Перераспределение веса и сцепление
Как правило, в реальности все не так просто, как кажется на первый взгляд, и вас может удивить тот факт, что суммарное количество доступного для использования сцепления — величина не постоянная. Фактически, она зависит от целого ряда факторов, один из которых — количество веса, действующего на рассматриваемое колесо в данный момент времени. Если вы уменьшите количество веса, действующего на пятно контакта, это искусственно снизит количество доступного сцепления и наоборот. Если вы быстро разгоняетесь, у передних колес будет меньшее сцепление с трассой, чем у задних, а при торможении — наоборот. Фото 1 (ниже) показывает критическое боковое перераспределение веса, которое заставляет задние колеса оторваться от поверхности, что сводит запас сцепления на них к нулю.
Фото 1: Переднемоторная, переднеприводная машина в момент жесткого (агрессивного) прохождения поворота
Максимизация сцепления
Лучший способ максимально увеличить уровень сцепления машины с дорогой — использовать технику и приемы плавного вождения. То, как вы нажимаете на газ, тормоз или поворачиваете руль может резко увеличить или уменьшить запас сцепления до критической отметки. Лучше гонщики — наиболее плавные, и это справедливо для всех дисциплин, связанных с вождением.
Увеличение зацепа
Зацеп, или держак, можно увеличить различными способами, каждый из которых сравнительно легко применить. Увеличение прижимной силы при помощи спойлеров, сплиттеров, диффузоров может увеличить запас сцепления путем обращения силы высокоскоростного воздушного потока в вашу пользу. Но опасайтесь дешевых спойлеров, которые могут быть спроектированы исключительно для красоты. Если вы планируете установить спойлер на свою машину, то убедитесь, что кузов обладает необходимой прочностью, ведь некоторые важные области могут потребовать усиления.
Во-вторых, замена стандартных шин на специальные может увеличить сцепление только в конкретных дорожных условиях. Например, шины более мягких составов обеспечивают лучшие сцепные свойства на гоночных трассах, однако они обычно быстрее изнашиваются — это всегда компромисс, так что выбирайте шины, которые лучше всего подходят для тех условий, в которых вы чаще всего ездите.
Сцепление и условия
Последнее, что следует запомнить — шины составляют только 50% уравнения расчета сцепления во время езды. Еще 50% определяется характеристиками дорожного покрытия. Сухой асфальт обеспечит гораздо лучшее сцепление, чем мокрый. А уровень сцепления меняется даже в зависимости от типа асфальта.
Убедитесь, что вы меняете свой стиль вождения соответствующим образом в зависимости от условий и всегда принимаете во внимание особенности окружающей среды. Необходимо спросить совета у опытного водителя перед тем, как впервые проехать круг по незнакомой трассе.
Тормозить как можно позже перед входом в поворот — один из лучших способов улучшения времени круга на гоночном треке, не говоря уже о том, что это один из основных и исключительно полезных навыков для безопасного вождения. Здесь мы обсудим несколько различных способов торможения. Мы также отдельно рассмотрим машины оборудованные антиблокировочной системой тормозов (АБС или ABS) и сравним их с обычными. И пожалуйтса, не бойтесь графиков, ведь они действительно позволят понять суть.
Вопрос: “Сколько существует техник торможения? Правда ли, что для того, чтобы остановиться достаточно просто нажать на педаль?”
Ответ: Хорошая техника торможения — это компромисс между двумя факторами:
o Если вы заблокируете передние колеся, то лишитесь управляемости и не сможете повернуть
o Момент максимально эффективного торможения наступает прямо перед блокировкой колес и срыва машины в скольжение
Если вы хотите испытать различные техники торможения — делайте это на треке или вдали от мест, где вы можете кому-то помешать или повредить.
Кратко об ABS
ABS — удивительное изобретение. Когда система видит блокировку колеса на торможении, тормозные колодки пульсирующими движениями несколько раз в секунду ослабляют усилие на тормозном диске. Это позволяет сильно тормозить и при этом поворачивать. Все, что нужно — сильно нажать педаль и смотреть как машина останавливается. Многие техники, описанные в этой статье не будут работать в машинах, оборудованных ABS. Это касается техник, в которых речь идет о блокировке колес. Но, поскольку большинство гоночных автомобилей не оборудованы антиблокировочной системой, описанные техники будут полезны для использования на треке.
Впервые ABS была представлена на машинах в 1978 году. На сегодня эта технология намного более продвинутая, чем была изначально. Многие годы самой быстрой остановки машины можно было добиться только используя техники ручного (без вспомогательных систем) торможения. И обычно именно так тормозили гонщики. Общепринятое в гоночной среде мнение также гласит, что использование ABS — не самый эффективный метод торможения. Сегодня, однако, во многих ситуациях в реальных условиях ABS одновременно предотвращает блокировку колес и замедляет машину быстрее, чем любая ручная техника торможения, особенно на влажной или скользкой дороге.