Эстетика Г.В.Ф.Гегеля
эстетика Гегеля- В своей «Эстетике» Гегель строит грандиозную систему эстетических категорий, начиная с прекрасного, хотя предметом эстетики он считает искусство, точнее, изящные искусства. Тем не менее, центральной категорией остается прекрасное как чувственное бытие абсолютной идеи. Дальнейшее свое саморазвитие прекрасное осуществляет в двух направлениях: в природе и в искусстве.
Прекрасное в природе - это инобытие духа, т.е. оно есть низшая форма красоты, мешающая его саморазвитию. Поэтому прекрасное нуждается в искусстве как форма бытия и саморазвития абсолютной идеи, и оно существует в искусстве как идеал.
Красота в искусстве стоит выше красоты в природе. Ибо красота в искусстве является красотой, порожденной и вновь порождаемой духом, и насколько дух и его произведения стоят выше природы и ее явлений, настолько также и красота в искусстве стоит выше красоты в природе. В этом смысле прекрасное в природе является лишь отражением красоты, принадлежащей духу, является несовершенным, неполным видом красоты.
Таким образом, подлинно прекрасным для Гегеля может быть только искусство, существующее как идеал, которое создается субъектом творчества - художником.
В эстетике Гегеля лежит исторический принцип рассмотрения материала (причем само историческое развитие выступает у него как прогресс в сфере духа).
Мир представляет собой воплощение божественного начала, названного им абсолютной идеей. В результате обнаружения абсолютной идеи (прекрасного) в форме идеала и художественной оригинальности художника (гения или таланта) возникают исторические формы бытия искусства:
♦ символическая (доминирует на Востоке). Идейное содержание еще не обладает здесь особой индивидуальностью. Символизм способен только создать «внешнюю среду» для идеи. Более всего этому принципу искусства соответствует, по мысли Гегеля, архитектура.
В Связи с символической формой искусства Гегель рассматривает категорию возвышенного, так как оно не может быть выражено в конечных, чувственных формах, ему соответствует символ. С развитием чувственных форм образного воплощения абсолютной идеи возвышенность исчезает;
♦ классическая (характерна для античности). Идея, получившая в образах классического искусства черты индивидуальности, выступает как идеал. Наиболее полное выражение получила в скульптуре (пластике). Классическое искусство, по Гегелю, является вершиной развития искусства вообще. В нем воплощен идеал как совершенное и гармоническое единство содержания (идеи) и формы (материи). Именно их взаимопроникновение и равновесие и порождает высокое искусство классики;
♦ романтическая (преобладает в христианской Европе). Утверждает приоритет духовного содержания над чувственной формой. Ей соответствуют живопись, музыка, поэзия.
В романтическом искусстве гармония и совершенство, а, следовательно, и идеал постепенно начинают разрушаться, на смену им приходит определенная дисгармония (господство идеи над формой).
Искусство способствует духовному развитию человека и в особенности нравственному воспитанию личности. Искусство существует не для небольшого замкнутого круга немногих образованных людей, а для всей нации в целом. Гегель считал самым важным качеством искусства его непосредственную понятность. Он часто повторял, что искусство существует не для знатоков, а для публики.
Заслугой Гегеля является обоснование им ведущей роли сознательных усилий в творческом процессе. Творчество - создание нового, но такого нового, которое не забывает, не уничтожает старое, а помнит о нем, сохраняет его в себе как момент своей собственной истории, как свою предпосылку.
Индивидуальное подчинено общему. Для индивида же есть только один способ приобщения к мировой культуре: проделать для себя в кратчайший срок тот путь, который духовно уже пройден человечеством.
Несмотря на различие систем и методологических подходов представителей немецкой классической эстетики, в их теориях искусства и эстетических воззрениях много общего. Ключевые понятия, определяющие природу искусства, многообразие эстетических категорий выражают общий для той эпохи вгляд на искусство как на сферу уникального средоточия и равновесия противоположных начал. Смысл немецкой классической эстетики - в трактовке искусства и красоты как некой целостности, способной в силу своей интегративной природы разрешать всевозможные противоречия, быть отражением всей полноты универсума.
31. Модернизм и его философско-эстетические, научно-технические и социальные препосылки.
МОДЕРНИ́ЗМ (франц. modernisme, от лат. modernus — "новый, современный") — условное обозначение тенденций развития искусства, течений, школ, деятельности отдельных мастеров, стремящихся к обновлению художественного языка и считающих формальный эксперимент основой творческого метода. В зависимости от контекста термин "модернизм" используют спекулятивно, в целях противопоставления реализму. Наиболее широкое определение: исторический период развития искусства конца XIX — середины XX в. При этом началом модернизма считается импрессионизм в литературе, музыке и живописи, последствиями которого стало разъединение формы и содержания и дальнейшее совершенствование художественной формы путем анализа составляющих ее элементов. На этом основании сближают, а иногда и отождествляют модернизм и формализм.
32. Абстракционизм, сюрреализм, поп-арт и др.практики модернизма.
Абстрактивизм – тенденция художественного мышления к абстрагированию, отвлечению изобразительных образов от конкретных материальных объектов. Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника, признаков воспринимаемого объекта с целью нахождения существенных, наиболее общих, универсальных идей – это один из основных неотъемлемых способов мышления вообще. В истории искусства абстрагирующая тенденция присутствует постоянно.
Сюрреализм – одно из самых значительных и долговечных художественных направлений европейского авангардного искусства XX в. Впервые понятие «сюрреализм» ввел французский поэт Г. Аполлинер.Теоретики сюрреализма связывали с ним надежды на построение новой художественной реальности, более реальной, чем окружающий мир.
Поп-арт.
Другим направлением в искусстве Западной Европы и США 1950-1960-х годов являлся поп-арт, для которого характерны использование и переработка образов массовой (популярной) культуры.Термин «поп-арт» (популярное искусство) был введен критиком Л. Элоуэм в 1965 г. Как художественное направление поп-арт закрепляет давно наметившуюся в искусстве оппозицию: массовое – народное. Поп-арт ознаменовал отказ от абстракционизма, как беспредметного искусства, и переход к новым авангардистским направлениям.
Постмодернизм.
Постмодерни́зм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века[2]: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя предпостнеклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.
34. Акционизм (хеппенинги, перфомансы) и энвайронмент (арт-среда) как практики постмодернизма.
Хэ́ппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участиихудожника, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, четкого сценария. Одна из задач хэппенинга — преодоление границ между художником и зрителем.
Перфо́рманс -— форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, телохудожника и отношение художника и зрителя
Иногда перформансом называют такие традиционные формы художественной деятельности, как театр, танец, музыка, цирковые выступления и т. п.
§ Энвайромент то же, что окружающая среда
§ В современном искусстве: одна из форм авангардистского искусства, возникшая в 1960-1970-х гг.; представляет собой полностью организованную художником пространственную композицию, охватывающую зрителя наподобие реального окружения
35. Неоклассические эстетические категории (лабиринт, абсурд, жестокость, симулякр и др.)
Симуля́кр (от лат. simulo, «делать вид, притворяться») — «копия», не имеющая оригинала в реальности. Иными словами,семиотически, знак, не имеющий означаемого объекта в реальности.
Абсурд -нечто нелогичное, нелепое, глупое, из ряда вон выходящее, противоречащее здравому смыслу. Например картина из мусора
Жестокость –воплощение в искусстве насилия, террора, войн, катастроф и им подобных актов и состояний, связанных с высвобождением, прежде всего, агрессивных или эротико-агрессивных инстинктов человека
36. Массовое и элитарное искусство.
Понятие «элитарного» в противовес «массовому» вводится в оборот в конце XVIII в., хотя само по себе разделение искусства на массовое и элитарное и соответствующая дифференциация публики произошли значительно раньше. Особенно наглядно разделение художественного творчества на массовое и элитарное проявилось в концепциях романтиков. Первоначально у романтиков элитарное несет семантику избранности, образцовости. Понятие образцового, в свою очередь, понималось как тождественное классическому. Особенно активно понятие классического разрабатывалось в эпоху Возрождения, когда античная художественная традиция расценивалась как нормативное ядро, как некий вневременной образец художественного творчества. В таком понимании классическое отождествлялось с элитарным и образцовым.
Массовая культура -Массовая культура или поп-культура, масскультура, культура большинства — культура, распространенная, т.е. популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения,быт, музыка, в том числе и pop-music, литература, средства массовой информации,
Элитарная культура — это высокая культура, противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию[1].
37. Понятие искусства и его историческое развитие.
Слово «искусство» — первоначально обозначало всякое мастерство более высокогои особого сорта («искусство мышления», «искусство ведения войны»). Вобщепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, исозданных благодаря нему произведений — произведений искусства, которыеотличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой — от произведений
науки, ремесел, техники.
Реальные и душевные источники искусства, т.е. художественного творчества,усматриваются в различных явлениях: фантазии (романтизм), многообразномстремлении к изменению (Шиллер), стремлении к подражанию (Аристотель,современный натурализм), стремлении к символическому изображению (немецкийидеализм, экспрессионизм) и во многом другом.Искусство, как таковое, в отличие от философии, науки, религии и этикиначинается там, где целью эстетической деятельности становится не познаниеили преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозныхубеждений, а сама художественная деятельность, обеспечивающая созданиеособого, вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием
человека.
38. Художественный образ.
