А) ценности религиозного сознания
ТЕМА №5
КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ПЛАН:
1. Понятие «Средневековье» в гуманитарной науке (15 мин)
2. Средневековье как христианский тип культуры:
а) ценности религиозного сознания;
б) художественные стили Средневековья (45 мин)
3. Рыцарство в культуре позднего Средневековья (30мин)
Литература:
1.Культурология: Учеб. пособие для вузов ; под ред. А.Н. Марковой. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
2.Силичев, Д.А. Культурология : Учеб. пособие для вузов. – М. : «ПРИОР», 20012.
3.Культурология/под ред. Ю.Н.Солонина, М.Г.Кагана. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 566с.
4.Кравченко, А.И. Культурология учебник / А.И. Кравченко. – М. : Проспект, ТК Велби. 2007.
5.Культурология: История мировой культуры / под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 608 с.
Вводная часть
Средневековье – эпоха, начинающая историю европейской культуры. Это самостоятельный тип культуры, предложивший свои христианские ценности и создавший свои памятники.
Термин «средние века» закрепился за данным периодом в связи с тем, что он занимает промежуточное место между Античностью и Новым временем. В то же время, в культурологическом измерении позднее Средневековье – XIV-XVII вв. – это уже другой тип культуры – эпоха Возрождения и Реформации.
Средневековая культура отличается от многих предыдущих и последующих эпох особым напряжением духовной жизни как в сфере идеального, должного, так и в области реального, практического. Несмотря на сильное расхождение между идеальным и реальным, все же сама социальная и повседневная жизнь людей в средние века была попыткой, стремлением воплощать христианские идеалы в практической деятельности. Культура Средних веков в Западной Европе положила начало новому направлению в истории цивилизации – утверждению христианства не только как религиозного учения, но и как нового мировосприятия и мироощущения, значительно повлиявшего на все последующие культурные эпохи.
Понятие «Средневековье» в гуманитарной науке
Средневековье – это эпоха, начинающая историю европейской культуры, начальный этап в истории европейской культуре. Слово средневековья ввели гуманисты. Оно означает тысячелетний период, соединивший античность с новым временем.
Историческое определение: период в истории Европы, длившийся с 4-5 – 13-14 вв. н.э., получивший название эпохи феодализма (то есть это эпоха становление и развития феодальных отношений). Культурологическое определение (то есть ценностное определение): средневековье – тип культуры, основанный на религиозном сознании.
Запишем слова английского философа Б.Рассела: «... средние века были грубыми, они были благочестивыми, они были рыцарственными». Грубость – ценность, сопровождающая начало средневековья, связанная с великим переселением народов, с вторжением варварских племён на территорию др. Рима (вторжение завершилось падением Рима в 476 г. (как падение целого мира)). Рыцарство – ценность, сопровождающая позднее средневековье (13-14вв.) Это особый способ жизни, состояние, мироощущение человека. Благочестие – религиозная ценность, определяющая основное (доминирующие) содержание средневековой культуры, которую назовут христианским типом культуры.
Средневековье как христианский тип культуры
а) ценности религиозного сознания.
Христианство – одна из трёх мировых религий, основанная на вере в Иисуса Христа. Место возникновения Палестина (провинция Римской империи). Время возникновения – I век н.э. Первые христиане - сектанты, угнетённые, рабы. В 380 г. – христианство – стало государственной религий восточной части Римской империи. Христианство – закономерный этап в развитии религиозного сознания, сменившее мифологическое сознание (языческое сознание). Варвары уничтожили всю античную культуру, но оставили христианство, обречены на него, т.к. она стала реальностью, проникла в сознание. Переворот в умах уже состоялся («революция умов»). Варвары на основе этого и создали средневековье. Можно выделить три этапа религиозного сознания:
- Анимизм (вера в духов (растворённость человека в природе))
- Политеизм (многобожие (человек выходит из природы и видит её со стороны))
- Монотеизм (вера в одного Бога (из множества богов выделен один)).
БИБЛИЯ – главный памятник, культурный знак средневековой истории, отразивший новые христианские ценности. «Книга веры, рассматривающая жизнь человека с точки зрения духовной вечности». (А. Мень).
– свод священных текстов или религиозный кодекс иудеев, христиан.
В Библии содержится мифологическая история древнееврейского народа:
1ый этап: Общая история – от Адама до потопа.
2ой этап: История древнееврейского народа: история праотцов (Авраам), история пророка Моисея, история израильского царства (расцвет при царях: Давид, Соломон), кризис древнееврейского царства – эпоха пророков, предсказывающих явление миссии. (Иссая).
3ий этап: история жизни и смерти Иисус Христос
Библия писалась 14 веков, много авторов – целостный законченный труд – композиционное, сюжетное, стилевое единство.
ЦЕННОСТИ (стержень Библии и эпохи):
– монотеизм (вера в 1-го Бога) – основная идея Ветхого и Нового Завета;
– двоемирие, (идея теоцентризма – разделение космоса на мир небесный и земной и постановка Бога в центр мироздания);
– идея договора (новая форма отношений между богом и человеком, согласно которой человек выполняет 10 заповедей, а Бог гарантирует вечное спасение).
Договор формирует новый тип поведения человека – гражданина, у которого духовное начало преобладает над телесным. Смысл жизни человека – нравственное развитие, духовное приближение человека к Богу. Человек в христианской культуре – христианин, обладающий внутренней духовной свободой.