Введение в подбор оборотов
Подбор оборотов должен стать вашим рефлексом, если хотите быть быстрыми на треке. Когда он используется? При понижении передачи для обеспечения плавного и быстрого переключения в машинах, где КПП оборудована синхронизаторами. Почти все современные машины оборудованы КПП с синхронизаторами. Если синхронизаторов нет, то необходимо использовать двойной выжим сцепления.
Что происходит при правильном подборе оборотов:
o Снижение нагрузки на трансмиссию
o Предотвращение смещения веса вперед при понижении
o Снижение уровня торможения двигателем и вероятности блокировки ведущих колес
Важно: на гоночной трассе пользуйтесь тормозами для остановки, а двигателем — для разгона. Торможение двигателем недостаточно эффективно для того, чтобы замедлить вас достаточно быстро в условиях трека. Если у вас есть время на торможение двигателем, значит вы едете не так быстро, как могли бы.
Как подобрать обороты для понижения передачи:
1. Подбор оборотов чаще всего используется при понижении передач на подходе к повороту. На рисунке ниже показано, как водитель разгоняется на третьей передаче, приближаясь к верхней границе диапазона мощности.
Изображение 4: разгон по прямой на третьей передаче
2. Приближаясь к повороту, тормозите, пока не сбросите скорости, на которой можно безопасно его пройти. Обороты снизятся по мере торможения. На рисунке 5 водитель все еще едет на третьей передаче, но собирается переключиться на вторую. Обороты двигателя сейчас упали до уровня, где можно включить вторую передачу.
Изображение 5: торможение перед поворотом
3. Находясь еще на прямой, выжмите сцепление чтобы переключить передачу. Этим вы разъедините двигатель и колеса, от чего обороты начнут падать. Нужно включить вторую передачу, но на рисунке 6 видно, что на текущей скорости движения машины нужно больше оборотов, чтобы машина плавнее среагировала на переключение, после того, как вы отпустите сцепление.
Изображение 6: выжим сцепления на подходе к повороту
4. Выберите передачу, которая позволит ускориться максимально эффективно на выходе из поворота. На рисунке 7 водитель выбрал вторую передачу. Одновременно с этим нажмите на газ, чтобы увеличить обороты, чтобы обороты двигателя соответствовали скорости движения машины.
Изображение 7: выжим сцепления, и включение пониженной передачи
5. Отпустите сцепление плавным и прогрессирующим движением и начинайте ускоряться. Если вы все сделаете правильно, то не почувствуете толчка, когда отпустите сцепление.
Изображение 8: вторая передача включена, обороты соответствуют скорости движения и сцепление отпускается
Не нужно быть 100% точным при подборе оборотов — практикуйте, и все придет с опытом.
Хороший старт — половина гонки. Стартовав первым, вы сразу же получаете серьезные преимущества над соперниками — возможность защиать позицию и выбирать идеальную тракеторию. Для этого нужно…
Учитывaть особенности дорожного покрытия.
Если есть возможность выбрать положение машины на старте, то для асфальтового покрытия очень важно наличие слоя резины от ранее проезжавших в этом месте машин. Его так же называют накатом. В сухую погоду лучше всего становиться ведущими колесами именно на этот слой, это обеспечит больший уровень сцепления с трассой. Если же трасса влажная, то все наоборот, поскольку между колесами и покрытием образуется водяная пленка. Когда под этой пленкой находится чистый асфальт, то сцеление будет выше, а когда резина — ниже. Другими словами — лучшее сцепление в сухую погоду будет при взаимодействии резина-резина-асфальт, а в мокрую — резина-вода-асфальт.
Ставьте машину на старте так, чтобы при разгоне передние колеса смотрели прямо, это позволит передать трассе от двигателя максимально возможную мощность.
На машине с механической КПП: