиримый взгляд бьет через все пространство картины, сталкиваясь с гневным и таким же непримиримым взглядом царя.

Право и искусство в картине В.И.Сурикова - student2.ru

Очень важна архитектурная конструкция полотна. Стоящая одиноко башня Кремля соответствует одинокой фигуре царя; вторая, ближняя башня, объединяет в одно целое толпу наблюдателей, бояр и иностранцев; ровный строй солдат в точности повторяет линию кремлевской стены. Художник умышленно сдвинул все сооружения к Лобному месту, применив композиционный прием сближения планов и создав эффект огромной народной толпы. Собор продолжает и венчает собой это людское скопище, но центральный шатер храма Покрова словно не вместился в пространство: он «срезан» верхним краем картины и символизирует образ Руси, обезглавленной Петром I.

Идут последние минуты перед казнью…Действие происходит в Москве на Красной площади, на фоне храма Василия Блаженного.

Ещё не полностью рассеялся туман раннего осеннего утра. Все персонажи картины показаны эмоционально: первого приговоренного солдаты уже тащат к виселице. Затравленно озирается вокруг чернобородый стрелец. Взгляд седого стрельца безумен – он в ужасе от того, что сейчас произойдет. Стрелец на телеге прощается с народом, склонившись. Отчаянно кричит молодая жена стрельца, бессильно опустилась на землю старуха-мать.

Тёмный и тяжёлый колорит полотна подчёркивает трагизм происходящего.

Заключение.

Исторические темы, выбираемые Суриковым, были часто лишь ярлыком, названием его картин, а подлинное содержание их было то, что видел, пережил, чем был поражен когда-то ум, сердце, глаз внутренний и внешний Сурикова, и тогда он в своих изображениях - назывались ли они картинами, этюдами или портретами - достигал своего "максимума", когда этому максимуму соответствовала сила, острота, глубина восприятия.

Суриков любил композицию, но и эту сторону своего искусства он не подчинял слепо установленным теориям, оставаясь во всех случаях свободным, исходя из жизни, от ее велений и лишь постольку считаясь с теориями, поскольку они носили в себе законы самой жизни. Он был враг высасывания теорий из пальца. Суриков в хорошем и великом, равно как и в несуразном, был самим собой. Был свободен.

Василий Иванович не любил делиться своими замыслами, темами ни с кем. Это было его право, и он им пользовался до того момента, когда творческие силы были изжиты, когда дух его переселялся в картину и уже она жила им, а Василий Иванович оставался лишь свидетелем им содеянного - не больше.

Сурикова часто упрекали за сочувствие к стрельцам в Утре стрелецкой казни. Действительно, стрельцы, их жены, дети, матери, народ в картине, сочувствующий осужденным, написаны с большей выразительностью, чем царь Петр. Но ведь Петр I - это единственный персонаж, которого художник писал с портрета. Для всех остальных Суриков находил натурщиков.
При всем индивидуальном различии образов в основу картины легли портретные изображения. Суриков стремился найти в картинных лицах устойчивые, издавна сложившиеся народные типажи. Много внимания художник уделил бытовым атрибутам: праздничной одежде, старинной утвари — всему тому, что создано руками народа и хранит печать его вкусов.

5. Источники и литература.

1) Государственная Третьяковская галерея. Искусство XII — начала XX века. — М.: СканРус, 2007. — С. 216—219.

2) Мировое искусство. Русская живопись. — СПб: ООО «СЗКЭО „Кристалл“», 2007. — С. 157. — 192 с.

3) Замечательные полотна. — Л., 1966. — С. 302.

4) Кеменов В.С. Историческая живопись Сурикова/ В.С. Кеменов. М., 1963.

5) Л.А.Большакова «В.Суриков. Из собрания Государственной Третьяковской галереи» М. «Изобразительное искусство» 1995.

6) Давыденко И.М. Художники Красноярска, 1978.

7) Ионов А.В. Повесть Волошина М.А. "Суриков" // Радуга, 1966, № 3.

8) Художественная культура Красноярья. /Сборник статей под редакцией Г.Ф. Быкони. - Красноярск: Горница, 1992.

Наши рекомендации