Судьбы животных. 1913 г

Художественный музей, Базель.

судьбы животных. 1913 г - student2.ru

Франц Марк.

Синяя лошадь. 1913 г. Городская галерея Ленбаххауз, Мюнхен.

Динамичная, яркая по цвету, эта картина ста­ла одной из многих работ Марка с изображением цветных — красных, жёл­тых, синих — лошадей. Для художника они были символом свободы.

*Лубок (народная картин­ка) — произведение народ­ной графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доходчивостью образа и предназначенное для распространения в на­родных массах

«НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ»

Термин «новая вещественность» (нем. Neue Sachlichkeit) был введён в 1923 г. директором художественной галереи в городе Мангейме (Германия) Густавом Хартлаубом, отметившим стремление «возвратиться к позитивной и конкрет­ной реальности», которое объединило многих немецких живописцев вскоре после Первой мировой войны. В 1925 г. в Мангейме прошла первая выставка художников «Новой вещественности»: Макса Бекмана (1884—1950), Отто Дикса (1891—1969), Георга Гросса (1893—1959) и др.

Общим для них было чувство неста­бильности, сомнение в постоянстве той реальности, которую они изобра­жали. В отличие от оптимистического реализма в искусстве «Новой вещест­венности» ощущается желание запечат­леть безвозвратно уходящее. Преуве­личенная чёткость линий и ясность объёмов лишь усиливают настроение трагической хрупкости мира. В болез­ненных и настороженных лицах, в пасмурных, невзрачных пейзажах отра­зилась одна из самых печальных эпох в судьбе Германии — период между поражением в Первой мировой войне 1914—1918 гг. и столь же драматичес­кой капитуляцией немецкого народа перед нацизмом в 1933 г.

судьбы животных. 1913 г - student2.ru

Отто Дикс. Гуго Эрфурт с собакой. 1926 г. Собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано.

судьбы животных. 1913 г - student2.ru

Георг Гросс. Чиновник магистрата. Государственные музеи, Берлин.

ПАУЛЬ КЛЕЕ

(1879—1940)

Творчество Пауля Клее с равным основанием относят к главным ху­дожественным течениям XX в. — экспрессионизму, кубизму, сюрреа­лизму, абстракционизму. Но в то же время можно утверждать, что оно не принадлежало целиком ни к од­ному из них.

Клее родился в Швейцарии в семье музыкантов. И хотя его про­фессиональным поприщем стало изобразительное искусство, предан­ность музыке он сохранил на всю жизнь. Талантливый скрипач, в труд­ные годы Клее подрабатывал, играя в оркестре. Музыкой, её ритмами, её аккордами проникнуто большинст­во работ художника. Он учился в Мюнхенской академии художеств, совершал поездки в Италию, в Па­риж, путешествовал по Германии, а после женитьбы обосновался в Мюнхене.

Линия стала главным средством выражения, а графика — той един­ственной областью, в которой Клее проявил себя в ранний период творчества. Интонация многих работ («Грозная голова», 1905 г.; «Инвен­ции», 1906 г.) иронична и горька. Но им присуща и лёгкость, особая дели­катность, некая мудрая отстранён­ность от изображаемых событий.

В 1910 г. открылась первая вы­ставка рисунков и гравюр Клее. Со следующего года он вошёл в круг ху­дожников «Синего всадника». Среди прочих идей, которые ему были здесь близки, нужно выделить осо­бенно внимательное отношение к выразительности детского рисунка. В то же время знакомство с кубиз­мом сделало композиции Клее более геометричными.

Несмотря на агрессивную кра­сочность живописных работ своего экспрессионистического окружения, Клее поначалу мало занимали проб­лемы цвета. Однако поездка в Тунис, которую он совершил в 1914 г., слов­но открыла ему глаза: «Цвет захватил меня, — записал он в дневнике. — Мне незачем гоняться за ним. Это осенило меня в счастливую минуту: я и цвет едины, я — художник». И дей­ствительно, нежные цветовые гармо­нии стали естественной средой для

судьбы животных. 1913 г - student2.ru

Пауль Клее.

Наши рекомендации