Художественный образ-всеобщая категория художественного творчества: присущая искусству (См. Искусство) форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путём создания эстетически воздействующих объектов. Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, обыкновенно — такой фрагмент, который обладает как бы самостоятельной жизнью и содержанием (например, Характер в литературе, символические образы вроде «паруса» у М. Ю. Лермонтова). Но в более общем смысле Х. о. — самый способ существования произведения, взятого со стороны его выразительности, впечатляющей энергии и значимости.
Содержание и форма искусства.
Содержание и форма – философские категории , отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности : определённым образом упорядоченной совокупности элементов и процессов , образующих предметы или явление , т.е. содержание , и способа существования и выражение этого содержания , его различных модификаций , т.е. формы . Понятие Формы употребляется также в значении внутренней организации Содержания , и в этом значении проблематика Формы получает дальнейшее развитие в категории структуры .
В истории философии , особенно идеалистической , Форма сводилась к структуре , а Содержание отождествлялось с некой неупорядоченной совокупностью элементов и свойств , что способствовало закреплению и сохранению в течение длительного исторического периода идеалистических представлений о примате Формы над Содержанием .
Взаимоотношение Содержания и Формы – типичный случай взаимоотношения диалектических противоположностей, характеризующихся как единством
Содержания и формы, так и противоречиями и конфликтами между ними.
Функции искусства.
1. Общественно-преобразующая (искусство как деятельность).
Искусство - творение художественной реальности и преображение реального мира в соответствии с идеалами художника. Например, порабощенный исландский народ создавал саги, в которых жили и действовали вольнолюбивые и мужественные герои-богатыри. В сагах народ духовно осуществлял свои помыслы о свободе и независимости. Мечты народа об освобождении от власти татаро-монгольского ига отражены в русских былинах. Эротизм кино и романов XX в. во многом определил сексуальную революцию 60 -70 гг.
2. Компенсаторная (искусство как утешение). Воспринимая художественное произведение, люди разряжают внутреннее напряжение и волнение, порожденные реальной жизнью, и хотя бы частично компенсируют монотонность повседневности.
Компенсаторная функция имеет три основных аспекта:
• отвлекающий (гедонистически-игровой и развлекательный);
• утешающий;
• способствующий духовной гармонии человека (собственно ком
пенсаторный).
Жизнь современного человека полна конфликтных ситуаций, напряжения, перегрузок, неосуществившихся надежд, огорчений. Искусство способно утешить человека, увести его в мир грез. Своей гармонией оно дает человеку равновесие, порой помогающее ему удержаться на краю пропасти, дает возможность жить дальше.
3. Познавательная (искусство как знание и просвещение)Философия Платона и Гегеля считала искусство низшей формой познания истины, проявляла недоверие к познавательным возможностям искусства. Однако они огромны, их нельзя заменить иными сферами человеческой духовной жизни. Из романов Ч. Диккенса можно узнать о жизни
английского общества больше, чем из сочинений всех историков, экономистов, статистов той эпохи, вместе взятых. Формула воды Н2О, но в ней
нет прелестного журчания ручья, напоминающего голос любимой, нет лунной дорожки на поверхности моря, нет таких бурлящих волн как на
картине И.В. Айвазовского «Девятый вал». Конкретно-чувственное богатство и сотни свойств воды остаются за пределами научного обобщения.
Особенно велика роль искусства в познании духовного мира человека. Оно проникает в самые глубины психологии личности, раскрывает сложнейшее взаимодействие мыслей, чувств, воли, раскрывает источники и побудительные мотивы действий и поступков людей.
4. Коммуникативная (искусство как общение). На коммуникативности искусства основывается его современное рассмотрение как знаковой системы. Искусство имеет свои условности. Многие виды искусства (музыка, живопись, танец) не требуют для их понимания перевода на другие языки. Искусство сближает людей, позволяет им лучше узнать друг друга (культурный обмен между странами).
5. Воспитательная (искусство как катарсис). Искусство формирует целостную личность. Воздействие искусства ничего общего не имеет с дидактическим нравоучительством, оно проявляется подсознательно. Аристотелевская теория катарсиса состоит в том, что показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, искусство заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает внутренний мир зрителей и читателей. Человек обогащается опытом других людей и быстрее и качественнее вырабатывает собственные ценностные установки.
6. Эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентации). Искусство формирует художественный вкус, способности и потребности человека, пробуждает его творческое начало.
7. Гедонистическая (искусство как наслаждение). Эстетическое наслаждение имеет особый духовный характер, и еще древние греки отличали его от плотских удовольствий. Художественное творчество доставляет людям радость постижения красоты и художественной правды.
Также по праву принадлежащим искусству можно выделить функции: внушающую, информационную, анализирующую, предвосхищения.